 |
| Шестисловное заклинание. | | МА Цзижень, М.М.Богачихин | | | | Заклинание из шести слов: сюй, кэ, ху, сы, чуй, си — раньше всего встречается в книге Тао Хунцзина «Записки о взращивании природы и продлении жизни». Позже во многих произведениях, относящихся к древнему цигуну, приводится его описание. И наиболее подробно — в книге жившего при династии Сун (960–1274 гг.) Цзоу Поуаня «Тайна ци из шести слов, касающихся великого подъема и яшмовой оси» («Тай шан юй чжоу лю цзи цы цзюэ»). Первоначально операции, описанные в заклинании (или секрете) из шести слов касались только методов статического цигуна, где главным была тренировка выдоха, но, начиная с династии Мин (1368–1644 гг.) появились данные о сопровождающих упражнения движениях. Так, в книгах Гао Ляня «восемь заметок о следовании жизни» и Ху Вэньхуаня «Важные секреты сходного строительства» («Лэй сю яо цзюэ») дают им название «Способы из шести слов для изгнания болезней и продления жизни», поясняя, что выплевывание ртом и набирание носом сопровождают соответствующими движениями. А в книге, специально посвященной глазным болезням «Тщательное рассмотрение Вашего письма» («Шэнь ши яо хань») и специально посвященной очагам в легких при туберкулезе «Пятна снега в красной печи» («Хун лу дянь сюэ») говорится даже про «секрет продления жизни из шести слов, касающихся динамической работы». Однако в современной клинической практике данный метод не сопровождают никакими движениями и используют только в статической работе, поэтому здесь движения будут описаны частично и не со всеми подробностями.
Записи о древних методах
Записи о «методе из шести слов для изгнания болезней и продления жизни» имеют следующий вид.
Общие заклинания
Печень: когда медленно выдыхают (сюй), глаза вытаращивают.
Легкие: ци вдыханья (сы) узнают, кисти — обе подпирают (т. е. кисти «подпирают небо»).
Сердце: дыханьем (кэ) макушку согревают, скрещивая наверху, кисти соединяют (т. е. при выполнении «кэ ци» — согревающего выдоха ци — кисти идут по кругу, одна «подпирает небо»).
Почки: дуют (чуй), обнимая взятые колени и держа голову ровно (т. е. сидят ровно, обхватив кистями колени).
Болезни селезенки: с выдохом-ху нужно взять рот в щепоть и выдыхать ци (ху ци).
Три обогревателя: гостящее тепло, лежа выполнять «си» в покое (т. е. лежать ровно на спине или на боку и, произнося «си» или «си-си», выпускать ци).
Частные заклинания
Заклинание о дутье (чуй) на почечную ци. Почки — главные ворота для проникновения болезней воды. Имеющий болезнь — слабый, ци истощенная, цвет темный, брови сморщены, в ушах звон, сопровождается черной худобой. Дуй туда — и все зловредное тут же уйдет прочь.
Заклинание о согревании дыханием (кэ) сердечной ци. Сердце — источник беспокойств, суеты и торопливости, требует согревающего дыхания «кэ». Этот способ, да с пропусканием шэнь — нет ничего лучше. В горле или во рту нарыв — всегда тепловая боль, обопрешься на этот способ — налицо покой и гармония.
Заклинание о медленном выдыхании (сюй) на ци печени. Печень командует драконовым путем, расположение — щупай пульс сердца, болезнь приходит и возвращается, ощущения — как кислое и терпкое, в глазах кривые цвета, а также много слез; медленно выдыхаешь на нее — и вот, уходит болезнь, как дух.
Заклинание о выдыхании (ху) на ци селезенки. Дворец селезенки относится к «почве», смотри пульс великого склада, воспаления и болезни идут туда, побеждают лекарства-рецепты; слабит, дизентерия, кишки звучат и рвота идет водой. Быстрей воспользуйся словом «ху» — избежишь возникновения бед.
Заклинание о всхлипывании (си) на три обогревателя. Три обогревателя возымели болезнь — немедленно требуется «си». Древние святые оставили поучение о самой высокой болезни: если, возможно, прошла путь — удаляй завалы и пробки; если не воспользоваться этим способом, то как еще узнать?
