БЕЛАРУСЬ
ВЕНГРИЯ
ИЗРАИЛЬ
КАЗАХСТАН
КАНАДА
КИТАЙ
КЫРГЫЗСТАН
ЛАТВИЯ
ЛИТВА
МОЛДОВА
ОАЭ
ПРИДНЕСТРОВЬЕ
РОССИЯ
СЛОВАКИЯ
США
УКРАИНА
ЧЕХИЯ
ЭСТОНИЯ
Главная
Тех. поддержка сайта

Главная страница
 



ЧЖУН ЮАНЬ ЦИГУН
 
Все новости Начинающим Практикующим Материалы Фотогалерея Ссылки Общение


Глава III. СХЕМЫ, ИЛЛЮСТРИРУЮЩИЕ НЕРАЗРЫВНОСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОРГАНИЗМА В ПРАКТИКАХ ЦИГУН.

Авторизованный перевод с китайского Б. Б. Виногродского

На схеме Великого Предела низ соответствует северу, а белый цвет представляет субстанцию ян. Белый цвет начинает развиваться в месте, которое соответствует часу цзы (с 11 до 1 часа ночи) в день зимнего солнцестояния, то есть в это время начинается рождение субстанции ян данного года. Дальше она развивается слева направо, снизу вверх, достигая самой верхней южной точки на схеме, в которой начинает появляться черный цвет. Эта точка соответствует часу у (с 11 до 1 часа дня ) в день летнего солнцестояния. В это время рождается субстанция инь, ей соответствует черный цвет. При движении и развитии изначального дыхания во всех случаях расцвет субстанции ян приводит к рождению субстанции инь, а расцвет субстанции инь — к рождению субстанции ян. При росте субстанции ян происходит угасание субстанции инь, а при росте субстанции инь — угасание субстанции ян. Таковы естественные законы развития.

Рис. 1. Схема Фу си Прежнего Неба расположения триграмм: 1 — триграмма кунь, символизирующая землю; 2 — триграмма чжэнь — гром; 3 — триграмма ли — огонь; 4 — триграмма дуй — водоем; 5 —триграмма цянь — небо; 6 — триграмма сюнь — ветер; 7 — триграмма кань— воду; 8 — триграмма шэнь, символизирующая гору.

Триграмма цянь соответствует небу, поэтому она располагается наверху; триграмма кунь соответствует земле и она находится внизу. Триграмма чжень соответствует грому, и ее место на северо-востоке на стыке зимы и весны. (Иероглиф чжэнь можно толковать как колебание, возбуждение, и это значит, что субстанция ян начинает пробуждаться внутри субстанции инь. В травах и деревьях начинают завязываться-развиваться почки и ростки. Таков смысл весны для человека, который ее ожидает — (Примеч. перев.) Триграмма ли — огонь, который символизирует солнце. Солнце восходит на востоке и освещает землю. Триграмме дуй соответствует водоем, на юго-востоке дыхание-ци достигает расцвета. Юго-западу соответствует триграмма сюнь, символизирующая ветер. Это время перехода к осени, когда повсюду разносится аромат цветов и начинают дуть прохладные ветры. Триграмма кань символизирует воду и соотносится с луной. Осенью луна появляется на западе. Триграмма гэнь символизирует гору и располагается на северо-западе. В этой области наиболее развито ци гор, поэтому в этих районах много гор, здесь много металлов и драгоценных камней, берут свое начало многие реки.

Рис. 2. Схема Вэнь-вана расположения триграмм Последующего Неба: 1—триграмма кань, символизирующая воду; 2 —триграмма гэнь — стихию почвы; 3 — триграмма чжэнь — стихию дерева; 4 — триграмма сюнь а —ветер; 5 —триграмма ли — стихию огня; 6 — триграмма кунь — стихию почвы; 7 — тсиграм-ма дуй — стихию металла; 8 — триграмма цянь, символизирующая стихию металла.

Во время зимнего солнцестояния дуют северные ветры, и внутри триграммы кань (вода) появляется одна янская черта. В этот период ночь самая длинная, но именно с этого дня она начинает укорачиваться, а день — удлиняться. Развивается дыхание-ци жизни, которое поддерживается триграммой гора, символизирующей стихию почвы субстанции ян, расположенной между стихиями воды и дерева. Именно стихия почвы субстанции ян посылает первые весенние ветры. В это время замерзшая земля тверда, как камень в горах, однако именно она даст весной возможность дереву вновь расцвести; именно здесь, на востоке, триграмма чжэнь (гром), разбудит спящее дерево, которое в виде триграммы сюнь расцветет на границе между весной и летом; поэтому данная триграмма расположена на юго-востоке. Триграмма ли, символизирующая огонь и сияние солнца, находится на юге в точке, соответствующей летнему солнцестоянию. В этот момент зарождается субстанция инь. Если зимнее солнцестояние происходит в месяц цзы и час цзы, то летнее солнцестояние случается в месяц у и час у по традиционному китайскому календарю. Таким образом, цзы и у — знаки начала и конца развития субстанций инь и ян: и потому движение дыхання-ци, которое описывается при помощи циклических знаков китайского календаря, называется «течение и проникновение согласно знакам цзы-у». На юго-западе располагается стихия почвы триграммы кунь, которая в данном случае соотносится с влагой. Запад — это чистая прохлада стихии металла, когда низко опускаются осенние облака и прохладный чистый ветер обнажает временами светлую луну. А северо-западу соответствует сухой металл, который символизирует в данном случае триграмма цянь. В это время все впадает в спячку, жухнут травы, полностью опадает на деревьях листва.

