На схеме Великого Предела низ соответствует северу, а белый цвет представляет
субстанцию ян. Белый цвет начинает развиваться в месте, которое соответствует
часу цзы (с 11 до 1 часа ночи) в день зимнего солнцестояния, то есть в это время
начинается рождение субстанции ян данного года. Дальше она развивается слева
направо, снизу вверх, достигая самой верхней южной точки на схеме, в которой
начинает появляться черный цвет. Эта точка соответствует часу у (с 11 до 1 часа
дня ) в день летнего солнцестояния. В это время рождается субстанция инь, ей
соответствует черный цвет. При движении и развитии изначального дыхания во всех
случаях расцвет субстанции ян приводит к рождению субстанции инь, а расцвет
субстанции инь — к рождению субстанции ян. При росте субстанции ян происходит
угасание субстанции инь, а при росте субстанции инь — угасание субстанции ян.
Таковы естественные законы развития.
|
Рис. 1. Схема Фу си Прежнего Неба расположения триграмм: 1 — триграмма
кунь, символизирующая землю; 2 — триграмма чжэнь — гром; 3 — триграмма ли
— огонь; 4 — триграмма дуй — водоем; 5 —триграмма цянь — небо; 6 — триграмма
сюнь — ветер; 7 — триграмма кань— воду; 8 — триграмма шэнь, символизирующая
гору.
|
Триграмма цянь соответствует небу, поэтому она располагается наверху; триграмма
кунь соответствует земле и она находится внизу. Триграмма чжень соответствует
грому, и ее место на северо-востоке на стыке зимы и весны. (Иероглиф чжэнь можно
толковать как колебание, возбуждение, и это значит, что субстанция ян начинает
пробуждаться внутри субстанции инь. В травах и деревьях начинают завязываться-развиваться
почки и ростки. Таков смысл весны для человека, который ее ожидает — (Примеч.
перев.) Триграмма ли — огонь, который символизирует солнце. Солнце восходит
на востоке и освещает землю. Триграмме дуй соответствует водоем, на юго-востоке
дыхание-ци достигает расцвета. Юго-западу соответствует триграмма сюнь, символизирующая
ветер. Это время перехода к осени, когда повсюду разносится аромат цветов и
начинают дуть прохладные ветры. Триграмма кань символизирует воду и соотносится
с луной. Осенью луна появляется на западе. Триграмма гэнь символизирует гору
и располагается на северо-западе. В этой области наиболее развито ци гор, поэтому
в этих районах много гор, здесь много металлов и драгоценных камней, берут свое
начало многие реки.
|
Рис. 2. Схема Вэнь-вана расположения триграмм Последующего Неба: 1—триграмма
кань, символизирующая воду; 2 —триграмма гэнь — стихию почвы; 3 — триграмма
чжэнь — стихию дерева; 4 — триграмма сюнь а —ветер; 5 —триграмма ли — стихию
огня; 6 — триграмма кунь — стихию почвы; 7 — тсиграм-ма дуй — стихию металла;
8 — триграмма цянь, символизирующая стихию металла.
|
Во время зимнего солнцестояния дуют северные ветры, и внутри триграммы кань
(вода) появляется одна янская черта. В этот период ночь самая длинная, но именно
с этого дня она начинает укорачиваться, а день — удлиняться. Развивается дыхание-ци
жизни, которое поддерживается триграммой гора, символизирующей стихию почвы
субстанции ян, расположенной между стихиями воды и дерева. Именно стихия почвы
субстанции ян посылает первые весенние ветры. В это время замерзшая земля тверда,
как камень в горах, однако именно она даст весной возможность дереву вновь расцвести;
именно здесь, на востоке, триграмма чжэнь (гром), разбудит спящее дерево, которое
в виде триграммы сюнь расцветет на границе между весной и летом; поэтому данная
триграмма расположена на юго-востоке. Триграмма ли, символизирующая огонь и
сияние солнца, находится на юге в точке, соответствующей летнему солнцестоянию.
В этот момент зарождается субстанция инь. Если зимнее солнцестояние происходит
в месяц цзы и час цзы, то летнее солнцестояние случается в месяц у и час у по
традиционному китайскому календарю. Таким образом, цзы и у — знаки начала и
конца развития субстанций инь и ян: и потому движение дыхання-ци, которое описывается
при помощи циклических знаков китайского календаря, называется «течение и проникновение
согласно знакам цзы-у». На юго-западе располагается стихия почвы триграммы кунь,
которая в данном случае соотносится с влагой. Запад — это чистая прохлада стихии
металла, когда низко опускаются осенние облака и прохладный чистый ветер обнажает
временами светлую луну. А северо-западу соответствует сухой металл, который
символизирует в данном случае триграмма цянь. В это время все впадает в спячку,
жухнут травы, полностью опадает на деревьях листва.