Песнь об избавлении от болезней четырех сезонов
Весной медленно выдыхают (сюй), ясные глаза — основа поддержки печени; летом подходят к согреванию дыханием (кэ) — и сердечный огонь самоограждается; осенью вздыхают (сы), добиваясь увлажнения металла-легких; почечное дутье (чуй) лишь требует покоя в (гексаграмме) кань, три обогревателя и всхлипывание (си) — уйдут беспокойство и жар; в четыре сезона длинно выдыхай — селезенка переварит пищу. Особо опасайся издавать звуки, воспринимать ртом и ушами. Такая работа особо победна, сохраняет дух-шэнь и священную пилюлю (шэньдань).
Ведущие болезни
Дутье (чуй) и почки, согревание дыханием (кэ) и сердце, медленное выдыхание (сюй) и печень, вздыхание (сы) и легкие, выдыхание (ху) и селезенка, всхлипывание (си) и три обогревателя или желчный пузырь — это сочетание шестисловного заклинания и внутренних органов. А болезни, которыми командуют плотво, выше уже описаны, однако фактически пользуются методом при болезнях избытка: когда у занимающихся телосложение и патологические функции имеют избыточность, прочность, расцвет сил, В связи с этим в Минскую династию Гун Цзюйчжун в книге «Пятна снега в красной печи» указывал: «Согревание дыханием (кэ) проходит в сердце; медленное выдыхание (сюй) проникает в печень, изгоняет из меридиана печени все теплом собранные ци; дутье (чуй) проникает в почки, изгоняет из почек все ци пустоты и тепла; вздыхание (сы) проникает в легкие, изгоняет из легочного дома все скопившиеся ци; выдыхание (ху) проникает в селезенку, изгоняет из дома селезенки все мутные ци; всхлипывание (си) проникает в желчный пузырь, изгоняет из него все гостящие ци тепла».
Это всё заболевания избытка, выдохи для них эффективны. Но среди больных немало таких, у которых в пустоту вклинена полнота, в полноте присутствует пустота, верх полный — низ пустой, низ полный — верх пустой и т. п. Поэтому на тренировках нельзя требовать, чтобы занимались слишком долго и интенсивно, нужно следовать указанному в книге «Общие записки о священной помощи» («Шэн цзи цзун лу»), овладевая методом: «болезнь прекратилась — остановись».
Болезни полноты для каждого из «шести слов» и связанные с ними плотво и полво, в основном следующие.
Медленное выдыхание (сюй): главное — печень, относится к стихии «дерево». Болезни полноты: головная боль, покраснение глаз, боль в боку, легко впадают в ярость.
Согревание дыханием (кэ): главное — сердце, относится к стихии «огонь». Болезни полноты: возникновение нарывов во рту и на языке, беспокойство на сердце, бессонница.
Выдыхание (ху): главное — селезенка, относящаяся к стихии «почва» («земля»).
Болезни полноты: в полости живота пучение и давление, пища накапливается, не перевариваясь.
Вздыхание (сы): главное — легкие, относящиеся к стихии «металл».
Болезни полноты: обилие мокроты, препятствующей проходу воздуха, сухость во рту, боль в горле.
Дутье (чуй): главное — почки, относящиеся к стихии «вода». Почечные болезни проявляются, главным образом, в виде болезней пустоты, поэтому данное слово не следует использовать в отдельности.
Всхлипывание (си): главное — три обогревателя. Болезни полноты: пучение живота, непрохождение мочи и кала.
Методы воздействия
Подготовительная работа. Цзоу Пуань говорит:
«Постучи зубами 36 (раз) и закрепи дух-шэнь, сначала приведи в движение рот и в середине взмути слюну, пополощи ею рот до 200–300 (раз), после чего во рту образуется чистая вода, тогда наклони голову влево и проглоти это, проведи сознание вниз, затем — плескание до промежутка живота». Таким образом, до выполнения заклинания из шести слов нужно выполнить относящиеся к динамической работе постукивание зубами, взмутить море, проглотить слюну — все это будет рассмотрено в главе 6.
Метод дыхания. Цзоу Пуань говорит: «Опускают голову, открывают рот и произносят слово «кэ», чтобы выплюнуть находящуюся в сердце ядовитую ци. Во время произнесения уши не должны слышать звук; услышал — значит, ци грубая, она обратно поражает ци сердца. Окончил произносить — голова опущена, рот закрыт, носом потихоньку вдыхать чистую ци Неба и Земли, чтобы компенсировать ци сердца. Во время дыхания уши тоже не должны слышать звук вдоха, услышал — значит, ци грубая, тоже поражает ци сердца». Таким образом, ртом выдыхают, а носом вдыхают, выдыхая ци в то же время произносят звуки слова, вдох после выдоха возвращается как одно дыхание. Когда произносят звуки слова, а также выдыхают и вдыхают ци, нужно, чтобы не было слышно ни звука, каждое из шести слов — аналогично.
