III. СИСТЕМЫ "ПЯТИ ЦИРКУЛИРУЮЩИХ" И "ШЕСТИ ЭНЕРГИЙ (ЦИ)" В КОМПЛЕКСЕ С
"НЕБЕСНЫМИ СТВОЛАМИ" И "ЗЕМНЫМИ ВЕТВЯМИ"
Состояние и влияние "пяти циркулирующих" и "шести энергий (ци)"
в разные годы проявляются по-разному, что объясняет отличие одного года от
другого. По-разному строятся и взаимоотношения между этими системами. Как гласит
учение о "циркуляции", две системы в соответствии с принципом принадлежности к
"пяти первоэлементам" находятся в отношениях взаимного порождения и взаимного
подавления. Принадлежность "пяти циркулирующих" в данном году определяется по
"центральной циркулирующей". Если в данном году "центральная циркулирующая" по
своей принадлежности к "пяти первоэлементам" порождает "управляющую небом ци",
то есть, если "циркулирующая" порождает ци, это называется "малым отступлением".
Если "циркулирующая" подавляет ци, это называется "несоответствием". Если ци
порождает "циркулирующую", это называется "правильным превращением". Если же ци
подавляет "циркулирующую", это называется "небесным наказанием". И, наконец,
если "циркулирующая" и ци по своей принадлежности к "пяти первоэлементам"
совпадают, это называется "небесным совпадением" (знамением).
В годы "малого отступления" и "несоответствия", поскольку
"циркулирующая" порождает и, соответственно, подавляет ци, основное влияние на
метеоусловия оказывают "пять циркулирующих", превосходящие по силе "шесть
энергий", которые играют второстепенную роль.
В годы "правильного превращения" и "небесного наказания",
поскольку ци "порождает" и, соответственно, подавляет "циркулирующую", а значит
превосходит ее по силе, характер метеоусловий определяется, главным образом,
"шестью ци", в то время, как "пять циркулирующих" занимают подчиненное
положение.
Если на год "циркулирующей земли" выпадает "сырая земля с
сильным инь" в качестве "управляющей небом ци" или на год "циркулирующего огня"
приходится "относительный огонь со слабым ян" или "благородный огонь со слабым
инь" в качестве "управляющих небом ци" и так далее, такой год называют "небесным
совпадением". В такой год "циркулирующая" и ци совпадают по своей принадлежности
к "пяти первоэлементам", что значительно усиливает вероятность аномальных
изменений климатических условий, поскольку сильно возрастает влияние факторов,
определяющих тенденции изменения метеоусловий, создается ситуация их чрезвычайно
бурной активности.
Выше мы рассмотрели основные проблемы, связанные с системами
"пяти циркулирующих" и "шести ци". Однако этих знаний еще недостаточно, чтобы
рассчитать и спрогнозировать характер климатических изменений в том или ином
году. Для этого еще необходимо учитывать порядок летоисчисления по "небесным
стволам" и "земным ветвям" (циклическим знакам).
"Десять небесных стволов" - это циклические знаки цзя, и, бин,
дин, у, цзи, гэн, синь, жэнь, гуй.
"Двенадцать земных ветвей" - это циклические знаки цзы, чоу,
инь, мао, чэнь, сы, у, вэй, шэнь, ю, сюй, хай.
Летоисчисление по "небесным стволам" и "земным ветвям" строится
на объединении знаков десятеричной и двенадцатеричной систем, пары которых
служат для обозначения того или иного года.
Для обозначения первого года берутся первые знаки двух систем -
цзя и цзы. Первый год, таким образом, получает девиз цзяцзы. Для обозначения
второго года берутся вторые знаки - и и чоу. Девиз второго года - ичоу. Далее
следуют годы биньинь, динмао, учэнь и т.д. Однако ввиду разного количества
знаков в двух системах для завершения полного цикла возможных сочетаний от
цзяцзы до цзяцзы "небесные стволы" используются 6 раз, а "земные ветви" - 5.
Таким образом, для "небесных стволов" -10х6= 60, для "земных ветвей" -12 х 5=
60. То есть полный цикл составляет 60 парных сочетаний (см. табл. 1).