В развитии дыхания-ци в течение года существует определенный порядок: весной происходит рождение, летом — созревание, осенью — сбор урожая, а зимой — сохранение плодов. В комментарии к «Книге перемен» «И-чжуань» говорится: «Император выходит, и это подобно триграмме чжэнь, символизирующей гром. Он наводит порядок, уподобляясь триграмме сюнь, символизирующей ветер и дерево. Взгляд императора подобен триграмме ли, символизирующей сияние и свет. Когда он посылает слуг, то уподобляется триграмме кунь, символизирующей землю. Когда он говорит слова, это подобно триграмме дуй, символизирующей водоем. Когда он в бою, это подобно триграмме цянь, символизирующей небо. Когда он трудится, то уподобляется триграмме кань, символизирующей воду. Триграмма чжэнь соотносится с юго-востоком. Упорядочение подразумевает очищение десяти тысяч вещей. Триграмма ли — это ясность, или то, посредством чего видят все десять тысяч вещей. Располагается она на юге. Совершенномудрый сидит, повернувшись лицом на юг, он чист в звуке, ясен во взгляде и тем самым осуществляет упорядочение.

Триграмма кунь символизирует землю, а она питает всю тьму вещей. Потому и говорится, что император, посылая слуг, подобен триграмме кунь, символизирующей землю. Триграмма дуй располагается в месте, которое соответствует осени — поре подведения итогов. Потому и говорится, что в произнесении слов император подобен триграмме дуй. В бою он подобен триграмме цянь. Данная триграмма располагается на северо-западе, а про эту сторону света говорят, что здесь борются между собой субстанции инь и ян. Триграмма кань символизирует воду и земные труды. Потому и говорится, что в трудах император подобен триграмме кань. Триграмма гэнь находится на северо-востоке, и именно здесь заканчивается цикл развития десяти тысяч вещей. Потому и говорится, что в претворении своих речей император уподобляется триграмме гэнь».

«Дух-шэнь представляет собой тайну рождения всей тьмы вещей и дает способность выражать этот мир в словах. Среди тьмы вещей нет ничего проворнее грома и беспорядочнее ветра И кто лучше огня движет-согревает всю тьму вещей! Из всех вещей больше всего радует водоем. Лучше всех увлажняет вещи вода. Завершает и начинает цикл развития всей тьмы вещей гора. Таким образом, вода и огонь наступают друг на друга, гром и ветер не противоречат друг другу, гора и водоем сообщаются дыханиями-ци. Так происходят все превращения, и появляются десять тысяч вещей».

Схема Великого Предела в человеческом организме: север — стихия воды, почки, мочевой пузырь; восток — стихия дерева, печень, желчный пузырь; юг — стихия огня, сердце, тонкая кишка; запад — стихия металла, легкие, толстая кишка; центр — стихия почвы, селезенка, желудок.

На этой схеме показан механизм движения дыхания-ци в человеческом организме. Движение начинается с почек, соответствующих стихии воды, на севере, в результате чего порождается стихия дерева печени на востоке. Она в свою очередь порождает стихию огня сердца на юге; стихия огня — стихию почвы селезенки, расположенной в центре; стихия почвы — стихию металла легких, расположенную на западе; стихия металла — стихию воды почек на севере. Однако следует помнить, что стихия почвы селезенки является корнем — основой Последующего Неба, так что она питает остальные четыре органа: печень, сердце, легкие, почки.

Почему же говорится, что стихия огня способна порождать стихию почвы? Потому что земле необходим солнечный свет, и лишь тогда она может процветать, питать травы и деревья, кормить животных и птиц. Стихия почвы селезенки согревается субстанцией ян сердца, огнем перикарда, трех обогревателей, тонкой кишки, и потому селезенка способна усваивать пищу и трансформировать ее, орошая весь организм. Подвижное дыхание-ци, источник которого находится между почками, тоже совершает свой цикл движения по трем обогревателям, поднимается вверх до перикарда и через точки «источники» (юань) попадает в 12 меридианов. Исходя из этого можно судить о важности субстанции ян в человеческом организме. Если ее достаточно, человек здоров; если она теряется, человек болеет и умирает. Травы и деревья нуждаются в субстанции ян солнечного света, и все большей степени в ней нуждается человек.

