АБХАЗИЯ
БЕЛАРУСЬ
ВЕНГРИЯ
ИЗРАИЛЬ
КАЗАХСТАН
КАНАДА
КИТАЙ
КЫРГЫЗСТАН
ЛАТВИЯ
ЛИТВА
МОЛДОВА
ОАЭ
ПРИДНЕСТРОВЬЕ
РОССИЯ
СЛОВАКИЯ
США
ТУРЦИЯ
УКРАИНА
ЭСТОНИЯ
Главная
Тех. поддержка сайта

Главная страница
 



ЧЖУН ЮАНЬ ЦИГУН
 
Все новости Начинающим Практикующим Материалы Фотогалерея Ссылки Общение


Чжан с 41 по 60

перевод Б. Б. Виногродского


Сорок первый чжан

Высший воин, внимая Пути,
усердно движется по нему.
Средний воин, внимая Пути,
то хранит, то утрачивает.
Низший воин, внимая Пути,
громко смеется над ним.
Если не будет смеяться, не сможет
осуществлять Путь.
Причинность:
Об этом говорится в устойчивых выражениях.
Просветление Пути отражается в тьме.
Продвижение по Пути отражается в отступлении.
Равномерность Пути отражается в изъянах.
Ориентацию вверх Потенции отражает долина.
Великая белизна отражается в сраме.
Обширная Потенция отражается в недостаточности.
Напряженность Потенции отражается в халатности.
Простейшая истина отражается в текучести.
В большом квадрате-отсутствие углов.
Для большого инструмента-позднее завершение.
В большом звуке-разреженность голоса.
Большой образ-отсутствие формы.
Путь сокрыт в отсутствии имени.
Ведь только на Пути, совершенствуясь в зачине,
еще и завершают.

Сорок второй чжан

Путь рождает один.
Один рождает два.
Два рождает три.
Три рождает мириады сущностей.
Для мириадов сущностей то, что давит на спину -
Инь,
а что обнимают спереди -
Ян.
Через срединность дыхания-Ци
осуществляют гармонию.
Люди в первую очередь не любят быть
сирыми, вдовыми, не-прикаянными,
а правители и удельные князья
так и называют себя.
Причинность:
Для сущности и убыль может обернуться прибылью.
А, может и прибыль обернуться убылью.
Чему люди учат, тому учу и я1.
Коль сильный хребет2, то умрешь, так и не обретя.
"Сущность моя" это и делает
родителем своего учения.

1В оригинале стоит местоимение первого лица, но по нашему мнению данный текст не является личностным и в нем нет самоназывания. Там, где встречаются такие местоимения, они характеризуют разные аспекты прояления личности в целостности бытия. Сравни атман и брахман в традиционной индийской структуре личности.
2Сильный хребет. - Речь идет о постоянном напряжении внутреннего стержня индивида, о силовом типе взаимодействия с миром.

Сорок третий чжан

Предельно мягкое в Поднебесной опережает в гонке
предельно твердое в Поднебесной.
Отсутствие наличия приникает
в пространство отсутствия.
Сущность моя посредством этого знает
наличие прибыли-пользы
в осуществлении отсутствия.
Учение, не выраженное в словах,
прибыль-польза от не-осуществления, -
в Поднебесной редко1 достигают этого.

1Редко - В оригинале стоит знак, который в других контекстах переводится нами как разреженность. Поэтому данный отрывок может трактоваться следующим образом:"В Поднебесной достигают этого через разреженность.

Сорок четвертый чжан

Что роднее, имя или тело?
Чего больше, тела или предметов?
Что больнее, обретенье или потеря?
Вот причинность:
От сильной любви будут большие утраты.
Коль много накопишь, то много исчезнет.
Зная достаточность, не посрамишься.
Умея останавливаться, не погибнешь.
Сможешь тем самым тянуть и длить1.

1Тянуть и длить. - Эти два знака можно также перевести как "взращивать и длить", они указывают на функции Неба и Земли и могут коррелировать со свойствами времени и пространства соответственно. Эти же знаки встречаются в седьмом чжане.

Сорок пятый чжан

Великая завершенность отражает изъяны.
В своем применении неразрушима.
Великая полнота отражает срединность.
В своем применении неистощима.
Великая прямота отражает кривизну.
Великая смекалка отражает глупость.
Великое красноречие отражает бормотанье.
Подвижность побеждает холод.
Покой побеждает жар.
Чистота и покой осуществляют коррекцию
Нисхождения Небес1.

