АБХАЗИЯ
БЕЛАРУСЬ
ВЕНГРИЯ
ИЗРАИЛЬ
КАЗАХСТАН
КАНАДА
КИТАЙ
КЫРГЫЗСТАН
ЛАТВИЯ
ЛИТВА
МОЛДОВА
ОАЭ
ПРИДНЕСТРОВЬЕ
РОССИЯ
СЛОВАКИЯ
США
ТУРЦИЯ
УКРАИНА
ЭСТОНИЯ
Главная
Тех. поддержка сайта

Главная страница
 



ЧЖУН ЮАНЬ ЦИГУН
 
Все новости Начинающим Практикующим Материалы Фотогалерея Ссылки Общение


Естественное расслабление и покой.

МА Цзижень, М.М.Богачихин
Естественность расслабления и покоя означает, что в процессе выполнения конкретных операций цигун-закалки всегда необходимо подчеркивать важность таких факторов, как расслабление тела и успокоение психики. Нужно избегать напряженности, избавляться от напряжений, преодолевать во множестве возникающие мысли, сохранять спокойствие.
Расслабление, в первую очередь, — достижение избавления от какого-то напряжения в процессе тренировки. Расслабление и напряжение (сун и цзинь) стремятся к равновесному проявлению. Говоря о расслаблении, имеют в виду, что в процессе тренировки нужно непрерывно убирать напряженные состояния: патологические, а также душевные и физиологические, избавляться от мысленного беспокойства в своем настроении, вызванного болезнью, состоянием организма, тем самым приводя самого себя в некое ненапряженное, очень приятное, легкое и расслабленное состояние. Конкретный процесс избавления от указанного выше напряженного состояния и есть процесс расслабления.
Кроме того, методы расслабления на конкретных тренировках можно разделить по их содержанию на внутренние, внешние, глубокие и поверхностные. Если говорить о статической работе, то нужно избегать напряженности и при принятии позы, и при дыхательных упражнениях, и при использовании сознания. Рассмотрим позу: сдвинутые брови, выпяченная грудь, поднятые плечи — все это говорит о неестественности принятой позы. Или: все упражнения выдерживают в одной позе, а когда сохранять ее не могут, все же крепятся, стараясь удержаться, вплоть до того, что после занятий появляются боли в пояснице и спине, ощущается телесная усталость. Всё это напряжения при принятии позы. Рассмотрим теперь дыхание: жестко тянуть выдохи и вдохи, прилагать усилия при этом, надуть живот барабаном, добиваясь некоего дыхательного состояния вплоть до появления болей в мышцах груди и боков — это напряжение в дыхании. Многократно вникая в ситуацию при собственных выдохах и вдохах, не предъявляешь каких-либо субъективных требований к форме дыхания, но в естественных условиях сознательно формируешь определенное дыхательное состояние — значит, овладел расслаблением дыхания. Наконец рассмотрим сознание: субъективно требуешь, чтобы концентрация на зоне внимания продолжалась долго, жестко подавляешь беспорядочно возникающие мысли, добиваясь высокой степени вхождения в покой или какого-либо мыслительного эффекта, вплоть до того, что в процессе занятий меж бровей возникает напряженная складка — все это признаки тяжести и напряженности в использовании сознания. Расслабление при использовании сознания — это легкость.
Избавление от указанных выше напряжений в туловище, конечностях, мышцах, дыхании, возникающих во время тренировки, говорит о проявлении «внешнего расслабления», а избавление от напряжений в мышлении, настрое, концентрации силы внимания относится к проявлению «внутреннего расслабления». Обычно внешним расслаблением овладеть гораздо легче, чем внутренним. Здесь также есть два различных этапа развития: от внешнего к внутреннему и от грубого к тонкому. Выполняя какой-то один вид работы над собой, на начальном этапе тренировки главным считают овладеть внешним расслаблением, а позже, опираясь на внешнее расслабление, как на основу, за главное берут внутреннее расслабление. По мере того, как овладевают определенными уровнями натренированности, внешнее расслабление будет требовать все меньше времени, так что некоторые натренированные говорят: только сел — и все тело тут же расслабилось.
