БЕЛАРУСЬ
ВЕНГРИЯ
ИЗРАИЛЬ
КАЗАХСТАН
КАНАДА
КИТАЙ
КЫРГЫЗСТАН
ЛАТВИЯ
ЛИТВА
МОЛДОВА
ОАЭ
ПРИДНЕСТРОВЬЕ
РОССИЯ
СЛОВАКИЯ
США
УКРАИНА
ЭСТОНИЯ
Главная
Тех. поддержка сайта

Главная страница
 



ЧЖУН ЮАНЬ ЦИГУН
 
Все новости Начинающим Практикующим Материалы Фотогалерея Ссылки Общение


Проблемы, связанные с погружением в покой.

МА Цзижень, М.М.Богачихин
Вхождение в покой (жуцзин) — один из важнейших компонентов цигуна. Насколько разберешься с этим, настолько сможешь добиться вхождения в покой и решить прочие проблемы. Эта задача требует постоянной заботы и постоянно стоит перед ведущим.

Понятие о вхождении в покой
Вхождение в покой — высокоспокойное легкорасслабленное приятное состояние, возникающее в процессе цигун-закалки на базе отработки концентрации внимания в условиях бодрствования, но прерванности связи с внешним миром. При этом во внешних частях тела человека проявляются явления слабого расслабления, вызванные отсутствием напряжений в области лица и в других мышцах, дыхание при этом ровное, устойчивое, легкое, медленное, кора головного мозга находится в ведущем, активном состоянии самоторможения, что полезно для регулирования функций вегетативной нервной системы и соответствует регулированию и восстановлению нормальных функциональных связей между большим мозгом и внутренними органами, к тому же играет защитную роль при возникновении вредоносных внешних раздражителей. В китайской медицине также считают, что вхождение в покой действительно служит активным укрепляющим фактом, позволяющим истинной ци, находящейся в теле человека, противостоять болезням.
В связи с этим в «Простых вопросах», в главе «Истинная теория верхнего древнего неба» указывается: «спокойствие и невозбудимость, пустота и отсутствие — истинная ци следует этому». В другой главе: «Теория рождения ци и прохождения неба» сказано: «при чистоте и спокойствии фибры мышц закрыты и сопротивляются, если будет большой ветер и сильный вред, то повредить не смогут».
Во время вхождения в покой из-за того, что кора головного мозга заторможена не до полного успокоения и остановки, она уже находится не в том состоянии, когда нормально бодрствуют, но и не как при впадении в сон, а в некоем особом состоянии, которое не может быть выражено: тьма мыслей отдыхает, посему тихо и беспредметно в сознании. Также нельзя сказать, что тупо замер, как в глубоком сне, поскольку все же сохраняется сознание тренировочной работы. Если говорить о занимающемся, то при полном исчезновении сознания тренировочной работы происходит то же, что при потере весел, когда плывут на лодке: неосознанность может привести к отклонениям. Это нужно иметь в виду.

Уровни вхождения в покой
Говоря в общем, вхождение в покой возникает в относительно хороших условиях — после качественного овладения тренировочной работой, поэтому приходит с практикой занятий. Можно сказать, что оно возникает в процессе сознательной закалки, формируясь в состоянии безмыслия. Поскольку у каждого занимающегося состояние тренировочной работы разное, и на каждом занятии ситуация тоже не совсем схожая, то возникающее вхождение в покой может быть высокое и низкое, глубокое и мелкое, к тому же оно зачастую представляет собой вид понимания тренировочной работы. Ниже попробуем очертить общие контуры, разделив на три уровня: начальный, средний, высший.
Начальный уровень. Поза естественно удобная, дыхание мягкое, в сознании разных беспорядочных мыслей относительно мало или же при появлении мысли она легко изгоняется. В таком процессе тренировочной работы случается 1–2 коротких периода, когда ощущается, что беспорядочные мысли не возникают, состояние спокойное и приятное. Таково вхождение в покой начального уровня.
Средний уровень. Он достигается на базе начального уровня. Внешние звуковые помехи слышны и вроде не слышны, тело в легком расслаблении, использование мысли произвольное, дыхание мягкое-мягкое, возникают приятные ощущения легкости, тяжести, тепла, мурашек и пр.
Высокий уровень. Достичь его можно на базе среднего уровня. Мелкие помехи уже не находят отражения, дыхание мягкое, глубокое, долгое, вроде есть и вроде его нет, использование мысли произвольное, не то существуешь, не то умер, ощущение глубоких изменений; весь организм — в состоянии опустошенности, легкого расслабления, раскачивания, всплывания, в мозгу чистота, радость. По завершении работы — как будто только что вымылся, на душе приятно, испытываешь моральное удовлетворение.
Конечно, эти состояния вхождения в покой не могут полностью возникать каждый раз, иногда они возникают случайно, иногда часто, иногда перемежаются. Они также не могут точно соответствовать ожиданиям, у каждого на то свой опыт.

