|
| Процесс развития методов работы с большим и малым циклами неба. | | МА Цзижень, М.М.Богачихин | | | | Ранее этими методами владели правящие слои с целью достижения долгой жизни без старения, имея целью «стать святым и вознестись на небо». Из истории Китая следует, что желание «окрылиться и стать святым» прошло три этапа.
Первый этап: попытки удостоиться святого лекарства духовных святых. Во времена «вёсен и осеней» и борющихся царств» (722-221 гг. до н. э.) в царствах Янь и Ци, расположенных у моря, возникло мощное представление о святых отшельниках (шэньсянях), знавших удивительные способы и острую технику. Их называли фанши (букв. муж направлений или муж способов, по существу – маг. – М . Б.). Они призывали отправиться в море искать «лекарство бессмертия». И хотя правители этих царств потратили много людских и материальных ресурсов, приглашали немало знаменитых «ведающих направлениями», но в итоге ничего не получили и не сумели достичь цели. Как о том сказано в книге Гу Сеганя «Ведающие направлениями и конфуцианцы (времен династий) Цинь и Хань»: Ханьский правитель У-ди (140—86 гг. до н. э.) добивался святости 50 лет, использовал многих «ведающих направлениями» и многих из них убил, даже дочь выдал за «ведающего направлениями», но так и не получил лекарства бессмертия. Ради этой цели У-ди в пруду Слияния в Гармонии на северной стороне дворца Установления Печати построил несколько островов и назвал их Пэнлай, Фанчжан, Инчжоу, где лишь предавались пустым мечтам. Только в поздние годы он, образумившись, сказал: «Разве под небом существуют святые люди? Только регулярным питанием да приемом лекарств можно уменьшить болезни — и всё».
Второй этап: выплавление бессмертной жизни — золотой пилюли, или киновари (цзиньдань). Именно в то время, когда Ханьский У-ди мечтал отправиться с духовным святым за святым лекарством, знаменитый «ведающий направлениями» Ли Шаоцзюнь предложил комплексную технику выплавления пилюли (лянь дань шу). Об этом существует запись в «Исторических записках», в главе «Книга о жертвоприношениях Небу и Земле» Ли Шаоцзюнь уверял Хань У-ди, что после переплавки «киноварный песок (даньша) может превратиться в желтый металл (золото), желтый металл получился — его можно использовать в качестве посуды для питья и еды, это благоприятно долголетию и к тому же позволяет увидеть святых с Пэнлая, что в море. Увидевши и совершив жертвоприношения Небу и Земле, не умрешь». Желтый металл, что в то время выплавлял Ли Шаоцзюнь, еще не предназначался для приема внутрь, а только для того, чтобы создать условия для попытки увидеть остров Пэнлай. Однако сам Ли Шаоцзюнь вскоре заболел и умер. Именно в это время двоюродный дядя Хань У-ди, Хуайнаньский князь Лю Ань собрал большую группу «ведающих направлениями» и тоже занялся изучением техники плавления киновари. В «Книге (династии) Хань», в его биографии сказано, что он собрал несколько тысяч мужей по технике направлений и создал «Внутреннюю книгу» («Нэй шу»), состоящую из 21 главы. «Внешняя книга» еще обширнее. Есть еще 8 свитков «Средних глав», где рассказывается о технике желтого металла духовных отшельников, тоже 200 с лишним тысяч слов.
В «Книге Хань» в биографии Лю Сяна сказано, что Хуайнаньский князь Лю Ань имел «Тайную книгу великих ценностей, хранимую в подушке». Потомки отсюда сделали вывод, что это, возможно, и есть 8 свитков «Средних глав». Так, в книге «Баопу-цзы», в главе «О святых», сказано: «Те, кто делают золото, собираются среди духовных святых. Хуайнаньский князь отобрал и создал “Книгу великих ценностей в подушке”». Обычно считают, что это первая книга, специально посвященная технике плавления киновари. Позже Хуайнаньский князь Лю Ань, обвиненный в измене, был казнен, а книга, согласно «Биографии Лю Сяня» из «Книги Хань» попала в руки Лю Сяна, и после того, как князь провинился, куда делась — неизвестно.