На тренировках также можно в зависимости от потребности и различных обстоятельств напрягать отдельные части конечностей, чтобы сопоставить с достигнутым расслаблением на других участках тела. Например, принимая позу стоя или сидя скрестив ноги, напрягают нижние конечности, что может помочь соответственно расслабить голову и корпус.
Покой (цзин) означает, что в процессе тренировки необходимо сохранять спокойное настроение, в это также можно вникать, занимаясь. Покой относительный, абсолютного покоя не существует. Покой, который необходим занимающемуся цигуном, может иметь две стороны: внутренняя (успокоение мышления, спокойное настроение) и внешняя обстановка. На занятиях необходимо правильно выдерживать взаимоотношение между внутренним и внешним покоем.
Причины отсутствия покоя на тренировке следующие: не полностью проведена подготовительная работа, добиваются ощущений, жестко тянут выдохи и вдохи, жестко подавляют беспорядочные мысли, неестественность позы. Возможно, также влияют какие-либо болезненные состояния и пр. Разрешение этих проблем будет способствовать успокоению. Некоторые причину непокоя односторонне относят к влиянию внешней обстановки. В древности говорили: «Покой на земле несравним с покоем тела, покой тела несравним с покоем сердца (души)». Покой сердца — это внутренний покой. Чтобы избежать влияния внешней среды, можно «выключить глаза, уши и рот: глазам — смотреть и не видеть, свесить занавески (опустить веки), оставив щелочку для света; ушам — слушать и не слышать, не привлекать силу внимания к посторонним звукам. Рот — тихонько сомкнуть». Однако по мере накопления мастерства (гунфу) воздействие обстановки будет все более уменьшаться. Нужно закалиться до такой степени, чтобы «из беспокойства извлекать покой», то есть приспосабливаться к любой обстановке. Конечно, когда кто-то занимается, окружающие все же должны насколько возможно сохранять спокойствие, особенно недопустимы произвольные неожиданные резкие звуки.
Кроме того, можно воспользоваться некоторыми выражениями древних, например, в книге «Тысяча золотых важнейших рецептов...» находим: «обычный человек не может без мыслей, следует постепенно оставлять и избавляться от них».
В «Сборнике Ван Янмина» имеем: «Если не сидеть в покое (цзинцзо), то хотя есть рассеяние в беспорядке, но сам совсем не сознаешь. Раз уже сознаешь рассеяние в беспорядке, то тут же исключаешь возможность рассеяния в беспорядке».
В «Толковании истины» приводятся рассуждения о пустоте (сюй) и покое (цзин) в главе «О сердце»: «Не беспокойся о появляющихся мыслях: только страдания чувств продляются; мысль возникает — это болезнь, не продолжается — это лекарство». Другими словами, у человека всегда существует мыслительная деятельность, и если на занятиях возникают различные беспорядочные мысли, это не удивительно. Главное — как постепенно избавиться от них, чтобы они не надоедали.
Однако расслабление и успокоение к тому же стимулируют друг друга. Те, кто хорошо овладел расслаблением, непременно легко успокаиваются, а после успокоения еще легче постичь расслабление.
Когда говорится о естественности, то подразумевается, что возможность расслабиться и успокоиться должна осуществляться на тренировке в естественной перспективе. Другими словами, если соблюдаешь требование естественности позы, дыхания, использования сознания и пр., то непременно сможешь и расслабиться, и успокоиться. Конечно, цигун-закалка проводится осознанно. Поэтому естественность, о которой здесь говорится, отнюдь не следует понимать как прислушивание к естеству, следование покойному течению, отбросив активное закаливание (тренировку).



цигун, искусство цигун, Чжун Юань цигун, ЧЮ цигун, занятия цигун, метод оздоровления в цигун, цигун для начинающих, медитация в цигун, школа цигун для здоровья, практика цигун
Copyright C 1993-2009. Qigong.
Все права защищены.
Разработка: "Интел-Сфера". Компьютеры: дизайн, программирование, сборка, обслуживание.
Копирование всех частей сайта в какой-либо форме без разрешения владельца авторских прав запрещено.