Схема распределения психической силы цзин-шэнь в человеческом организме: север — стихии воды соответствуют эмоциональные движения (чжи); восток — стихии дерева соответствует душа-хунь; юг — стихии огня соответствует дух-шэнь; запад — стихии металла соответствует душа-по; центр — стихии почвы соответствует мысль-и.

Психика представляет собой состояние активности изначального духа шэнь и одновременно она — проявление деятельности коры головного мозга. В закрытом состоянии изначальный дух един, но в действии организма выделяется пять его проявлений. Поэтому деятельность коры головного мозга непосредственно связана с физиологическими функциями внутренних органов цзан-фу и всего организма в целом.

Дух-шэнь руководит в организме психической деятельностью, интеллектом, перцепцией, моторикой. Материальная база духа-шэнь — семя-цзин. В главе «Дух основы» трактата «Лин-шу» говорится: «Поэтому источником жизни называется семя-цзин, а когда соединяются два семени, тогда говорят о духе-шэнь». То есть дух-шэнь возникает из семени Прежнего Неба, а когда формируется плод, тогда и появляется собственно дух-шэнь. Существование духа-шэнь обусловлено наличием семени Последующего Неба которое получается из пищи. В человеческом организме дух-шэнь главным образом распределяется в области головы, и если его достаточно, то организм сильный; если же духа-шэнь мало, то и организм слабеет. Дух-шэнь сохраняется — человек здоров, теряется— человек умирает. Жизнедеятельность организма возможна только при наличии духа-шэнь.

Душа-хунь распределяется в крови, сберегается в печени. В главе «Дух основы» трактата «Лин-шу» говорится: «То, что следует за движениями духа-шэнь туда и обратно (эти две категории — одни из самых важных философских описаний проявления субстанции инь в действии; они относятся к области-среде времени, пространства, этики, организма и т. д., отражая универсальные движения, которые коррелируют с направлением относительно временного потока. — Примеч. перев.), называется душой-хунь». Это значит, что хунь и шэнь — проявления психической деятельности, однако душа-хунь подчиняется духу-шэнь. Когда душа-хунь выходит из-под контроля духа-шэнь, наблюдаются такие явления, как лунатизм, разговоры во сне и пр.

Душа-по также представляет собой один из аспектов психической деятельности человека. Чжан Цзин-юэ говорит: «Благодаря душе-по человек способен двигаться и действовать, в ее функции входит ощущение боли и удовольствия». Так что в диапазон функций души-по попадают такие основные проявления восприятия и движения, как способность ушей слышать, а глаз видеть, способность кожи-к осязанию, ощущению боли и раздражения; благодаря душе-по новорожденный способен сосать, плакать, двигать руками и ногами. Способность человеческого организма к восприятию и движению тесно связана с семенем как основной материальной основой организма. Если семени достаточно — тело здорово; если душа-по целостна — восприятие четкое и живое, движения точные. В главе «Дух основы» трактата «Лин-шу» говорится: «То, что, соединяясь с семенем, выходит наружу и входит внутрь, называется душой-по».

 Мысль-воля (и-чжи): термин «и» в данном контексте подразумевает интеллект и память, а чжи, или волевое устремление,— силу, которая сохраняет мысли и опыт. В главе «Дух основы» трактата «Лин-шу» говорится: «То, посредством чего сердце запоминаст, называется мысль-и, а то, посредством чего сохраняется мысль-и, называется воля-чжи». Деятельность интеллекта и воли— специфическая функция человека, она может непрерывно развиваться после рождения индивида. В древности считалось, что эта функция тесно связана с наличием или отсутствием дыхания-ци почек в организме. Поскольку в старости у человека ослабевает дыхание-ци почек, может развиться склероз. Патогенная забывчивость, потеря памяти также связаны с недостаточностью дыхания-ци почек.

Конечно, душа-хунь, душа-по, мысль-и, воля-чжи различаются между собой, и тем не менее вся их деятельность направляется духом-шэнь. В главе «Дух основы» трактата «Лин-шу» говорится: «То, чем управляют вещами, называется сердцем». Таким образом, дух-шэнь сердца руководит всеми остальными видами психической активности организма, и если нарушается деятельность духа-шэнь, все остальные функции также приходят в беспорядочное состояние. В главе «Большие соблазны» трактата «Лин-шу» читаем: «Если дух-шэнь переутомляется, то рассеиваются души хунь и по, а волевые устремления и мысли приходят в состояние смуты». При занятиях практикой цигун основное внимание уделяется тренировке семени-цзин для трансформации дыхания-ци, а дыхание-ци совершенствуется ради трансформации духа-шэнь; дух-шэнь совершенствуется ради возвращения к изначальной пустоте, в результате чего свет его очищается, а духовная сила (лин) не ослабевает.

Схема распределения эмоций в человеческом организме: север— страх; восток—раздражение; юг — радость; запад—печаль; центр — задумчивость.

