БЕЛАРУСЬ
ВЕНГРИЯ
ИЗРАИЛЬ
КАЗАХСТАН
КАНАДА
КИТАЙ
КЫРГЫЗСТАН
ЛАТВИЯ
ЛИТВА
МОЛДОВА
ОАЭ
ПРИДНЕСТРОВЬЕ
РОССИЯ
СЛОВАКИЯ
США
УКРАИНА
ЭСТОНИЯ
Главная
Тех. поддержка сайта

Главная страница
 



ЧЖУН ЮАНЬ ЦИГУН
 
Все новости Начинающим Практикующим Материалы Фотогалерея Ссылки Общение


ЦЗЮАНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ

перевод: Б. Виногродский М.: «ЛМА», 1996

Раздел одиннадцатый
РАССУЖДЕНИЕ О РАЗЛИЧИЯХ МЕЖДУ ПЯТЬЮ ОРГАНАМИ-ЦЗАН

Император Хуан-Ди спрашивает:

— Я слышал, что люди, сведущие в магических искусствах, в некоторых случаях головной и костный мозг причисляют к органам-цзан, а в других случаях кишечник и желудок называются органом-цзан. А другие люди считают эти органы органами-фу. Так что наблюдаются противоречия в точках зрения, и каждый взгляд претендует на правильность. Потому трудно разобраться, кто же прав в этом вопросе. Хотелось бы услышать об этом. 

Ци-Бо отвечает:

 — Возьмем головной мозг, костный мозг, кости, сосуды, желчный пузырь, матку у женщин. Эти шесть органов рождаются, принимая в себя дыхание-ци земли. Они сохраняют в себе субстанцию инь, и потому образом их является земля. Так как данные органы выполняют функцию сохранения, но не отдают хранящееся в себе вещество, то они называются необычными органами-фу. Такие пять органов, как желудок, толстая кишка, тонкая кишка, три обогревателя, мочевой пузырь, порождаются  небесным дыханием-ци. Символом-знаком их дыхания-ци является небо. Эти органы постоянно опорожняются и ничего в себе не сохраняют. В них попадает мутное дыхание-ци пяти органов-цзан. Потому они называются органами-фу, проводящими, выполняющими функции трансформации и передачи. В них вещество не может оставаться долго, так как они опорожняются, проводя его (дальше Врата души-по103) также выполняют поручения пяти органов цзан, проводя их грязное дыхание-ци, потому отработанная пища не может сохраняться здесь в течение долгого времени. Так называемые пять органов-цзан (хранилищ-сокровищниц) сохраняют тончайшее дыхание-ци семени-цзин и не проводят его дальше, потому они постоянно пополняются, но не могут наполниться. Шесть органов-фу проводят и трансформируют материю, потому они полны и не могут наполняться. Дело обстоит таким образом, что пища попадает в организм через рот, и в этом случае желудок полон, а кишечник пуст. Когда же пища выходит из организма, тогда кишечник полон, а желудок пуст. Потому и говорится, что полны и не могут наполняться, или же пополняются и не могут наполниться.

— Каким образом получается, что отдельное место «отверстие дыхания» ци-коу контролирует пять органов цзан?

— Желудок представляет собой море, в котором накапливается вода и злаки (имеется в виду пища); он является великим источником для пополнения шести органов-фу. Пять вкусов через рот попадают в организм, они сохраняются в желудке. Они питают дыхания-ци пяти органов-цзан. Отверстие дыхания-ци относится к меридиану сверх-инь (имеется в виду меридиан селезенки сверх-инь на ноге). Таким образом дыхание-ци и питающие вещества пяти органов-цзан и шести органов-фу, все они происходят из желудка, и при патологических процессах характеристики наблюдаются в отверстии дыхания. Таким образом пять дыхание-ци попадают в организм через нос, они сохраняются в сердце и легких. Если имеет место заболевание сердца или легких, тогда нарушается проходимость носа. При лечении заболевания в первую очередь необходимо наблюдать за взаимодействием верха и низа, изучая соответствующие показания пульсов. Следует наблюдать ментальное-эмоциональное состояние больного и сравнивать его с течением патологических процессов в организме. С тем, кто верит только в воздействие злых и добрых духовных сил гуй-шэнь104, нельзя говорить о высшей истине (лечение заболеваний). С теми, кто плохо относится к лечению иглами и камнями, невозможно говорить о высшем мастерстве в лечении болезней. Если человек не допускает, что его болезнь можно вылечить, то его болезнь действительно нельзя будет вылечить, и любые методы лечения не принесут успеха.

— Когда врачи лечат болезни, то для каждого конкретного случая они применяют свои методы. Каким образом следует лечить, чтобы во всех случаях добиваться успеха?

— Это зависит от характеристик местности. Так, например, в восточных районах происходит начало-рождение неба и земли, в этих местах добывают рыбу и соль. Это прибрежные и приречные районы.

Народ, живущий в этих районах, питается рыбой и любит соленое. Люди живут в опрятных, чистых жилищах и едят вкусную пищу. Однако чрезмерное потребление рыбы приводит к скоплению жара внутри организма, а чрезмерное потребление соли вредит крови. Потому у людей, живущих в этих местах, темная кожа, а поры в коже довольно большие и частые. В основном у этих людей появляются нарывы и язвы. Для лечения таких болезней следует применять каменные иглы. Потому каменные иглы происходят из восточных районов.

Запад — это страна металла и благородных камней. Там везде есть песок и камни. В данном месте собирается-стягивается дыхание неба и земли. Люди в этих местах живут на холмистых землях, где дуют сильные ветра. Вода и почва здесь упругие и сильные. Люди не носят одежды из хлопка, а предпочитают изделия из шерсти. Пища у них чрезвычайно хорошего качества, они едят много жирного мяса. А потому патогенные факторы не способны нанести вред их телесной форме. Болезни возникают внутри организма. Лечить их следует лекарственными препаратами из ядовитых трав. Потому такие лекарственные препараты в большинстве случаев происходят из западных районов.

 Север — это место, где происходит сохранение в укрытии. Здесь жилища устраиваются на высоких горах. Дуют холодные ветры, свирепствуют холодные зимы. Люди здесь обитают в диких местах, и питаются главным образом молочными продуктами. В результате того, что холод воздействует на внутренние органы, здесь легко возникают болезни, связанные с отеками и наполнением. Лечить их следует посредством прижигания. Потому прижигание происходит с севера.

Юг — это место, главной характеристикой которого является рост и развитие. Это место, где в изобилии имеется субстанция ян. Земля здесь низкая, и вода и почва мягкие. В этом месте концентрируются туманы и росы. Здесь люди любят кислое и едят много маринованного мяса. Потому у людей здесь плотная кожа, красного цвета. Среди болезней здесь характерны судороги и потеря чувствительности. Эти болезни лечат в основном иглами. Потому иглы происходят с юга.