Основной сырьевой материал в технике плавления киновари — киноварный песок (даньша), его еще называют красный песок (чжуша), это сульфид ртути красного цвета. Поскольку в те времена умели плавить его для практических целей, то в первой фармакологической книге китайской медицины «Трактат Шэнь Нуна о корнях и травах» («Шэнь Нун бэнь цао цзин») также есть ссылка на сульфид ртути как на первый из высших продуктов: сказано, что он «главенствует над ста болезнями пяти плотво тела и плоти, взращивает чистый дух (цзиншэнь), умиротворяет души по и хунь, полезен для ци, просветляет глаза, убивает наваждения и очищает от них, от вредоносности, злобных чертей. При долгом приеме проходит духовный свет и не стареют». (В древнекитайской фармакологии средства делили на высшие – для правителей, средние – для князей и низшие – для простолюдинов. – М. Б.).
Киноварный песок соединяют со свинцом и серой, плавят, закаливают и извлекают из полученного продукта «желтый металл» («золото»). Поэтому технику плавления киновари также называют «техникой выплавления золота», а продукт именуют «золотой киноварью» (цзиньдань). Эту золотую киноварь также называют лекарственным золотом (яоцзинь), считая, что оно по качеству не отличается от натурального золота, а также что оно пригодно для изготовления лекарства бессмертия. Эту золотую киноварь, искуственнно изготовляемую начиная с ранней династии Хань (206 г. до н. э. - 7 г. н.э.) и до династии Тан (618—907) именовали «внешней киноварью» (вайдань).
В конце династии Восточная Хань (кончилась в 220 г.) Вэй Боян подытожил этот горький исторический опыт «ведающих направлениями», написав книгу «Триединство циклических перемен» («Чжоу и цань тун ци»), где использовал «Циклические перемены» (или Чжоуские перемены Чжоу и) в качестве вспомогательного средства. Так, гексаграммы цянь и кунь (творчество и исполнение) символизируют «котел», гексаграммы кань и ли (погружение и сцепление или вода и огонь) символизируют «лекарственное вещество», отдельные черты гексаграмм символизируют «фазы огня» (хохоу), характеризующие процесс плавления киновари, т. е. химические принципы и различные экспериментальные методики. Вэй Боян, подчеркивая роль золотой киновари, говорил: «“Великая победа” (кунжут) тоже продляет годы, все же киноварь можно ввести в рот, свойства золота не теряются и не портятся, потому служит (она) ценностью среди тьмы вещей, (владеющий) техникой муж принимает ее в пищу, долголетие и жизнь (судьба) получают длительность и надолго». Однако если говорить именно об этой книге — «Триединство циклических перемен» — то это древнейшая из существующих в мире книг, посвященных плавлению киновари, внесшая определенный вклад в историю химии.
«Ведающие направлениями», занимаясь плавлением киновари, владея «техникой направлений» (магией — М.Б.) эту технику направлений (фан шу) в те времена также называли «техникой Пути» (дао шу), а занимающихся этим — «мужами Пути» (дао ши, отсюда русское слово даос). Однако у них не было ни комплексной религиозной теории, ни сформированной религиозной организации.
Впервые специальный термин «адепт даосского учения» (дао цзяо ту) находим у Коу Цяньчжи во времена Южных и Северных династий (265—583). Следовательно, появилось отличие от значения термина «муж Пути», т.е. «муж, ведающий направлениями», существовавшего от периода Воюющих царств (403—221 гг. до н. э.) до династии Хань (206 г. до н. э. — 220 г. н. э.). Однако адепты даосского учения также восприняли технику плавления киновари и включили в свои категории и всякую технику киновари, говорящую о технике Пути.
