БЕЛАРУСЬ
ВЕНГРИЯ
ИЗРАИЛЬ
КАЗАХСТАН
КАНАДА
КИТАЙ
КЫРГЫЗСТАН
ЛАТВИЯ
ЛИТВА
МОЛДОВА
НОРВЕГИЯ
ОАЭ
ПРИДНЕСТРОВЬЕ
РОССИЯ
СЛОВАКИЯ
США
УКРАИНА
ЭСТОНИЯ
Главная
Тех. поддержка сайта

Главная страница
 



ЧЖУН ЮАНЬ ЦИГУН
 
Все новости Начинающим Практикующим Материалы Поиск на сайте Контакты


Цигун-тренировка и инь-ян.

Учение об инь-ян — важнейшая составная часть теории китайской медицины. Она исходит из того, что все явления и предметы во вселенной включают две взаимно противоположные стороны: инь и ян (рис. 1). Например: Небо (ян) и Земля (инь), солнце и луна, день и ночь, жара и холод, мужчина и женщина, верх и низ, внутреннее и наружное, динамическое и статическое, огонь и вода, выдох и вдох, полное и пустое и пр. Благодаря их изменениям возникают все явления и предметы, они же вызывают изменения и развитие явлений и предметов. В связи с этим в «Простых вопросах» («Сувэнь»), в «Великой теории соответствия явлений инь-ян», сказано: «Инь и ян — путь Неба и Земли, закон, связывающий в сеть тьму вещей, отец и мать изменений, корень и начало жизни и смерти». Цигун-закалку также следует проводить, руководствуясь учением об инь и ян.

Основное содержание учения об инь-ян

Учение об инь-ян в китайской медицине находит следующее основное применение.
Взаимное противопоставление инь и ян. Учение об инь-ян исходит из того, что во всех явлениях и предметах существует две стороны: инь и ян. И они все время вытесняют друг друга, борются друг с другом, инициируя изменения и развитие в явлениях и предметах. Так, в «Простых вопросах», в главе «О малярии» сказано: «Инь и ян, верх и низ, взаимно борются, пустое и полное преимущественно действуют, инь и ян взаимно сдвигаются».
Кроме того, инь и ян взаимно обуславливают друг друга: если с одной стороны избыток, то это вызывает на другой стороне недостаток, и наоборот, недостаток с одной стороны может привести к избытку с другой. Так, в «Простых вопросах», в «Великой теории соответствия явлений инь-ян» сказано: «Инь побеждает — тогда ян заболевает, ян побеждает — тогда инь заболевает».
Инь и ян зависят друг от друга. Инь и ян — две противоположные стороны, но в то же время они друг на друга опираются: ни одна сторона не может покинуть другую и существовать самостоятельно. Поэтому ян зависит от инь, инь зависит от ян, каждая сторона — условие существования другой стороны. Такое взаимозависимое взаимоотношение обычно называют «взаимными корнями» (ху гэнь). В той же главе «Сувень» на эту тему сказано так: «Инь внутри — ян защищает, ян снаружи — инь использует».
Инь и ян способствуют падению и расту друг друга. Взаимно противоположные, взаимозависимые две стороны, инь и ян, не находятся в статическом, неизменном состоянии, а непрерывно перемещаются и изменяются, падают и растут — как во время четырех сезонов происходят смены холода и жары. Или «ян падает, инь растет», или «инь падает, ян растет». Если во время этих падений и возрастании будет превышен определенный предел и нельзя будет поддерживать определенное равновесие, то может возникнуть перенаполнение или чрезмерное убывание одной из сторон. Инь и ян преобразуются друг в друга. Взаимно противоположные инь и ян, достигая в своем развитии определенного предела, могут сами преобразовываться в обратном направлении: инь может преобразоваться в ян, а ян в инь (рис. 2). В той же главе книги «Простые вопросы» об этом говорится так: «Вторичная инь — непременно ян, вторичный ян — непременно инь» и «Полюс холода рождает жару, полюс жары рождает холод».