В развитии дыхания-ци в течение года существует определенный порядок: весной
происходит рождение, летом — созревание, осенью — сбор урожая, а зимой — сохранение
плодов. В комментарии к «Книге перемен» «И-чжуань» говорится: «Император выходит,
и это подобно триграмме чжэнь, символизирующей гром. Он наводит порядок, уподобляясь
триграмме сюнь, символизирующей ветер и дерево. Взгляд императора подобен триграмме
ли, символизирующей сияние и свет. Когда он посылает слуг, то уподобляется триграмме
кунь, символизирующей землю. Когда он говорит слова, это подобно триграмме дуй,
символизирующей водоем. Когда он в бою, это подобно триграмме цянь, символизирующей
небо. Когда он трудится, то уподобляется триграмме кань, символизирующей воду.
Триграмма чжэнь соотносится с юго-востоком. Упорядочение подразумевает очищение
десяти тысяч вещей. Триграмма ли — это ясность, или то, посредством чего видят
все десять тысяч вещей. Располагается она на юге. Совершенномудрый сидит, повернувшись
лицом на юг, он чист в звуке, ясен во взгляде и тем самым осуществляет упорядочение.
Триграмма кунь символизирует землю, а она питает всю тьму вещей. Потому и говорится,
что император, посылая слуг, подобен триграмме кунь, символизирующей землю.
Триграмма дуй располагается в месте, которое соответствует осени — поре подведения
итогов. Потому и говорится, что в произнесении слов император подобен триграмме
дуй. В бою он подобен триграмме цянь. Данная триграмма располагается на северо-западе,
а про эту сторону света говорят, что здесь борются между собой субстанции инь
и ян. Триграмма кань символизирует воду и земные труды. Потому и говорится,
что в трудах император подобен триграмме кань. Триграмма гэнь находится на северо-востоке,
и именно здесь заканчивается цикл развития десяти тысяч вещей. Потому и говорится,
что в претворении своих речей император уподобляется триграмме гэнь».
«Дух-шэнь представляет собой тайну рождения всей тьмы вещей и дает способность
выражать этот мир в словах. Среди тьмы вещей нет ничего проворнее грома и беспорядочнее
ветра И кто лучше огня движет-согревает всю тьму вещей! Из всех вещей больше
всего радует водоем. Лучше всех увлажняет вещи вода. Завершает и начинает цикл
развития всей тьмы вещей гора. Таким образом, вода и огонь наступают друг на
друга, гром и ветер не противоречат друг другу, гора и водоем сообщаются дыханиями-ци.
Так происходят все превращения, и появляются десять тысяч вещей».
Схема Великого Предела в человеческом организме: север — стихия воды, почки,
мочевой пузырь; восток — стихия дерева, печень, желчный пузырь; юг — стихия
огня, сердце, тонкая кишка; запад — стихия металла, легкие, толстая кишка; центр
— стихия почвы, селезенка, желудок.
На этой схеме показан механизм движения дыхания-ци в человеческом организме.
Движение начинается с почек, соответствующих стихии воды, на севере, в результате
чего порождается стихия дерева печени на востоке. Она в свою очередь порождает
стихию огня сердца на юге; стихия огня — стихию почвы селезенки, расположенной
в центре; стихия почвы — стихию металла легких, расположенную на западе; стихия
металла — стихию воды почек на севере. Однако следует помнить, что стихия почвы
селезенки является корнем — основой Последующего Неба, так что она питает остальные
четыре органа: печень, сердце, легкие, почки.
Почему же говорится, что стихия огня способна порождать стихию почвы? Потому
что земле необходим солнечный свет, и лишь тогда она может процветать, питать
травы и деревья, кормить животных и птиц. Стихия почвы селезенки согревается
субстанцией ян сердца, огнем перикарда, трех обогревателей, тонкой кишки, и
потому селезенка способна усваивать пищу и трансформировать ее, орошая весь
организм. Подвижное дыхание-ци, источник которого находится между почками, тоже
совершает свой цикл движения по трем обогревателям, поднимается вверх до перикарда
и через точки «источники» (юань) попадает в 12 меридианов. Исходя из этого можно
судить о важности субстанции ян в человеческом организме. Если ее достаточно,
человек здоров; если она теряется, человек болеет и умирает. Травы и деревья
нуждаются в субстанции ян солнечного света, и все большей степени в ней нуждается
человек.
Схема распределения психической силы цзин-шэнь в человеческом организме: север
— стихии воды соответствуют эмоциональные движения (чжи); восток — стихии дерева
соответствует душа-хунь; юг — стихии огня соответствует дух-шэнь; запад — стихии
металла соответствует душа-по; центр — стихии почвы соответствует мысль-и.
Психика представляет собой состояние активности изначального духа шэнь и одновременно
она — проявление деятельности коры головного мозга. В закрытом состоянии изначальный
дух един, но в действии организма выделяется пять его проявлений. Поэтому деятельность
коры головного мозга непосредственно связана с физиологическими функциями внутренних
органов цзан-фу и всего организма в целом.