На что обратить внимание
Главное — избегать усилий. Так как домогания по своему характеру представляют собой умственную деятельность, это вид возбужденного состояния, следовательно, они непременно отрицательно повлияют на вхождение в покой и сохранение этого состояния. Если в процессе вхождения в покой возникают приятные ощущения, хочется продлить это состояние, то, наоборот, это состояние может прекратиться. Так как первоначальное заторможенное состояние вхождения в покой отбрасывается и разрушается очагом возбуждения, созданным такой попыткой, то труды пропадают даром. Мы должны естественно сохранять первоначальное состояние, и без стремлений, наоборот, может быть, скорее достигнешь заданной цели.

Некоторые проблемы
Вхождение в покой имеет непосредственную или косвенную связь с нижеследующими проблемами, разрешение которых способствует возникновению этого состояния.
Подготовительная работа. Подготовительная работа хорошо помогает вхождению в покой. Поскольку мы, не занимаясь тренировочной работой, обычно сосредотачиваем внимание на труде, учебе, быте, а в тренировочной работе требуется еще сосредотачиваться на собственном теле, то необходим определенный процесс, чтобы воспитать настрой на тренировочную работу, на что требуется 5–10 минут или несколько больше. Это позволит уменьшить беспорядочное мышление во время занятий, облегчит возможность хранить мысли на определенном участке и таким образом входить в покой. В «Трактате о сходном» («Лэй цзин») сказано: «Всегда в начале регулирования ци настоятельно необходимо тело успокоить, ци гармонизировать, что не приводит к борьбе между мыслью и ци. Если нет успокоения и гармонизации, то останавливаются и, подождав гармонизации, продолжают заниматься этим». Т. е. нужно как следует провести подготовку, иначе тренировочная работа растянется.
Настрой. Перед началом занятий и в их процессе психологическая радость, оптимизм настроя облегчают вхождение в покой. Наоборот, пессимизм настроя, отягощенность психики затруднят вхождение в покой. В связи с этим в книге «Входные ворота медицины» («Исюэ жумэнь») сказано: «Сердце чистое, дух радостный — не требуешь покоя, но сам успокаиваешься».
Внешняя обстановка. Спокойная внешняя обстановка облегчает вхождение в покой, это очень полезное условие. Поэтому лучше, если есть возможность, заниматься в спокойной обстановке. Однако воздействие внешней среды полностью избежать не удается и, войдя в покой, занимающиеся очень легко ощущают внешние звуки. Поэтому нужно закалять умение «из шума извлекать покой», и среда для занимающегося сможет постепенно стать подходящей. Только занимаясь относительно длительное время, можно в сравнительно неспокойной обстановке спокойно входить в покой.
Состояние здоровья. Клинические симптомы болезни в той или иной степени могут влиять на вхождение в покой. Например, головокружение и распирание головы у страдающих неврастенией, боли в животе, распирание газами, растекание кислоты при болезнях пищеварительной системы — характерные случаи. Поэтому, кроме внимания к овладеванию тонкостями закалки, нужно использовать соответствующие средства для улучшения клинического состояния, это играет активную роль и в отношении вхождения в покой.
Позы. Нужно обязательно находиться в удобном естественном положении, не нарушая законы жизни, это также способствует концентрации сознания и вхождению в покой. В противном случае поза одеревенелая, ведущая к усталости, конечно, мешает вхождению в покой.
Закалка дыхания. Когда дыхание мягкое и естественное, в покой входить легко.
Наоборот, насильственное и грубое дыхание этому препятствует. Домогаясь какого-то дыхания, тоже нелегко войти в покой. Но когда с трудом удается войти в покой, можно обратиться к счету дыханий или слушанию дыхания и другим способам, способствующим изгнанию беспорядочных мыслей. Об этом при династии Цин говорил Чжао Цзинчу в книге «Медицинские речи из Цуньцуньчжая»: «дыхание регулируется — сердце устойчиво, сердце устойчиво — дыхание регулируется».
Психологический тип. От психологического типа также очень зависит вхождение в покой. Высшие психологические типы человека можно приближенно разбить на четыре вида: возбужденный, активный, спокойный и подавленный. В «Линшу» есть подробная систематизация 25 человек по инь-ян, включающая пять типов людей, относящихся к великому ян (тайян), малому ян (шаоян), равновесию инь-ян, малой инь (шаоинь) и великой инь (тайинь). Клинически часто случается, что обстановка, интуиция, методика одинаковы, но у занимающихся вхождение в покой часто очень разное. Причина может быть в психологическом типе. Поэтому лучше всего использовать различные методы руководства для введения в покой. Однако различение психологических типов — сравнительно тонкая и сложная проблема, еще требующая длительного анализа и обобщения. Проще говоря, лицам с неврастенией и с возбужденным характером нелегко войти в покой. Конечно, психологический тип можно изменить: тренировочная работа — по существу, один из методов изменения психологического типа.




цигун, искусство цигун, Чжун Юань цигун, ЧЮ цигун, занятия цигун, метод оздоровления в цигун, цигун для начинающих, медитация в цигун, школа цигун для здоровья, практика цигун
Copyright C 1993-2009. Qigong.
Все права защищены.
Разработка: "Интел-Сфера". Компьютеры: дизайн, программирование, сборка, обслуживание.
Копирование всех частей сайта в какой-либо форме без разрешения владельца авторских прав запрещено.