БЕЛАРУСЬ
ВЕНГРИЯ
ИЗРАИЛЬ
ИРЛАНДИЯ
КАЗАХСТАН
КАНАДА
КИТАЙ
КЫРГЫЗСТАН
ЛАТВИЯ
ЛИТВА
МОЛДОВА
НОРВЕГИЯ
ОАЭ
ПРИДНЕСТРОВЬЕ
РОССИЯ
СЛОВАКИЯ
США
УКРАИНА
ЭСТОНИЯ
Главная
Тех. поддержка сайта

Главная страница
 



ЧЖУН ЮАНЬ ЦИГУН
 
Все новости Начинающим Практикующим Материалы Поиск на сайте Контакты


Шестисловное заклинание.

МА Цзижень, М.М.Богачихин
Заклинание из шести слов: сюй, кэ, ху, сы, чуй, си — раньше всего встречается в книге Тао Хунцзина «Записки о взращивании природы и продлении жизни». Позже во многих произведениях, относящихся к древнему цигуну, приводится его описание. И наиболее подробно — в книге жившего при династии Сун (960–1274 гг.) Цзоу Поуаня «Тайна ци из шести слов, касающихся великого подъема и яшмовой оси» («Тай шан юй чжоу лю цзи цы цзюэ»). Первоначально операции, описанные в заклинании (или секрете) из шести слов касались только методов статического цигуна, где главным была тренировка выдоха, но, начиная с династии Мин (1368–1644 гг.) появились данные о сопровождающих упражнения движениях. Так, в книгах Гао Ляня «восемь заметок о следовании жизни» и Ху Вэньхуаня «Важные секреты сходного строительства» («Лэй сю яо цзюэ») дают им название «Способы из шести слов для изгнания болезней и продления жизни», поясняя, что выплевывание ртом и набирание носом сопровождают соответствующими движениями. А в книге, специально посвященной глазным болезням «Тщательное рассмотрение Вашего письма» («Шэнь ши яо хань») и специально посвященной очагам в легких при туберкулезе «Пятна снега в красной печи» («Хун лу дянь сюэ») говорится даже про «секрет продления жизни из шести слов, касающихся динамической работы». Однако в современной клинической практике данный метод не сопровождают никакими движениями и используют только в статической работе, поэтому здесь движения будут описаны частично и не со всеми подробностями.

Записи о древних методах
Записи о «методе из шести слов для изгнания болезней и продления жизни» имеют следующий вид.
Общие заклинания
Печень: когда медленно выдыхают (сюй), глаза вытаращивают.
Легкие: ци вдыханья (сы) узнают, кисти — обе подпирают (т. е. кисти «подпирают небо»).
Сердце: дыханьем (кэ) макушку согревают, скрещивая наверху, кисти соединяют (т. е. при выполнении «кэ ци» — согревающего выдоха ци — кисти идут по кругу, одна «подпирает небо»).
Почки: дуют (чуй), обнимая взятые колени и держа голову ровно (т. е. сидят ровно, обхватив кистями колени).
Болезни селезенки: с выдохом-ху нужно взять рот в щепоть и выдыхать ци (ху ци).
Три обогревателя: гостящее тепло, лежа выполнять «си» в покое (т. е. лежать ровно на спине или на боку и, произнося «си» или «си-си», выпускать ци).
Частные заклинания
Заклинание о дутье (чуй) на почечную ци. Почки — главные ворота для проникновения болезней воды. Имеющий болезнь — слабый, ци истощенная, цвет темный, брови сморщены, в ушах звон, сопровождается черной худобой. Дуй туда — и все зловредное тут же уйдет прочь.
Заклинание о согревании дыханием (кэ) сердечной ци. Сердце — источник беспокойств, суеты и торопливости, требует согревающего дыхания «кэ». Этот способ, да с пропусканием шэнь — нет ничего лучше. В горле или во рту нарыв — всегда тепловая боль, обопрешься на этот способ — налицо покой и гармония.
Заклинание о медленном выдыхании (сюй) на ци печени. Печень командует драконовым путем, расположение — щупай пульс сердца, болезнь приходит и возвращается, ощущения — как кислое и терпкое, в глазах кривые цвета, а также много слез; медленно выдыхаешь на нее — и вот, уходит болезнь, как дух.
Заклинание о выдыхании (ху) на ци селезенки. Дворец селезенки относится к «почве», смотри пульс великого склада, воспаления и болезни идут туда, побеждают лекарства-рецепты; слабит, дизентерия, кишки звучат и рвота идет водой. Быстрей воспользуйся словом «ху» — избежишь возникновения бед.
Заклинание о всхлипывании (си) на три обогревателя. Три обогревателя возымели болезнь — немедленно требуется «си». Древние святые оставили поучение о самой высокой болезни: если, возможно, прошла путь — удаляй завалы и пробки; если не воспользоваться этим способом, то как еще узнать?
Песнь об избавлении от болезней четырех сезонов
Весной медленно выдыхают (сюй), ясные глаза — основа поддержки печени; летом подходят к согреванию дыханием (кэ) — и сердечный огонь самоограждается; осенью вздыхают (сы), добиваясь увлажнения металла-легких; почечное дутье (чуй) лишь требует покоя в (гексаграмме) кань, три обогревателя и всхлипывание (си) — уйдут беспокойство и жар; в четыре сезона длинно выдыхай — селезенка переварит пищу. Особо опасайся издавать звуки, воспринимать ртом и ушами.
Такая работа особо победна, сохраняет дух-шэнь и священную пилюлю (шэньдань).