1Нисхождение Небес.- То же, что и Поднебесная. С нашей точки зрения эти два знака во всех случаях могут трактоваться в равной мере и тем, и другим образом.

Сорок шестой чжан

При наличии Пути в Поднебесной и
скаковых жеребцов отправляют для
унавоживания полей.
При отсутствии Пути в Поднебесной и кобылы,
обряженные в боевую упряжь,
живут в предместьях.
Нет большего преступления,
чем попустительствовать стремлениям.
Нет большей беды,
чем неосознание достаточности.
Нет большей проблемы,
чем стремление обрести.
Причинность:
Осознание достаточности достаточного -
это постоянная достаточность.

Сорок седьмой чжан

Не выходя в двери,
осознаешь Нисхождение Небес.
Не выглядывая в окна,
видишь небесный Путь.
Чем дальше ты выходишь,
тем меньше ты осознаешь.
Это дает:
Человек мудрости, не движется, а осознает.
Не видит, а именует1.
Не осуществляет, а совершает.

1Не видит, а именует. - Данная фраза может трактоваться по другому: "Не виден, но известен".

Сорок восьмой чжан

Осуществляя учение,
ежедневно прибавляют.
Осуществляя Путь,
ежедневно убавляют.
Убавляя еще и от убавления,
достигают отсутствия осуществления.
В отсутствии осуществления отсутствует
не-осуществленное.
Овладевая нисхождением Небес,
будь постоянно в отсутствии ситуаций.
Когда же возникает состояние наличия ситуаций,
этого недостаточно для овладения
Нисхождением Небес.

Сорок девятый чжан

В сердце-сознании человека мудрости -
постоянство отсутствия.
Способен осуществлять сердцем-сознанием
сердца-сознания ста родов1.
С совершенствующимися сущность моя
совершенствуется.
С несовершенствующимися сущность моя
тоже совершенствуется.
Это Потенция совершенствования.
С верующими сущность моя верует.
С неверующими сущность моя тоже верует.
Это Потенция веры.
Человек мудрости в пространстве Нисхождения Небес
воспринимает-впитывает,
осуществляя Нисхождение Небес
в завихрении своего сердца-сознания.
Сто родов всегда направляют внимание
в свои уши и глаза.
Человек мудрости всегда ограждается2 от этого.

1То есть, пребывая в состоянии отсутствия, человек мудрости созерцает на пустом экране своего сознания образы и мыслеформы, присущие сознаниям-сердцам обычных людей. Сравни с юнговскими концепциями "коллективного бессознательного".
2Ограждается. - Данный знак может пониматься и по другому, и тогда эта фраза переведется так:"Человек мудрости относится ко всем как к своим детям."

Пятидесятый чжан

Выход - рождение.
Вход - смерть.
Попутчиков рождения -
на десять есть три1.
Попутчиков смерти -
на десять есть три.
Людей, рождающих движение,
ведущее в землю смерти,
тоже - на десять есть три.
И какова же причинность?
Это мощность порождения порождающего.
Так, внимающий совершенствованию
накопления порождающего, он,
двигаясь по суше не встретит
носорога и тигра.
Войдя в войско,он не столкнется с
вооруженным воином.
Для носорога отсутствует место, куда приложить
свой рог.
Для тигра отсутствует место, куда применить
свои когти.
Для воина отсутствует место, куда вонзить
свой клинок.
И какова же причинность:
Из-за отсутствия в нем земли смерти.

1На десять есть три.- Данное сочетание в оригинале может также пониматься как "13". Разные комментаторы трактуют по-разному этот чжан. Следует отметить, что и тройка и 13 в равной мере являются интересными числами, обладающими обширной символикой в китайской традиционной нумерологии.

Пятьдесят первый чжан

Путь порождает это.
Потенция накапливает это.
Сущности-вещи оформляют это.
Энергия-сила завершает это.
Это дает:
Из мириадов сущностей
нет
не почитающих Путь
и не возвышающих Потенцию.
Почитание Пути и возвышение Потенции делается
не по чьему-то наставлению,
а является самопроизвольной
естественностью постоянства.
Причинность:
Путь порождает это,
Потенция накапливает это,
взращивает это,
питает это,
распределяет это,
регулирует это,
вскармливает это,
покрывает это.
Порождая, не вступай в отношения обладания.
Осуществляя, не отождествляйся.
Возрастая, не главенствуй.
Это определяется:
Мистическая Потенция.