В центре земля ровная, а действует здесь влага. В результате здесь небо и земля порождает тьму вещей, и потому их здесь больше, чем в других районах. Люди едят разнообразную пищу, и не переутомляются. Потому чаще всего здесь случаются параличи, потеря сил, нарушение циркуляции, лихорадки. Лечить эти заболевания лучше всего посредством массажа и психофизических упражнений.

Потому подобные практики происходят из центральных земель.

Потому мудрецы при лечении применяли разные методы, в каждом случае подбирая необходимый способ воздействия. Потому они могли упорядочить любое отклонение, вылечить любого больного. Если знаешь характер заболевания, то сможешь и подобрать нужный способ его лечения.

Раздел двенадцатый
РАССУЖДЕНИЕ О ПЕРЕМЕЩЕНИИ СЕМЕНИ-ЦЗИН И ИЗМЕНЕНИИ СОСТОЯНИЯ ДЫХАНИЯ-ЦИ

Хуан-Ди спрашивает:

— Я слышал, что в древности для лечения заболеваний применяли только перемещение семени-цзин и изменение состояния дыхания-ци, а потому могли прибегать только к заклинательным практикам, в результате чего больной излечивался. В нынешние времена для лечения внутренних патологий применяют лекарственные средства, а для лечения внешних болезней применяют иглы и камни. И все равно, в некоторых случаях излечивают болезнь, а в других ситуациях успех не достигается. Почему так?

Ци-Бо говорит в ответ:

— В древние времена люди жили среди диких животных и птиц. Они двигались, чтобы справиться с холодом, и укрывались в тенистых местах, чтобы переждать жару. Внутри у них не было привязанностей и стремлений, которые бы утомляли их внутренний мир. Вовне они не стремились к славе и признанию, потому не наносили вреда телесной форме. Жили они в спокойной безмятежности, а потому патогенные факторы не могли проникнуть глубоко в организм. Потому не нужно было применять лекарств для лечения внутреннего, и не требовалось использовать иглы и камни для лечения внешнего. Они могли применять заклинания-молитвы для перемещения семени-цзин, в результате чего болезнь проходила. В настоящее время дела обстоят по-другому. Огорчения и беспокойства воздействуют на внутреннее, а изнурение тела вредит внешнему. Теряется ритм смены четырех стадий временного цикла, которому разучились следовать. Человек не сохраняет необходимых состояний, чтобы правильно воспринимать жар и холод. На его организм многократно воздействуют патогенные ветра, утром и вечером поражает его опустошение и патогенные отклонения, которые внутри достигают пяти органов-цзан и костного мозга, а вовне разрушаются отверстия и пустоты, мышцы и кожа. Потому небольшое заболевание развивается и становится серьезным, а большое заболевание приводит к смерти. Так разве могут в таком состоянии помочь заклинания? (Заклинания представляли собой один их тринадцати разделов медицины. В одной из глав трактата «Лин-шу», или «Ось духа», говорится: «В прошлом кудесники очень хорошо знали, как бороться с любыми заболеваниями, и в первую очередь они определяли причину заболевания, после чего было достаточно применить заклинания-молитвы, чтобы болезнь прошла ». Следует помнить, что эти самые кудесники владели искусством биоэнергетического психотренинга в большей степени, чем современные специалисты по парапсихологии и экстрасенсорному воздействию, так как были носителями и приемниками долгой традиции, потому иероглиф, который за недостатком фактических знаний приходится переводить как заклинание, может означать специфический способ взаимодействия врача и больного, в настоящее время не применяемый в связи с неумением и отсутствием традиций).

— Хорошо. При осмотре больного мне необходимо видеть тенденции изменения его состояний, улучшение или ухудшение, необходимо разрешить сомнения относительно характеристик пульса. Хочется знать сущность этих вопросов, и чтобы знания мои были ясны, как свет солнца и луны. Могу ли получить ответ на свой вопрос?

— Диагностика по цвету и пульсу, это то, чему уделяли огромное внимание владыки высокой древности, а наставники древности передавали эту традицию. В высокой древности владыка поручил Цзю Дай-цзи105 разобраться в вопросах диагностики по цвету и пульсу, понять закономерности их изменений, соотнести и сопоставить эти закономерности с действием стихий металла, дерева, воды, огня и почвы, с изменением четырех сезонов, восьми ветров, шести соединений. Нужно было понять закономерности изменений и взаимодействия, и на основании этого следовало изучить сокровенные секреты, постичь сущность данного искусства. И вес эти принципы и установки применяются в клинической практике при рассмотрении цвета и пульса.

Цвет соответствует солнцу, а пульс соответствует луне. Нужно постоянно изучать закономерности данного соответ­ствия и руководствоваться ими в своей практической деятельности. Изменения цвета соотносятся с характеристиками пульсов четырех стадий временного цикла-сезонов. Именно этому моменту уделяли основное внимание владыки древности, они были способны жить в единстве со светом духа-шэнь, и потому отдаляли от себя смерть и приближали к себе жизнь. Они следили за сохранением жизни, и жили долгий век, а имя им было — совершенномудрые правители.

Во времена средней древности в большинстве случаев врач начинал лечить болезнь, когда она уже поразила организм. Вначале в течение десяти дней он давал больному настойки и отвары, пытаясь таким образом изгнать из организма патогенные факторы восьми ветров и пяти нарушений чувствительности у-би. Если через десять дней болезнь не проходила, тогда врач давал больному отвар, который готовился одновременно из листьев и веток и корней трав, и если врач правильно устанавливал причину заболевания, если верхушки и корни соответствовали друг другу, тогда ему удавалось изгнать из организма патогенное дыхание-ци. В последующие времена врачи уже не пользовались такими интимными принципами, и во время лечения они уже не брали за основу четыре стадии временного цикла, они не знали, каково отражение солнца и луны в организме, не исследовали прямое и обратное направление движения процессов организма. Только когда болезнь уже поражала организм, они начинали использовать маленькие иглы вэй-чжэнь106 для того, чтобы воздействовать на внешнее, а для воздействия на внутреннее применяли отвары и настои. И даже если эти грубые ремесленники от медицины считали, что достигли успеха в лечении болезни, тем не менее в действительности как только проходила старая болезнь, как тут же начиналась новая.

— Хотелось бы мне выслушать, в чем же заключается основная истина лечения болезней?

— Самый главный принцип лечения заболеваний заключается в том, чтобы не ошибиться в определении цвета пульса (то есть в постановке диагноза), а при использовании поставленного диагноза нельзя сомневаться в его верности. Таков главный метод лечения заболеваний. Если же перепутаешь прямое и обратное направление движения дыхания-ци в организме, если не найдешь соответствия корням и верхушкам, тогда и дух загубишь, и царство потеряешь. Следует постоянно отбрасывать старое, стремясь к но­вому, и только тогда достигнешь высших ступеней истинного развития.

