БЕЛАРУСЬ
ВЕНГРИЯ
ИЗРАИЛЬ
КАЗАХСТАН
КАНАДА
КИТАЙ
КЫРГЫЗСТАН
ЛАТВИЯ
ЛИТВА
МОЛДОВА
ОАЭ
ПРИДНЕСТРОВЬЕ
РОССИЯ
СЛОВАКИЯ
США
УКРАИНА
ЭСТОНИЯ
Главная
Тех. поддержка сайта

Главная страница
 



ЧЖУН ЮАНЬ ЦИГУН
 
Все новости Начинающим Практикующим Материалы Фотогалерея Ссылки Общение


Закалка дыхания.

МА Цзижень, М.М.Богачихин
Важность закалки дыхания
Закалку (тренировку) дыхания в древности называли «выплевывание и набирание» (туна); это важная составная часть тренировочного комплекса. Каждый из нас дышит безостановочно. Древние говорили: «выдох и вдох есть дыхание, нет выдоха и вдоха — тоже дыхание», имея в виду лишь то, что сознательное внимание к дыханию обычно отсутствует. Но когда занимаются цигун-закалкой, надо сознательно следить за регулировкой собственного дыхания, непрерывно познавать на собственном опыте и овладевать способами дыхания, соответствующими состоянию собственного тела. В этом заключается закалка дыхания. В прошлом на сей счет были такие выражения: тренировать ци, регулировать ци, взращивать ци, регулировать дыхание и пр.
Всё, связанное с жизнью, касается ли это животных или растений, неотделимо от дыхательной деятельности. Если отсутствует вдыхание кислорода и удаление углекислоты — «выплевывание устаревшего и набор нового», непрерывный обмен веществ, то жизнь продолжаться не может. Остановка дыхания равноценна завершению жизни. Человек — чудо среди тьмы вещей: среди физиологических функций, в отличие от других животных, у него есть мыслительная деятельность. Поэтому в непрерывной жизненной и производственной деятельности, постепенно познавая природу, познавая себя, он постепенно овладевает их разнообразными законами с целью их использовать и преобразовывать, вскрывать их внутренние силы. Аналогично и в отношении дыхания.
Дыхательная деятельность людей управляется вегетативной нервной системой, поэтому можно полунепосредственно руководить ею, регулировать ее: можно сознательно ускорять или замедлять дыхание, делать его более глубоким или более поверхностным. А дыхательная деятельность к тому же оказывает широкое воздействие на различные физиологические функции организма. Не трудно представить, что осознанная рациональная регулировка дыхания, подбор его определенных методов окажут разнообразное влияние на организм — можно усилить, можно ослабить, следовательно – отрегулировать функции всего организма. В лечении некоторых болезней рассчитывать на хороший результат вполне резонно.

Древние представления о закалке дыхания
В древности тренирующиеся руководствовались представлением о «выдыхании и вдыхании чистой ци» (цзинци, изначальной энергии Неба, Земли, Человека. — М. Б.) Они считали, что «истинная ци собирается в Небе, соединяется с ци долин и заполняет тело». Поэтому требовали тренировать вдох, а завершив вдох, останавливались и закрывались (т. е. делали задержку после вдоха, что ведет к набору энергии — М. Б.), чтобы вобрать небесную ци. Таков «метод закрывания ци» в цигуне. В книге «Записки о взращивании природы и продлении жизни» («Ян син янь мин лу») этот метод описан довольно конкретно. Там сказано следующее. «Лечь прямо навзничь, плотно смежить глаза, закрыть дыхание, считать до 200, тогда рот выплевывает ци, выбрасывая ее (т. е. речь идет о задержке после вдоха — М. Б.) Ежедневно увеличивают дыхание, тогда тело и дух обогащаются, пять плотных внутренних органов (плотво) успокаиваются; сможешь закрыть ци до 250 дыханий — цветы покроют светлое, а если цветы покроют светлое — уши и глаза станут умные, возвысится тело, уйдут болезни, вредоносность не сможет не подчиниться людям» (рис. 29).