Гэ Хун, основоположник теории даосского учения духовных святых, живший при династии Цзинь (265— 420), активно пропагандировал прием в пищу золотой киновари, чтобы стать духовным (шэнь) святым (сянь) (или: святым бессмертным). Его книга «Баопу-цзы» (Объемлющий Простоту) – большая подборка техник плавления киновари от Восточной Хань (т. е. с начала нашей эры) до Вэй и Цзинь. В книге много места уделено пояснениям. Сказано, что исходными материалами для плавления киновари служат киноварный песок, сульфид ртути, квасцы, малахит, магнитный камень. Сказано, что после приема внутрь киновари можно долго жить не старея, стать святым и вознестись на небо. Если принимать киноварь одного обращения, то за три года станешь святым, если двух обращений — за два года, девяти обращений — то за три дня можно стать святым и т.д. Его вывод следующий: «Пять злаков как будто могут оживлять людей: люди получают их — и живут, отказываются от них – и помирают. Тем более это касается духовного лекарства высшего качества: разве не в тысячи раз оно полезней для людей, чем пять злаков? Вот возьмем такой материал, как киноварь. Чем дольше его плавишь, тем тоньше изменения и превращения. Желтый металл помещаешь в огонь – сто плавок не уничтожат, закопаешь – до конца дней не испортится, примешь эти два лекарства – плавится тело и плоть человека. Это позволяет человеку не стареть, не умирать». Фактически все это самообман и обман других, и описываемое ими «вознесение среди бела дня» после приема в пищу золотой киновари фактически означает их быструю смерть в результате отравления токсическими веществами, содержащимися в золотой киновари (пилюле).
Однако при Танской династии (VI-Х вв.) техника внешней киновари еще была широко распространена. В правящих кругах сформировалось поветрие — принимать в пищу золотую киноварь. Названия киноварных лекарств только в это время были приведены в последнем томе книги Мэй Бяо «Словарь каменных лекарств» («Ши яо эр я»). В книге приведено около 70 способов изготовления лекарств, а кроме того, там есть еще 28 видов — только наименований без способа их создания. И тем не менее, в это время техника внешней киновари все же потерпела крупное поражение. Чжао И при династии Цин (1644— 1911) в книге «Двадцать две истории записи», в XIX свитке «Танские императоры часто соблазнялись киноварным лекарством» пишет, что Тайцзун, Сяньцзун, Муцзун, Цзинцзун, Уцзун, Сюаньцзун (т. е. 6 императоров из 21) умерли, отравившись принимаемым киноварным лекарством. То же произошло и с рядом царедворцев. Кроме того, Хэ Гуанъюань, живший в царстве Шу времен Пятицарствия (907—959), в книге «Записки-предупреждение» рассказывает, что Лян Тайцзу (Великий Основатель династии Лян), имевший имя Чжу Цюаньчжун, принял золотую пилюлю даоса с Гор Направлений (Фаншань) по имени Пан Девять Канонов (Пан Цзюцзин), в результате чего «брови и волосы вставали и падали, на голове и спине возникли язвы, и он оказался при смерти и был убит Ин-ваном». В связи с этим медик времен Сунской династии (960—1279) Чжан Го в своей книге «Сказ о медицине» («И шо») собрал немало конкретных данных о приеме внутрь внешней киновари (пилюли), что привело к смерти, и назвал свои выводы «Предостережением относительно золотых и каменных лекарств». Так что после Танской династии техника внешней пилюли стала приходить в упадок.
В то же время с начала Сунской династии (960—1279) стала развиваться техника внутренней киновари. Как о том сказано в книге жившего при династии маньчжуров (1644-1911) Ван Вэйдяня «Введение к корректировке внутренних глав Баопу-цзы»: «Ко времени династий Сун и Юань еще следовали внутренней пилюле из огня печи “Триединства”, выплавляли и взращивали инь и ян, смешивали и соединяли изначальную ци. Отказ от приема пищи и зародышевое дыхание были малым путем, металлические и каменные амулеты и заклинания были боковой дверью, желтое и белое, черное и бесцветное было техникой наваждения. Только взяв взаимостроительство природы и жизни (син, мин) в качестве секретного средства, необходимого, чтобы “дух долины не умер”, взлетают к постижению истины. Они говорили, что следуют чаньскому учению и закону перемен, атакуют мельчайшее и акцентируются на тонком, к тому же стремятся соединиться в единое с конфуцианцами и буддистами. Отныне и до династий Хань и Цзинъ сказ о святых отшельниках истощался и изменялся без остатка». (Дух долины – выражение Лао-цзы. Поток, безостановочно текущий в долине – символ Пути. – М. Б .).
