 |
| Метод инь шицзы тихого соединения. | | МА Цзижень, М.М.Богачихин | | | | Книга Цзян Вэйцяо «Метод Инь Шицзы тихого сидения» («Инь Шицзы цзинцзо фа») впервые была издана в 1914 г., переиздана в 1917 г. В 1918 г. издана книга «Метод Инь Шицзы тихого сидения с дополнительными главами». Как говорит сам Цзян Вэйцяо, обе эти книги переиздавались десятки раз и очевидно, что в то время они были распространены довольно широко. В 1954 г. в г. Сянгане (Гонконге) была издана еще одна книга: «Разговор о здравоохранительных исследованиях метода Инь Шицзы тихого сидения». В мае 1956 г. Шанхайское издательство «Вэйшэн» («Здравоохранение») выпустило книгу «Китайские методы дыхания, тренировки спокойствия и взращивания жизни». В конце 1957 г. в г. Сянгане была выпущена его небольшая брошюра: «Медитация в миру» («Ши цзянь чэнь»). Кроме того, г-н Цзян обучал методам тихого сидения на дому и по переписке (рис. 42).
Сам г-н Цзян в детстве много болел, в молодости страдал легочными заболеваниями и, по его словам, по приложению «Без лекарств — изначальная аттестация» («У яо юань цюань») к книге «Пояснения к сборнику медицинских рецептов» овладел методами малого цикла неба. В средние годы и после перешел на занятия гунфу по буддийской школе: сначала методами медитации секты «Небесная площадка» (тяньтай), потом действовал согласно Тайной секте (мицзун), которая относится к наиболее мистически окрашенным направлениям в буддийском учении.
Распространившись в Японию, она получила название Восточная тайна (дунми по-китайски, домищу по-японски), а распространившись в Тибет, получила название Тибетская тайна (цзанми по-китайски). Г-н Цзян занимался тренировками в системе Тибетской тайны, включавшей «Порядок 18-ти путей», «метод открытия макушки», «большая ручная печать» (большая мудра), «метод тонкого сохранения многих богатств в палате» и пр.
В методах «тибетской тайны» мистическая окраска слишком тяжелая, а методы медитации можно посмотреть в приложении. В данной главе методы Инь Шицзы тихого сидения эти два момента не включают.
Регулирование тела: поза выпрямленного тела
Регулирование тела перед сидением. Человек, желающий заняться тихим сидением, обычно прекращает продвижение вперед или назад и ему должно быть максимально ясно, что недопустимы грубые действия: если действия грубы, то ци тоже соответственно грубеет. Мысли легко плавают — войти в покой трудно. Поэтому перед сидением нужно все это предварительно отрегулировать.
Регулирование тела во время сидения. На кровати или на специальном табурете нужно освободить одежду и распустить пояс, сесть удобно. Сначала ставят ноги или садятся в позу одиночного или двойного скрещения ног; можно также сесть, свободно скрестив ноги. Далее следует установить руки: тыльную сторону правой ладони кладут на левую ладонь, «приклеивают» (прикладывают) к низу живота и мягко помещают на ноги. После этого следует покачать тело влево-вправо 7–8 раз для его выпрямления, чтобы позвоночник не был изогнут. Голову с шеей тоже нужно выпрямить, так чтобы нос и пупок были на одной вертикальной прямой, не опускать и не запрокидывать голову. Открывают рот, чтобы выплюнуть находящуюся в животе грязную ци. После выплевывания язык прижимают к верхнему нёбу, ртом и носом медленно втягивают чистый воздух 3–7 раз, затем рот закрывают, губы и зубы соединяют, а язык остается прижатым к верхнему нёбу. Затем тихонько закрывают глаза и сидят с прямым корпусом ровно. Если после долгого сиденья ощущается, что корпус наклоняется куда-нибудь или изгибается, нужно своевременно мягко выпрямить его.
Регулирование тела после сидения. После завершения сидения следует открыть рот и выплевывать ци 10 с лишним раз, чтобы ци тепла в теле рассеялась наружу, после чего медленно-медленно покачивают телом, затем двигают плечами и лопатками, головой и шеей, после чего медленно-медленно отпускают кисти и стопы, затем обратные стороны больших пальцев трут друг о друга до образования тепла и потирают веки глаз, затем глаза закрывают и трут по бокам носа. После этого трут ладошки друг о друга до разогревания и потирают ими уши, затем по периферии потирают голову, а также грудь, живот, спину, руки–ноги, заканчивая в центрах ступней. Подождав, пока пот высохнет, можно делать произвольные движения.
Регулирование дыхания: выправление выдохов и вдохов
Регулирование дыхания перед сидением. В обычное время нужно следить, чтобы дыхание было носовое — грубое и поверхностное недопустимы, нужно от горла и груди постепенно доводить до живота.