В книге «Тысяча золотых рецептов для экстренных случаев» («Бэй цзи цянь цзинь яо фан») также сказано: «Путь к гармонии духа и провождению ци: возымев закрытое помещение, прикрой дверь, расположись на кровати с теплой подстилкой, высотой подушки 2,5 цуня, ляг навзничь и выпрями тело, смежи глаза, закрой ци в диафрагме, так чтобы лебединое перо, помещенное на нос, не шевелилось; пройдет 300 дыханий, уши ничего не услышат, глаза ничего не увидят, сердце ничего не почувствует — тогда холод и жара не смогут посягнуть, пчелы и скорпионы не смогут отравить, проживешь 360 лет. Это приближает к истинному человеку».
Конечно, это преувеличение эффекта запирания ци. Что касается способа, то тоже не просто делают вдох и жестко удерживают взаперти. Су Дунпо (великий китайский поэт — М. Б.) дает очень хорошее объяснение запирания ци. Он говорит: «Что касается так называемого запирания ци в диафрагме, то это, вероятно, не то, что запирание ци в носу, лишь с помощью сознания прочно сохраняют эту ци в диафрагме, позволяя дыханию выходить и входить: как бы движется — не движется, неясная дымка, напоминающая поднимающийся дымок над крышей курильницы, или воздух в носике супницы, сам выходит и входит. Не делающие выдохов и вдохов так могут не колебать лебединое перо. Если сердце не рождает грез, то и 300 дыханий возможны».
Также специально рассматривается метод запирания дыхания в книгах: «Метод Мо-цзы запирания дыхания и вождения ци» («Мо-цзы би ци син ци фа») и «Способ поглощения ци учителя Чжан Го» («Чжан Го сяньшэн фу ци фа») и др.
В древности некоторые тренирующиеся руководствовались идеей, приведенной в «Лао-цзы» (т. е. в произведении Лао-цзы «Дао дэ цзин» — М. Б.): «Поворачивая ци к мягкому (податливому) можно превратиться в ребенка!», утверждая, что нужно тренировать зародышевое дыхание. Об этом говорится в «Бао Пуцзы»: «Вождение ци, возможно, позволяет излечивать сто болезней, возможно, позволяет продлить годы жизни. Большое значение для этого имеет зародышевое дыхание.
Овладевшие зародышевым дыханием могут не выдыхать и не вдыхать носовыми отверстиями, как при нахождении зародыша в чреве, тогда дао созревает».
При династии Мин (1369–1644 гг.) Юань Ляофань в книге «Три существенных принципа для поддержания жизни» («Шэ шэн сань яо») раскрывает проблему зародышевого дыхания. Он говорит следующее: «Люди в зародышевом состоянии не дышат ртом и носом, только пуповиной связываются с меридианом действия (жэньмай, переднесрединным) матери. Меридиан действия сообщается с легкими, легкие сообщаются с носом, поэтому мать выдыхает — тоже выдыхает, мать вдыхает — тоже вдыхает, эта ци на пупке ходит туда-сюда... и когда человек рождается, только пупком связан. Начинающие изучать регулирование дыхания должны думать, что их ци выходит через пупок и удаляется, входит через пупок и уничтожается... как у зародыша в чреве; поэтому говорят: зародышевое дыхание». Фактически зародышевое дыхание представляет собой развитие запирания ци, его последующее освоение, возникшее после запирания ци. Поэтому в книге «Три существенных принципа для поддержания жизни» указывается: «Изучение запирания ци и проглатывания ци называют зародышевым дыханием», «однако знать запирание ци, но не знать зародышевого дыхания, пользы нет».
Среди книг, где в названии упоминается зародышевое дыхание, есть такие: «Метод зародышевого дыхания», «Трактат о зародышевом дыхании», «Запись о зародышевом дыхании», «Секреты зародышевого дыхания», «О тонком и тончайшем в зародышевом дыхании».
Дальнейшее постижение в области зародышевого дыхания — это телесное дыхание (ти хуси), также называемое капиллярным (хаомао) дыханием. Об этом сказано в описании взращивания жизни в книге «Рецепты Су Чэньлана»: «Единое дыхание сам удерживаю, не выпускаю — не впускаю; пожалуй, чувствую это дыхание, через 84 тысячи волосяных пор облачный пар рассеивается, безначальное уже пришло».