Таблица 1
Парные сочетания "небесных стволов" иоземных ветвей"
Цзяцзы |
ичоу |
биньинь |
динмао |
учэнь |
цзисы |
ганъу |
синьвэй |
жэньшэнь |
гуйю |
цзясюй |
ихай |
бинцзы |
динчоу |
уинь |
цзимао |
гэнчэнь |
синьсы |
жэньу |
гуйвэй |
цзяшэнь |
ию |
бинсюй |
динхай |
'уцзы |
цзичоу |
ганьинь |
синьмао |
жэнь- чэнь |
гуйсы |
цзяу |
ивэй |
биншэнь |
динью |
усюй |
цзихай |
гэнцзы |
синьчоу |
жэньинь |
гуймао |
цзяинь |
имао |
бинчэнь |
динсы |
уу |
цзивэй |
гэншэнь |
синью жэнь |
сюй |
гуйхай |
"Стволы" и "ветви" подразделяются на категории инь и ян.
Нечетные знаки (1, 3,5,7,9,11) относятся к ян, а четные (2,4,6,8,10,12) -к инь.
То есть "небесные стволы" цзя, бин, у, гэн и жэнь принадлежат к категории ян, а
и, дин, цзи, синь и гуй - к категории инь. Соответственно, "земные ветви" цзы,
инь, чэнь, у, шэнь и сюй - принадлежат к категории ян, а чоу, мао, сы, вэй, ю и
хай - к категории инь. Такая классификация циклических знаков совпадает с
чередованием инь-черт и ян-черт в триграммах (см. табл. 2 и 3).
Таблица 2
Принадлежность "небесных стволов" к инь и ян
"ян-стволы" |
цзя |
бин |
у |
гэн |
жэнь |
Порядковый номер |
1 |
3 |
5 |
7 |
9 |
"инь-стволы" |
и |
дин |
цзи |
синь |
гуй |
Порядковый номер |
2 |
4 |
6 |
8 |
8 10 |
Таблица 3
Принадлежность "земных ветвей" к инь и ян
"ян-ветви" |
цзы |
инь |
чэнь |
у |
Шэнь |
сюй |
порядковый номер |
1 |
3 |
5 |
7 |
9 |
11 |
"инь-ветви" |
чоу |
мао |
сы |
вэй |
ю |
хай |
порядковый номер |
2 |
4 |
6 |
8 |
10 |
12 |
При соответствии друг другу "стволор" и "ветвей" "ян-стволы"
всегда соотносятся с "ян-ветвями", Я "инь-стволы" - с "инь-ветвями". В случае
несоответствия "стволы" относятся к категории ян, а "ветви" - к категории
инъ.
"Стволы" и "ветви" также могут характеризоваться по
принадлежности к "пяти первоэлементам". Учение о "циркуляции ци" гласит, что
"небесные стволы" цзя и и соответствуют первоэлементу дерево, бин и дин -
первоэлементу огонь, у и цзи - первоэлементу земля, гэн и синь - первоэлементу
металл, жэнь и гуй - первоэлементу вода. Парная принадлежность "стволов"
первоэлементам объясняется тем, что, как говорилось выше, четные "стволы"
относятся к категории инь, нечетные - к категории ян, а каждый из "пяти
первоэлементов" также имеет категориальную инь- или ян-принадлежность. Поэтому
знак цзя соответствует "ян-дереву", а знак и - "инь-дереву", знак бин -
"ян-огню", а знак дин - "инь-огню"; знак у - "ян-земле", а знак цзи -
"инь-земле"; знак гэн - "ян-металлу", а знак синь - "инь-металлу"; знак жэнь -
"ян-воде", а знак гуй - "инь-воде" (см. табл. 4).
"Земные ветви" соотносятся с "пятью первоэлементами" следующим
образом: "ян-цзы" и "инь-хай" соответствуют воде, "ян-у" и "инь-сы" - огню,
"ян-инь" и "инь-мао" - дереву, "ян-шэнь" и "инь-ю" - металлу, "ян-чэнь" и
"ян-сюй", а также "инь-чоу" и"инь-вэйе - земле.