 — Я послушал слова мудреца относительно высшей истины лечения болезней, и учитель сказал, что самое главное заключается в правильном определении цвета и пульса, то есть в постановке диагноза. Так что эта великая истина мне теперь известна.

— Когда лечишь, достигай высшего предела в единице.

— А что же вы, учитель, имеете в виду под единицей?

— Единство — это поиск причины.

— Как же это делается?

 — Затворив окна и закрыв двери, нужно осматривать больного, многократно задавая вопросы относительно его  состояния. Следуя смыслу ответов, нужно достигать истинной причины, и если постигнешь духовную сущность болезни, тогда больной выздоровеет, не узнаешь духовной сущности, тогда погибнет больной.

— Хорошо сказано.

Раздел тринадцатый
РАССУЖДЕНИЕ ОБ ОТВАРАХ И ВИННЫХ НАСТОЯХ ИЗ МУТНОГО И СЛАДКОГО ВИНАЛ-

Хуан-Ди спрашивает:

— Каким образом готовятся отвары и настойки из пяти видов злаков? (Пшеница, неклейкое просо, гаолян, рис и бобы). 

Ци-Бо отвечает:

— Когда готовится из риса, тогда в качестве топлива берется рисовая солома.  Потому что рис делает полным  дыхание-ци, а рисовая солома делает его крепким и сильным.

— Почему же это?

— Так как рис представляет собой гармонию неба и земли, он представляет собой то, что необходимо и верху и низу, а потому способен он делать полным дыхание-ци. А так как время срезания рисовых стеблей соответствует стихии металла, потому и может он делать дыхание-ци сильным и твердым.

 — В древности вот совершенномудрые тоже готовили отвары и настои, однако, приготовив, почему-то не использовали их по назначению. Что за причина?

— Действительно в древности совершенномудрые готовили отвары и настойки, однако готовили их на случай экстренных причин. Потому, хотя в период высокой древности и делали отвары, тем не менее, применять их не было поводов. Однако в период средней древности и истина-Дао и степень достижения-Дэ пошли на убыль, потому временами поражало людей патогенное дыхание сеци, и потому пришлось применять эти отвары для множества случаев.

— А вот в настоящее время часто бывает, что больной применяет отвары да настойки, а болезнь все равно не проходит, в чем же тут причина?

— В настоящее время здесь одними настойками уже не обойдешься, так как для воздействия на внутреннее следует применять различные фармакологические средства, а для дополнительного воздействия на внешний уровень следует использовать каменные иглы, камень, иглы из металла и прижигание, и только в этом случае можно вылечить заболевание.

— А если вот уже и на телесную форму воздействовали инструменты, так что повредили, и отварами-лекарствами воздействовали на внутреннее, так что кровь истощилась, а болезнь все равно не проходит, какова причина этого?

— Это потому, что дух-шэнь не действует.

— А почему же дух-шэнь не действует?

— Иглы и камни — это правильные средства для лечения болезней. Однако, если семя-цзин и дух-шэнь не действуют, если эмоции и мысли не упорядочены, тогда заболевание нельзя вылечить. А ведь в настоящее время у больных семя-цзин уже испорчено, а дух-шэнь уже растрачен, так что питательная и охранительная функция ин-вэй не могут восстанавливаться. И как вы думаете, почему это происходит? Да потому, что желаниям и стремлениям нет предела, а внутри беспокойства и печали действуют, не прекращаясь, потому-то и разрушается семя-цзин и дух-шэнь, иссякают питающие силы, уходят охранительные энергии. Нет в организме духа-шэнь, и болезнь не проходит никак.

— Когда болезнь только начинает воздействовать на организм, она же ведь еще еле различима, еще находится в семени развития, однако в это время она уже концентрируется в коже больного, и на данном этапе ее еще легко вылечить. Однако в настоящее время квалифицированные врачи называют данное состояние временем сложившейся болезни, когда нарушается истинное направление движения процессов организма. И в это время применяют иглы и камни, а болезнь не проходит, и даже прекрасные лекарства не оказывают воздействия на болезнь. Сейчас у всех хороших врачей есть свои методики, они знают свои числа. И каждый день звуки и голоса далеких и близких родственников, братьев звучат в ушах, и пять цветов наблюдаются в глазах, а больной все никак не выздоровеет. Так почему же не постараться начать лечение пораньше?

— Болезнь — это корень, а врач — это верхушка. Если корень и верхушка не совпадают, тогда и патогенное дыхание-ци не подчиняется. Об этом-то и идет речь.

— Бывает однако так,  что болезнь начинается не с волос на коже, а в результате истощения субстанции ян органов-цзан. В этом случае жидкости организма поднимаются на поверхность, наполняя поверхностные слои, а душа-по, соответствующая субстанции инь, занимает главенствующее положение. В результате семя изолируется внутри, а субстанция-ци истощается снаружи. Тело отекает настолько, что невозможно одеть обычную одежду.

В  результате дергаются четыре конечности и происходят движения внутри. Дыхание-ци перестает сопротивляться внутри, а телесная форма теряет способность действовать снаружи. Каким образом в такой ситуации следует лечить заболевание?

— при лечении данного заболевания поступать следует очень осмотрительно. Убирать застой следует постепенно, подобно тому, как косят траву. Для этого нужно сначала слегка встряхивать четыре конечности, одевать теплую одежду. Кроме того следует применять метод спутанного укалывания, когда для воздействия на правую сторону колят слева, а для воздействия на левую сторону колят справа.

В результате данных мер восстановится телесная форма. Следует также открыть врата душ-гуй, чтобы пошел пот, очистить спокойный зал, усиливая функцию мочеиспускания, и тогда семя-цзин соответственно восстановит свое функционирование, в организме начнут циркуляцию пять видов субстанции ян, и потому восстановится чистое состояние пяти органов-цзан, в результате чего произойдет восстановление семени-цзин, и телесная форма приобретет былое здоровье, мышцы и кости будут плотно прилегать друг к другу, и потому здоровье дыхание-ци станет ровным.

В ответ Император сказал:

— Хорошо сказано.

Раздел четырнадцатый
СУТЬ РАССУЖДЕНИЯ, КОТОРОЕ СЛЕДУЕТ ВЫСЕЧЬ НА НЕФРИТОВЫХ ДОСКАХ

Хуан-Ди говорит:

— Я слышал, что древние книги «Определение мер», или «Куй-ду», и «Нарушение нормы», или «Ци-хэн», говорят о разных вещах. Каким же образом они применяются?