Конечно, и при Сунской династии, и даже вплоть до династии Мин отдельные лица занимались выплавлением внешней пилюли, однако они и сами уже не верили в эффективность ее применения. Так, Чжан Баньцзи при Сунах в книге «Ленивые записки из Тушечного села» рассказал про Чжан Аньдао, который «выплавлял пилюлю в печи, вскармливал огонь десятки лет, получил пилюлю, но не решился принять». Сам Чжан Аньдао (Чжан Спокойный Путь) тоже отмечал: «Эта пилюля принимала огонь долгое время, она не обладает большими достоинствами, непременно обладает большой токсичностью, не следует торопиться ее принимать». Этот Чжан Аньдао — современник Су Дунпо, последний рассказывал Чжану в письме о заклинании по взращиванию жизни, главное в котором — переплавка (дуаньлянь, также тренировка, закалка – М. Б.): при самотренировке «эффективность ее сначала мало ощущается, однако когда наберется 100 дней и больше, эффект будет неизмерим. Если сравнить с приемом лекарств, то эффект в 100 раз больше». Здесь «лекарство» — лекарство из металла и камня, то есть внешняя пилюля. Так Су Дунпо с боковой стороны опроверг ее.
Что же касается людей, занимающихся внутренней пилюлей и прямо нападающих на концепцию о внешней пилюле, то тут ситуация еще более ясная. Так, при Сунах Чжан Бодуань в «Брошюре о постижении истины» («У чжэнь пянь») указывал: «Травы, деревья, металлы и камни — отбросы», «как можно искать травы, изучать сжигание зубов?». Это один из примеров.
Третий этап: взлет техники внутренней пилюли. Термин «внутренняя пилюля» (внутренняя киноварь, нэйдань) впервые встречается у Су Юаньлана при династии Суй (589—619). Су Юаньлан проживал в долине Синяя Заря (Цинся) в горах Лофу, потому его называли Цинся-цзы. В «Географических описаниях гор Лофу», приводимых в «Собрании схем и книг» («Ту шу цзи чэн»), сказано: «Су Юаньлан... строил и выплавлял большую пилюлю. Последователи, идя по потоку, прослышав, что истинный| человек Чжу принял древесный гриб чжи и приобрел святость, бросились обсуждать чудесные грибы чжи: весенняя зелень, летняя краснота, осенняя белизна, зимняя чернота, лишь желтый чжи добывается высоко в горах, недостижимо далеко. (Указанные цвета относятся к сезонам и направлениям, желтый – цвет центра – М. Б.). Юаньлан смеясь говорил: чудесный гриб чжи (линчжи) находится среди восьми пейзажей Жу, почему бы не отправиться в желтое строение на поиски его? Грубо говоря, прежде Неба и Земли была чудесная трава без корней, единой мыслью она создавала меру, порождение и создание приводили к богатству, так говорят.
Еще в «Брошюре о стремлении к Пути» («Чжи дао пянь») указано на это. Отсюда адепты Пути впервые узнали о внутренней пилюле. В сборнике Танского времени «Проникновение в скрытые тайны» («Тун ю цзюэ») сказано: «Ци можно сохранить внутри, это внутренняя пилюля. Лекарство может укрепить форму, это внешняя пилюля».
Выглядит это так. При династиях Суй и Тан (IV— Х вв.) были лишь ростки техники внутренней пилюли, методы относительно простые, базирующиеся только на зародышевом дыхании, к которому добавлено мысленное ведение и привлечение. Так, в средней части «Тайны методов построения внутренней пилюли» книги «Тайна сердечной пилюли из верхней пещеры» указывается, что проводится зародышевое дыхание, водят ци. Далее сказано: «Кроме того, ведут тонкую (или воспроизводящую) ци из копчика (вэйлюй) (через точки) “сжимающие хребет” (цзяцзи) в мозг. Точка “хвостовые ворота” (вэйлюй) находится на 19-м звене, точки “сжимающие хребет” находятся на 12-м звене. Метод подпитки мозга: сначала ложатся навзничь назад, плотно закрывают третье звено точки “большой позвонок” (дачжуй), не позволяя ци проходить. Сперва плотно закрывают “сжимающие хребет”, не позволяя ци проходить. “Большой позвонок” называют верхней заставой, “сжимающие хребет” называют средней заставой. Затем постепенно совместно вводят пилюлю в мозг до полноты, после наполнения мозга пилюля опускается из темной груди (сюаньин) вниз, ее вкус сладкий, ее дух ароматный, теперь внутренняя пилюля готова».
