 |
| Восемь кусков парчи ( ба дуань цзинь ). | | МА Цзижень, М.М.Богачихин | | | | Это комплекс, составленный из восьми частей, метод закалки динамической работой оздоровительного действия. Название «парча» взято из продукции шелкоткачества; используется по аналогии с методами данного комплекса: и потому, что составлен из различных движений, и потому, что его песенные формулы легко запоминаются, техника простая и возрастные ограничения отсутствуют. Каждая часть имеет связь с внутренним органом, поэтому она людям нравится, люди ею восторгаются, как парчой.
Обычно считают, что комплекс «восемь кусков парчи» начал составляться безымянным автором в начале династии Южных Сунов, однако сунский автор Хун Май в книге «Записки И Цзяня» указывал: «В седьмой год Чжэнхэ (1118 г.) Ли Сыцзюй был молодым мужчиной... По манерам и поведению Сыцзюй был простым, часто в одиночестве останавливался на постоялых дворах, копировал технику «ведающих направлениями» (фанши), которые «медведем повисали, птицей вытягивались», проявляя к этому сильный интерес... Пытался в полночное время вставать и садиться, медленно выдыхал и вдыхал, нажимал и потирал, выполняя то, что называют «восемь кусков парчи»». Поскольку Чжэнхэ — девиз правления Сунского государя Хуэйцзуна (1101–1125 гг.), следовательно, «восемь кусков парчи» в последние годы Северосунской династии уже начали распространяться, однако не ясно, совпадают ли они по содержанию.
В процессе дальнейшего распространения метода произошел раскол на северную и южную школы, северную относят к Юэ Фэю, движения здесь сложные и трудные в исполнении, жесткое в них главное, часто используются «лошадиный шаг» (мабу); их называют также военными восемью кусками. Южную школу приписывают Лян Шичану, сложность движений невелика, мягкое в них главное, позы большей частью обычно стоячие; называют их также гражданскими восемью кусками. В процессе распространения выделилась сидячая форма этой гимнастики, поэтому южную школу еще называют стоячими восемью кусками.
Песенные тексты этой гимнастики «стоячие восемь кусков» в процессе длительной практики непрерывно совершенствовались, принимали устойчивую форму, становились удобными для распевания и запоминания, превратились в смысловые песенные формулы. Ниже они приведены хронологически тремя этапами.
а) Начало Южносунского периода
Откинуть ладони, поднять вверх для управления тремя обогревателями.
Слева печень, справа легкие как бы стреляют в орла.
На восток и на запад независимо тянут, чтобы успокоить свои селезенку и желудок.
Вновь и вновь ты оглядываешься и так помогаешь своим ранам и слабостям.
Большие и малые обращения к небу помогают проходимости пяти плотных органов.
Глотают слюну, пополняя ци, влево и вправо машут руками.
Виляют хвостом угря, чтобы изгнать болезни сердца.
Левая и правая руки цепляются за ступни, этим излечивают свою поясницу.
б) Династии чжурчжэней и монголов
Откинув, подпирают и за раз приводят в порядок три обогревателя.
Слева печень, справа легкие как бы стреляют в орла.
На востоке печень, отдельно подпирают на запад, так проходят руки.
Пять усталостей: вращают головой, семь ранений регулируются.
Плавающая рыба виляет хвостом — излечивается сердце.
Руки цепляются за две стопы — благоприятно для поясницы.
Далее бьют в небесный барабан 36 раз.
Обе руки прикрывают уши, затем по голове стучат.
Этот комплекс также называется «формула ведения и привлечения Сюй Чжэньцзюня». Сюй Чжэньцзюнь — возможно, искаженное Сюй Сюнь, а он жил при династии Цзинь (265–420 гг.) и, видимо, потомки приписали комплекс ему.
в) Начало периода Гуансюй Маньчжурской династии
Двумя руками поддерживают небо — благоприятно для трех обогревателей.
Влево и вправо натягивают лук, будто стреляют в орла.
Регулировать и править селезенку, желудок — нужно одиноко поднять.
Пять усталостей и семь ранений: взгляд назад направь.
Качай головой и виляй хвостом — сердца огонь пройдет.
Спиною назад семь раз опрокинься — сто болезней исчезнут.
Сведешь кулаки, обозлишь глаза — увеличишь силу ци.
Двумя руками схватишь ступни — укрепишь поясницу, почки.
Ныне при обучении обычно пользуются гимнастикой, составленной на основе данной песенной формулы. Однако из-за разной компоновки появились еще различные комплексы движений разной сложности и величины. В последние годы вышла специальная книга «Восемь кусков парчи», которая глубоко приветствовалась широкими народными массами.
|
|
 |