Ци-Бо говорит в ответ:

— Книга «Куй-ду» применяется для определения глубины-степени заболевания. В книге «Ци-хэн» говорится об аномальных заболеваниях. В разных книгах говорится о самых разных путях лечения, однако в таких книгах, как «Пять цветов» или «у-сэ», «Изменения пульса» или «Май-бянь», «Куй-ду», «Ци-хэн» по сути дела говорится об одном и том же пути-Дао. Дух-шэнь в человеке проводится постоянно через организм и не движется в обратном направлении, если же он начинает двигаться в обратном направлении, это приводит к расстройству действия жизненного механизма организма. А сущность многочисленных методов сводится к таинственной работе духа. Эту тайну следует высечь на нефритовых досках, и имя ей следует наречь «соответствие нефритовому механизму юй-цзи».

Цвет лица в верхней и нижней части, в левой и правой половине соответствует определенному внутреннему органу.

Если на основании цвета определяется, что болезнь действует на незначительной глубине, тогда основным средством лечения будут отвары, и в результате их применения болезнь должна пройти через десять дней.

Если же определяется, что болезнь поражает достаточно глубокие уровни организма, тогда следует применять фармакологические препараты, и в результате заболевание должно пройти через 21 день.

Если же заболевание очень глубоко укоренилось в организме, тогда следует применять винные и спиртовые настойки, в результате чего болезнь должна пройти через сто дней.

Если наблюдается совершенно мертвенный цвет лица, а само лицо становится изможденным, то такая болезнь неизлечима, в результате больной должен через сто дней умереть.

Если пульс короткий, а дыхание-ци прерывается временами, то значит больной должен умереть.

Если болезнь связана с повышением температуры, и при этом наблюдается крайнее опустошение, это значит, что больной должен умереть.

Цвет наблюдается в верхней и нижней частях лица, а также левой и правой половине и в каждом случае имеется свое конкретное значение.

Верхняя часть соответствует обратному направлению движения «ни»106, а нижняя часть указывает на правильное направление движение шунъ110. У женщины правая часть указывает на обратное движение, а левая часть свидетельствует о правильном направлении. У мужчин слева характеризуется обратное направление движения, а справа наблюдается правильное движение. Если происходит изменение, имеет место двойное действие субстанции ян, то это признак ухудшения состояния. Если имеет место двойное действие субстанции инь, то это указывает на дальнейшее ухудшение состояния. Если происходит радикальное изменение расположения субстанций инь и ян, так что они меняются местами, то значит следует добиваться установления равновесия, которое нарушается в результате борьбы между этими субстанциями. Все это описывается в книгах "Ци-хэн" и «Куй-ду».

Если на руке прощупывается ударяющий пульс-бо111,  то он свидетельствует о параличах и нарушении двигательной функции нижних конечностей. Кроме того это может быть признаком борьбы холода и жара в организме.

Если наблюдается обособленный пульс-гу, то это свидетельствует об истощении дыхания-ци.

Если прощупывается опустошенный и потерявший силу пульс, то это свидетельствует об ухудшении состояния крови. Обособленность-гу свидетельствует об обратном направлении движения (ни), а опустошение-сюй112 свидетельствует о нормальном направлении-цун. Началом и основой применения методов «Ци-хэн» является меридиан сверх-инь.

Если наблюдается отсутствие преодоления стихий, который обычно преодолевают друг друга, то это называется нарушением направления движения (ни), и такое состояние свидетельствует о дальнейшем ухудшении.

Если же наблюдается нормальное взаимное преодоление стихий, то это называется правильным движением, и такое состояние свидетельствует о дальнейшем выздоровлении больного.

Расцветы развития восьми ветров и четырех стадий заканчиваются и начинаются снова. И если нарушается следование их ритму, тогда невозможно посредством обычных методов восстановить нормальное состояние. Так что в общем таковы основные положения вышеназванных книг.

Раздел пятнадцатый
РАССУЖДЕНИЯ ОБ ОСНОВАХ ДИАГНОСТИКИ И ТОЧКАХ ОКОНЧАНИЯ МЕРИДИАНОВ-ЦЗИН

Хуан-Ди задает вопрос:

— Каковы же основные методы диагностики?

Ци-Бо отвечает:

— Во время первого лунного месяца, и второго месяца небесное дыхание-ци начинает свое движение по законам квадратной схемы, а в результате земного дыхания-ци начинает развиваться. В это время дыхание-ци в человеческом организме активизируется в печени. В течение третьего и четвертого лунного месяца небесное дыхание-ци становится здоровым и сильным, земное дыхание-ци стабилизирует свое развитие, а человеческое дыхание-ци активизирует действие в селезенке. В течение пятого и шестого лунных месяцев небесное дыхание-ци достигает своего расцвета, земное дыхание-ци достигает высокой степени развития, а дыхание-ци человеческого организма активизирует свою деятельность в области головы. В течение седьмого и восьмого лунного месяцев дыхание-ци субстанции инь начинает умирать, а дыхание-ци человеческого организма активизируется в легких. В течение девятого и десятого лунного месяца дыхание-ци субстанции инь начинает превращаться в лед, а земное дыхание-ци начинает закрываться. В это время в человеческом организме дыхание-ци действует активно в сердце. В течение одиннадцатого и двенадцатого лунного месяца все покрывается льдом, действие земного дыхания-ци выражается в полном закрытии, а дыхание-ци человеческого организма активно действует в почках.

Весной производят укалывание рассеянных точек сань-шу, расположенных в местах соединения мышц между собой. Укалывание прекращается после того, как появляется кровь. Если болезнь сильная, следует колоть до тех пор, пока дыхание-ци не начнет проходить беспрепятственно, а если болезнь нетяжелая, тогда следует подождать, пока дыхание-ци сделает круг циркуляции.

Летом следует производить неглубокое укалывание точек, расположенных на каналах-ло. Если появляется кровь, тогда следует прекращать укалывание. Следует подождать, пока рассеется патогенное дыхание-ци, а после этого отверстие от укола закрывается пальцем, и держится так пока меридианное дыхание-ци не сделает полного круга по организму. В результате такой процедуры боль прекратится, а болезнь немедленно пройдет.

Осенью производится укалывание кожи в тех местах, где мышцы не соприкасаются друг с другом. Укалывание производится одинаково и в верхней и нижней частях организма. Колоть следует до тех пор, пока не изменится состояние духа-шэнь больного. Зимой следует производить глубокое укалывание точек, которые расположены в местах соединения сухожилий и костей. Если болезнь тяжелая, тогда следует производить глубокое укалывание непосредственно в  точке. А если болезнь еще не слишком серьезная, тогда следует производить рассеивание патогенного дыхания-ци посредством иглы, а игла вводится плавно.

Так что весной, летом, осенью и зимой укалывание производится в определенных соответствующих местах, и в каждом случае имеются свои методики.

