БЕЛАРУСЬ
ВЕНГРИЯ
ИЗРАИЛЬ
КАЗАХСТАН
КАНАДА
КИТАЙ
КЫРГЫЗСТАН
ЛАТВИЯ
ЛИТВА
МОЛДОВА
ОАЭ
ПРИДНЕСТРОВЬЕ
РОССИЯ
СЛОВАКИЯ
США
УКРАИНА
ЭСТОНИЯ
Главная
Тех. поддержка сайта

Главная страница
 



ЧЖУН ЮАНЬ ЦИГУН
 
Все новости Начинающим Практикующим Материалы Фотогалерея Ссылки Общение


Проблемы, связанные с передачей ци.

МА Цзижень, М.М.Богачихин
В последние годы появилось несколько сообщений об использовании «внешней ци» (вайци) для лечения болезней: «Цигун-терапия доставкой ци», «Цигун излучательной формы» или «Дистантный цигун» и несколько исследований, касающихся внешней ци.
Лечение болезней с помощью внешней ци в древнем цигуне именовалось «распространением ци» (буци). В «Книге (династии) Цзинь» рассказывается о магической технике: «Те, кто изучают Путь и взращивают ци, достигая избытка в достаточности, могут соединять ци с человеком, называют это распространением ци». «Книга Цзинь» называет пустой саму возможность лечить данным способом болезни людей. «Распространение» (бу) имеет еще смысл «давать», выражение «бу ци» точно отражает суть этого метода.