Существует семь эмоциональных состояний — радость, раздражение, печаль, задумчивость, горе, страх, тревога. В нормальных условиях они представляют собой реакции организма на раздражения окружающей среды и в этом случае выступают как нормальные психофизиологические явления, которые не приводят к возникновению болезни. Однако, если эмоциональные состояния чрезмерны по силе или слишком длительны, они могут ощутимо влиять на организм и приводить к возникновению болезни.

Материальной основой эмоциональной активности в организме является дыхание-ци семени-цзин пяти органов-цзан. В главе «Рассуждение о величии соответствия образов субстанциям ин и ян» трактата «Су-вэнь» утверждается: «В человеческом организме есть пять органов-цзан, которые трансформируют пять дыханий-ци, в результате рождаются радость, раздражение, горе, печаль, страх». Таким образом, эмоции тесно связаны с состоянием и функциями пяти органов-цзан.

Сердце руководит деятельностью пяти органов-цзан и шести органов-фу, оно служит местом пребывания семени-духа цзин-шэнь. Поэтому и в эмоциональной сфере сердце играет ведущую роль.

В главе «Устные вопросы» трактата «Лин-шу» об этом говорится так: «Сердце руководит внутренними органами цзан-фу, поэтому в горе, тоске, грусти, печали оно движется, и в этом случае отзываются движением пять органов-цзан, шесть органов-фу». Каждый из пяти органов-цзан связан с одной из пяти эмоций. В главе «Рассуждение о величии соответствия образов субстанциям инь и ян» трактата «Су-вэнь» говорится: «Раздражение разрушает печень, радость — сердце, задумчивость — селезенку, печаль — легкие, страх — почки». Радость как эмоция соотносится с сердцем. В нормальной обстановке она может снимать напряжение, регулировать состояние дыхания-ци и крови, способствовать выполнению сохранительной и питательной функций, нормализовать движение дыхания-ци сердце. Но если человек испытывает чрезмерную радость, то кровь и дыхание-ци рассеиваются, утрачивая способность поднимать вверх дух-шэнь сердца, который теряет свое местопребывание. Следовательно, происходит потеря духа-шэнь, человек перестает себя контролировать, впадает в неистовство, эмоции его становятся неуправляемыми.

Раздражение — эмоция, соответствующая печени. Оно «рассеивает», выводит из застоя. И в некоторых ситуациях, например при застое дыхания-ци печени, способствует восстановлению нормальной циркуляции. Однако если раздражение сильное и длительное, то в верхней части организма нарушается движение дыхания-ци печени, в результате чего в этой же области происходит застой крови, которая связана с дыханием-ци. Поэтому у человека лицо краснеет, нарушается дыхание, появляется кровавая рвота. При выраженных симптомах он может даже терять сознание.

Печаль — эмоция, которая соотносится с легкими. Если она слишком сильная, дыхание-ци в них застаивается и может погибнуть, разрушается субстанция инь. Это может привести к разрушению тела.

Задумчивость — эмоция селезенки. Если задумчивость слишком сильна, она приводит к застою в этом органе дыхания-ци; кроме того, возникает ощущение стеснения в области грудной клетки и живота, в результате могут образоваться закупорки и затвердения. При повреждении дыхания-ци селезенки нарушается его циркуляция в организме, человек теряет аппетит, портится пищеварение, живот пучит, возникает понос.

Страх — эмоция почек. Если у человека сильны тревога и страх, то расходуется дыхание-ци семени-цзин, в результате дыхание-ци разрушается в нижней части организма. В главе «Появление болей» трактата «Су-вэнь» говорится: «Я знаю, что причиной возникновения всех болезней является дыхание-ци. Если имеется раздражение, дыхание-ци поднимается вверх. При радости оно становится плавным; при печали — расходуется, угасает; при страхе— опускается вниз; при тревоге — становится беспорядочным. При задумчивости дыхание-ци сжимается». Это свидетельствует о том, что при расстройстве пяти эмоций нарушается деятельность пяти органов-цзан. Нужно помнить, что эмоции соотносятся с пятью стихиями, между ними существуют свои иерархические взаимосвязи порождения и подавления, поэтому в определенных ситуациях эмоции могут как улучшать физическое состояние индивида, так и ухудшать его. В главе «Здоровое состояние органов при хорошей работе организма» трактата «Су-вэнь» говорится: «Если задумчивость, страх, печаль, радость, раздражение теряют последовательность и порядок возникновения, могут развиться заболевания».