Среди способов выдохов и вдохов главный — тренировка выдоха, т. е. «шестисловное заклинание» («Лю цзы цзюэ»). Впервые о нем можно прочитать в «Записках о взращивании природы и продлении жизни», где сказано: «Набирание ци существует одно, выплевываний ци существует шесть, одно набирание ци — это вдох, шесть выплевываний ци — это чуй (дуть), ху (выдыхать), си (всхлипывать; произносится первым тоном. — М. Б.), хэ (согревать дыханием), сюй (медленно выдыхать), си (вздыхать; произносится четвертым тоном — М. Б.), все это — выведение ци». Позже появилось много рассуждении и описаний, касающихся этих заклинаний из шести слов (подробнее об этом шестисловном заклинании, также как и о методе взращивания жизни, см. ниже. — М. Б.). Для противодействия различным ситуациям необходимо пользоваться различными способами дыхания, поэтому в древности, выйдя за круг простой отработки отдельно вдоха и отдельно выдоха, тренирующиеся создали немало способов дыхания. Так, в книге «Наблюдения с малой остановкой» («Сяо чжи гуань», имеется в виду малое самадхи. — М. Б.) приводится 12 дыханий: верхнее дыхание (шан си), нижнее дыхание (ся си), полное дыхание (мань си), обжигающее (цзяо), удлиненное (цзэнчан), уничтожающее (мехуай), теплое (нуань), холодное (лэн), ударное (чун), задержанное (дай), гармонизирующее (хэ), и пополняющее (бу). В книге «Тайные способы учителя Хуань Чжэня по приему внутрь изначальной ци» собраны следующие «заклинания»: ввод и отбор, промывание с помощью ци, регулирование дыхания, глотание ци, вождение ци, тренировка ци, снимание ци, запирание ци, распределение ци, шесть ци и регулировка и ци; и жидкости.
В произведениях, описывающих историю саморегуляции, мы можем обнаружить множество терминов, касающихся закалки дыхания: принимать ци; есть ци; вводить, промывать, регулировать, глотать, водить, тренировать, снимать, скрывать, распределять, пополнять, испускать ци; внешняя и внутренняя ци; нерешительная ци; управлять ци; использовать, строить, взращивать, поддерживать, сохранять, объединять, брать, встречать ци; доставлять, гасить ци. Кроме того, регулировать и коагулировать дыхание; зародышевое дыхание; доставка дыхания; преследующее дыхание, а также, упомянутые выше шесть дыханий из шестисловного заклинания и 12 дыханий в методах самадхи, всего более 50 терминов, относящихся к методам дыхания.
Среди указанных методов особняком стоят циркуляция ци (юнь ци) и распределение (бу) ци. В книге «Методы всеобщей помощи с Куриной горы» («Цзи фэн пу цзи фан») написано: «Сознание — водитель ци, куда достигнет сознание, туда достигнет ци, в любом неспокойном месте тела тонко запирают ци, с помощью сознания привлекают ци в больное место и атакуют его — непременно уступит». Об этом методе доставки ци существует множество аналогичных записей в книгах. Есть подобное описание и в книге Белого Облака с Небесной Площадки «Об истинном смысле принятия ци» (восьмое: принятие ци для лечения болезней), в книгах «Секреты учителя Да Вэйи о необходимости использования ци истинным человеком сокровенной чистоты» и «Тайные способы учителя Хуань Чжэня по приему внутрь изначальной ци», где рассказывается о тайнах запирания ци, — содержатся записи, описывающие этот метод. Что касается распределения ци (буци), то подразумевается, что тренирующийся сам тренирует ци до полноты и избытка и распределяющаяся ци дает человеку излечение болезней. Это описано в главе «Тайна распределения ци» книги «Тайные способы учителя Хуань Чжэня...» и в других аналогичных книгах.