Распространение ци и доставка ци
Метод распространения ци в древности был известен сравнительно мало, поэтому записей о нем немного. Кроме преданий о магической технике из упомянутой «Книги Цзинь» упомянем еще несколько.
В книге «Семь заметок из облачного ящика» приводится «Волшебный метод господина Хуань Чжэня по приему внутрь истинной ци», где сказано: «Все желающие, чтобы распространяющаяся ци соединилась с человеком и излечила болезнь, сначала должны, опираясь на больное место пяти плотво того человека, что перед тобой, набрать направленную ци и, распространяя, ввести в его тело.
Пусть больной обратится лицом к этому основному направлению, успокоит сердце, утихомирит мысли и начнет соединяться с ци, и пусть поглощает ци. Чертовы напасти сами сбегут, вредоносная ци навсегда отрежется».
В записках Су Дунпо «Лес стремлений Дунпо» приводится два случая распространения ци. Один — из «Книги Цзинь», где сообщается о колдовской технике Син Лина (в некоторых записях его называют Вэй Сюй), который лечил мать Люй И: «Ноги матери Люй И были парализованы десять с лишним лет. Лин лечил их, отправив мать сидеть в нескольких шагах, закрыв глаза, в спокойствии. Через короткое время говорит: помогите встать госпоже, которая сидит. Возражает И: госпожа 10 лет как приобрела болезнь, как можно в спешке заставить подняться? Лин говорит: а попробуйте помочь встать. Два человека поддержали и поставили. Через короткое время перестали поддерживать и сбылось — смогла ходить. Те, кто изучает Путь и взращивает ци, достигая избытка в полноте, могут присоединять ци к человеку».
Второй случай, относящийся к Ли Жочжи, современнику Су Дунпо. Ли, лечил его среднего сына: «Даос Ли Жочжи под городом мог это, называл «распространять ци», мой средний сын Дай был хилый и много болел, Жочжи сел напротив и выполнил распространение ци. Дай почувствовал в животе — будто солнце осветило: тепло-тепло. Этот Жочжи когда-то встретил обретшего Путь чужеземца, который под пиком горы Хуа поведал (об этом способе)».
В книге «Собрание Пэн Бибу» сообщается: «При Юанях (монголах) И Фэнтоу ложился, упираясь ногами в больного, ударом ци лечил болезни людей». Отметим, что И Фэнтоу — юаньский даос, его первоначальное имя Цюй Чжэнь, написал ряд книг, в том числе «Трактат отшельника о закрывании и открывании августейшего предела».
В книгах «Восемь писем о следовании жизни» и «Важные заклинания о сходных совершенствованиях» приводится «Песенное заклинание о распространении ци, противостоящей болезням»: «У совершенствующихся в Пути и долго специализирующихся на воспроизводящей энергии (цзин) в теле образуется зародышевое дыхание (тайси). Всегда, когда у других есть болезнь, обследуют плотво и полво и узнают ее наименование. Страждущий обращается к княжеской ци (ванци), очищает сердце, мысль не должна быть легкой, передают истинное, побуждая ци к глотанию, чтобы, набирая несколько раз, соединить вместе. Создают мышление, способствующее их разрушению, что быстро позволит избавиться от болезненных настроений. Черт, к удивлению, сам сбежит и скроется, болезнь получит разрешение и завяжется веревкой».
В «Набросках истории Цинов» (маньчжуров) описывается следующее. Тянь Фэнчи, пользуясь собственной спиной, упирался в спину (больного) и лечил болезни. Тянь Фэнчи — специалист по воинским искусствам, хорошо знавший ведение и привлечение (даоинь), жил южнее реки Янцзы в годы Канси-Юнчжэн (1662–1735 гг.). В индийской йоге есть так называемая «пулуна» (прана — М. Б.), смысл ее в том, чтобы, прижимая руки, лечить болезни доставкой ци, что сходно с китайским распространением ци. (Кроме метода «наложения рук» есть различные способы бесконтактного воздействия — М. Б.).
В древних материалах о цигуне в записях о доставке ци (юньци) последней придается не тот смысл, что распространению ци (буци), при этом специально оговаривается использование внутренней ци. В общем, говорится о следующих трех разновидностях.
1. Доставка ци во все тело. В книге «Об источниках и последствиях болезней», в начальных двух статьях, посвященных лечению «последствий высыхания, вызванного ветряным искажением», сказано следующее: «Ровно опираются на стенку и не дышат, водят ци от головы до конца ступней. Исцеляются от фурункулов, грыжи, большого ветра, отклонения, вызванного искушением, и разных ветряных онемений конечностей». Кроме того, говорится: «Прислоняют спину ровно, разворачивают ступни и пальцы, затемняют сердце, привлекают ци с верха головы, думают о достижении десяти пальцев ног, ступней и центров подошв, можно привлекать трижды семь (раз), пока центры ступней как бы не получат ци. Это называют: наверху привлекают в глиняный шарик (нивань), внизу доводят до бьющего родника» (точка юнцюань). Большой и малый циклы неба в технике внутренней пилюли у даосов тоже относятся к одному из видов доставки ци во все тела.
2. Доставка ци для локальной борьбы с болезнью. В «Записках о взращивании природы и продлении жизни» сказано: «Всегда, когда вводят ци, желая избавиться от ста болезней, в соответствии с местом создают мышление о нем. То есть голова болит — мыслят о голове, стопа болит — мыслят о стопе. Гармонизируют ци и направляют ее в атаку от времени до времени и тогда само исчезает». Аналогично сказано в книге «Рецепты всеобщей помощи с Петушиного пика»: «Мысль — водитель ци, мысль имеет место достижения — и ци достигает, в каждом неспокойном месте тела — микрозакрытие ци. С помощью мысли привлекают ци, направляя в больное место, и атакуют его. Непременно выздоровеет».
3. Доставка ци выпуском наружу. В книге «Об источниках и последствиях болезней» сказано: «Каждый раз, привлекая ци сердцем, сердечно думают и провожают ее, из пальцев ног ведут ци на выход». В «Общих записках о священной помощи» есть такое высказывание: «Трактат говорит: водя ци, обычно с 1-го по 15-е число (лунного) месяца думают, что ци выходит из десяти пальцев рук, с 16-го по 30-е число месяца думают, что ци выходит из десяти пальцев ног. Долго сам ощущаешь, что ци проходит руки, ноги, идет не останавливаясь, тело с каждым днем становится легче и крепче, ци и пульс мягче и гармоничнее, оздоравливается защитная энергия (вэй, т.е. улучшается иммунитет – М. Б.), регулируется успокоение».
Из вышеприведенных материалов видно, что доставка ци (юньци) — метод, осваиваемый для собственного применения, а распространение ци (буци) — метод лечения болезней, осваиваемый для лечения других. Следовательно, когда другой доставляет ци, леча болезнь, это следует называть методом терапии путем распространения ци. Но в китайской медицине термин «юньци» имеет и другой смысл — сокращение выражения «у юнь лю ци» (пять вращений, шесть энергий), но это совершенно о другом.

