|
| Понятие о методах работы с большим и малым небесными кругами. | | МА Цзижень, М.М.Богачихин | | | | Книги, в которых говорится о технике внутренней пилюли (внутренней киновари), называются киноварными книгами или трактатами (даньшу, даньцзин). Ко времени династии Мин, когда был составлен «Даосский канон» («Дао цзан»), он содержал 120-130 таких работ. Общая особенность книг о внутренней пилюле (киновари) — множество разнообразных терминов, умолчаний, что затрудняет чтение. Откроем теперь эти тайны и, выправив комплексы методов работы, вернем их к первоначальному виду.
Метод работы в технике внутренней пилюли разделяется на три этапа: занимаясь воспроизводящей энергией цзин, превращают ее в жизненную энергию ци, занимаясь ци, превращают ее в духовную энергию шэнь и, занимаясь шэнь, возвращают ее в пустоту (сюй). Это, в основном, базируется на сказанном в «Трактате о желтом дворе»: «Святой человек, даос, не имеет шэнь, а собирая цзин и скапливая ци, образует истинное». Работа на этих трех этапах, согласно киноварным книгам, даже в случае успеха требует более десяти лет времени. То есть преобразование цзин в ци — малый круг неба или начальная застава — требует примерно ста дней; преобразование ци в шэнь — большой круг неба или средняя застава — требует примерно четырех лет, а возвращение шэнь в пустоту — верхняя застава — требует примерно 9 лет. Так, Юй Янь в книге «Развитие триединства циклических перемен» говорит: «После того как чуть вскормил и завязался зародыш, после этого сто дней — и заработала душа-лин, 10 месяцев — и зародыш округлился, год — и произошло малое свершение, три года — и произошло большое свершение». Или, как сказано в «Правильных законах небесного святого»: «Вот говорят о малом цикле неба... Собирают его не более ста дней — тогда воспроизводящая энергия не полна и сменяется на жизненную энергию... В 7 дней рот передает небесный механизм, собирают это большое лекарство. ...Большой цикл неба — ...десятимесячный цикл неба, пестуют зародыш, занимаются жизненной энергией, преобразуя ее в духовную... Добавляется 3 года вскармливания, 9 лет большой устойчивости, занимаются духовной энергией и возвращают ее в пустоту».
Что касается того, как конкретно проводить эту работу трех этапов, то в киноварных книгах разных школ есть и разные взгляды. Так, в «Сборнике истинного человека Цюн Гуаня» («Цюн Гуань чжэнь жэнь цзи») есть «19 триединых секретов киноварных методов», то есть разбивка на 19 этапов: собирание лекарства, завязывание пилюли, плавление, твердая поддержка, военный огонь, купание, киноварный песок, прохождение застав, отделение зародыша, теплое взращивание, защита от опасности, тружение, совокупление, большой возврат, святой зародыш, 9 поворотов, смена котла, великий предел. В «Сборнике примечаний к “Брошюре о постижении истины”» есть «7 важных статей, предложенных в “Брошюре о постижении истины”», то есть тоже разделение на 7 шагов: сублимирование духовной энергии и стабилизация дыхания, транспортировка ци с открыванием и закрыванием, сохранение воспроизводящей энергии и тренировка с мечом, собирание лекарства и строительство фундамента, возвращение пилюли и завязывание зародыша, огненный знак и теплое взращивание, охват первоначала и сохранение единого.
В данной главе лишь обобщены сведения из многих книг, касающиеся двух шагов: малого цикла неба (тренировки по преобразованию воспроизводящей энергии в жизненную) и большого цикла неба (тренировки по преобразованию жизненной энергии в духовную). К этому добавлен некоторый собственный опыт. Что касается третьего этапа: тренировок по возвращению духовной энергии в пустоту, то о методиках занятий говорить трудно, а кроме того, это полностью относится к разговорам о том, как стать святым и вознестись на небо, поэтому здесь опускается.
|
|
|