Большой и малый циклы неба во внутренней киноварной технике даосов представляет собой путь еще одного способа циркуляции ци, при котором ци дыхания служит движущей силой для доставки и проведения внутренней ци. В тайных буддийских сектах есть еще один способ дыхания, называемый «ветер девяти ступеней» (цзю цзи фэн). Это сложный способ тренировки, при котором мыслительные образы соединяют с дыханием. Фактически это подготовительная работа над собой в буддийской тайной секте Тибета «Открывание ворот макушки» (кай дин мэнь), относится к чисто-религиозным методам тренировки со значительной мистической окраской. «Метод девятиразового дыхания», приводимый в книге «Практика цигун-терапии», относится к этому типу.

Закалка обычно применяемыми способами дыхания и ее назначение
Применяемые в настоящее время способы дыхания развились из древних, и в зависимости от различных клинических надобностей подбирают соответствующий метод. Обычно пользуются следующими методами. Естественное дыхание — обычное дыхание, однако требуется дышать мягче, чем обыкновенно. Это основной метод закалки дыханием, и требования к закалке дыхания здесь наименьшие. Особенно важно настойчиво рекомендовать его начинающим.
Из-за физиологической разницы между мужчинами и женщинами, а также разнообразия привычек возникающее естественное дыхание также может различаться. Так, физиологически у мужчин легче возникает дыхание животом, у женщин — чаще грудное дыхание; у спортсменов, у занимающихся ушу, артистов, певцов — дыхание животом; однако у очень многих дыхание смешанное — грудью и животом. В этих трех видах естественного дыхания состояния следующие:
грудное дыхание: в процессе дыхания грудь поднимается и опускается;
дыхание животом: поднимается и опускается живот;
смешанное: поднимаются и опускаются грудь и живот, причем подъем и опускание более четкие. Это также называют полным дыханием.
Дыхание животом: образуется из естественного дыхания постепенно, путем тренировок, оно позволяет повысить функциональную деятельность внутренних органов.
Отрабатывая этот вид дыхания, можно во время выдоха сознательно тихонько сокращать мышцы живота, при этом живот подберется, а во время вдоха мышцы живота отпускают, и живот естественно выпячивается. В прошлом говорили: «В животе расслабленно-чисто — ци взлетает», что очень хорошо характеризует ситуацию. После определенной тренировки можно добиться, чтобы живот поднимался и опускался постепенно, естественно возрастал, но ни в коем случае недопустимо намеренное использование силы. Обычно говорят, что когда сознание сохраняют в пупке, дыхание животом формируется легко. Часто используют следующие виды дыхания животом:
прямое дыхание: обычное дыхание животом, когда на вдохе живот постепенно выпячивается, а на выдохе подбирается;
обращенное дыхание: во время вдыхания мышцы живота постепенно сокращают и живот вдавливается, а во время выдыхания мышцы живота естественно расслабляют и живот постепенно выпячивается, и, следовательно, на вдохе живот поджимается, а на выдохе выпячивается. Обычно считается, что обращенное дыхание может интенсифицировать функционирование кишечника и желудка.
скрытое дыхание: при вдохах и выдохах чуть-чуть поднимается и опускается нижняя часть живота; такое дыхание возникает при очень мягких выдохах и вдохах;
пупочное дыхание: это еще более мягкое дыхание животом, при котором живот почти не движется, но представляют, что область пупка дышит, отсюда и название; в древности это называли зародышевым дыханием. Так, в книге «Три важных момента о вспомоществовании жизни» сказано: «Следует думать об этой ци:
выходящая — из пупка выходит,
входящая — из пупка уничтожается, регулируя получают крайне тонкое, после чего не пользуются ртом и носом, но вдыхают и выдыхают пупком, как зародыш во чреве, поэтому называют зародышевым дыханием».