Клиническое использование доставки ци
Относительно клинического использования доставки ци (т. е. распространения ци) в настоящее время еще нет систематических сообщений, поскольку пока что подбираются прецеденты, собираются сведения, которые подвергаются обобщениям. Однако существуют следующие проблемы, требующие внимания.
1. Мастер, занимающийся доставкой ци, должен сам заниматься поиском и обобщениями, обменом опытом и распространением его, чтобы воспитывать большее число специалистов, овладевших методиками медицинского применения цигуна.
2. Лечебный эффект в значительной степени зависит от мастерства, школы, уровня медицинских знаний, клинического опыта. (Однако еще очень важно быть хорошим диагностом: видеть, что было до воздействия и что стало после. — М. Б.).
3. Собственное здоровье лечащего, его психологический настрой непосредственно связаны с результатом доставки ци, поскольку все его внутренние болезни и психологические возбуждения могут быть восприняты пациентом, что окажет на него неблагоприятное воздействие. (И наоборот, можно перехватить болезнь пациента, если не знаешь техники безопасности. — М. Б.).
Поскольку лечение доставкой ци подвергается значительным ограничениям, изыскиваются возможности использования вместо этого приборов. Как сообщалось, Пекинский НИИ медицинских приборов при поддержке соответствующих органов в опытном порядке изготовил электронный имитатор цигун-терапии. Прибор может излучать низкочастотные колебания и волнообразный инфракрасный свет, он оказывает комплексное терапевтическое воздействие, соответствующее массажу и иглоукалыванию-прижиганию китайской медицины.
При лечении утраты функций желудка и кишечника, гипертонии и других хронических заболеваний эффект оказался значительным.
Однако было опубликовано и критическое мнение электрокардиографов, которые, анализируя схему прибора для цигун-терапии, выяснили, что фактически это прибор, излучающий инфракрасный свет, относящийся к коротковолновому диапазону. Его основное биологическое воздействие — тепло, оно проникает в тело человека, повышая температуру тканей и вызывая ощущения. Роль инфракрасного терапевтического воздействия заключается в улучшении местной циркуляции крови, интенсифицируется поглощение при местном вытекании вещества, ослабляется напряжение мышц, успокаиваются боли, уменьшаются воспаления. И если сейчас заявить, что это прибор для цигун-терапии или электронный имитатор цигун-терапии, то у больных появится священное чувство, что прибор играет возбуждающую роль в гипнотерапии, вызывая у больных относительно приятное тепловое возбуждение, этим усиливая гипнотическое словесное воздействие на пациента. Следовательно, пока тайны цигуна еще не выяснены, научная база для моделирования приборов недостаточна, внедрение их несерьезно. Это мнение тоже имеет определенное основание. Следует подождать общего обсуждения и исследований в дальнейшем.




цигун, искусство цигун, Чжун Юань цигун, ЧЮ цигун, занятия цигун, метод оздоровления в цигун, цигун для начинающих, медитация в цигун, школа цигун для здоровья, практика цигун
Copyright C 1993-2009. Qigong.
Все права защищены.
Разработка: "Интел-Сфера". Компьютеры: дизайн, программирование, сборка, обслуживание.
Копирование всех частей сайта в какой-либо форме без разрешения владельца авторских прав запрещено.