Эмоции обычно возникают под воздействием факторов окружающей среды, однако к возникновению аномальных эмоциональных состояний могут приводить также патологические изменения крови и дыхания внутренних органов. При избыточности крови и ды-хання-ци в организме образуется слишком много субстанции ян печени и слишком активным становится действие огня-помощника (сян-хо), отчего человек склонен к раздражению. Если же в организме дыхания-ци в крови недостаточно, дыхание-ци печени слабеет, нарушается деятельность желчного пузыря и человек испытывает страх и тревогу. В главе «Рассуждение о регуляции меридианов» трактата «Су-вэнь» есть такие слова: «Если крови в избытке — будет раздражение, если недостаточно — будет страх». В главе «Дух основы» трактата «Лин-шу» говорится: «При опустошении дыхания-ци печени больной испытывает страх, при наполнении у него возникает раздражение». «При опустошении дыхания-ци сердца человек становится печальным, а при наполнении — беспрестанно смеется». Практики цигун направлены на восстановление и развитие нормальных эмоций, являясь, таким образом, мощным средством психотерапевтического воздействия на соматические аспекты деятельности организма. В первую очередь они нормализуют состояние сердца, поэтому оздоравливается вся психика, регулируется взаимодействие пяти органов-цзан.

Схема распределения небесных стволов и пяти движений: север— стихия воды, знаки гуй, жэнь; черный цвет, соленый вкус, запах гнили, холод, почки; восток —стихия дерева, знаки цзя, и; синий цвет, кислый вкус, прокисший запах, ветер, печень; юг — стихия огня, знаки бин, дин; красный цвет, горький вкус, запах горелого, жар, сердце; запад — стихия металла, знаки гэн, синь; белый цвет, острый вкус, запах сырого мяса, сухость, легкие; центр — стихия почвы, знаки у, цзи; желтый цвет, сладкий вкус, ароматный запах, влага, селезенка.

Десять небесных ветвей соотносятся с движениями пяти стихий: дерева, огня, почвы, металла, воды. На востоке правит стихия дерева, на небе ей соответствует ветер, на земле—дерево, среди органов-цзан — печень; среди цветов — синий; вкус — кислый, запах прокисшего. На юге правит стихия огня, на небе ей соответствует жар, на земле — огонь; из органов-цзан ей соответствует сердце, из цветов — красный; вкус — горький, запах горелого. В центре правит стихия почвы, на небе ей соответствует влага, на земле — почва , из органов-цзан — селезенка; из цветов — желтый, вкус — сладкий, запах — ароматный. На западе правит стихия металла, на небе ей соответствует сухость, на земле — металл; из органов-цзан— легкие; из цветов — белый, вкус пищи острый, запах— сырого мяса. На севере правит стихия воды, на небе ей соответствует холод, на земле — вода; из органов-цзан — это почки; из цветов — черный; вкус — соленый, запах гнили.

Из десяти небесных стволов цзя, бин, у, гэн, жэнь представляют субстанцию ян пяти стихий; и дин, цзи, синь, гуй — субстанцию инь пяти стихий. Корреляция со временем очень важна, и при занятиях практикой цпгун следует обращать внимание на цвет одежды, стен комнаты, на запах в атмосфере, на вкус пищи и другие признаки, сопоставляя их с соответствующими знаками и стихиями.

Схема соотношения внутренних органов внешних проявлений человеческого тела: север — почки, волосы на голове, костный мозг, кости, зубы, уши, половые органы и анус, зрачки в глазах; восток — печень, ногти, сухожилия, черные глаза, брови и глаза, нижняя часть живота, волосы на половых органах и под мышками; юг — сердце, кровеносные сосуды, язык, уши, точка-шу крови сюэ-шу; запад — легкие, волосы на коже, нос, точка-шу дыхания ци-шу; центр — селезенка, рот и губы, точка-шу мышц жоу-шу, мышцы, четыре конечности.

В основе китайской медицины лежит представление о том, что мир постоянно функционирует на трех уровнях, а именно; небесном (природные процессы, идеальные представления и ожидания), земном (географические характеристики, грубые условия материальной среды), человеческом. Эти три уровня нельзя отделять друг от друга, их следует приводить в гармоничное состояние посредством работы с субстанциями инь и ян. Однако при рассмотрении процессов, протекающих в человеческом организме, при изучении патологий главное внимание уделяется внутренним органам цзан-фу. Система каналов и меридианов цзин-ло представляет собой пути сообщения между различными системами организма, Пять функций восприятия и девять отверстий человеческого тела— это лишь внешние соответствия. Скелет и мышцы рассматриваются в качестве крепостной стены, а волосы на коже и поры для выделения пота — внешний частокол. Три драгоценности, дух-шэнь, семя-цзин, дыхание-ци, — истинный хозяин организма.

Тело состоит из сухожилий и костей, мышц, кожи и волос. Внутренние органы цзан-фу находятся внутри него. Однако каждый орган имеет прямую связь с определенной составляющей тела. Поэтому при изучении поверхности тела можно определить состояние внутренних органов. Так, в главе «Основные органы-цзан» трактата «Лин-шу» говорится: «Легкие соединяются с толстой кишкой, а ей соответствует кожа. Сердце соединяется с тонкой кишкой, а последней соответствуют сосуды-май. Печень соединяется с. желчным пузырем, которому соответствуют сухожилия. Селезенка соединяется с желудком, а ему соответствуют мышцы. Почки соединяются с тремя обогревателями и мочевым пузырем, которым соответствуют поры на коже и волосы на коже. На основании изучения внешних соответствий можно определять состояние внутренних органов, узнавать, чем они больны».