Такая принадлежность "земных ветвей" определяется тем, что
первый, третий, пятый, седьмой, девятый и одиннадцатый месяцы имеют нечетные
номера и относятся к категории ян, а поскольку первый месяц проходит под знаком
инь, третий месяц - под знаком чэнь, пятый месяц - под знаком у, седьмой месяц -
под знаком шэнь, девятый - под знаком сюй, одиннадцатый - под знаком цзы, то эти
знаки приобретают соответствующую ян-принадлежность. Второй, четвертый, шестой,
восьмой, десятый и двенадцатый месяцы имеют четные номера и поэтому относятся к
категории инь. А поскольку второй месяц проходит под знаком мао, четвертый - под
знаком сы, шестой - под знаком вэй, восьмой - под знаком ю, десятый - под знаком
хай, двенадцатый - под знаком чоу, то все эти знаки принадлежат к категории
инь.
Таблица 4
Соответствия между "десятью стволами" и "пятью
первоэлементами"
"небесные стволы" |
цзя, и |
бин, дин |
у, цзи |
гэн, синь |
жэнь, гуй |
принадлежность к инь и ян |
ян инь |
ян инь |
ян инь |
ян инь |
ян инь |
"пять первоэлементов" |
дерево |
огонь |
земля |
металл |
вода |
пять сторон света |
восток |
юг |
центр |
запад |
север |
пять времен года |
весна |
лето |
"продленное лето" |
осень |
зима |
"Хай-месяц" и"цзы-месяц" - два зимних месяца, следующие друг за
другом, первый - инь, второй - ян. Зима наступает в связи с приходом северной
холодной ци и соответствует воде. Поэтому знаки хай и цзы соотносятся с
водой.
"Сы-месяц" и "у-месяц" - два летних месяца, следующие друг за
другом, первый - инь, второй - ян. Лето наступает с приходом южной жаркой ци и
соответствует огню. Поэтому знаки сы и у соотносятся с огнем.
"Инь-месяц" и "мао-месяц" - два весенних месяца, следующие друг
за другом, первый - инь, второй - ян. Весна наступает с приходом восточной
теплой ци и соответствует дереву. Поэтому знаки инь и мао соотносятся с
деревом.
"Шэнь-месяц" и "ю-месяц" - два осенних месяца, следующие друг
за другом, первый - инь, второй - ян. Осень наступает с приходом западной сухой
ци и соответствует металлу. Поэтому знаки шэнь и ю соотносятся с металлом.
Третий, шестой, девятый и двенадцатый месяцы, проходящие под
знаками, соответственно, чэнь, вэй, сюй, чоу, являются последними месяцами
весны, лета, осени и зимы, а потому соответствуют "центральной земле". Каждые
восемнадцать дней, предшествующие сезонам "начало весны", "начало лета", "начало
осени" и "начало зимые, приходившимся на "чэнь-месяц" (третий), "вэй-месяц"
(шестой), "сюй-месяц" (девятый) и "чоу-месяц" (двенадцатый), являются периодами
доминирования "центральной земли" (см. табл. 5).
Таблица 5
Соответствия между "двенадцатью ветвями" и "пятью
первоэлементами"
инь, мао |
у, сы |
чэнь, сюй, чоу, вэй |
шэнь, ю |
цзы, хай |
дерево |
огонь |
Земля |
металл |
Вода |
Обратившись вновь к "десяти небесным стволам", отметим, что
знаки цзя и цзи соотносятся с землей, а поэтому в годы, проходящие под знаками
цзя и цзи, вне зависимости от выпадающих на них "ветвей", "центральной
циркулирующей" будет "циркуляция земли". Из периодической таблицы сочетания
"небесных стволов" и "земных ветвей" (см. табл. 1) видно, что таких лет -
двенадцать: цзяцзы, цзясюй, цзяшэнь, цзяу, цзячэнь, цзяинь, цзисы, цзимао,
цзигоу, цзи-хай, цзию, цзивэй. Знак цзя соотносится с "ян-землей", знак цзи - с
"инь-зем-лей". Поэтому "цзя-годы" характеризуются "избыточностью" "циркуляции
земли", а "цзи-годы" - ее "недостаточностью". Аналогичным образом обстоит дело
со всеми стволами, то есть каждая "циркулирующая" доминирует по двенадцать лет,
из которых шесть лет с "избыточностью", а шесть лет с "недостаточностью". В
соответствии с принципами смены "пяти циркулирующих" "центральная циркулирующая"
является "первой циркулиряющей-гостем". Поэтому, определив "центральную
циркулирующую", можно без труда рассчитать порядок смены
"циркулирующих-гостей".