Дух-шэнь руководит в организме психической деятельностью, интеллектом, перцепцией,
моторикой. Материальная база духа-шэнь — семя-цзин. В главе «Дух основы» трактата
«Лин-шу» говорится: «Поэтому источником жизни называется семя-цзин, а когда
соединяются два семени, тогда говорят о духе-шэнь». То есть дух-шэнь возникает
из семени Прежнего Неба, а когда формируется плод, тогда и появляется собственно
дух-шэнь. Существование духа-шэнь обусловлено наличием семени Последующего Неба
которое получается из пищи. В человеческом организме дух-шэнь главным образом
распределяется в области головы, и если его достаточно, то организм сильный;
если же духа-шэнь мало, то и организм слабеет. Дух-шэнь сохраняется — человек
здоров, теряется— человек умирает. Жизнедеятельность организма возможна только
при наличии духа-шэнь.
Душа-хунь распределяется в крови, сберегается в печени. В главе «Дух основы»
трактата «Лин-шу» говорится: «То, что следует за движениями духа-шэнь туда и
обратно (эти две категории — одни из самых важных философских описаний проявления
субстанции инь в действии; они относятся к области-среде времени, пространства,
этики, организма и т. д., отражая универсальные движения, которые коррелируют
с направлением относительно временного потока. — Примеч. перев.), называется
душой-хунь». Это значит, что хунь и шэнь — проявления психической деятельности,
однако душа-хунь подчиняется духу-шэнь. Когда душа-хунь выходит из-под контроля
духа-шэнь, наблюдаются такие явления, как лунатизм, разговоры во сне и пр.
Душа-по также представляет собой один из аспектов психической деятельности
человека. Чжан Цзин-юэ говорит: «Благодаря душе-по человек способен двигаться
и действовать, в ее функции входит ощущение боли и удовольствия». Так что в
диапазон функций души-по попадают такие основные проявления восприятия и движения,
как способность ушей слышать, а глаз видеть, способность кожи-к осязанию, ощущению
боли и раздражения; благодаря душе-по новорожденный способен сосать, плакать,
двигать руками и ногами. Способность человеческого организма к восприятию и
движению тесно связана с семенем как основной материальной основой организма.
Если семени достаточно — тело здорово; если душа-по целостна — восприятие четкое
и живое, движения точные. В главе «Дух основы» трактата «Лин-шу» говорится:
«То, что, соединяясь с семенем, выходит наружу и входит внутрь, называется душой-по».
Мысль-воля (и-чжи): термин «и» в данном контексте подразумевает интеллект
и память, а чжи, или волевое устремление,— силу, которая сохраняет мысли и опыт.
В главе «Дух основы» трактата «Лин-шу» говорится: «То, посредством чего сердце
запоминаст, называется мысль-и, а то, посредством чего сохраняется мысль-и,
называется воля-чжи». Деятельность интеллекта и воли— специфическая функция
человека, она может непрерывно развиваться после рождения индивида. В древности
считалось, что эта функция тесно связана с наличием или отсутствием дыхания-ци
почек в организме. Поскольку в старости у человека ослабевает дыхание-ци почек,
может развиться склероз. Патогенная забывчивость, потеря памяти также связаны
с недостаточностью дыхания-ци почек.
Конечно, душа-хунь, душа-по, мысль-и, воля-чжи различаются между собой, и тем
не менее вся их деятельность направляется духом-шэнь. В главе «Дух основы» трактата
«Лин-шу» говорится: «То, чем управляют вещами, называется сердцем». Таким образом,
дух-шэнь сердца руководит всеми остальными видами психической активности организма,
и если нарушается деятельность духа-шэнь, все остальные функции также приходят
в беспорядочное состояние. В главе «Большие соблазны» трактата «Лин-шу» читаем:
«Если дух-шэнь переутомляется, то рассеиваются души хунь и по, а волевые устремления
и мысли приходят в состояние смуты». При занятиях практикой цигун основное внимание
уделяется тренировке семени-цзин для трансформации дыхания-ци, а дыхание-ци
совершенствуется ради трансформации духа-шэнь; дух-шэнь совершенствуется ради
возвращения к изначальной пустоте, в результате чего свет его очищается, а духовная
сила (лин) не ослабевает.
Схема распределения эмоций в человеческом организме: север— страх; восток—раздражение;
юг — радость; запад—печаль; центр — задумчивость.
Существует семь эмоциональных состояний — радость, раздражение, печаль, задумчивость,
горе, страх, тревога. В нормальных условиях они представляют собой реакции организма
на раздражения окружающей среды и в этом случае выступают как нормальные психофизиологические
явления, которые не приводят к возникновению болезни. Однако, если эмоциональные
состояния чрезмерны по силе или слишком длительны, они могут ощутимо влиять
на организм и приводить к возникновению болезни.