Ведущие болезни
Дутье (чуй) и почки, согревание дыханием (кэ) и сердце, медленное выдыхание (сюй) и печень, вздыхание (сы) и легкие, выдыхание (ху) и селезенка, всхлипывание (си) и три обогревателя или желчный пузырь — это сочетание шестисловного заклинания и внутренних органов. А болезни, которыми командуют плотво, выше уже описаны, однако фактически пользуются методом при болезнях избытка: когда у занимающихся телосложение и патологические функции имеют избыточность, прочность, расцвет сил, В связи с этим в Минскую династию Гун Цзюйчжун в книге «Пятна снега в красной печи» указывал: «Согревание дыханием (кэ) проходит в сердце; медленное выдыхание (сюй) проникает в печень, изгоняет из меридиана печени все теплом собранные ци; дутье (чуй) проникает в почки, изгоняет из почек все ци пустоты и тепла; вздыхание (сы) проникает в легкие, изгоняет из легочного дома все скопившиеся ци; выдыхание (ху) проникает в селезенку, изгоняет из дома селезенки все мутные ци; всхлипывание (си) проникает в желчный пузырь, изгоняет из него все гостящие ци тепла».
Это всё заболевания избытка, выдохи для них эффективны. Но среди больных немало таких, у которых в пустоту вклинена полнота, в полноте присутствует пустота, верх полный — низ пустой, низ полный — верх пустой и т. п. Поэтому на тренировках нельзя требовать, чтобы занимались слишком долго и интенсивно, нужно следовать указанному в книге «Общие записки о священной помощи» («Шэн цзи цзун лу»), овладевая методом: «болезнь прекратилась — остановись». Болезни полноты для каждого из «шести слов» и связанные с ними плотво и полво, в основном следующие.
Медленное выдыхание (сюй): главное — печень, относится к стихии «дерево».
Болезни полноты: головная боль, покраснение глаз, боль в боку, легко впадают в ярость.
Согревание дыханием (кэ): главное — сердце, относится к стихии «огонь». Болезни полноты: возникновение нарывов во рту и на языке, беспокойство на сердце, бессонница.
Выдыхание (ху): главное — селезенка, относящаяся к стихии «почва» («земля»).
Болезни полноты: в полости живота пучение и давление, пища накапливается, не перевариваясь.
Вздыхание (сы): главное — легкие, относящиеся к стихии «металл». Болезни полноты: обилие мокроты, препятствующей проходу воздуха, сухость во рту, боль в горле.
Дутье (чуй): главное — почки, относящиеся к стихии «вода». Почечные болезни проявляются, главным образом, в виде болезней пустоты, поэтому данное слово не следует использовать в отдельности.
Всхлипывание (си): главное — три обогревателя. Болезни полноты: пучение живота, непрохождение мочи и кала.

Методы воздействия
Подготовительная работа. Цзоу Пуань говорит:
«Постучи зубами 36 (раз) и закрепи дух-шэнь, сначала приведи в движение рот и в середине взмути слюну, пополощи ею рот до 200–300 (раз), после чего во рту образуется чистая вода, тогда наклони голову влево и проглоти это, проведи сознание вниз, затем — плескание до промежутка живота». Таким образом, до выполнения заклинания из шести слов нужно выполнить относящиеся к динамической работе постукивание зубами, взмутить море, проглотить слюну — все это будет рассмотрено в главе 6.
Метод дыхания. Цзоу Пуань говорит: «Опускают голову, открывают рот и произносят слово «кэ», чтобы выплюнуть находящуюся в сердце ядовитую ци. Во время произнесения уши не должны слышать звук; услышал — значит, ци грубая, она обратно поражает ци сердца. Окончил произносить — голова опущена, рот закрыт, носом потихоньку вдыхать чистую ци Неба и Земли, чтобы компенсировать ци сердца. Во время дыхания уши тоже не должны слышать звук вдоха, услышал — значит, ци грубая, тоже поражает ци сердца». Таким образом, ртом выдыхают, а носом вдыхают, выдыхая ци в то же время произносят звуки слова, вдох после выдоха возвращается как одно дыхание. Когда произносят звуки слова, а также выдыхают и вдыхают ци, нужно, чтобы не было слышно ни звука, каждое из шести слов — аналогично.