Из пяти "циркулирующих-хозяеве "первая циркулирующая" - всегда
дерево (звук цзяо), а последняя - всегда вода (звук юй). Остается неизвестным, к
какой категории относится "первая циркулирующая-дерево": к категории ян или инь,
к "слабому цзяо" или к "сильному цзяо". Принадлежность ее определяется, исходя
из принципа "взаимопорождения" "пяти первоэлементов" и "сильного" и "слабого"
отсчетом от принадлежности доминирующего в этом году "небесного ствола"к тому
или иному "первоэлементу" и к категории инь или ян.
Например, данный год проходит под знаком "небесного ствола"
бин. Бин соответствует "ян-воде с сильным звуком юй". "Сильный юй" порождается
"слабым шан", "слабый шан" порождается "сильным гун", "сильный гун" порождается
"слабым чжи", "слабый чжи" порождается "сильным цзяо". Таким образом, "первой
циркулирующей-хозяином" года бин выступает "ян-дерево с сильным цзяо", а
"последней циркулирующей-хозяином", соответственно, "ян-вода с сильным юй".
Аналогичным образом осуществляется подсчет для любого года. Года дин и жэнь
являются годами "цзяо-циркулирующей", поэтому и без вычислений можно определить,
что "первой циркулирующей-хозяином" в году дин является "слабый цзяо", а в году
жэнь - "сильный цзяо", поскольку дин относится к категории инь, а жэнь - к
категории ян.
Взаимоотношения между "двенадцатью ветвями" и "шестью ци"
строятся следующим образом. Знаки цзы и у соответствуют "благородному огню (жар)
со слабым инь", знаки чоу и вэй - "сырой земле с сильным инь", знаки инь и шэнь
- "относительному огню (огонь) со слабым ян", знаки мао и ю - "сухому металлу со
светлым ян", знаки чэнь и сюй - "холодной воде с великим ян", знаки сы и хай -
"ветряному дереву с отсутствующим инь" (см. табл. 6).
Таблица 6
Соответствия между "земными ветвями" и "шестью
энергиями"
цзы, у |
чоу, вэй |
инь, шэнь |
мао,ю |
чэнь, сюй |
сы, хай |
благородный огонь (жар) со слабым инь |
сырая земля с сильным инь |
относительный огонь (огонь) со слабым ян |
сухой металл со светлым ян |
холодная вода с великим ян |
ветряное дерево с отсутствующим
инь |
Поскольку знаки цзы и у соответствуют "благородному огню со
слабым инь", то в годы, проходящие под этими знаками, с каким бы знаком из
системы "небесных стволов" они ни совпали, "управляющей небом ци" выступает
"благородный огонь (жар) со слабым инь". Это годы цзяцзы, бинцзы, уцзы, гэнцзы,
шэньцзы, цзяу, бинъу, уу, гэнъу и жэньу - всего десять лет. Аналогично
рассчитываются и остальные годы: в годы чоу и вэй "управляющей небом ци"
является "сырая земля с сильным инь", в годы инь и шэнь - "относительный огонь
(огонь) со слабым ян", в годы мао и ю - "сухой металл со светлым ян", в годы
чэнь и сюй - "холодная вода с великим ян", в годы сы и хай - "ветряное дерево с
отсутствующим инь". Таким образом, каждая из "шести ци" в течение
шестидесятилетнего цикла по десять раз выступает в роли "управляющей небом ци".
Определив "управляющую небом ци", не составляет труда рассчитать "источниковую
ци", "левую промежуточную цие и "правую промежуточную ци".