Применение учения об инь-ян в цигун-тренировке

Дыхание. Выдох — ян, вдох — инь. В книге «Общие записи о совершенной помощи» («Шэн цзи цзун лу») сказано: «Выдыхаешь — ци выходит, ян открывается (пи), вдыхаешь — ци входит, инь запирается (хэ)». В клинической практике у больных, имеющих ян в избытке (кан, буквально: возгордившийся), огонь процветает (ван). Во время упражнений, обращая внимание на выдох, больные ощущают в сердце и груди расслабленность, в голове и сознании чистоту и ясность — причина в том, что избыточный ян рассеивается наружу. Если же у человека ян в пустоте (сюй) и ци в провале (сян) и обращают внимание на отработку выдоха, то можно почувствовать в груди и животе пустоту, искры в глазах, в сердце смятение, но если усиленно вдыхать ци, то почувствуется расслабленное успокоение — это потому, что избыточный ян не мог самостоятельно снова рассеиваться наружу. В этой связи в «Полной книге Блистающего Пика» («Цзин юэ цюань шу», где Блистающий Пик – имя автора «Трактата о сходном» Лэй цзин Чжан Цзинъюэ) указано: «Ян в мизере — нельзя выдыхать, инь в мизере — нельзя вдыхать».
Время. Древние подчеркивали важность времени. Необходимо было заниматься тренировками в 6 янских часов: цзы (ребенок), чоу, инь, мао, чэнь, сы и не следует в 6 иньских часов: у (полдень), вэй, шэнь, ю, сюй, хай. Считали, что во время шести янских часов снаружи — ци жизни, а во время шести иньских — ци смерти. Кроме того, полагали, что в час ребенка (цзы), с 23 до 1 ч, как только рождается ян — самое эффективное время для тренировок, поэтому некоторые в древности обращались к часу жизни — ребенка, чтобы проще было овладеть методом.
Метод работы с большим и малым циклом Неба фактически служит для осуществления изменений на основе падения и роста инь и ян. Так, каналы действия и управления (жэньмай и думай) представляют собой «море иньских каналов» и «сеть янских каналов». Поэтому пропускание через каналы действия и управления — по существу, вопрос регулировки инь и ян. В период «огненного времени» (хохоу) «военный огонь» (у хо) считается также ян-дыханием (ян си), а гражданский огонь (вэнь хо) считается иньским понижением (инь сяо) — это зависимость между падением и ростом инь и ян. И кроме того, в то время, когда только рождается ян, требуется начинать вводить огонь (цзинь хо), а в то время, когда только рождается инь, необходимо начинать изгонять огонь (туй хо). В линиях гексаграмм это выражается в виде сплошной и разорванной черты: — и - -.
Сезон. В году 4 сезона: весной тепло, летом жарко, осенью прохладно, зимой холодно. Когда занимаешься тренировками, надо учитывать это различие. В «Простых вопросах», в «Теории регулировки духа-шэнь четырьмя ци» подчеркивается, что необходимо «весной и летом взращивать ян, а осенью и зимой взращивать инь». В последующие времена, исходя из этого принципа, были выдвинуты конкретные требования, их сформулировал, например, Цю Чанчунь во время династии Юань (Монгольской) в специальном произведении «О вспомоществовании жизни понижением дыхания».
Состояние больного. Врачи считают: «Для лечения болезни необходимо найти ее корень», а корень (бэнь) — инь и ян. Как сказано у Чжан Цзинъюэ в «Трактате о сходном»: «Болезни человека... непременно имеют свой корень; или корень в инь, или корень в ян, и хотя вариаций болезни много, корень ее один». Планируя тренировки при янском синдроме (янчжэн) обычно необходимо больше распускать, больше двигаться, а при иньском синдроме — больше собирать, больше расслабляться. При смешении инь и ян тем более необходимо внимательно следить за их соотношением.
Рис.2. чистое и грязное, динамика и статика. Великое Дао рождает единую энергию (ци), которая разделяется на инь и ян.



цигун, искусство цигун, Чжун Юань цигун, ЧЮ цигун, занятия цигун, метод оздоровления в цигун, цигун для начинающих, медитация в цигун, школа цигун для здоровья, практика цигун
Copyright C 1993-2020. Qigong.
Все права защищены.

Копирование всех частей сайта в какой-либо форме без разрешения владельца авторских прав запрещено.