Дыхание с подниманием ануса: на вдохе: сознательно приподнимают область «встреча инь» (хуэйинь в пахе, где сходятся иньские меридианы — М. Б.), а на выдохе отпускают ее вниз. Используется, когда ци в пустоте и упадке, внутренние органы опущены, при опущении матки и тому подобных заболеваниях. Методы: выдох и вдох носом, выдох ртом — вдох носом, выдох и вдох ртом. В статическом цигуне обычно требуется, чтобы выдох и вдох делали носом. Если же из-за болезни носа или других заболеваний такое дыхание затруднительно, то можно, кроме того, воспользоваться и ротовым дыханием или дышать ртом вместо носа. При теснении в груди, неровном дыхании более подходит выдох ртом и вдох носом. Шестисловное заклинание — тоже метод выдыхания ртом и вдыхания носом. Тренировка выдоха и тренировка вдоха. Вывод воздуха (ци) — выдох, ввод воздуха (ци) — вдох, каждый из них играет свою роль. Би Янгуй, живший при династии Цин (1644–1911 гг.), в книге «Цветы сливы, вопросы и ответы» («Мэй хуа вэнь да») отмечал: «Связь между выдохом и вдохом у человека не тоненькая, вдох — ци Неба и Земли возвращаются ко мне, выдох — моя ци возвращается к Небу и Земле», и, говоря о природе отношения к инь-ян, одно относится к инь, другое к ян. Так, в книге «Обобщенные записи о священной помощи» («Шэн цзи цзун лу») сказано: «Вся входящая ци — инь, выходящая — ян». Поэтому по своей роли выходящая ци (выдох) раскрывается наружу, а входящая ци (вдох) — собирание, направленное внутрь. В книге «Драгоценное зеркало восточной медицины» («Дун и бао цзянь») сказано: «Выдох — когда ци выходит, открывание ян; вдох — когда ци входит, инь закрывается».
Судя по опытам на животных, выдох и вдох могут по-разному влиять на симпатическую и парасимпатическую нервную систему, их действия на внутренние органы совершенно не одинаковы. В связи с этим, помимо обычных методов регулировки дыхания, есть еще различные методы тренировки выдоха и вдоха. Мы в клинических условиях также наблюдали, что тренировка выдоха дает четкий эффект при гипертонии, пнемонектозе, глаукоме и болезнях в области головы, улучшается состояние у лиц с опуханием груди и живота. Тренировка вдоха более подходит для лиц, страдающих некоторой функциональной недостаточностью кишечника и желудка, при пустоте ян и боязни холода (рис. 31).
Говоря в общем, когда тренируют выдох, то используют такие методы, как продленный выдох, выдох-задержка-вдох, произнесение слов после выдоха с целью его укрепления; когда же тренируют вдох, то используют такие методы, как продление вдоха, вдох-задержка-выдох, произнесение слов после вдоха с целью его укрепления. Однако нужно тщательно выявлять инь-ян у больного, как об этом сказано в «Полной книге Цзин Юэ», написанной Цзин Юэ, проживавшим при династии Мин (1368–1644 гг.): «У кого ян в мизере — не могут выдыхать, у кого инь в мизере — не могут вдыхать». Шестисловное заклинание — тоже один из способов тренировки выдоха.

Счет дыханий, слушание дыхания, следование дыханию и остановка дыхания.
Счет дыханий: молча считают число выдохов и вдохов, выходов и входов через кончик носа, от 1 до 10 или до 100, закончив цикл — повторяют. Можно считать выдохи, а можно вдохи: счет выдохов — тренировка выдохов, счет вдохов — тренировка вдохов.
Слушание дыханий: обоими ушами слушают выходы и входы своего дыхания, не считая их количества.
Следование дыханию: сознание концентрируют на поднимании и опускании, выходе и входе дыхания через кончик носа, не считая их.
Остановка дыхания: когда отрегулируют дыхание до определенной степени, то выход и вход дыхания становятся такими глубокими и долгими, мягкими и нежными, что то ли они есть, то ли их нет.
Если настроение не слишком успокоенное, беспорядочных мыслей относительно много, то можно использовать счет дыханий и слушание дыхания. При относительной успокоенности можно следовать дыханию. Остановка дыхания есть познание на собственном опыте глубокого-долгого-тонкого-равномерного дыхания, которое возникает не путем жесткого навязывания.
Взаимодействие с движениями языка при дыхательной гимнастике. Дыхательную гимнастику иногда можно сочетать с движениями языка. Способы следующие: кончик языка подпирает верхнее нёбо и не движется или на вдохе подпирает, а на выдохе естественно опускается. В первом случае можно повысить количество слюны во рту, а опускание подпирающего языка способствует успокоению.