Полная смена всех "пяти циркулирующих" происходит за десять
лет, а "шести ци" - за шесть. Поскольку "небесные стволы" находятся в отношениях
соответствия с "пятью циркулирующими", а "земные ветви" - с "шестью ци", то
"небесная ци" может быть представлена в виде "ци небесных стволов",
представляющих "пять циркулирующих", а "земная ци" - в виде "ци земных ветвей",
представляющих "шесть ци". Существование жестких соответствий между "небесными
стволами" и "пятью циркулирующими", с одной стороны, и "земными ветвями" и
"шестью ци", с другой, дает возможность рассчитать, к какому типу метеуословий
относится тот или иной год. Для этого достаточно выяснить его обозначение в
периодической шестидесятилетней системе "стволов" и "ветвей".
Тем не менее, необходимо особо выделить шесть специфических
типов метеоусловий, характерных для ряда лет, хотя и подпадающих под
классификацию, приведенную в начале раздела III ("малое отступление",
"несоответствие", "превращение вперед", "небесное наказание", "небесное
совпадение"), но имеющих значительные отличия в характере проявления
метеорологических особенностей.
1. "Небесное совпадение". Входит в систему пяти основных типов,
указанных выше, и приходится на годы цзичоу, цзивэй, уинь, ушэнь, уцзи, уу,
имао, ию, дин-сы, динхай, бинчэнь, бинсюй. Годы "небесного совпадения"
характеризуются высокой степенью климатических аномалий.
2. "Подобное небесное совпадение". Год "небесного совпадения"
характеризуется принадлежностью "центральной циркулирующей" и "управляющей небом
ци" к одному и тому же первоэлементу, а для года "подобного небесного
совпадения" характерно совпадение сильной "центральной циркулирующей" по этому
же признаку с "источниковой ци". При этом возможны три варианта: "центральная
циркулирующая" - "ян-земля с сильным гун", "источниковая ци" - "сырая земля с
сильным инь" - годы цзячэнь и цзясюй; "центральная циркулирующая" - "ян-дерево с
сильным цзяо", "источниковая ци" - "ветряное дерево с отсутствующим инь" - годы
жэньинь и жэньшэнь; "центральная циркулирующая" - "ян-металл с сильным шан",
"источниковая ци" - "сухой металл со светлым ян" - годы чэнцзы и гэнъу.
Собственно к подобному "небесному совпадениюе относятся последние четыре года,
поскольку годы цзячэнь и цзясюй одновременно можно отнести к следующей категории
- "годовой встрече". Годы "подобного небесного совпадения" также характеризуются
высокой степенью климатических аномалий.
3. "Годовая встреча". "Земная ветвь" мао соответствует дереву,
"ветвь" у - огню, ю - металлу, цзы - воде, и каждая из них занимает подобающее
ей место. А "ветви" чэнь, сюй, чоу и вэй соответствуют одному первоэлементу -
земле. Годы, когда эти ветви по принадлежности первоэлементу земля совпадают с
"центральной циркулирующей", называются "годовой встречей". Это динмао, уу,
цзячэнь, цзясюй, цзичоу, цзивэй, ию и бинцзы, из которых ию, уу, цзивэй и цзичоу
относятся к годам "небесного совпадения", поэтому собственно "годовая встреча"
приходится на четыре оставшиеся года. Климатические условия в эти периоды
приближаются к норме.
4. "Подобная годовая встречае. Приходится на годы, которые
характеризуются совпадением по принадлежности и первоэлементу слабой
"центральной циркулирующей" и "источниковой ци". Здесь возможны три варианта:
"центральная циркулирующая" - "инь-огонь со слабым чжи", "источниковая ци" -
"относительный огонь со слабым ян" - годы гуйсы, гуйхай; "центральная
циркулирующая" - "инь-вода со слабым юй", "источниковая ци" - "холодная вода с
великим ян" - годы синьчоу и синьвэй; "центральная циркулирующая" - "инь-огонь
со слабым чжи", "источниковая ци" - "благородный огонь со слабым инь" - годы
гуймао и гуйю. Климатические условия в эти шесть лет близки к нормальным.
