БЕЛАРУСЬ
ВЕНГРИЯ
ИЗРАИЛЬ
ИРЛАНДИЯ
КАЗАХСТАН
КАНАДА
КИТАЙ
КЫРГЫЗСТАН
ЛАТВИЯ
ЛИТВА
МОЛДОВА
НОРВЕГИЯ
ОАЭ
ПРИДНЕСТРОВЬЕ
РОССИЯ
СЛОВАКИЯ
США
УКРАИНА
ЭСТОНИЯ
Главная
Тех. поддержка сайта

Главная страница
 



ЧЖУН ЮАНЬ ЦИГУН
 
Все новости Начинающим Практикующим Материалы Поиск на сайте Контакты


Игры пяти животных ( у цинь си ).

МА Цзижень, М.М.Богачихин
Танцы пяти животных — метод закаливания, комплекс из древнего цигуна, главное в котором — движение. Составил Хуа То, живший в период династии Поздняя Хань (141–203 гг.), руководствуясь идеями предшественников о том, что «текущая вода не загнивает, петля двери не ржавеет — таково движение», исходя из методов движений для закаливания в западноханьский период: медведем повисают и птицей вытягиваются, дикой уткой плещутся и обезьяной скачут, ушастой совой наблюдают и тигром всматриваются и, подсмотрев, совершают движения пяти птиц и зверей: тигра, оленя, медведя, обезьяны и птицы (иногда пишут: журавля). Обладает укрепляющим тело и изгоняющим болезни, продлевающим годы и способствующим долголетию действием.
В «Книге поздней (династии) Хань» («Хоу хань шу») в биографиях занимающихся «искусством направлений» (фаншу, магия – М. Б.) рассказывается про Хуа То, который говорил своему племяннику У Пу, изучающему этот комплекс: «человеческое тело жаждет получать трудовые движения, однако не станешь (заниматься этим) — приведет к пределу. Движешься, колеблешься — и ци пищи сможет усваиваться, кровеносные сосуды станут проходимыми, болезни не смогут возникнуть. Например, дверная петля никогда не ржавеет. В древности святые ради дела ведения и привлечения медведем повисали и ушастой совой наблюдали, энергично растягивали поясницу и тело, двигали всеми суставами, добиваясь затруднения в старении. У меня есть одна техника, называется «танец пяти животных»: одно зовется тигр, другое зовется олень, третье зовется медведь, четвертое зовется обезьяна, пятое зовется птица, тоже изгоняет заболевания, к тому же полезна для ног и стоп, служит для ведения и привлечения. В теле присутствует безрадостность, начинаешь выполнять танец одного животного — возникает радость, выступает пот, из-за этого наносят пудру, тело и плоть становятся легкими, удобными и хочется есть». У Пу соответственно занимался «лет (до) 90 с лишним, уши и глаза стали у него умные и светлые, зубы все прочные».
Название «танцы пяти животных» произошло от движений, подражающих пяти животным. Среди них 4 зверя и одна птица, поэтому общее название — 5 животных. Возможно, Хуа То исходил из сказанного в книге «Белый тигр, общий смысл» («Бай ху тун и»), написанной Бань Гу во время Восточной Хань: «Цинь — общее название птиц и зверей». Конечно, в словаре «Эр я» звери и птицы поясняются раздельно: «Две ноги и перья — называют их цинь, и ноги и волосы — называют их звери».
Однако этот гимнастический метод — «танцы пяти животных» — в то время, видимо, не был записан. Согласно «Другой биографии Хуа То» это становится ясным: «У Пу учился у То, немного освоил этот метод, Вэй Минди приказал ему исполнить танец пяти животных. Пу годами стар, руки-ноги не могут друг за другом поспевать (огрубели). Пу в этом году будет 90, уши не оглохли, глаза не ослепли, зубы есть полностью и крепкие, пьет и ест без ограничения». Видимо в то время У Пу лишь просто знакомил с методами «танцев пяти животных», были ли записи — узнать невозможно. Что касается распространившихся позже и выправленных к настоящему времени различных комплексов танцев пяти животных, то все они составлены на основе подражания и не соответствуют первоначальным движениям. Ныне наиболее раннюю методику танцев пяти животных можно увидеть в книге «Записки о взращивании природы и продлении жизни» Тао Хунцзина (456–536 гг.), жившего на 300 лет позже Хуа То, поэтому не обязательно базироваться на методе Хуа То, но возможно, метод Тао был близок ему. Ниже опишем этот метод на основе «Семи заметок из облачного ящика».
Танец тигра: 4 конечности отрываются от земли, вперед три броска, отступление на три броска. Длинно растягивают поясницу, вдруг отходят, запрокидываются к небу — и сразу назад. Ходят вперед, отступают, каждое семижды проходит.