Принципы и требования к закалке дыхания
Обычно в статической тренировке в начальный период главные проблемы — как расслабить тело, правильно выправить позу, успокоить чувства — и только потом обращают внимание на регулирование дыхания. Если же тренировать дыхание с самого начала, то могут возникнуть ощущения принужденности дыхания, и напряженность чувств естественно не пройдет.
Относительно видов дыхания — в древности говорили о четырех фазах: ветер (фэн), чуань, ци и дыхание (си). Наиболее раннее упоминание об этом — при династии Поздняя Хань, в толковании Ань Шигао «Трактат о собирании сознания по Аню» («Ань бань шоу и цзин»), в первом и втором свитке. Позже об этом говорилось при династии Суй (589–619 гг.), в книге Чжи И «Малая медитация», и при династии Мин (1368–1644 гг.), в книге Ван Лунси «Методы регулировки дыхания» («Дяо си фа»).
Фаза «ветер» говорит об относительно напряженном дыхании: можно слышать звуки собственного относительно грубого дыхания. В фазе «чуань» хотя звуки дыхания не слышны, однако при выдохах и вдохах все же чувствуется преграда и непрохождение. В фазе «ци» хотя нет ни звучания, ни преград, однако выход и вход недостаточно тонкие и равномерные. Фаза «дыхание» — глубокое, долгое и равномерное дыхание, возникающее при высочайшей успокоенности. При тренировке дыхания обычно требуется постепенно от первых трех фаз перейти к четвертой. Однако вид дыхания зависит от деятельности и настроения людей. Рассмотрим их.
Деятельность. В книге «Простые вопросы» («Сувэнь»), в главе «Об овладении болью», сказано: «При усталости — затрудненное дыхание, выступает пот». Это — фаза дыхания, возникающая при занятиях физическим трудом, дыхание тогда всегда принужденное. Иногда можно наблюдать фазу принужденного дыхания и после спортивной деятельности, а после отдыха дыхание постепенно успокаивается. Настроение. В той же главе также сказано: гнев — ци поднимается, радость — ци замедляется, скорбь — ци растворяется, страх — ци падает, опасение — ци путается, размышление — ци соединяется. И хотя здесь, главным образом, рассматриваются общие изменения в теле, вызванные изменением настроения, однако когда на людей оказывается эмоциональное воздействие, вместе с тем оказывается влияние и на дыхание. Так, при гневе дыхание обычно принужденное, при внезапном испуге оно может на мгновение остановиться и т. д. В часто повторяемой пословице: «сердце спокойно — ци в гармонии, ци плавает — сердце волнуется» тоже говорится о связи настроения с дыханием.
Следовательно, закалка дыхания полезна для овладевания собственной деятельностью и чувствами, и для этого требуется определенный период регулировочной учебы, наскоком результата не добьешься.
Принципы дыхательной гимнастики следующие. Прежде всего, тренировку дыхания следует проводить на базе естественного дыхания, при этом требуются естественная легкость и расслабленность, ненапряженность. При Цинской династии Ли Ханьсюй в книге «Беседы об основах дао» («Дао цяо тань») отмечал: «Один выдох и один вдох называют дыханием (си), нужно следовать его естеству, не слыша его естества».
Далее, тренируя дыхание, нужно продвигаться поэтапно, нельзя стремиться овладеть им побыстрей. Следует овладеть методом «не забывая, не помогая», т. е. нельзя забывать приводить в порядок дыхание, но, с другой стороны, предъявляя к состоянию дыхания определенные требования, нельзя делать вспомогательные усилия, носящие насильственный характер. Так как, добиваясь исключительно правильного дыхания, можно уподобиться тем, кого критикуют в книге «Секта святого буддийского единства» («Сянь фо хэ цзун»): «Ученики дразнят занимающихся выдохами и вдохами, выводом и вводом, называя их чертями, охраняющими ворота» — так наоборот, не сможешь достичь ожидаемого эффекта. Занимаясь закалкой дыхания, нужно и тренировать, и взращивать. Дотренировав до определенного времени и входя в состояние «спокойного взращивания», можно временно отбросить сознательную закалку дыхания, чтобы процесс тренировки при этом достиг состояния, при котором сохраняется высокая степень успокоенности. В противном случае можно разрушить вышеуказанные пределы.