5. "Небесное совпадение сильного и". Так называются годы,
имеющие характеристики одновременно "небесного совпадения" и "годовой встречи",
это: цзичоу, цзивэй, ию и уу. В такие годы происходит совпадение по
принадлежности и первоэлементу сразу трех составляющих: "центральной
циркулирующей", "управляющей небом ци" и годовой "ветви". Поэтому такое явление
еще носит название "триединого управления". В такие годы в климатических
условиях могут отмечаться серьезнейшие аномалии.
6. "Равновесие ци". Наступает тогда, когда сильная "центральная
циркулирующая" "сдерживается" "управляющей небом ци" или когда слабая
"центральная циркулирующая" "поддерживается" годовой "ветвью", то есть когда
формируются климатические условия, для которых не характерна ни "сила", ни
"слабость", а "равновесие ци". Например, год гуйсы: знак гуй соотносится с
"инь-огнем", "центральная циркулирующая" представлена слаоым "инь-огнем", знак
сы соотносится с огнем и, следовательно, "поддерживает" слабую "циркуляцию
огня". Наступает "равновесие ци". Климатические условия в годы "равновесия ци"
характеризуются как нормальные и весьма стабильные. Вероятность аномалий
чрезвычайно мала. К таким годам относятся: гуйсы, синьхай, цзивэй, цзичоу,
динмао, ию, а также гэншэнь, гэньинь, гэнъу, гэнцзы, усюй, учэнь - всего
двенадцать лет, в первые шесть из которых слабая "циркулирующая"
"поддерживается" годовой "ветвью", а в последующие шесть - сильная
"циркулирующая" "сдерживается" ею.
Анализируя динамику метеоусловий, учение о "циркуляции ци"
подразделяет изменения, происходящие с "великой ци", на две большие системы:
"пять циркулирующих" и "шесть энергий". Эти две системы, в свою очередь,
подразделяются на ряд подсистем: "центральные циркулирующие",
"циркулирующие-хозяева", "циркулирующие-гости", "ци-хозяева", "ци-гости" и т.д.,
каждая из них представляет собой целостную структуру, способную поддерживать
внутреннюю сбалансированность за счет последовательно цикличного характера
функционирования этих систем. Система "пяти циркулирующих" организована по типу
"пяти первоэлементов" и включает "пять ци": дерево, огонь, землю, металл и воду.
Система "шести энергий" представляет собой целостное единство "шести ци": ветра,
жара, огня, сырости, сухости и холода, структурно организованных по принципу
"три инь - три ян" ("взаимопорождения инь и ян"). Взаимоотношения элементов в
системе "шести энергий" имеют ряд особенностей: все "шесть ци" имеют
определенную последовательность и доминируют поочередно в соответствии с этой
последовательностью, каждая из "шести ци" имеет парную оппозицию ("отсутствующее
инь" - "слабое ян", "слабое инь" - "светлое ян", "сильное инь" - "великое ян"),
с которой они могут находиться в диспозициях: "управляющая небом ци" -
"источниковая ци", или "левая промежуточная ци" - "правая промежуточная ци".
Одновременно с этим обе системы - "пяти циркулирующих" и "шести ци" - находятся
в отношениях взаимного влияния: "отсутствующее инь" соответствует дереву,
"слабое инь" - "благородному огню", "сильное инь" - земле, "слабое ян" -
"относительному огню", "светлое ян" - огню, "великое ян" - воде.
Согласно учению о "циркуляции ци", метеоизменения находятся в
тесной связи со временем и пространством. Очевидно, что и расчеты, связанные с
определением "циркулирующей-хозяина", "циркулирующей-гостя", "ци-хозяина",
"ци-гостя", и выяснение зависимости типов метеоизменений, характерных для
каждого периода шестидесятилетнего цикла от системы летоисчисления по "небесным
стволам" и "земным ветвям", - все это исследования процессов, протекающих во
времени, связанных, согласно учению о "циркуляции ци", с изменением
пространственной ориентации. Например, "пять первоэлементов" соответствуют "пяти
направлениям": восток порождает ветер и символизирует весну, юг порождает жару и
символизирует лето, "центр" порождает сырость и символизирует "продленное лето",
запад порождает сухость и символизирует осень, север порождает холод и
символизирует зиму. В данном случае "пять времен года", "пять направлений" и
пять видов метеофакторов рассматриваются в единстве.