Пятьдесят второй чжан

При наличии начала в Поднебесной
тем самым осуществляется
материнская функция Поднебесной.
Когда же постигают свою материнскую функцию,
тогда узнают о своей детской функции.
Узнав свою детскую функцию, возвращаются к тому,
чтобы руководствоваться своей
материнской функцией.
Тело исчезнет, а не погибнешь.
Закрываешь свои отверстия;
запираешь свои врата.
До кончины тела не будет напряжения.
Открываешь свои отверстия;
улаживаешь свои дела-ситуации.
До кончины тела не будет избавления.
Видение малого выражает ясность.
Руководство слабостью выражает силу.
Применяй свой свет.
Возвращаясь, приходи к своей ясности.
Отсутствует беда утраты тела.
Это определяется:
Постоянство преемственности.

Пятьдесят третий чжан

Ниспошли мне четкого наличия знания,
как двигаться по великому Пути.
Страшусь лишь отклониться от него.
Великий Путь максимально рассеян1,
и народ предпочитает дорожки.
Приемные очень опрятны.
Поля совсем заросли.
Хранилища совершенно пусты.
Одежда в цветных узорах.
На поясе острые мечи.
Пресыщение питьем и пищей.
Наличие избытка товаров, предметов.
Это определяется:
Воровской беспредел.
Но ведь это же отрицание Пути.

1Рассеян.- Сравни с первой фразой из четырнадцатого чжана: "Смотришь на него. Имя назови "Рассеянное".

Пятьдесят четвертый чжан

Если хорошо водрузить, то не вырвешь.
Если хорошо охватить, то не отнимешь.
Посредством этого от детей к внукам
непрерывно передается культ поклонения предкам.
Если совершенствовать это в теле,
тогда его Потенция будет истинной.
Если совершенствовать это в семье,
тогда ее Потенция будет избыточной.
Если совершенствовать это в регионе,
тогда его Потенция возрастет.
Если совершенствовать это в государстве,
тогда его Потенция создаст изобилие.
Если совершенствовать это в Поднебесной,
тогда эта Потенция распространится повсюду.
Причинность:
Тело следует рассматривать как тело.
Семью следует рассматривать как семью.
Регион следует рассматривать как регион.
Государство следует рассматривать как государство.
Поднебесную следует рассматривать как Поднебесную.
Посредством чего сущность моя
осознает такой характер Поднебесной?
Посредством этого.

Пятьдесят пятый чжан

Если вмещаешь полноту Потенции,
то приближаешься к состоянию новорожденного.
Ядовитые твари не ужалят.
Лютые звери не утащат.
Хищные птицы не вцепятся.
Кости мягкие, сухожилия слабые,
а хватает крепко.
Еще не осознает единения самки и самца,
а в действиях целостен.
Это предельное выражение семени.
До конца дня кричит,
а горло не садится.
Это предельное выражение гармонии.
Осознание гармонии выражается в постоянстве.
Осознание постоянства выражается в ясности.
Прибыль в жизни выражается благими знамениями.
Управление дыхания-Ци сердцем выражается в силе.
Сущность, став крепкой, начинает стареть.
Это определяется:
Не Путь.
Если не Путь, устраняйся пораньше.

Пятьдесят шестой чжан

Познание - не речь.
Речь - не познание.
Закрывают их отверстия.
Запирают их врата.
Затупляют их остроту.
Разрубают их путы.
Смягчают их сияние.
Объединяют их прах.
Это определяется:
Мистическое объединение.
Причинность:
Нельзя, захотев, быть родственным.
Нельзя, захотев, быть отчужденным.
Нельзя, захотев, иметь выгоду.
Нельзя, захотев, причинить вред.
Нельзя, захотев, быть благородным.
Нельзя, захотев, быть подлым.
Причинность:
Осуществляют благородное в Поднебесной1.

1Дання фраза может также толковаться:"Считаются благородными в Поднебесной" или "Заслуживают почитание Поднебесной".