Материальной основой эмоциональной активности в организме является дыхание-ци
семени-цзин пяти органов-цзан. В главе «Рассуждение о величии соответствия образов
субстанциям ин и ян» трактата «Су-вэнь» утверждается: «В человеческом организме
есть пять органов-цзан, которые трансформируют пять дыханий-ци, в результате
рождаются радость, раздражение, горе, печаль, страх». Таким образом, эмоции
тесно связаны с состоянием и функциями пяти органов-цзан.
Сердце руководит деятельностью пяти органов-цзан и шести органов-фу, оно служит
местом пребывания семени-духа цзин-шэнь. Поэтому и в эмоциональной сфере сердце
играет ведущую роль.
В главе «Устные вопросы» трактата «Лин-шу» об этом говорится так: «Сердце руководит
внутренними органами цзан-фу, поэтому в горе, тоске, грусти, печали оно движется,
и в этом случае отзываются движением пять органов-цзан, шесть органов-фу». Каждый
из пяти органов-цзан связан с одной из пяти эмоций. В главе «Рассуждение о величии
соответствия образов субстанциям инь и ян» трактата «Су-вэнь» говорится: «Раздражение
разрушает печень, радость — сердце, задумчивость — селезенку, печаль — легкие,
страх — почки». Радость как эмоция соотносится с сердцем. В нормальной обстановке
она может снимать напряжение, регулировать состояние дыхания-ци и крови, способствовать
выполнению сохранительной и питательной функций, нормализовать движение дыхания-ци
сердце. Но если человек испытывает чрезмерную радость, то кровь и дыхание-ци
рассеиваются, утрачивая способность поднимать вверх дух-шэнь сердца, который
теряет свое местопребывание. Следовательно, происходит потеря духа-шэнь, человек
перестает себя контролировать, впадает в неистовство, эмоции его становятся
неуправляемыми.
Раздражение — эмоция, соответствующая печени. Оно «рассеивает», выводит из
застоя. И в некоторых ситуациях, например при застое дыхания-ци печени, способствует
восстановлению нормальной циркуляции. Однако если раздражение сильное и длительное,
то в верхней части организма нарушается движение дыхания-ци печени, в результате
чего в этой же области происходит застой крови, которая связана с дыханием-ци.
Поэтому у человека лицо краснеет, нарушается дыхание, появляется кровавая рвота.
При выраженных симптомах он может даже терять сознание.
Печаль — эмоция, которая соотносится с легкими. Если она слишком сильная, дыхание-ци
в них застаивается и может погибнуть, разрушается субстанция инь. Это может
привести к разрушению тела.
Задумчивость — эмоция селезенки. Если задумчивость слишком сильна, она приводит
к застою в этом органе дыхания-ци; кроме того, возникает ощущение стеснения
в области грудной клетки и живота, в результате могут образоваться закупорки
и затвердения. При повреждении дыхания-ци селезенки нарушается его циркуляция
в организме, человек теряет аппетит, портится пищеварение, живот пучит, возникает
понос.
Страх — эмоция почек. Если у человека сильны тревога и страх, то расходуется
дыхание-ци семени-цзин, в результате дыхание-ци разрушается в нижней части организма.
В главе «Появление болей» трактата «Су-вэнь» говорится: «Я знаю, что причиной
возникновения всех болезней является дыхание-ци. Если имеется раздражение, дыхание-ци
поднимается вверх. При радости оно становится плавным; при печали — расходуется,
угасает; при страхе— опускается вниз; при тревоге — становится беспорядочным.
При задумчивости дыхание-ци сжимается». Это свидетельствует о том, что при расстройстве
пяти эмоций нарушается деятельность пяти органов-цзан. Нужно помнить, что эмоции
соотносятся с пятью стихиями, между ними существуют свои иерархические взаимосвязи
порождения и подавления, поэтому в определенных ситуациях эмоции могут как улучшать
физическое состояние индивида, так и ухудшать его. В главе «Здоровое состояние
органов при хорошей работе организма» трактата «Су-вэнь» говорится: «Если задумчивость,
страх, печаль, радость, раздражение теряют последовательность и порядок возникновения,
могут развиться заболевания».
Эмоции обычно возникают под воздействием факторов окружающей среды, однако
к возникновению аномальных эмоциональных состояний могут приводить также патологические
изменения крови и дыхания внутренних органов. При избыточности крови и ды-хання-ци
в организме образуется слишком много субстанции ян печени и слишком активным
становится действие огня-помощника (сян-хо), отчего человек склонен к раздражению.
Если же в организме дыхания-ци в крови недостаточно, дыхание-ци печени слабеет,
нарушается деятельность желчного пузыря и человек испытывает страх и тревогу.
В главе «Рассуждение о регуляции меридианов» трактата «Су-вэнь» есть такие слова:
«Если крови в избытке — будет раздражение, если недостаточно — будет страх».