Итак, в соответствии с учением о "циркуляции ци" процесс
изменения метеоусловий носит определенный упорядоченный характер, проявляющийся
в повторении из года в год сменяющих друг друга времен года, в чередовании
периодов "избыточности" и "недостаточности", образующих замкнутый
шестидесятилетний цикл. Однако эта упорядоченность также характеризуется большим
количеством нарушающих ее явлений, поскольку так называемой "Системе
определяющих метеофакторов" свойственны как стабильность и устойчивость, так и
динамичность и изменчивость. Коща говорят, что "ци выбивается из общего ряда",
имеют в виду как раз аномальные явления, когда "пять циркулирующих ци" в
нарушение обычной временной последовательности "хозяйничают" в течение того или
иного периода. Такие аномалии являются причиной разнообразных бедствий.
Досрочное появление "циркулирующей", время "управления" которой еще не
наступило, приводит к аномальным изменениям, характеризующимся "избыточностью" и
называемым "излишней ци". Обратное явление, когда, несмотря на наступление
определенного периода, ци, "управляющая" им, еще не появилась, приводит к
отклонениям от нормы, характеризующимся "недостаточностью" и называемым
"подавленной ци".
Изменчивость, связанную с нарушением строгой упорядоченности,
нельзя игнорировать, ведь возникновение многих заболеваний, неурожаи в сельском
хозяйстве всегда связаны с аномальными изменениями климатических условий, но при
этом следует помнить, что устойчивость "системы основных метеофакторов" является
их главной, определяющей характеристикой, а изменчивость занимает подчиненное
положение. В шестидесятилетнем цикле каждый год имеет свои значительные
метеорологические особенности, иллюстрирующие неустойчивость изменений
метеоусловий, однако, если сравнивать между собой более продолжительные отрезки
времени, измеряемые периодами по шестьдесят лет, то можно констатировать, что с
точки зрения изменчивости метеоусловий они будут абсолютно одинаковыми. Поэтому
климатическая норма и аномалия - понятия относительные, а изменения метеоусловий
носят закономерный упорядоченный характер.
IV. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ КЛИМАТИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ И ВОЗМОЖНЫХ
ЗАБОЛЕВАНИЙ
1. Определение "центральной циркулирующей" по "небесным
стволам". Сначала необходимо определить "центральную циркулирующую ци" данного
года, а затем с учетом последовательной смены "пяти циркулирующих" рассчитать,
какая "циркулирующая" будет доминировать в данном году и строить прогнозы,
отталкиваясь от полученного результата.
В годы цзя и цзи "циркулирующая" - земля. В год цзя -
"избыточная ян-зем-ля", которая в силу "избыточности" значительно доминирует над
водой, а потому несет сырость и дожди, способна оказать вредное воздействие на
ци почек. В год цзи "циркулирующая" - "недостаточная инь-земля", которая в силу
"недостаточности" подавляется деревом, а потому сопровождается сильными ветрами
и может отрицательно сказаться на ци селезенки.
В годы и и гэн в качестве "циркулирующей" выступает металл, в
год гэн - "избыточный ян-металл", в год и - "недостаточный инь-металле. В первом
случае он доминирует над деревом, вызывает засушливую погоду и может
отрицательно сказаться на ци печени. Во втором случае металл подавляется огнем,
что является причиной жары и зноя и может отрицательно повлиять на ци
легких.
В годы бин и синь в качестве "циркулирующей" выступает вода. В
год бин - "избыточная ян-вода", в год синь - "недостаточная инь-вода". В первом
случае она доминирует над огнем, вызывает распространение "холодной ци" и
способна нанести вред ци сердца. Во втором случае вода подавляется землей, что
способствует распространению сырой и дождливой погоды и отрицательно сказывается
на ци почек.
В годы дин и жэнь "циркулирующая" - дерево. В год жэнь -
"избыточное ян-дерево", в года дин - "недостаточное инь-дерево". В первом случае
оно доминирует над землей, вызывает ветреную погоду и может нанести вред ци
селезенки. Во втором случае дерево подавляется металлом, в результате чего
устанавливается сухая погода и может пострадать ци печени.