Если весной укалывание производится в местах, соответствующих лету, тогда в деятельность каналов (соответствующих сердцу) будет привнесен беспорядок, а дыхания-ци станет очень мало в организме, в результате патогенное дыхание-ци проникнет довольно глубоко и достигнет костного мозга. Эту болезнь невозможно вылечить, и кроме того больной потеряет аппетит, в результате чего действие дыхания-ци в организме будет недостаточным. Если весной производить укалывание в местах, соответствующих осени, тогда будут возникать судороги сухожилий, а, кроме того, нарушение движения дыхания-ци приведет к возникновению сильного кашля. Это заболевание нельзя будет вылечить. Временами больной будет испытывать страх, кроме того, он будет плакать. Если весной производить укалывание в частях, которые соответствуют зиме, это приведет к сохранению патогенного дыхания се-ци в организме, в результате чего у больного появятся отеки. Эту болезнь нельзя будет вылечить. Такой больной будет очень много говорить. Если летом производить укалывание в местах, соответствующих весне, то не только нельзя будет вылечить болезнь таким средством, но, кроме того, больной будет ощущать вялость и потерю сил. Если летом производить укалывание в местах, соответствующих осени, то не только нельзя будет вылечить болезнь, но, кроме того, больной будет чувствовать себя подавленно, так что у него совершенно не будет желания разговаривать, и, кроме того, он будет испытывать страхи, ему будет казаться, что его преследуют. Если летом производить укалывание в местах, соответствующих зиме, то не только нельзя будет вылечить болезнь, но, кроме того, это приведет к недостатку дыхания-ци в организме больного, и временами больной будет испытывать приступы раздражения.

Если осенью производить укалывание в местах, которые соответствуют весне, болезнь не только не прекратится, но, кроме того, больной будет страдать от беспокойных состояний. Ему будет хотеться что-нибудь сделать, но как только он встанет, чтобы совершить задуманное, то тут же и забудет о цели своих намерений. Если осенью производить укалывание в местах, соответствующих лету, то болезнь не только не прекратится, но, кроме того, у больного появится повышенная сонливость, ему будет сниться много снов. Если осенью производить укалывание в местах, соответствующих зиме, то болезнь не только не прекратится, но, кроме того, больной будет дрожать и часто испытывать сильный холод.

Если зимой производить укалывание в местах, соответствующих весне, тогда болезнь не только не прекратится, но, кроме того, больного будет постоянно клонить в сон, а когда он ляжет, то не сможет заснуть, а как только задремлет, сразу же будет просыпаться. Если зимой производить укалывание в местах, соответствующих лету, то больной не только не выздоровеет, но, кроме того, в организме дыхание-ци будет подниматься вверх, и потому будут возникать разные виды онемений. Если зимой производить укалывание в местах, соответствующих осени, то болезнь не только не прекратится, но кроме этого больного будет мучить жажда.

Когда иглоукалывание производится в области грудной клетки и брюшной полости, следует быть осторожным, чтобы игла не попала во внутренние органы-цзан. Если игла попадает в сердце, то больной через короткое время умирает. Если игла попадает в печень, то больной умирает через пять дней. Если игла попадает в селезенку, тогда больной умирает через пять дней. Если игла попадает в почку, тогда больной умирает через семь дней. Если игла попадает в легкие, тогда больной умирает через пять дней. Если игла попадает в диафрагму и повреждает се, то на некоторое время больной может поправиться, однако смерть его обязательно наступит через один год. Для того, чтобы уметь не попадать иглой в пять органов-цзан, следует знать закономерности обратного и прямого направления движения. Правильное направление движения указывает на то, что ты знаешь места, в которых располагается диафрагма, а также селезенка и почки. Если же не знаешь, то действуешь, нарушая правила. Если колешь в области груди и живота, то эти места следует покрыть материалом, и если после того, как произвел укол через материю, болезнь не прошла, значит следует еще тренироваться в укалывании (к этой фразе существуют разные комментарии, некоторые считают, что материя необходима, чтобы предотвратить воздействие холода. Мне кажется наиболее вероятным, что таким образом описывается необходимость очень осторожных действий в этой области. То есть ты должен научиться здесь попадать в точки с закрытыми глазами, через слой материи, и лишь после этого можешь приступать к практике с уверенностью, что в процессе укалывания не повредишь внутренние органы). Во время сеанса укалывания действовать следует сосредоточенно и серьезно. Если колешь опухоль, тогда можно раскачивать. Если производится укалываниe меридиана, то раскачивать иглу нельзя. Таков путь иглоукалывания.

— Хочу знать, что происходит, если кончается действие (дыхания-ци) в меридиане?

— Если действие дыхания-ци кончается в канале меридиана сверх-ян, тогда больной подкатывает оба глаза вверх, и они застывают в одной точке, теряя способность к движению. У больного появляется эпистотонус, руки и ноги дергаются в конвульсиях, лицо становится совершенно бледным, если же при этом выступает пот крупными каплями, то больной вскоре умирает.

Если дыхание-ци кончает действовать в меридиане малый ян, тогда больной теряет слух, суставы всего тела теряют силу, так что больной не имеет возможности двигаться, глаза застывают в одной точке с испуганным выражением, и если глазные связки рвутся, тогда больной умирает через полтора дня. Прямо перед смертью лицо больного приобретает бледно-синий цвет, после чего он умирает.

Если дыхание-ци прекращает действовать в меридиане светлый ян, тогда рот и глаза у больного начинают совср­шать непроизвольные движения, больной склонен к страхам, кроме того он забывает о чем говорил, лицо его приобретает желтый цвет, однако вверху и внизу пульсы, соответствующие каналам светлый ян, кажутся наполненными и сильными. Если при этом у больного теряется чувствительность кожи, тогда он умирает.

Если дыхание-ци прекращает действовать в меридиане малый инь, то лицо у больного становится черным, зубы удлиняются, кажутся грязными, в области живота пучит, газы не отходят, если при этом верхняя и нижняя части организма теряют сообщение между собой, тогда наступает смерть.

Если дыхание-ци прекращает действовать в меридиане сверх-инь, тогда начинает очень сильно пучить живот, так что затрудняется дыхание, у больного при этом наблюдается сильная отрыжка и тошнота. Если его тошнит, это свидетельствует о нарушении движения дыхания-ци, которое движется вверх. Если имеет место такое нарушение, тогда лицо у больного становится красным. Если нарушение движения не наблюдается, тогда теряется сообщение между верхними и нижними отделами организма, а при такой потере сообщения лицо становится черным, а кожа ссыхается, и потом наступает смерть.

Если прекращается действие дыхания-ци в меридиане недостаточный инь, тогда внутри организма происходит скопление жара, горло сохнет, больной начинает часто мочиться, в сердце жар. Если состояние прогрессирует, тогда язык скручивается в трубочку, а яички втягиваются в низ живота, после чего наступает смерть.

Такие ситуации наступают при прекращении деятельности двенадцати меридианов человеческого организма.