И, наконец, глубокое-долгое-тонкое-равномерное дыхание — это итог работы. Так называемое глубокое и долгое дыхание — это неглубокое короткое дыхание с большой частотой, превратившееся в глубокое и долгое с малой частотой. Обычная частота дыхания у людей 6–20 раз в минуту. Те, кто тренируется многие дни, могут доводить дыхание до 3–4, даже 1–2 раза в минуту, при этом не возникают задыхание и неприятные ощущения — наоборот, чувствуют себя естественно и удобно. Однако все это создается на базе накапливания работы, а совсем не субъективным упорством.
Некоторые, ссылаясь на выражение из «Чжуан-цзы»: «Истинный человек дышит пятками, а достигший человек дышит горлом», исходят из того, что глубина и долгота дыхания должны доходить до пяток. Относительно того, что слово «пятка» (чжун) нельзя толковать так ошибочно, в книге «О черной коже», написанной при династии Мин, сказано: «Относительно чжун: говорится о погружении в пещеру». В «Беседах об основах дао» сказано лучше: «Чжун: соединение безотрывное, непрерывно сохраняющееся». Следовательно, пяточное дыхание подразумевает глубокое и долгое дыхание; горловое дыхание, противоположное ему, подразумевает лишь неглубокое короткое дыхание.
Так называемое тонкое и равномерное дыхание подразумевает достижение крайне тонкого, очень равномерного дыхания. Добиваются этого аналогично — накапливанием. Оно с глубоким и долгим дыханием взаимостимулируется. Следует обратить внимание на выражение: «Посылаешь ци — истощаешься, объединяешь ци — ранишься». «Посылать ци» означает растягивать дыхание, принудительно добиваться глубины и долготы, а «объединять ци» подразумевает сдавливание дыхания, чтобы принудительно добиться равномерности и уменьшения. Такие методы вызывают короткое и принужденное дыхание, при этом травмируются мышцы груди и живота, возникают боли и тому подобные отрицательные явления.

Изучение закаливания дыхания
При дыхательной закалке у тренирующихся обычно смотрят глубину дыхания, присутствует ли силовое сдавливание воздуха, а также слушают, есть ли звуки при дыхании, насколько оно легкое, тонкое и равномерное.
Рассматривая дыхание животом, можно легонько положить руку на живот тренирующегося для анализа его дыхания: мягкое ли, ровное, ритмичное, обращенное или прямое, есть ли задержки между вдохами и выдохами. Если тренирующийся дышит животом принужденно или принужденно сильно поднимает и опускает живот, то мышцы стенки живота напрягаются, подъем и опускание идут неестественно, такое дыхание не может длиться долго (о контроле дыхания лучше предупредить заранее).
Рис.31. Один из методов сидячей работы
В бывшей Шанхайской клинике цигун-терапии снимали кривые дыхания с помощью записывающегося на барабане прибора, объективно определяя состояние дыхания у тренирующихся. Запись обычно велась в лаборатории, тренирующийся лежал, к животу осторожно прикладывалась резиновая трубочка, состояние дыхания через нее передавалось на индикаторную стрелку, с которой велась непрерывная запись на барабан. В то время была проделана большая работа с больными, тренировавшимися более месяца. Проанализировав 278 случаев, пришли к следующему выводу: если у занимающихся настроение устойчивое, расслабление хорошее, налицо мыслительное вхождение в покой, дыхание животом образовалось естественно, то кривая дыхания равномерная и плавная (рис. 5–12 и 5–13). Если же настроение неустойчивое, налицо односторонняя направленность, использование сознания чрезмерно, то кривая дыхания неравномерная, неестественная (5–14, 5–15).
Если на тренировке много разнообразных мыслей или теряется сознание, то кривая дыхания путаная. Кривые дыханий выдох-задержка-вдох и вдох-задержка-выдох четко различаются, и больные, отрабатывая эти две формы дыхания, могут, естественно, одно заменять другим. Если к тому же налицо неврастения, то на тренировках кривая дыхания недостаточно устойчивая, но в процессе выздоровления кривая дыхания тоже становится закономерней. Если долго длится равномерное, естественное, мягкое дыхание животом, то лечение проходит эффективно.