О том, что техника внешней пилюли главная (опечатка у Ма Цзижэня, должно быть – внутреняя – М. Б.), впервые сказано в «Триединстве циклических перемен». И хотя во времена обеих Цзинь и Северных и Южных династий (III—VI вв.) это не привлекло особого внимания, однако все же в этот период начали применять обучение технике внутренней пилюли, которая все более развивалась. При Танских и Минских императорах Лю Знающий Древность (Лю Чжигу), возможно, был первым, кто поднял на пьедестал «Триединство». Так, в «Заметках г-на Чжао Дэ после чтения книг во многих кабинетах» написано: «Чжигу, говоря о большом лекарстве святых отшельников, не выходил из "Триединства"».
Когда пришло время «пяти династий» (907—959 гг.), Пэн Сяо, комментируя «Триединство циклических перемен», написал книгу «Поглавное постижение истинного смысла триединства циклических перемен», где дал сведения, способствующие пониманию книги. При правителе Северных Сунов Сун Чжэньцзуне (998—1023) Гао Сянъ написал «Песнь о золотой пилюле» («Цзинь дань гэ»), где впервые назвал «Триединство» «князем среди тьмы древних пилюль». После этого, например, в предисловии Ван И к «Толкованию "Триединства циклических перемен"», написанному Чэнь Сяньвэем при Южных Сунах, сказано: «И в древности, и ныне многие отшельники очень чтут «Триединство» как патриарха методов, касающихся пилюли». При династии Мин в предисловии Ян Шэня к книге «Древний текст "Триединства"» сказано: «Триединство» — патриарх трактатов о пилюле». И так далее. Что касается относящегося к периодам Вэй и Цзинь (III—V вв.) «Трактата о желтом дворе» («Хуан тин цзин»), то обычно его называют книгой, в которой рассматривается физиология и анатомия, относящиеся к технике внутренней пилюли, методических описаний в ней мало, нет системы, по ценности данных она ниже, чем «Триединство».
Чжан Бодуань, живший при Северных Сунах, заложил основу техники внутренней пилюли с использованием большого и малого циклов неба. В годы Сун Шэньцзуна (1068—1085) он написал «Брошюру о постижении истины» («У чжэнь пянь»), которую потомки поставили в один ряд с «Триединством». И, как написал Чэнь Чжисюй, живший при монгольской династии Юань, в книге «Великая важность золотой пилюли» («Цзинь дань да яо»): «Совсем не сведущим, опрометчиво создающим книги о пилюле, ложно принимающим имена прежних святынь, чему совсем не следует верить, необходимо взять за основу “Триединство” и “Брошюру о постижении истины”».
У Чжан Бодуаня было еще имя Юнчэн и второе имя Пиншу, он человек «Небесной площадки» (буддийская секта). Жил в 984—1082 гг., умер в 99 лет (по другим данным 96-ти лет). По сведениям некоторых из «киноварной семьи», кроме «Брошюры о постижении истины» было немало других произведений, распространявшихся под его именем. Из его «Послесловия к “Брошюре о постижении истины”» и «Записок про “Брошюру о постижении истины”», что написал в 1169 г. Лу Яньфу (Сы Чэн), можно узнать, что Чжан Бодуань сам не был последователем даосизма, но был конфуцианцем, освоившим требования даосизма, к тому же на него оказала влияние чаньская секта буддизма. Поэтому в его произведениях видны тенденции, характерные для трех основных учений. Сообщалось, что в 1069 г. он в г. Чэнду встретил необычного человека, от которого воспринял тайну пилюли, а позже, будучи вовлеченным в армию в Горном Юге, написал «Брошюру о постижении истины». В этой книге в поэтической форме описывается работа с внутренней пилюлей. Позже Чжан Бодуаня провозгласили главой пяти патриархов южной секты даосизма, назвали «истинным человеком лилового солнца» (Цзы ян чжэнь жэнь. Лиловое солнце – даосское звание – М. Б.). Кроме того, поскольку он был человеком Небесной Площадки, южную секту также называли сектой Небесной Площадки (тянь тай цзун). Но некоторые считали, что действительным создателем южной секты был Белояшмовая Жаба (Бай Юйчань, 1194—1229), истинное имя которого Хэ Чангэн, прозвище Белый Старец (Бай Соу). Он из Цюнчжоу (о. Хайнань). В молодости ему пришлось из благородных побуждений убить человека, поэтому он покинул дом и стал даосом. История южной секты, как обычно считают, началась с Чжан Бодуаня, которому наследовал Ши Тай, Ши Таю наследовал Сюэ Свет Пути (Сюэ Даогуан), которому наследовал Чэнь Нань, последнему — Белояшмовая Жаба, эти пятеро и есть пять патриархов южной секты. А при монгольской династии (1280—1367) Юй Янь в книге «Грубые речи на циновке» («Си шан фу тань») высказал сомнение в этой хронологии даосских властителей. Он говорил: «“Четыреста слов о золотой пилюле” Чжана Лиловое Солнце и “Брошюра о возвращении к первоначалу” по стилю текста неотличимы от того, что создал Яшмовая Жаба. Следует отнести их к Яшмовой Жабе, заменив имя. “Брошюра о лазоревой пустоте” Чэня Глиняный Шарик (Чэнь Нивань) тоже написана Яшмовой Жабой».