В годы у и гуй в качестве "циркулирующей" выступает огонь. В
год у - "избыточный ян-огонь", в год гуй - "недостаточный инь-огонь". В первом
случае он доминирует над металлом, в результате чего распространяются жара и
зной, наносится вред ци легких. Во втором - огонь подавляется водой, что
вызывает распространение холода и вредит ци сердца.
2. Определение "управляющей небом" и "источниковой ци" по
"земным ветвям". Для этого можно использовать следующую формулу.
В годы цзы и у "управляющая небом ци" - "благородный огонь со
слабым инь", "источниковая ци" - "сухой металл со светлым ян", в годы чоу и вэй
"управляющая небом ци" - "сырая земля с великим ян", "источниковая ци" -
"холодная вода с великим ян"; в годы инь и шэнь "управляющая небом ци" -
"относительный огонь со слабым ян", "источниковая ци" - "ветряное дерево с
отсутствующим инь"; в годы мао и ю "управляющая небом ци" - "сухой металл со
светлым ян", "источниковая ци" - "благородный огонь со слабым инь"; в годы чэнь
и сюй "управляющая небом ци" - "холодная вода с великим ян", "источниковая ци" -
"сырая земля с сильным инь"; в годы сы и хай "управляющая небом ци" - "ветряное
дерево с отсутствующим инь", "источниковая ци" - "относительный огонь со слабым
ян".
"Управляющая небом ци" играет главенствующую роль,
"источниковая ци" - подчиненную, при этом "управляющая небом ци" занимает
определяющее положение в первой половине года, "источниковая ци" - во
второй.
3. Определение взаимной обусловленности "стволов" и "ветвей".
Например, при совпадении по принадлежности "центральной циркулирующей ци",
зависящей от "стволов", и "управляющей небом ци" складывается "небесное
совпадение", при ее совпадении с "годовой ветвью" возникает "годовая встреча",
при совпадении всех трех составляющих говорят о "небесном совпадении сильного
и". Об этом подробно говорилось выше.
Годы "небесного совпадения" и "подобного небесного совпадения"
отличаются значительными аномалиями климатических условий и быстрым развитием
возможных заболеваний.
Годы "небесного совпадения сильного и" характеризуются мощными
климатическими катаклизмами и распространением внезапных заболеваний и
смертей.
Для "годовых встреч" и "подобных годовых встреч" характерно
приближение климатических условий к норме.
Годы "равновесия ци" - годы максимально устойчивой нормальной
погоды, сопровождающиеся снижением заболеваемости и тенденцией к быстрому
выздоровлению.
Отношения "порождения" и "сдерживания" между "центральной
циркулирующей" и "управляющей небом ци" по системе "пяти первоэлементов"
складываются следующим образом. Когда "управляющая небом ци" и "порождает"
"центральную циркулирующую", происходит "благоприятное превращение", когда
"центральная циркулирующая" "порождает" "управляющую небом ци", возникает "малое
отступление"; когда "управляющая небом ци" "сдерживает" (подавляет) "центральную
циркулирующую", складывается "небесное наказание"; когда "центральная
циркулирующая" "сдерживает" "управляющую небом ци", возникает
"несоответствие".
"Небесное наказание" и "несоответствие" выступают в качестве
ослабляющего фактора, "правильное превращение" - усиливающего, а "малое
отступление" - нейтрального. То есть, если на год с "недостаточностью" выпадает
"усиление" или на год с "избыточностью" приходится "ослабление", то их характер
может измениться в сторону "равновесия ци".
Взаимная обусловленность "стволов" и "ветвей" имеет массу
нюансов и вариантов, которые, к сожалению, не могут быть описаны в одной
статье.
Используя приведенную выше методику прогнозирования, можно
определить характер предполагаемых климатических условий для того или иного
года, а, следовательно, и принять профилактические меры, направленные на
уменьшение ущерба сельскому хозяйству и здоровью человека. Правильный учет
сезонных климатических факторов в клинической практике также может
способствовать значительному повышению точности диагностирования и эффективности
лечения.
Журнал "Цигун и жизнь". Год 1993. №6. |