Танец оленя: 4 конечности отрываются от земли, тянут шею и назад оглядываются, влево трижды и вправо трижды. Влево и вправо вытягивают ноги. Вытягивают и поднимают и три и два.
Танец медведя: прямо запрокидываются, двумя руками охватывают под коленками, поднимают голову, влево склоняются к земле семь раз, вправо тоже семь.
Отталкиваются от земли, руками слева и справа толкают землю.
Танец обезьяны: держит предмет и сама повисает, вытягивает и сжимает свое тело, вверх и вниз, каждое семь раз. Ногами хватает вещь, а сама повисает, слева и справа семь раз. Рука-крюк обратно становится, надавливает на голову по семь раз.
Танец птицы: две стоячие руки, вздернута одна нога, вытягивают обе руки, поднимают брови, вдохновляя силы, вправо дважды семь (возможно, влево и вправо по семь). Сидя вытягивают ноги, кисти оттягивают, стопы приподнимают, каждое семь раз. Вытягивают и поджимают руки, каждую семь раз.
Данный метод тренировки в «Даосском собрании» («Дао цзан», собрание даосских текстов – М Б.) переименован в «Заклинание о взращивании жизни Величайшего высшего господина Старого» (т.е. Лао-цзы – М. Б.), где кроме отдельных слов всё остальное совпадает. Особенности метода — в имитации поз животных, приближенных к реальности, что трудно выполнимо и, может быть, не подходит для старых и ослабленных, поэтому последователи все более понижали сложность. В зависимости от предъявляемых требований возникло множество упражнений, есть жесткие и есть мягкие комплексы. Древние методы танцев пяти животных времен династии Мин (1368–1644 гг.) и Цин (1644–1911 гг.) по содержанию в основном совпадают, только при династии Цин добавили к движениям слова, сделав текст более конкретным.
Первое: форма «тигр». Закрыть ци (остановить дыхание после вдоха — М. Б.), опустить голову, воинственность – как у тигра, напускающего страх. Руки как будто поднимают тысячу цзиней (полтонны), потихоньку приподнимаются, не выпуская ци (не выдыхая). С горизонтальным телом проглатывают ци, вводя в живот, побуждая дух-шэнь и ци подняться и возвратиться вниз, чувствуя в животе будто гром гремит, возможно, до семи раз. Так двигаются, регулируя тело, ци и каналы — сто болезней не родятся.
Второе: форма «медведь». Закрыть ци, как у медведя тело заваливается на бок и поднимается, слева и справа качают ногами, нужно спереди и сзади стоять устойчиво, чтобы ци звучала в боках, ребрах, костях, суставах; также можно двигать поясничной силой, удалять опухоли; возможно — до 3–5 раз. Позволяет расслабить суставы и кости и дать им покой. Это также техника подпитки крови.
Третье: форма «олень». Закрыть ци, опустить голову, свернуть кулаки, как олень вертеть головой и вилять хвостом, горизонтальное тело поджать, плечи стоят, носки стоп подскакивают и брыкаются, пятки связаны с небесным столбом (шеей — М. Б.), все тело в движении; возможно до трех раз, возможно и раз в день, а лучше всего раз, встав с постели.
Четвертое: форма «обезьяна». Закрыть ци, подражать обезьяне, лезущей на дерево, одна рука будто сжимает плод, одна нога как бы приподнята, одна нога пяткой обкручивает тело. Усиливает циркуляцию духа-шэнь и ци, проглатывают ци и вводят внутрь живота; чувствуют, что пот выступает — лишь тогда можно бросить.
Пятое: форма «птица». Закрывают ци, как птица летящая голову поднимают, вдыхают хвостовыми воротами (копчиком) ци и обращают к макушечной пустоте, обе руки склоняют вперед, голову нужно откинуть назад, дух-шэнь встречать и макушку прибивать.
Что касается «Танцев пяти животных», описываемых современными авторами,— смотрите соответствующие издания последних лет. (Как видим, эти древние тексты помогут лишь тем, кто хорошо знает этот комплекс. — М. Б.).




цигун, искусство цигун, Чжун Юань цигун, ЧЮ цигун, занятия цигун, метод оздоровления в цигун, цигун для начинающих, медитация в цигун, школа цигун для здоровья, практика цигун
Copyright C 1993-2020. Qigong.
Все права защищены.

Копирование всех частей сайта в какой-либо форме без разрешения владельца авторских прав запрещено.