В главе «Дух основы» трактата «Лин-шу» говорится: «При опустошении дыхания-ци
печени больной испытывает страх, при наполнении у него возникает раздражение».
«При опустошении дыхания-ци сердца человек становится печальным, а при наполнении
— беспрестанно смеется». Практики цигун направлены на восстановление и развитие
нормальных эмоций, являясь, таким образом, мощным средством психотерапевтического
воздействия на соматические аспекты деятельности организма. В первую очередь
они нормализуют состояние сердца, поэтому оздоравливается вся психика, регулируется
взаимодействие пяти органов-цзан.
Схема распределения небесных стволов и пяти движений: север— стихия воды, знаки
гуй, жэнь; черный цвет, соленый вкус, запах гнили, холод, почки; восток —стихия
дерева, знаки цзя, и; синий цвет, кислый вкус, прокисший запах, ветер, печень;
юг — стихия огня, знаки бин, дин; красный цвет, горький вкус, запах горелого,
жар, сердце; запад — стихия металла, знаки гэн, синь; белый цвет, острый вкус,
запах сырого мяса, сухость, легкие; центр — стихия почвы, знаки у, цзи; желтый
цвет, сладкий вкус, ароматный запах, влага, селезенка.
Десять небесных ветвей соотносятся с движениями пяти стихий: дерева, огня,
почвы, металла, воды. На востоке правит стихия дерева, на небе ей соответствует
ветер, на земле—дерево, среди органов-цзан — печень; среди цветов — синий; вкус
— кислый, запах прокисшего. На юге правит стихия огня, на небе ей соответствует
жар, на земле — огонь; из органов-цзан ей соответствует сердце, из цветов —
красный; вкус — горький, запах горелого. В центре правит стихия почвы, на небе
ей соответствует влага, на земле — почва , из органов-цзан — селезенка; из цветов
— желтый, вкус — сладкий, запах — ароматный. На западе правит стихия металла,
на небе ей соответствует сухость, на земле — металл; из органов-цзан— легкие;
из цветов — белый, вкус пищи острый, запах— сырого мяса. На севере правит стихия
воды, на небе ей соответствует холод, на земле — вода; из органов-цзан — это
почки; из цветов — черный; вкус — соленый, запах гнили.
Из десяти небесных стволов цзя, бин, у, гэн, жэнь представляют субстанцию ян
пяти стихий; и дин, цзи, синь, гуй — субстанцию инь пяти стихий. Корреляция
со временем очень важна, и при занятиях практикой цпгун следует обращать внимание
на цвет одежды, стен комнаты, на запах в атмосфере, на вкус пищи и другие признаки,
сопоставляя их с соответствующими знаками и стихиями.
Схема соотношения внутренних органов внешних проявлений человеческого тела:
север — почки, волосы на голове, костный мозг, кости, зубы, уши, половые органы
и анус, зрачки в глазах; восток — печень, ногти, сухожилия, черные глаза, брови
и глаза, нижняя часть живота, волосы на половых органах и под мышками; юг —
сердце, кровеносные сосуды, язык, уши, точка-шу крови сюэ-шу; запад — легкие,
волосы на коже, нос, точка-шу дыхания ци-шу; центр — селезенка, рот и губы,
точка-шу мышц жоу-шу, мышцы, четыре конечности.
В основе китайской медицины лежит представление о том, что мир постоянно функционирует
на трех уровнях, а именно; небесном (природные процессы, идеальные представления
и ожидания), земном (географические характеристики, грубые условия материальной
среды), человеческом. Эти три уровня нельзя отделять друг от друга, их следует
приводить в гармоничное состояние посредством работы с субстанциями инь и ян.
Однако при рассмотрении процессов, протекающих в человеческом организме, при
изучении патологий главное внимание уделяется внутренним органам цзан-фу. Система
каналов и меридианов цзин-ло представляет собой пути сообщения между различными
системами организма, Пять функций восприятия и девять отверстий человеческого
тела— это лишь внешние соответствия. Скелет и мышцы рассматриваются в качестве
крепостной стены, а волосы на коже и поры для выделения пота — внешний частокол.
Три драгоценности, дух-шэнь, семя-цзин, дыхание-ци, — истинный хозяин организма.
Тело состоит из сухожилий и костей, мышц, кожи и волос. Внутренние органы цзан-фу
находятся внутри него. Однако каждый орган имеет прямую связь с определенной
составляющей тела. Поэтому при изучении поверхности тела можно определить состояние
внутренних органов. Так, в главе «Основные органы-цзан» трактата «Лин-шу» говорится:
«Легкие соединяются с толстой кишкой, а ей соответствует кожа. Сердце соединяется
с тонкой кишкой, а последней соответствуют сосуды-май. Печень соединяется с.