Теперь поговорим о технике внутренней пилюли, относящейся к северной секте даосизма. Появилась она несколько раньше Белой Яшмовой Жабы, создатель ее — Ван Чжэ (Князь Мудрый), настоящее имя которого Чжунфу, позже измененное на Шисюн, а после обращения к даосизму он стал именоваться Мудрый (Чжэ), житель Сяньяна. Почил в 1170 г. 50-ти лет. Создание северной секты относится к его поздним годам. Сообщается, что он встретил истинного мудреца и получил тайну самосовершенствования и тренировки и в 1167 г. в области Нинхай провинции Шаньдун одного за другим набрал шестерых последователей, это Ма Юй, Тань Чудуань, Лю Чусюань, Цю Чуцзи, Хао Датун, и Сунь Буэр (женщина, Сунь Неповторимая). Этих семерых, учителя и учеников, почитают как Семерых Истинных северной школы. И поскольку их деятельность проходила во времена властвования чжурчжэней и монголов на севере Китая, их назвали северной сектой, а так как в то время речи о Пути шли в Кумирне Всеобщей Истины, где и создалась эта школа, то она получила название Школа всеобщей истины (цюань чжэнь пай).
Разница в технике внутренней пилюли у этих двух школ по методу работы заключалась в том, исходят ли из природы (син) или жизни (мин). Как сказано у Чжи Цзицзы, жившем при Цинах, в книге «Собрание комментариев к “Брошюре о постижении истины”»: «Северная секта стала процветать при Цю Чанчуне (Цю Долгая Весна), в ее методах сначала — природа, потом — жизнь. Южная секта, начало которой положил Чжан Пиншу, в своих методах начинает с жизни и завершает природой». Лу Цяньсюй, живший при Минах (1368—1644), в книге «О сокровенном покрове» говорит: «Природа — это шэнь, жизнь — это цзин и ци» (т.е. природа — это духовная энергия, жизнь — воспроизводящая и жизненная энергии — М.Б.}. В книге «Восемь писем о следовании жизни» сказано: «Верхнее поле пилюли — корень природы, нижнее поле пилюли — черенок жизни». Следовательно, как обычно считают, в южной секте, где главное — работа с жизнью, исходят из воспроизводящей и жизненной энергий нижнего поля пилюли, а в северной секте, где главное — работа с природой, исходят из изначальной духовной энергии (юаньшэнь) верхнего поля пилюли. Фактически же различие между этими двумя школами не очень четкое. Так, считается, что живший при монголах Чэнь Чжисюй, приверженец северной секты, в книге «Большая важность золотой пилюли» возносит «Триединство циклических перемен» и «Брошюру о постижении истины», а кроме того, пишет комментарии к этой «Брошюре».
Техника внутренней пилюли во времена династий Сун и Юань распространялась и продвигалась, а при династии Мин появился У Чунсюй (Шоуян), написавший такие книги, как «Правильные законы небесного святого» («Тянь сянь чжэн ли») и «Общие предки святых и Будды» («Сянь фо хэ цзун»), что также послужило основой для закрепления формы.
|
|
|