Клиническое использование
Цзоу Пуань считает, что каждое слово заклинания нужно повторять шесть раз, 6 ґ 6 = 36, а это малый цикл неба. Затем, в зависимости от того, в каком плотво или полво болезнь, произносят два слова, относящихся к плотво и полво, по 18 раз каждое, это тоже 36 раз, а всего 72. Таков средний цикл неба. После этого снова произносят шесть слов, каждое по шесть раз, а всего получается 108, что составляет большой цикл неба. Если болезнь тяжелая, нужно еще добавить. Кроме того, в книге «Тысяча золотых важных рецептов для экстренной помощи» есть еще подразделение на большой выдох (да ху) и тонкий выдох (си ху). Лю Ваньсу в книге «Сувэнь и скрытые механизмы — формулы источников болезней» («Сувэнь: сюань цзи юань бин ши») указывает, что можно поступать следующим образом: «Шесть ци, относящихся к плотво и полво: в случае полноты вести слово, изменяющее ее основу, и послаблять, а в случае слабости вести слово, победоносно завершающее, и послаблять.
Согласно опыту древних и нашей клинической практике шестисловное заклинание может быть практически использовано следующим образом.
Метод общего лечения пяти плотво. Следуя общему порядку этих слов (сюй, кэ, ху, си, чуй, си) каждое произносят по 6 раз, выдох и вдох по длине одинаковы. Это базовый, общий метод.
Метод лечения плотво в зависимости от болезни. Используют слово, относящееся к плотво или полво, имеющему заболевание. Например, для ци печени, огня печени, ян печени произносят слово сюй (медленное выдыхание) от 12 до 36 раз, выдох длинный — вдох короткий.
Метод раздельного лечения холодного (хань) и горячего (жэ). Если болезненное состояние четко идентифицируется, холодное оно или горячее, то в случае симптома тепла можно произносить слово «кэ» (согревание дыханием), а в случае симптома холода — слово «чуй» (дутье), от 12 до 36 раз.
Метод изгнания его — преодоления меня. Базируется на принципе преодоления плотво и полво по пяти стихиям и произносят слово, преодолевающее мой плотво. Например, болезнь селезенки-желудка, при этом видят рвотную кислую воду, это печень-дерево в расцвете преодолевает «почву» («почва» — стихия желудка — М. Б.), и чтобы ослабить ци печени, нужно произносить при этом слово «си» (вздыхание) 12–36 раз.
Метод одновременного изгнания меня и мною порожденного. Базируется на принципе взаимного порождения плотво и полво по пяти стихиям и слова, относящиеся как к «матери», так и к «ребенку», произносят вместе. Например, печень-дерево может породить сердце-огонь, и когда видят, что сердце-огонь процветает, то повторяют два слова: си (всхлипывание) и кэ (согревание дыханием), каждое 12–36 раз, в расчете на то, чтобы, собрав на дне котла, извлечь хворость (т. е. решить вопрос).

Моменты, требующие внимания, и пр.
Заклинания из шести слов можно выполнять самостоятельно, а можно в сочетании с другой статической работой. Можно также выполнять раздельно, называя «заклинание из слова си» или «из слова ху» и т. д.
В книге «Входные ворота к медицине» («Исюэ жумэнь») указывается: «Что касается ци шести слов, то хотя можно выпустить и рассеять внешнюю вредоносность, однако в случае внутренней пустоты и наличия пота — избегайте». Поэтому в случае пустоты настоятельно рекомендуется не использовать этот метод. Если в процессе упражнения возникнут пот пустоты, тахикардия, головокружение, то нужно немедленно прекращать.
Поза: можно использовать ровное сидение или форму естественного стояния. Относительно времени: древние разделяли сутки на 6 янских и 6 иньских часов (каждый равен двум нашим: с полуночи до полудня — янские, с полудня до полуночи — иньские. — М. Б.), однако не следует слишком уделять этому внимание. Обычно занимаются во время шести янских часов. Можно также до обеда — главное занятие, после обеда — вспомогательное. До обеда обращаются лицом к востоку, после обеда — к югу. Занимаются 1–2 раза в день.




цигун, искусство цигун, Чжун Юань цигун, ЧЮ цигун, занятия цигун, метод оздоровления в цигун, цигун для начинающих, медитация в цигун, школа цигун для здоровья, практика цигун
Copyright C 1993-2020. Qigong.
Все права защищены.

Копирование всех частей сайта в какой-либо форме без разрешения владельца авторских прав запрещено.