Раздел одиннадцатый
РАССУЖДЕНИЕ О РАЗЛИЧИЯХ МЕЖДУ ПЯТЬЮ ОРГАНАМИ-ЦЗАН

Император Хуан-Ди спрашивает:

— Я слышал, что люди, сведущие в магических искусствах, в некоторых случаях головной и костный мозг причисляют к органам-цзан, а в других случаях кишечник и желудок называются органом-цзан. А другие люди считают эти органы органами-фу. Так что наблюдаются противоречия в точках зрения, и каждый взгляд претендует на правильность. Потому трудно разобраться, кто же прав в этом вопросе. Хотелось бы услышать об этом. 

Ци-Бо отвечает:

 — Возьмем головной мозг, костный мозг, кости, сосуды, желчный пузырь, матку у женщин. Эти шесть органов рождаются, принимая в себя дыхание-ци земли. Они сохраняют в себе субстанцию инь, и потому образом их является земля. Так как данные органы выполняют функцию сохранения, но не отдают хранящееся в себе вещество, то они называются необычными органами-фу. Такие пять органов, как желудок, толстая кишка, тонкая кишка, три обогревателя, мочевой пузырь, порождаются  небесным дыханием-ци. Символом-знаком их дыхания-ци является небо. Эти органы постоянно опорожняются и ничего в себе не сохраняют. В них попадает мутное дыхание-ци пяти органов-цзан. Потому они называются органами-фу, проводящими, выполняющими функции трансформации и передачи. В них вещество не может оставаться долго, так как они опорожняются, проводя его (дальше Врата души-по103) также выполняют поручения пяти органов цзан, проводя их грязное дыхание-ци, потому отработанная пища не может сохраняться здесь в течение долгого времени. Так называемые пять органов-цзан (хранилищ-сокровищниц) сохраняют тончайшее дыхание-ци семени-цзин и не проводят его дальше, потому они постоянно пополняются, но не могут наполниться. Шесть органов-фу проводят и трансформируют материю, потому они полны и не могут наполняться. Дело обстоит таким образом, что пища попадает в организм через рот, и в этом случае желудок полон, а кишечник пуст. Когда же пища выходит из организма, тогда кишечник полон, а желудок пуст. Потому и говорится, что полны и не могут наполняться, или же пополняются и не могут наполниться.

— Каким образом получается, что отдельное место «отверстие дыхания» ци-коу контролирует пять органов цзан?

— Желудок представляет собой море, в котором накапливается вода и злаки (имеется в виду пища); он является великим источником для пополнения шести органов-фу. Пять вкусов через рот попадают в организм, они сохраняются в желудке. Они питают дыхания-ци пяти органов-цзан. Отверстие дыхания-ци относится к меридиану сверх-инь (имеется в виду меридиан селезенки сверх-инь на ноге). Таким образом дыхание-ци и питающие вещества пяти органов-цзан и шести органов-фу, все они происходят из желудка, и при патологических процессах характеристики наблюдаются в отверстии дыхания. Таким образом пять дыхание-ци попадают в организм через нос, они сохраняются в сердце и легких. Если имеет место заболевание сердца или легких, тогда нарушается проходимость носа. При лечении заболевания в первую очередь необходимо наблюдать за взаимодействием верха и низа, изучая соответствующие показания пульсов. Следует наблюдать ментальное-эмоциональное состояние больного и сравнивать его с течением патологических процессов в организме. С тем, кто верит только в воздействие злых и добрых духовных сил гуй-шэнь104, нельзя говорить о высшей истине (лечение заболеваний). С теми, кто плохо относится к лечению иглами и камнями, невозможно говорить о высшем мастерстве в лечении болезней. Если человек не допускает, что его болезнь можно вылечить, то его болезнь действительно нельзя будет вылечить, и любые методы лечения не принесут успеха.

— Когда врачи лечат болезни, то для каждого конкретного случая они применяют свои методы. Каким образом следует лечить, чтобы во всех случаях добиваться успеха?

— Это зависит от характеристик местности. Так, например, в восточных районах происходит начало-рождение неба и земли, в этих местах добывают рыбу и соль. Это прибрежные и приречные районы.

Народ, живущий в этих районах, питается рыбой и любит соленое. Люди живут в опрятных, чистых жилищах и едят вкусную пищу. Однако чрезмерное потребление рыбы приводит к скоплению жара внутри организма, а чрезмерное потребление соли вредит крови. Потому у людей, живущих в этих местах, темная кожа, а поры в коже довольно большие и частые. В основном у этих людей появляются нарывы и язвы. Для лечения таких болезней следует применять каменные иглы. Потому каменные иглы происходят из восточных районов.

Запад — это страна металла и благородных камней. Там везде есть песок и камни. В данном месте собирается-стягивается дыхание неба и земли. Люди в этих местах живут на холмистых землях, где дуют сильные ветра. Вода и почва здесь упругие и сильные. Люди не носят одежды из хлопка, а предпочитают изделия из шерсти. Пища у них чрезвычайно хорошего качества, они едят много жирного мяса. А потому патогенные факторы не способны нанести вред их телесной форме. Болезни возникают внутри организма. Лечить их следует лекарственными препаратами из ядовитых трав. Потому такие лекарственные препараты в большинстве случаев происходят из западных районов.

 Север — это место, где происходит сохранение в укрытии. Здесь жилища устраиваются на высоких горах. Дуют холодные ветры, свирепствуют холодные зимы. Люди здесь обитают в диких местах, и питаются главным образом молочными продуктами. В результате того, что холод воздействует на внутренние органы, здесь легко возникают болезни, связанные с отеками и наполнением. Лечить их следует посредством прижигания. Потому прижигание происходит с севера.

Юг — это место, главной характеристикой которого является рост и развитие. Это место, где в изобилии имеется субстанция ян. Земля здесь низкая, и вода и почва мягкие. В этом месте концентрируются туманы и росы. Здесь люди любят кислое и едят много маринованного мяса. Потому у людей здесь плотная кожа, красного цвета. Среди болезней здесь характерны судороги и потеря чувствительности. Эти болезни лечат в основном иглами. Потому иглы происходят с юга.

В центре земля ровная, а действует здесь влага. В результате здесь небо и земля порождает тьму вещей, и потому их здесь больше, чем в других районах. Люди едят разнообразную пищу, и не переутомляются. Потому чаще всего здесь случаются параличи, потеря сил, нарушение циркуляции, лихорадки. Лечить эти заболевания лучше всего посредством массажа и психофизических упражнений.

Потому подобные практики происходят из центральных земель.

Потому мудрецы при лечении применяли разные методы, в каждом случае подбирая необходимый способ воздействия. Потому они могли упорядочить любое отклонение, вылечить любого больного. Если знаешь характер заболевания, то сможешь и подобрать нужный способ его лечения.