желчным пузырем, которому соответствуют сухожилия. Селезенка соединяется с желудком,
а ему соответствуют мышцы. Почки соединяются с тремя обогревателями и мочевым
пузырем, которым соответствуют поры на коже и волосы на коже. На основании изучения
внешних соответствий можно определять состояние внутренних органов, узнавать,
чем они больны».
Нос. глаза, рот, язык и уши называются пятью функциями человеческого тела.
Пять органов-цзан тесно связаны с ними. Например, нос представляет собой функцию
легких, глаза—печени, рот и губы — селезенки, язык — сердца, уши — функцию почек.
Внутренние органы скрыты внутри человеческого тела, однако по цвету .и форме
соответствующих им пяти функций можно устанавливать изменения в органах. Эти
пять функций на лице называются семью отверстиями. При этом нос сообщается с
гортанью, а рот соединяется с горлом. Если прибавить сюда еще отверстие ануса
п наружных половых органов, то получается всего девять отверстий. Пять функций
и девять отверстий при помощи 12 меридианов соединяются с внутренними органами.
Болезни внутренних органов также распространяются через меридианы, поэтому об
их деятельности можно судить по состоянию пяти функций и девяти отверстий.
Схема движения крови и дыхания-ци в человеческом организме: север — глубина,
зима, полночь; восток — восхождение, весна, рассвет; юг — высота, лето, полдень;
запад — погружение, осень, сумерки.
В зависимости от изменений температуры в природе преобладает движение вверх
или вниз, пребывание на высоте или на глубине. В течение года весной преобладает
движение вверх; летом — пребывание на высоте; осенью — движение вниз; зимой
— пребывание в глубине. В течение дня подобные трансформации наблюдаются также
в малом масштабе. Утром дыханне-ци движется вверх, н полдень пребывает на поверхности,
вечером движется вниз и ночью пребывает в глубине. Так же действует дыхание-ци
в пределах человеческого организма. Так, весной преобладает поверхностный пульс;
летом он крюкообразный-гоу; осенью тонкий-мао; зимой — глубокий. В главе «Рассуждения
об основных секретах пульса» трактата «Су-вень» говорится: «Весной преобладает
поверхностный пульс, он напоминает движение рыбы, играющей в волнах. Про лето
говорят, что в это время пульс на уровне кожи. Это похоже на то, что у десяти
тысяч вещей в это время избыток всего. Осенью пульс прощупывается под кожей,
насекомые впадают в спячку. Зимой пульс на уровне костей, насекомые уже крепко
спят в своих норах, а благородный муж, затворившись, пребывает в своем жилище».
Циркуляция дыхания-ци и крови по 12 меридианам в течение 12 двухчасовых отрезков
суток: север — час цзы, меридиан желчного пузыря малый ян на ноге; северо-северо-восток
— час чоу, меридиан печени недостаточный инь на ноге; восток-восток-ссвер —
час инь, меридиан легких сверх-инь на руке; восток — час мао, меридиан толстой
кишки светлый ян на руке; восток-восток-юг — час чэнь, меридиан желудка светлый
ян на ноге; юго-юго-восток — час сы, меридиан селезенки свсрх-инь на ноге; юг
— час у, меридиан сердца малый инь на руке; юго-юго-запад — час вэй, меридиан
тонкой кишки сверх-ян на руке; юго-запад-запад — час шэнь, меридиан мочевого
пузыря сверх-ян на ноге; запад — час ю, меридиан почек малый инь на ноге; запад-запад-север
— час сюй, меридиан перикарда недостаточный инь на руке; северо-северо-запад—
час хай, меридиан трех обогревателей малый ян на руке.
Действие питательной и охранительной функций крови и дыхания-ци в организме
постоянно связано с изменениями климата в окружающей среде. В течение суток
дыхание-ци и кровь совершают в организме 25 циклов движения субстанции ян и
столько же— субстанции инь. Движение начинается в час инь с меридиана легких,
и на следующий день, пройдя по всем меридианам, цикл возобновляется опять в
час инь с меридиана легких сверх-инь на руке. В древности была песня, удобная
для запоминания: легкие в час инь, толстая кишка в час мао, желудок в час чэнь,
селезенка в час сы, сердце в час у, тонкая кишка в час вэй, мочевой пузырь в
час шэнь, почки в час ю, перикард в час сюй, три обогревателя в час хай, желчный
пузырь в час цзы и печень в час чоу. Циркуляция по меридианам происходит в таком
порядке: из меридиана легких сверх-инь на руке — в меридиан толстой кишки светлый
ян на руке, дальше—в меридиан желудка светлый ян на ноге, дальше—в меридиан
селезенки сверх-инь на ноге, дальше—в меридиан сердца малый инь на руке, дальше
— в меридиан тонкой кишки сверх-ян на руке, дальше — в меридиан мочевого пузыря
сверх-ян на ноге, дальше—в меридиан почек малый инь на ноге, дальше—в меридиан
перикарда недостаточный инь на руке, дальше — в меридиан трех обогревателей
малый ян на руке, дальше—в меридиан желчного пузыря малый ян на ноге, дальше—в
меридиан печени недостаточный инь на ноге и обратно в меридиан легких сверх-инь
на руке.