Физиологический механизм при тренировке дыхания
Движения дыхания у человека идут непрерывно под управлением центральной нервной системы и обычно сознательного регулирования не требуется. Однако в цигуне требуются дыхательные движения особой формы, что осуществимо только под руководством сознания. Такая форма дыхательных движений, соответствующая требованиям цигуна, оказывает благоприятное воздействие на тело.
Дыхательная гимнастика оказывает определенное регулирующее влияние на функции вегетативной нервной системы. Последняя разделяется на симпатическую и парасимпатическую нервные системы, которые непрерывно противостоят друг другу, друг друга регулируют, друг на друга опираются, чтобы внутренние органы нормально функционировали. Однако если с одной стороны возникает опережение или запаздывание, то может возникнуть потеря регулировки функций внутренних органов, в результате чего может возникнуть какая-либо болезнь. Так, если симпатическая нервная система относительно интенсифицируется, то это выразится в ускорении ритма сердца, кровеносные сосуды сожмутся, давление крови повысится, перистальтика желудка и кишечника ослабеет. Если же парасимпатическая нервная система относительно интенсифицируется, то это выразится в понижении ритма сердца, расслаблении кровеносных сосудов, понижении давления крови, интенсификации перистальтики желудка и кишечника. Опыты на животных показали: когда интенсифицируется возбуждение центра выдоха, то может происходить диффузия в центр парасимпатической нервной системы. Когда же интенсифицируется возбуждение центра вдоха, возможна диффузия в центр симпатической нервной системы. При непрерывном длинном выдохе в клинике также наблюдалось расширение кровеносных сосудов и понижение давления крови, а при непрерывном длинном вдохе кровеносные сосуды сужались, давление крови повышалось. Это подтверждает результаты, полученные на животных, и говорит о возможности путем сознательной тренировки дыхания регулировать вегетативную нервную систему. Отсюда следует, что, используя сознание и волю, можно улучшить функционирование внутренних органов.
Дыхание животом — это диафрагмальное дыхание. Диафрагма расположена в нижней части груди, под легкими. Во время дыхания животом диафрагмальная мышца на вдохе сокращается, диафрагма опускается наподобие мехов, увеличивая размер грудной полости по высоте и нижней части груди в поперечнике, и воздух вдыхается в большом количестве. На выдохе диафрагмальная мышца отпускается, диафрагма поднимается, сокращая грудную полость, воздух при этом удаляется. Движение диафрагмы вверх-вниз на 1 см может изменить количество пропускаемого воздуха на 250–300 мл. Путем наблюдения за дыханием животом можно увеличить амплитуду движения диафрагмы, из них в одном случае перемещение с 2,5 см до занятий цигуном возросло максимально до 9 см в процессе занятий, в остальных девяти случаях рост составил 3,4–6 см, в среднем 5 см. Это намного увеличило вентиляцию легких, укрепило дыхательные функции, способствовало легочной циркуляции и увеличило содержание кислорода в крови. Благодаря повышению снабжения кислородом также могут повыситься функции нервной системы.
Клиническая практика также подтверждает, что тренируя дыхание животом и увеличивая амплитуду движения диафрагмы вверх и вниз, одновременно можно укрепить возможности сокращения групп мышц живота. При этом улучшается круговорот крови в полостях груди и живота, а кроме того, активизация движений диафрагмы оказывает массирующее воздействие на внутренние органы полости живота, улучшая перистальтику желудка и кишечника, укрепляя функции переваривания пищи и поглощения питательных веществ, а также, соответственно, снабжение питанием органов всего тела, повышая этим работоспособность различных органов и систем.




цигун, искусство цигун, Чжун Юань цигун, ЧЮ цигун, занятия цигун, метод оздоровления в цигун, цигун для начинающих, медитация в цигун, школа цигун для здоровья, практика цигун
Copyright C 1993-2009. Qigong.
Все права защищены.
Разработка: "Интел-Сфера". Компьютеры: дизайн, программирование, сборка, обслуживание.
Копирование всех частей сайта в какой-либо форме без разрешения владельца авторских прав запрещено.