Раздел двенадцатый
РАССУЖДЕНИЕ О ПЕРЕМЕЩЕНИИ СЕМЕНИ-ЦЗИН И ИЗМЕНЕНИИ СОСТОЯНИЯ ДЫХАНИЯ-ЦИ

Хуан-Ди спрашивает:

— Я слышал, что в древности для лечения заболеваний применяли только перемещение семени-цзин и изменение состояния дыхания-ци, а потому могли прибегать только к заклинательным практикам, в результате чего больной излечивался. В нынешние времена для лечения внутренних патологий применяют лекарственные средства, а для лечения внешних болезней применяют иглы и камни. И все равно, в некоторых случаях излечивают болезнь, а в других ситуациях успех не достигается. Почему так?

Ци-Бо говорит в ответ:

— В древние времена люди жили среди диких животных и птиц. Они двигались, чтобы справиться с холодом, и укрывались в тенистых местах, чтобы переждать жару. Внутри у них не было привязанностей и стремлений, которые бы утомляли их внутренний мир. Вовне они не стремились к славе и признанию, потому не наносили вреда телесной форме. Жили они в спокойной безмятежности, а потому патогенные факторы не могли проникнуть глубоко в организм. Потому не нужно было применять лекарств для лечения внутреннего, и не требовалось использовать иглы и камни для лечения внешнего. Они могли применять заклинания-молитвы для перемещения семени-цзин, в результате чего болезнь проходила. В настоящее время дела обстоят по-другому. Огорчения и беспокойства воздействуют на внутреннее, а изнурение тела вредит внешнему. Теряется ритм смены четырех стадий временного цикла, которому разучились следовать. Человек не сохраняет необходимых состояний, чтобы правильно воспринимать жар и холод. На его организм многократно воздействуют патогенные ветра, утром и вечером поражает его опустошение и патогенные отклонения, которые внутри достигают пяти органов-цзан и костного мозга, а вовне разрушаются отверстия и пустоты, мышцы и кожа. Потому небольшое заболевание развивается и становится серьезным, а большое заболевание приводит к смерти. Так разве могут в таком состоянии помочь заклинания? (Заклинания представляли собой один их тринадцати разделов медицины. В одной из глав трактата «Лин-шу», или «Ось духа», говорится: «В прошлом кудесники очень хорошо знали, как бороться с любыми заболеваниями, и в первую очередь они определяли причину заболевания, после чего было достаточно применить заклинания-молитвы, чтобы болезнь прошла ». Следует помнить, что эти самые кудесники владели искусством биоэнергетического психотренинга в большей степени, чем современные специалисты по парапсихологии и экстрасенсорному воздействию, так как были носителями и приемниками долгой традиции, потому иероглиф, который за недостатком фактических знаний приходится переводить как заклинание, может означать специфический способ взаимодействия врача и больного, в настоящее время не применяемый в связи с неумением и отсутствием традиций).

— Хорошо. При осмотре больного мне необходимо видеть тенденции изменения его состояний, улучшение или ухудшение, необходимо разрешить сомнения относительно характеристик пульса. Хочется знать сущность этих вопросов, и чтобы знания мои были ясны, как свет солнца и луны. Могу ли получить ответ на свой вопрос?

— Диагностика по цвету и пульсу, это то, чему уделяли огромное внимание владыки высокой древности, а наставники древности передавали эту традицию. В высокой древности владыка поручил Цзю Дай-цзи105 разобраться в вопросах диагностики по цвету и пульсу, понять закономерности их изменений, соотнести и сопоставить эти закономерности с действием стихий металла, дерева, воды, огня и почвы, с изменением четырех сезонов, восьми ветров, шести соединений. Нужно было понять закономерности изменений и взаимодействия, и на основании этого следовало изучить сокровенные секреты, постичь сущность данного искусства. И вес эти принципы и установки применяются в клинической практике при рассмотрении цвета и пульса.

Цвет соответствует солнцу, а пульс соответствует луне. Нужно постоянно изучать закономерности данного соответ­ствия и руководствоваться ими в своей практической деятельности. Изменения цвета соотносятся с характеристиками пульсов четырех стадий временного цикла-сезонов. Именно этому моменту уделяли основное внимание владыки древности, они были способны жить в единстве со светом духа-шэнь, и потому отдаляли от себя смерть и приближали к себе жизнь. Они следили за сохранением жизни, и жили долгий век, а имя им было — совершенномудрые правители.

Во времена средней древности в большинстве случаев врач начинал лечить болезнь, когда она уже поразила организм. Вначале в течение десяти дней он давал больному настойки и отвары, пытаясь таким образом изгнать из организма патогенные факторы восьми ветров и пяти нарушений чувствительности у-би. Если через десять дней болезнь не проходила, тогда врач давал больному отвар, который готовился одновременно из листьев и веток и корней трав, и если врач правильно устанавливал причину заболевания, если верхушки и корни соответствовали друг другу, тогда ему удавалось изгнать из организма патогенное дыхание-ци. В последующие времена врачи уже не пользовались такими интимными принципами, и во время лечения они уже не брали за основу четыре стадии временного цикла, они не знали, каково отражение солнца и луны в организме, не исследовали прямое и обратное направление движения процессов организма. Только когда болезнь уже поражала организм, они начинали использовать маленькие иглы вэй-чжэнь106 для того, чтобы воздействовать на внешнее, а для воздействия на внутреннее применяли отвары и настои. И даже если эти грубые ремесленники от медицины считали, что достигли успеха в лечении болезни, тем не менее в действительности как только проходила старая болезнь, как тут же начиналась новая.

— Хотелось бы мне выслушать, в чем же заключается основная истина лечения болезней?

— Самый главный принцип лечения заболеваний заключается в том, чтобы не ошибиться в определении цвета пульса (то есть в постановке диагноза), а при использовании поставленного диагноза нельзя сомневаться в его верности. Таков главный метод лечения заболеваний. Если же перепутаешь прямое и обратное направление движения дыхания-ци в организме, если не найдешь соответствия корням и верхушкам, тогда и дух загубишь, и царство потеряешь. Следует постоянно отбрасывать старое, стремясь к но­вому, и только тогда достигнешь высших ступеней истинного развития.

 — Я послушал слова мудреца относительно высшей истины лечения болезней, и учитель сказал, что самое главное заключается в правильном определении цвета и пульса, то есть в постановке диагноза. Так что эта великая истина мне теперь известна.

— Когда лечишь, достигай высшего предела в единице.

— А что же вы, учитель, имеете в виду под единицей?

— Единство — это поиск причины.

— Как же это делается?

 — Затворив окна и закрыв двери, нужно осматривать больного, многократно задавая вопросы относительно его  состояния. Следуя смыслу ответов, нужно достигать истинной причины, и если постигнешь духовную сущность болезни, тогда больной выздоровеет, не узнаешь духовной сущности, тогда погибнет больной.

— Хорошо сказано.

Раздел тринадцатый
РАССУЖДЕНИЕ ОБ ОТВАРАХ И ВИННЫХ НАСТОЯХ ИЗ МУТНОГО И СЛАДКОГО ВИНАЛ-

Хуан-Ди спрашивает:

— Каким образом готовятся отвары и настойки из пяти видов злаков? (Пшеница, неклейкое просо, гаолян, рис и бобы). 