Регулирование дыхания во время сидения. Если входишь в сидение и не отрегулируешь дыхание, то сердце будет неустойчивое, поэтому следует добиваться крайне мягких и легких выдохов и вдохов, равномерных и долгих. Можно также воспользоваться методом счета дыханий, или считать выдохи, или считать вдохи, с первого дыхания считать до десятого, затем снова считать с первого дыхания. Если не досчитывается до десяти, а сердце думает о посторонних делах, вплоть до прерывания, — тогда снова начинают считать с первого дыхания. Повторяют тренировку неоднократно, все более оттачивая, естественно регулируя дыхание.
Регулирование дыхания после сидения. Закончив сидение, открывают рот и выплевывают ци. Ожидают, пока тепло тела понизится и возвратится к нормальному состоянию — только тогда можно совершать произвольные движения.
Регулирование сердца: смягчение беспорядочного сердца
Регулирование сердца (души) перед сидением.Обычно: одно слово — одно движение. В общем, нужно сердечные помыслы помещать в полость тела, не позволяя рассеиваться оттуда: при длительном естественном сохранении легко добиваться смягчения.
Регулирование сердца во время сидения. При вхождении в сидение существует два вида явлений. Первое — всяческая путаница в сердце, поддержание (сосредоточения мыслей на одном — М. Б.) нестабильно. Второе — сонливость: легко погружаются в сон. Начинающие изучать сидение, страдая рассеянием и беспорядком в мыслях, при излишних тренировках с уменьшением беспорядочных мыслей обычно всегда легко впадают в сон. Для лечения болезни разбросанности следует все отпускать, не обращать внимания ни на что, специализировать сердце на одной думе, хранить мысли на участке низа живота — тогда можно естественно постепенно успокоиться и стабилизироваться. Для лечения такого недостатка, как погружение в сон, можно поднять сознание (инянь), сконцентрировать внимание на кончике носа, чтобы встряхнуться духом (цзиншэнь). Можно также воспользоваться методом счета дыханий, чтобы сердце и дыхание друг на друга опирались, тогда удастся избежать как рассеянности, так и погружения в сон.
Регулировка сердца после сидения. Завершив сидение, тоже нужно своевременно позаботиться, чтобы снова не появились смутные идеи и путаные мысли.
Описанные выше три направления регулирования — тела, дыхания и сердца — фактически используются одновременно и только для удобства написания они здесь разделены по трем темам.
Когда на тренировках достигают соответствующей ступени, поле пилюли (даньтянь) выделяет тепло, как кипящая вода, и немного движется, а кроме того, появляются интенсивные вибрации. Бывает, что горячая ци одним духом ударяет по копчику и, сначала пройдя копчик, поднимается к заставе «сжимающие хребет» (цзяцзи гуань). Когда пройдет обе заставы (первая — копчик — М. Б.), нужно проявить упорство, использовать работу без перерывов — тогда можно пробить заставу «яшмовая подушка» (юйчжэнь). Таким образом, одним духом горячая ци, начиная сзади, идет вверх с поворотом, обходит поверху макушку головы, по лицу опускается к носу и рту, и, разделившись по двум путям, опускается вниз, достигая горла, смешивается и от груди опускается к полю пилюли. Таким манером каждый раз входят в сидение, и эта порция ци вращается потоком спереди назад. Путь от копчика до верхней губы называют «канал управления» (думай), от нижней губы до точки «встреча инь» (хуэйинь в пахе — М. Б.) — «канал действия» (жэньмай). В период материнского зародыша каналы жэнь- и думай соединены, а как только выходят из состояния зародыша (т. е. сразу после рождения — М. Б.), сверху происходит разрыв у рта, снизу — у ануса. Путем тренировок добиваются возврата к взаимосвязанности этих двух каналов, как это было в зародышевый период.
Кроме этих двух (чудесных — М. Б.) каналов есть еще опоясывающий канал (даймай), идущий вокруг пояса, и когда тренировки доходят до определенной ступени, возможно вращение вокруг пояса. Например, влево вращают 36 раз, вправо — тоже 36, очень закономерно. Кроме того, есть еще пронизывающий канал (чунмай), иньский пяточный (иньцяомай), янский пяточный (янцяомай), иньский поддерживающий (иньвэй), янский поддерживающий (янвэй) — всего восемь каналов чудесного прохождения. Эти восемь каналов обычно у людей закрыты и непроходимы и только занимающиеся тренировками могут пробить их. Когда восемь каналов проходимы полностью, это называют «четыре прохождения, восемь достижений», во всем теле ци и кровь текут и проходят без препятствий, и болезням неоткуда взяться.
|
|
 |