Пятьдесят седьмой чжан

Посредством нормального
упорядочивают государство.
Посредством аномального
применяют оружие.
Посредством отсутствия дел-ситуаций
овладевают Поднебесной.
Каким образом сущность моя знает, что это так?
А так оно и есть.

В Поднебесной растет количество запретов и табу,
а народ становится беднее.
У народа увеличивается количество полезной утвари,
а в государстве и семье все больше беспорядка.
Чем больше у людей мастерства и хитрых приемов,
тем больше возникает аномальных явлений.
Чем больше издают указов и распоряжений,
тем больше появляется воров и разбойников.
Причинность:
Человек мудрости говорит:
Я - в отсутствии осуществления,
и народ сам изменяется.
Я - в стремлении к покою,
и народ сам себя исправляет.
Я - в отсутствии дел-ситуаций,
и народ сам богатеет.
Я - в отсутствии стремлений,
народ сам приходит к изначальной целостности.

Пятьдесят восьмой чжан

Его управление невежественно,
а народ его бесхитростен.
Его управление проницательно,
а народ его хитер и коварен.
Несчастье пусть станет опорой для счастья.
Счастье, пусть таит в себе несчастье.
Кто осознает свой предел?
Нормальное обращается, становясь аномальным.
Добро обращается, становясь нечистью.
Человек потерял свое солнце в глубокой древности.
Это дает:
Человек мудрости,
упорядочивая по квадрату1, не разделяет;
выделяя грани, не режет;
будучи прямым, не жесток;
будучи светлым, не слепит.

1Упорядоченность квадрата. - В оригинале стоит один иероглиф, обозначающий "квадрат или сторону", но именно квадрат и является основной классификационной схемой, которая соотносится в традиционной нумерорлогии с четверкой и отражает грань соединения времени и пространства через четыре фазы временного цикла, коррелирующие с четырьмя сторонами света, что наиболее явно видно в схеме Великого предела тай-цзи. В древности квадрат в паре с иероглифом, обозначающим "воина", указывал на магов, кудесников, точнее на людей, пользующихся в своих взаимоотношениях с реальностью схемами, которые не поддавались объяснению средствами обыденной логики.

Пятьдесят девятый чжан

Упорядочивание1 - люди.
Дела - Небо.
Нет ничего, что сравнится с бережливостью.
Будь только бережливым.
Это определяется:
Заранее воспринимать.
Заранее воспринимать.
Это определяется:
Двойное накопление Потенции.
Двойное накопление Потенции -
тогда отсутствие не-преодолимого.
Отсутствие не-преодолимого -
тогда никто не знает своего Предела.
Никто не знает своего предела -
может быть наличие государства.
Наличие материнского принципа в государстве
позволяет достичь длительности и долготы.
Это определяется:
Глубокий корень, прочный ствол.
Путь длинной жизни и долгого видения.

1Может переводиться и как управление.

Шестидесятый чжан

Порядок в большом государстве отражается
в приготовлении мелкой рыбешки.
Посредством Пути управляют Поднебесной -
их бесы1 не обожествляются.
Суть не в том, чтобы их бесы не обожествлялись,
а в том, чтобы их божественность не вредила людям.
Суть не в том, чтобы их божественность не вредила людям,
а в том чтобы человек мудрости тоже не вредил людям.
Пусть в паре не возникают отношения взаимного уничтожения.
Причинность:
Тогда Потенция, соединившись, возвращается.

1В данном контексте не следует полагать, что бесы - это плохо, а боги - хорошо. Можно сказать, что бесы и боги здесь указывают на некие энергетические субстанции с иньскими и янскими характеристиками, которые соответствуют Земле и Небу. Здесь можно также провести приблизительную аналогию с индийской традицией, где существуют девы и асуры, но кроме того есть и другие классы сущностей, выполняющих разные функции в мире.Так в "Ригведе" асурами могут быть и боги.




цигун, искусство цигун, Чжун Юань цигун, ЧЮ цигун, занятия цигун, метод оздоровления в цигун, цигун для начинающих, медитация в цигун, школа цигун для здоровья, практика цигун
Copyright C 1993-2009. Qigong.
Все права защищены.
Разработка: "Интел-Сфера". Компьютеры: дизайн, программирование, сборка, обслуживание.
Копирование всех частей сайта в какой-либо форме без разрешения владельца авторских прав запрещено.