Схема наполнения-опустошения, угасания и роста дыхания-ци и крови субстанций
инь и ян в течение 12 месяцев года: С — знак цзы, 11-й месяц; ССВ — знак чоу,
12-й месяц; ВВС — знак инь, 1-й месяц; В — знак мао, 2-й месяц; ВВЮ — знак чэнь,
3-й месяц; ЮЮВ — знак сы, 4-й месяц; Ю — знак у, 5-й месяц; ЮЮЗ — знак вэй,
6-й месяц; ЮЗЗ — знак шэнь, 7-й месяц; 3 — знак ю, 8-й месяц, ЗЗС — знак сюй,
9-й месяц; ССЗ — знак хай, 10-й месяц.
Двенадцать месяцев года соответствуют двенадцати земным ветвям. Со знаками
двенадцатеричного цикла также коррелируют и 12 двухчасовых отрезков суток. Чередование
месяцев отражает большие изменения, а чередование часов в сутках — перемены
мелкого масштаба. Все эти изменения тесно и непрерывно связаны с наполнением-опустошением,
угасанием и ростом активности субстанций инь и ян, органов цзан и фу, дыхания-ци
и крови. Если внутренний ритм организма перестает совпадать с внешним ритмом
изменения характеристик среды, которые отражаются знаками шестидесятеричного
цикла, то возникает заболевание.
Схема циркуляции по восьми каналам чудесных меридианов: С — янский пяточный
канал, зимнее солнцестояние; СВ — иньский соединительный канал, начало весны;
В — янский соединительный канал, весеннее равноденствие; ЮВ — опоясывающий канал
— начало лета; Ю — обслуживающий канал жэнь-май; 3 — контролирующий канал ду-май,
осеннее равноденствие; СЗ — пульсирующий канал чун-май, начало зимы.
Восемь каналов чудесных меридианов в человеческом организме по своей активности
подчиняются ритмике времени окружающего мира.
Начиная с полуночи дня цзя-цзы во время зимнего солнцестояния, когда дыхание-ци
поступает в меридиан малый ян, происходит расцвет дыхания-ци янского пяточного
канала, а к началу весны оно доходит до иньского соединительного канала. С начала
весны и до весеннего равноденствия расцветает дыхание-ци иньского соединительного
канала, доходя до янского соединительного канала. С весеннего равноденствия
до начала лета происходит расцвет дыхания-ци янского соединительного канала,
после чего дыхание-ци доходит до опоясывающего канала. С начала лета до летнего
солнцестояния происходит расцвет дыхания-ци опоясывающего канала, после чего
дыхание-ци попадает в обслуживающий меридиан жэнь-май. С летнего солнцестояния
до начала осени расцветает дыхание-ци обслуживающего меридиана, после чего дыхание-ци
достигает июньского пяточного канала. С начала осени и до осеннего равноденствия
дыхание-ци расцветает в иньском пяточном канале, после чего оно достигает контролирующего
канала ду-май. С осеннего равноденствия и до начала зимы дыхание-ци расцветает
в контролирующем меридиане и доходит до пульсирующего меридиана чун-май. С начала
зимы и до зимнего солнцестояния дыхание-ци расцветает в канале чун-май, после
чего снова попадает в канал ян-цяо-май, янский пяточный канал.
В песне говорится: «Единица триграммы кань связана с точкой шэнь-ман (янский
пяточный меридиан). Точка чжао-хай — это двойка и пятерка триграммы кунь (иньский
пяточный канал). Тройка триграммы чжэнь соотносится с точкой вай-нуань (янский
соединительный канал). Четверка триграммы сунь — это точка линь-ци (опоясывающий
канал). Шестерка триграммы цянь — это точка гун-сунь (пульсирующий канал чун-май).
Семерка триграммы дуй — это точка хоу-си (контролирующий канал ду-май). Восьмерка
триграммы гэнь — это точка нэй-нуань (иньский соединительный канал инь-вэй-май).
Девятка триграммы ли — это точка ле-цюэ (обслуживающий канал жэнь-май)».
Цифры, соответствующие восьми каналам, представляют собой цифры восьми триграмм
квадрата ло-шу в схеме расположения Последующего Неба. Большие четыре сезона
соответствуют делению года, а малые четыре сезона — делению дня. В медицине
эта схема называется цифрами чудесной черепахи (лин-гуй). Ли Бинху пишет: «У
всех людей есть эти восемь каналов, и все они связаны с иньским пяточным каналом,
который обычно закрыт и не открывается. Только одухотворенные и святые способны,
направленно действуя дыханием-ци субстанции ян, открывать эти каналы, к потому
они могут двигаться по истинному пути-дао». Поэтому, конечно же, при занятиях
цигун необходимо большое внимание уделять работе с восемью каналами чудесных
меридианов.