Нос. глаза, рот, язык и уши называются пятью функциями человеческого тела. Пять органов-цзан тесно связаны с ними. Например, нос представляет собой функцию легких, глаза—печени, рот и губы — селезенки, язык — сердца, уши — функцию почек. Внутренние органы скрыты внутри человеческого тела, однако по цвету .и форме соответствующих им пяти функций можно устанавливать изменения в органах. Эти пять функций на лице называются семью отверстиями. При этом нос сообщается с гортанью, а рот соединяется с горлом. Если прибавить сюда еще отверстие ануса п наружных половых органов, то получается всего девять отверстий. Пять функций и девять отверстий при помощи 12 меридианов соединяются с внутренними органами. Болезни внутренних органов также распространяются через меридианы, поэтому об их деятельности можно судить по состоянию пяти функций и девяти отверстий.

Схема движения крови и дыхания-ци в человеческом организме: север — глубина, зима, полночь; восток — восхождение, весна, рассвет; юг — высота, лето, полдень; запад — погружение, осень, сумерки.

В зависимости от изменений температуры в природе преобладает движение вверх или вниз, пребывание на высоте или на глубине. В течение года весной преобладает движение вверх; летом — пребывание на высоте; осенью — движение вниз; зимой — пребывание в глубине. В течение дня подобные трансформации наблюдаются также в малом масштабе. Утром дыханне-ци движется вверх, н полдень пребывает на поверхности, вечером движется вниз и ночью пребывает в глубине. Так же действует дыхание-ци в пределах человеческого организма. Так, весной преобладает поверхностный пульс; летом он крюкообразный-гоу; осенью тонкий-мао; зимой — глубокий. В главе «Рассуждения об основных секретах пульса» трактата «Су-вень» говорится: «Весной преобладает поверхностный пульс, он напоминает движение рыбы, играющей в волнах. Про лето говорят, что в это время пульс на уровне кожи. Это похоже на то, что у десяти тысяч вещей в это время избыток всего. Осенью пульс прощупывается под кожей, насекомые впадают в спячку. Зимой пульс на уровне костей, насекомые уже крепко спят в своих норах, а благородный муж, затворившись, пребывает в своем жилище».

Циркуляция дыхания-ци и крови по 12 меридианам в течение 12 двухчасовых отрезков суток: север — час цзы, меридиан желчного пузыря малый ян на ноге; северо-северо-восток — час чоу, меридиан печени недостаточный инь на ноге; восток-восток-ссвер — час инь, меридиан легких сверх-инь на руке; восток — час мао, меридиан толстой кишки светлый ян на руке; восток-восток-юг — час чэнь, меридиан желудка светлый ян на ноге; юго-юго-восток — час сы, меридиан селезенки свсрх-инь на ноге; юг — час у, меридиан сердца малый инь на руке; юго-юго-запад — час вэй, меридиан тонкой кишки сверх-ян на руке; юго-запад-запад — час шэнь, меридиан мочевого пузыря сверх-ян на ноге; запад — час ю, меридиан почек малый инь на ноге; запад-запад-север — час сюй, меридиан перикарда недостаточный инь на руке; северо-северо-запад— час хай, меридиан трех обогревателей малый ян на руке.

Действие питательной и охранительной функций крови и дыхания-ци в организме постоянно связано с изменениями климата в окружающей среде. В течение суток дыхание-ци и кровь совершают в организме 25 циклов движения субстанции ян и столько же— субстанции инь. Движение начинается в час инь с меридиана легких, и на следующий день, пройдя по всем меридианам, цикл возобновляется опять в час инь с меридиана легких сверх-инь на руке. В древности была песня, удобная для запоминания: легкие в час инь, толстая кишка в час мао, желудок в час чэнь, селезенка в час сы, сердце в час у, тонкая кишка в час вэй, мочевой пузырь в час шэнь, почки в час ю, перикард в час сюй, три обогревателя в час хай, желчный пузырь в час цзы и печень в час чоу. Циркуляция по меридианам происходит в таком порядке: из меридиана легких сверх-инь на руке — в меридиан толстой кишки светлый ян на руке, дальше—в меридиан желудка светлый ян на ноге, дальше—в меридиан селезенки сверх-инь на ноге, дальше—в меридиан сердца малый инь на руке, дальше — в меридиан тонкой кишки сверх-ян на руке, дальше — в меридиан мочевого пузыря сверх-ян на ноге, дальше—в меридиан почек малый инь на ноге, дальше—в меридиан перикарда недостаточный инь на руке, дальше — в меридиан трех обогревателей малый ян на руке, дальше—в меридиан желчного пузыря малый ян на ноге, дальше—в меридиан печени недостаточный инь на ноге и обратно в меридиан легких сверх-инь на руке.