Клиническое использование
Цзоу Пуань считает, что каждое слово заклинания нужно повторять шесть раз, 6 ґ 6 = 36, а это малый цикл неба. Затем, в зависимости от того, в каком плотво или полво болезнь, произносят два слова, относящихся к плотво и полво, по 18 раз каждое, это тоже 36 раз, а всего 72. Таков средний цикл неба. После этого снова произносят шесть слов, каждое по шесть раз, а всего получается 108, что составляет большой цикл неба. Если болезнь тяжелая, нужно еще добавить. Кроме того, в книге «Тысяча золотых важных рецептов для экстренной помощи» есть еще подразделение на большой выдох (да ху) и тонкий выдох (си ху). Лю Ваньсу в книге «Сувэнь и скрытые механизмы — формулы источников болезней» («Сувэнь: сюань цзи юань бин ши») указывает, что можно поступать следующим образом: «Шесть ци, относящихся к плотво и полво: в случае полноты вести слово, изменяющее ее основу, и послаблять, а в случае слабости вести слово, победоносно завершающее, и послаблять.
Согласно опыту древних и нашей клинической практике шестисловное заклинание может быть практически использовано следующим образом.
Метод общего лечения пяти плотво. Следуя общему порядку этих слов (сюй, кэ, ху, си, чуй, си) каждое произносят по 6 раз, выдох и вдох по длине одинаковы. Это базовый, общий метод.
Метод лечения плотво в зависимости от болезни. Используют слово, относящееся к плотво или полво, имеющему заболевание. Например, для ци печени, огня печени, ян печени произносят слово сюй (медленное выдыхание) от 12 до 36 раз, выдох длинный — вдох короткий.
Метод раздельного лечения холодного (хань) и горячего (жэ). Если болезненное состояние четко идентифицируется, холодное оно или горячее, то в случае симптома тепла можно произносить слово «кэ» (согревание дыханием), а в случае симптома холода — слово «чуй» (дутье), от 12 до 36 раз.
Метод изгнания его — преодоления меня. Базируется на принципе преодоления плотво и полво по пяти стихиям и произносят слово, преодолевающее мой плотво. Например, болезнь селезенки-желудка, при этом видят рвотную кислую воду, это печень-дерево в расцвете преодолевает «почву» («почва» — стихия желудка — М. Б.), и чтобы ослабить ци печени, нужно произносить при этом слово «си» (вздыхание) 12–36 раз.
Метод одновременного изгнания меня и мною порожденного. Базируется на принципе взаимного порождения плотво и полво по пяти стихиям и слова, относящиеся как к «матери», так и к «ребенку», произносят вместе. Например, печень-дерево может породить сердце-огонь, и когда видят, что сердце-огонь процветает, то повторяют два слова: си (всхлипывание) и кэ (согревание дыханием), каждое 12–36 раз, в расчете на то, чтобы, собрав на дне котла, извлечь хворость (т. е. решить вопрос).
Моменты, требующие внимания, и пр.
Заклинания из шести слов можно выполнять самостоятельно, а можно в сочетании с другой статической работой. Можно также выполнять раздельно, называя «заклинание из слова си» или «из слова ху» и т. д.
В книге «Входные ворота к медицине» («Исюэ жумэнь») указывается: «Что касается ци шести слов, то хотя можно выпустить и рассеять внешнюю вредоносность, однако в случае внутренней пустоты и наличия пота — избегайте». Поэтому в случае пустоты настоятельно рекомендуется не использовать этот метод. Если в процессе упражнения возникнут пот пустоты, тахикардия, головокружение, то нужно немедленно прекращать.
Поза: можно использовать ровное сидение или форму естественного стояния.
Относительно времени: древние разделяли сутки на 6 янских и 6 иньских часов (каждый равен двум нашим: с полуночи до полудня — янские, с полудня до полуночи — иньские. — М. Б.), однако не следует слишком уделять этому внимание. Обычно занимаются во время шести янских часов. Можно также до обеда — главное занятие, после обеда — вспомогательное. До обеда обращаются лицом к востоку, после обеда — к югу. Занимаются 1–2 раза в день.
|
|
 |