В трактате «Условия соглашения» («Цань-тун-ци») говорится, что триграммы цянь
и кунь представляют собой треножник, гексаграммы кань или — сырье для приготовления,
а остальные шестьдесят триграмм служат материалом для горения. Путь движения
субстанции ян в организме аналогичен по сути и форме циклическому движению дыхания-ци
субстанций инь и ян неба к земли. Гексаграмма цянь представляет собой голову
и располагается на самом верху. Гексаграмма кунь соответствует брюшной полости
и находится к нижней части организма. Гексаграмма ли— это огонь сердца и потому
располагается вверху. Гексаграмма кань — это вода почек и потому находится в
нижней части.
Для нашего мира центром неба является северный ковш Большой Медведицы. В течение
года он в каждый из 12 месяцев указывает направление на 28 созвездий в четырех
секторах неба, помогает определять время 24 сезонов года, 72 пятидневных отрезка
года, распределение 365 дней, В течение всего этого времени Земля делает один
оборот вокруг Солнца.
То место, в которое указывает рукоятка северного ковша, представляет собой
место рождения дыхания-ци вселенной. Поэтому, практикуя цигун, следует повернуться
в ту сторону, куда указывает северный ковш.
Двадцать восемь созвездий звездного неба распределяются по четырем сторонам
небосвода. Так, созвездия цзюэ-рог, кан-шея, ди-основа, фан-дом, синь-сердце,
вэй-хвост, цзи-плетенка относятся к восточной части небесной сферы. Сектор символизирует
синий дракон (цан-лун), он охватывает 75 градусов. Созвездия доу-ковш, ню-пастух,
нюй-дева, сюй-пустота, вэй-опасность, ши-комната, би-стена располагаются в северном
секторе небесной сферы. Этот сектор символизирует черный воин (сюань-у), он
охватывает 98 градусов. Созвездия куй-просвещение, лоу-барсук, вэй-желудок,
ань-всходы, би-сачок, цзы-черепаха, шэнь-дух относятся к западной части небесной
сферы. Сектор символизирует белый тигр (бай-ху), в нем насчитывается 80 градусов.
Созвездия цзин-колодец, гуй-дух, лю-ива, син-звезда, чжан-лист, и-крыло, чжэнь-телега
располагаются в южном секторе неба. Сектор символизирует красная птица (чжу-цюэ),
в нем 112 градусов.
Четырнадцать созвездий — от фан-дом до би-сачок —соотносятся с субстанцией
ян и контролируют дневную часть суток. Другие четырнадцать созвездий — от
ан-всходы
до
синь-сердце — соотносятся с субстанцией инь. Они контролируют ночную
часть суток. Всего в 28 созвездиях, контролирующих день и ночь, насчитывается
168 звезд, они занимают 365 1/4 градуса, что составляет количество дней в году.
На основании этой информации можно установить число изменений дыхания-ци субстанций
инь и ян.
По сути дела, время на нашей планете проявляется движением солнца и луны, собственным
вращением земли и ее оборотом вокруг солнца, уровнем расположения созвездий
и направлением основы ковша. Кроме того, о действии времени свидетельствуют
изменение климата, смена сезонов, в результате чего формируются три субстанции
инь и три субстанции ян, движения пяти стихий и шести дыханий-ци. Так осуществляется
жизненный процесс.
Когда в китайской медицине применяются методы иглоукалывания и прижигания,
связанные с законами циркуляции дыхания-ци в зависимости от системы цзы-у, то
врач может добиться положительного эффекта; в других случаях лечение безуспешно.
Эффективность лечения во многом зависит от точности определения времени, хотя,
конечно, свою роль играют и такие факторы, как постановка диагноза, а также
личное искусство врача. Если же врач пользуется обычными наручными часами для
определения времени, он не сможет быть точным. Для точного измерения времени
необходимо пользоваться китайским компасом и гномоном.
Человек, развивающий психофизические способности своего организма, занимаясь
цигун в течение определенного времени, получает возможность устанавливать благоприятное
время для занятий на основании анализа собственных ощущений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Хочется еще раз подчеркнуть, что в китайской традиционной науке человек никогда
не рассматривается отдельно от среды обитания, так же как и среда обитания —
отдельно от человека. Во всем мире действуют одни и те же, на первый взгляд
очень простые схемы. Это Великий Предел тай-цзи, два начала инь и ян, три уровня
неба, земли и человека, четыре стороны света, пять стихий, шесть дыханий-ци,
восемь триграмм, девять дворцов, десять земных столбов, двенадцать земных ветвей.
Эти и некоторые другие ряды коррелируют со всей тьмой систем нашего мира. Однако
сложность простых на первый взгляд классификационных рядов заключается в том,
что все эти схемы действуют одновременно и более простые определяют последовательность
вступления более сложных. |