Схема наполнения-опустошения, угасания и роста дыхания-ци и крови субстанций инь и ян в течение 12 месяцев года: С — знак цзы, 11-й месяц; ССВ — знак чоу, 12-й месяц; ВВС — знак инь, 1-й месяц; В — знак мао, 2-й месяц; ВВЮ — знак чэнь, 3-й месяц; ЮЮВ — знак сы, 4-й месяц; Ю — знак у, 5-й месяц; ЮЮЗ — знак вэй, 6-й месяц; ЮЗЗ — знак шэнь, 7-й месяц; 3 — знак ю, 8-й месяц, ЗЗС — знак сюй, 9-й месяц; ССЗ — знак хай, 10-й месяц.

Двенадцать месяцев года соответствуют двенадцати земным ветвям. Со знаками двенадцатеричного цикла также коррелируют и 12 двухчасовых отрезков суток. Чередование месяцев отражает большие изменения, а чередование часов в сутках — перемены мелкого масштаба. Все эти изменения тесно и непрерывно связаны с наполнением-опустошением, угасанием и ростом активности субстанций инь и ян, органов цзан и фу, дыхания-ци и крови. Если внутренний ритм организма перестает совпадать с внешним ритмом изменения характеристик среды, которые отражаются знаками шестидесятеричного цикла, то возникает заболевание.

Схема циркуляции по восьми каналам чудесных меридианов: С — янский пяточный канал, зимнее солнцестояние; СВ — иньский соединительный канал, начало весны; В — янский соединительный канал, весеннее равноденствие; ЮВ — опоясывающий канал — начало лета; Ю — обслуживающий канал жэнь-май; 3 — контролирующий канал ду-май, осеннее равноденствие; СЗ — пульсирующий канал чун-май, начало зимы.

Восемь каналов чудесных меридианов в человеческом организме по своей активности подчиняются ритмике времени окружающего мира.

Начиная с полуночи дня цзя-цзы во время зимнего солнцестояния, когда дыхание-ци поступает в меридиан малый ян, происходит расцвет дыхания-ци янского пяточного канала, а к началу весны оно доходит до иньского соединительного канала. С начала весны и до весеннего равноденствия расцветает дыхание-ци иньского соединительного канала, доходя до янского соединительного канала. С весеннего равноденствия до начала лета происходит расцвет дыхания-ци янского соединительного канала, после чего дыхание-ци доходит до опоясывающего канала. С начала лета до летнего солнцестояния происходит расцвет дыхания-ци опоясывающего канала, после чего дыхание-ци попадает в обслуживающий меридиан жэнь-май. С летнего солнцестояния до начала осени расцветает дыхание-ци обслуживающего меридиана, после чего дыхание-ци достигает июньского пяточного канала. С начала осени и до осеннего равноденствия дыхание-ци расцветает в иньском пяточном канале, после чего оно достигает контролирующего канала ду-май. С осеннего равноденствия и до начала зимы дыхание-ци расцветает в контролирующем меридиане и доходит до пульсирующего меридиана чун-май. С начала зимы и до зимнего солнцестояния дыхание-ци расцветает в канале чун-май, после чего снова попадает в канал ян-цяо-май, янский пяточный канал.

В песне говорится: «Единица триграммы кань связана с точкой шэнь-ман (янский пяточный меридиан). Точка чжао-хай — это двойка и пятерка триграммы кунь (иньский пяточный канал). Тройка триграммы чжэнь соотносится с точкой вай-нуань (янский соединительный канал). Четверка триграммы сунь — это точка линь-ци (опоясывающий канал). Шестерка триграммы цянь — это точка гун-сунь (пульсирующий канал чун-май). Семерка триграммы дуй — это точка хоу-си (контролирующий канал ду-май). Восьмерка триграммы гэнь — это точка нэй-нуань (иньский соединительный канал инь-вэй-май). Девятка триграммы ли — это точка ле-цюэ (обслуживающий канал жэнь-май)».

Цифры, соответствующие восьми каналам, представляют собой цифры восьми триграмм квадрата ло-шу в схеме расположения Последующего Неба. Большие четыре сезона соответствуют делению года, а малые четыре сезона — делению дня. В медицине эта схема называется цифрами чудесной черепахи (лин-гуй). Ли Бинху пишет: «У всех людей есть эти восемь каналов, и все они связаны с иньским пяточным каналом, который обычно закрыт и не открывается. Только одухотворенные и святые способны, направленно действуя дыханием-ци субстанции ян, открывать эти каналы, к потому они могут двигаться по истинному пути-дао». Поэтому, конечно же, при занятиях цигун необходимо большое внимание уделять работе с восемью каналами чудесных меридианов.

В трактате «Условия соглашения» («Цань-тун-ци») говорится, что триграммы цянь и кунь представляют собой треножник, гексаграммы кань или — сырье для приготовления, а остальные шестьдесят триграмм служат материалом для горения. Путь движения субстанции ян в организме аналогичен по сути и форме циклическому движению дыхания-ци субстанций инь и ян неба к земли. Гексаграмма цянь представляет собой голову и располагается на самом верху. Гексаграмма кунь соответствует брюшной полости и находится к нижней части организма. Гексаграмма ли— это огонь сердца и потому располагается вверху. Гексаграмма кань — это вода почек и потому находится в нижней части.

Для нашего мира центром неба является северный ковш Большой Медведицы. В течение года он в каждый из 12 месяцев указывает направление на 28 созвездий в четырех секторах неба, помогает определять время 24 сезонов года, 72 пятидневных отрезка года, распределение 365 дней, В течение всего этого времени Земля делает один оборот вокруг Солнца.

То место, в которое указывает рукоятка северного ковша, представляет собой место рождения дыхания-ци вселенной. Поэтому, практикуя цигун, следует повернуться в ту сторону, куда указывает северный ковш.

Двадцать восемь созвездий звездного неба распределяются по четырем сторонам небосвода. Так, созвездия цзюэ-рог, кан-шея, ди-основа, фан-дом, синь-сердце, вэй-хвост, цзи-плетенка относятся к восточной части небесной сферы. Сектор символизирует синий дракон (цан-лун), он охватывает 75 градусов. Созвездия доу-ковш, ню-пастух, нюй-дева, сюй-пустота, вэй-опасность, ши-комната, би-стена располагаются в северном секторе небесной сферы. Этот сектор символизирует черный воин (сюань-у), он охватывает 98 градусов. Созвездия куй-просвещение, лоу-барсук, вэй-желудок, ань-всходы, би-сачок, цзы-черепаха, шэнь-дух относятся к западной части небесной сферы. Сектор символизирует белый тигр (бай-ху), в нем насчитывается 80 градусов. Созвездия цзин-колодец, гуй-дух, лю-ива, син-звезда, чжан-лист, и-крыло, чжэнь-телега располагаются в южном секторе неба. Сектор символизирует красная птица (чжу-цюэ), в нем 112 градусов.

Четырнадцать созвездий — от фан-дом до би-сачок —соотносятся с субстанцией ян и контролируют дневную часть суток. Другие четырнадцать созвездий — от ан-всходы до синь-сердце — соотносятся с субстанцией инь. Они контролируют ночную часть суток. Всего в 28 созвездиях, контролирующих день и ночь, насчитывается 168 звезд, они занимают 365 1/4 градуса, что составляет количество дней в году. На основании этой информации можно установить число изменений дыхания-ци субстанций инь и ян.

По сути дела, время на нашей планете проявляется движением солнца и луны, собственным вращением земли и ее оборотом вокруг солнца, уровнем расположения созвездий и направлением основы ковша. Кроме того, о действии времени свидетельствуют изменение климата, смена сезонов, в результате чего формируются три субстанции инь и три субстанции ян, движения пяти стихий и шести дыханий-ци. Так осуществляется жизненный процесс.

Когда в китайской медицине применяются методы иглоукалывания и прижигания, связанные с законами циркуляции дыхания-ци в зависимости от системы цзы-у, то врач может добиться положительного эффекта; в других случаях лечение безуспешно. Эффективность лечения во многом зависит от точности определения времени, хотя, конечно, свою роль играют и такие факторы, как постановка диагноза, а также личное искусство врача. Если же врач пользуется обычными наручными часами для определения времени, он не сможет быть точным. Для точного измерения времени необходимо пользоваться китайским компасом и гномоном.

Человек, развивающий психофизические способности своего организма, занимаясь цигун в течение определенного времени, получает возможность устанавливать благоприятное время для занятий на основании анализа собственных ощущений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Хочется еще раз подчеркнуть, что в китайской традиционной науке человек никогда не рассматривается отдельно от среды обитания, так же как и среда обитания — отдельно от человека. Во всем мире действуют одни и те же, на первый взгляд очень простые схемы. Это Великий Предел тай-цзи, два начала инь и ян, три уровня неба, земли и человека, четыре стороны света, пять стихий, шесть дыханий-ци, восемь триграмм, девять дворцов, десять земных столбов, двенадцать земных ветвей. Эти и некоторые другие ряды коррелируют со всей тьмой систем нашего мира. Однако сложность простых на первый взгляд классификационных рядов заключается в том, что все эти схемы действуют одновременно и более простые определяют последовательность вступления более сложных.




цигун, искусство цигун, Чжун Юань цигун, ЧЮ цигун, занятия цигун, метод оздоровления в цигун, цигун для начинающих, медитация в цигун, школа цигун для здоровья, практика цигун
Copyright C 1993-2009. Qigong.
Все права защищены.
Разработка: "Интел-Сфера". Компьютеры: дизайн, программирование, сборка, обслуживание.
Копирование всех частей сайта в какой-либо форме без разрешения владельца авторских прав запрещено.