Ци-Бо отвечает:

— Когда готовится из риса, тогда в качестве топлива берется рисовая солома.  Потому что рис делает полным  дыхание-ци, а рисовая солома делает его крепким и сильным.

— Почему же это?

— Так как рис представляет собой гармонию неба и земли, он представляет собой то, что необходимо и верху и низу, а потому способен он делать полным дыхание-ци. А так как время срезания рисовых стеблей соответствует стихии металла, потому и может он делать дыхание-ци сильным и твердым.

 — В древности вот совершенномудрые тоже готовили отвары и настои, однако, приготовив, почему-то не использовали их по назначению. Что за причина?

— Действительно в древности совершенномудрые готовили отвары и настойки, однако готовили их на случай экстренных причин. Потому, хотя в период высокой древности и делали отвары, тем не менее, применять их не было поводов. Однако в период средней древности и истина-Дао и степень достижения-Дэ пошли на убыль, потому временами поражало людей патогенное дыхание сеци, и потому пришлось применять эти отвары для множества случаев.

— А вот в настоящее время часто бывает, что больной применяет отвары да настойки, а болезнь все равно не проходит, в чем же тут причина?

— В настоящее время здесь одними настойками уже не обойдешься, так как для воздействия на внутреннее следует применять различные фармакологические средства, а для дополнительного воздействия на внешний уровень следует использовать каменные иглы, камень, иглы из металла и прижигание, и только в этом случае можно вылечить заболевание.

— А если вот уже и на телесную форму воздействовали инструменты, так что повредили, и отварами-лекарствами воздействовали на внутреннее, так что кровь истощилась, а болезнь все равно не проходит, какова причина этого?

— Это потому, что дух-шэнь не действует.

— А почему же дух-шэнь не действует?

— Иглы и камни — это правильные средства для лечения болезней. Однако, если семя-цзин и дух-шэнь не действуют, если эмоции и мысли не упорядочены, тогда заболевание нельзя вылечить. А ведь в настоящее время у больных семя-цзин уже испорчено, а дух-шэнь уже растрачен, так что питательная и охранительная функция ин-вэй не могут восстанавливаться. И как вы думаете, почему это происходит? Да потому, что желаниям и стремлениям нет предела, а внутри беспокойства и печали действуют, не прекращаясь, потому-то и разрушается семя-цзин и дух-шэнь, иссякают питающие силы, уходят охранительные энергии. Нет в организме духа-шэнь, и болезнь не проходит никак.

— Когда болезнь только начинает воздействовать на организм, она же ведь еще еле различима, еще находится в семени развития, однако в это время она уже концентрируется в коже больного, и на данном этапе ее еще легко вылечить. Однако в настоящее время квалифицированные врачи называют данное состояние временем сложившейся болезни, когда нарушается истинное направление движения процессов организма. И в это время применяют иглы и камни, а болезнь не проходит, и даже прекрасные лекарства не оказывают воздействия на болезнь. Сейчас у всех хороших врачей есть свои методики, они знают свои числа. И каждый день звуки и голоса далеких и близких родственников, братьев звучат в ушах, и пять цветов наблюдаются в глазах, а больной все никак не выздоровеет. Так почему же не постараться начать лечение пораньше?

— Болезнь — это корень, а врач — это верхушка. Если корень и верхушка не совпадают, тогда и патогенное дыхание-ци не подчиняется. Об этом-то и идет речь.

— Бывает однако так,  что болезнь начинается не с волос на коже, а в результате истощения субстанции ян органов-цзан. В этом случае жидкости организма поднимаются на поверхность, наполняя поверхностные слои, а душа-по, соответствующая субстанции инь, занимает главенствующее положение. В результате семя изолируется внутри, а субстанция-ци истощается снаружи. Тело отекает настолько, что невозможно одеть обычную одежду.

В  результате дергаются четыре конечности и происходят движения внутри. Дыхание-ци перестает сопротивляться внутри, а телесная форма теряет способность действовать снаружи. Каким образом в такой ситуации следует лечить заболевание?

— при лечении данного заболевания поступать следует очень осмотрительно. Убирать застой следует постепенно, подобно тому, как косят траву. Для этого нужно сначала слегка встряхивать четыре конечности, одевать теплую одежду. Кроме того следует применять метод спутанного укалывания, когда для воздействия на правую сторону колят слева, а для воздействия на левую сторону колят справа.

В результате данных мер восстановится телесная форма. Следует также открыть врата душ-гуй, чтобы пошел пот, очистить спокойный зал, усиливая функцию мочеиспускания, и тогда семя-цзин соответственно восстановит свое функционирование, в организме начнут циркуляцию пять видов субстанции ян, и потому восстановится чистое состояние пяти органов-цзан, в результате чего произойдет восстановление семени-цзин, и телесная форма приобретет былое здоровье, мышцы и кости будут плотно прилегать друг к другу, и потому здоровье дыхание-ци станет ровным.

В ответ Император сказал:

— Хорошо сказано.

Раздел четырнадцатый
СУТЬ РАССУЖДЕНИЯ, КОТОРОЕ СЛЕДУЕТ ВЫСЕЧЬ НА НЕФРИТОВЫХ ДОСКАХ

Хуан-Ди говорит:

— Я слышал, что древние книги «Определение мер», или «Куй-ду», и «Нарушение нормы», или «Ци-хэн», говорят о разных вещах. Каким же образом они применяются?

Ци-Бо говорит в ответ:

— Книга «Куй-ду» применяется для определения глубины-степени заболевания. В книге «Ци-хэн» говорится об аномальных заболеваниях. В разных книгах говорится о самых разных путях лечения, однако в таких книгах, как «Пять цветов» или «у-сэ», «Изменения пульса» или «Май-бянь», «Куй-ду», «Ци-хэн» по сути дела говорится об одном и том же пути-Дао. Дух-шэнь в человеке проводится постоянно через организм и не движется в обратном направлении, если же он начинает двигаться в обратном направлении, это приводит к расстройству действия жизненного механизма организма. А сущность многочисленных методов сводится к таинственной работе духа. Эту тайну следует высечь на нефритовых досках, и имя ей следует наречь «соответствие нефритовому механизму юй-цзи».

Цвет лица в верхней и нижней части, в левой и правой половине соответствует определенному внутреннему органу.

Если на основании цвета определяется, что болезнь действует на незначительной глубине, тогда основным средством лечения будут отвары, и в результате их применения болезнь должна пройти через десять дней.

Если же определяется, что болезнь поражает достаточно глубокие уровни организма, тогда следует применять фармакологические препараты, и в результате заболевание должно пройти через 21 день.

Если же заболевание очень глубоко укоренилось в организме, тогда следует применять винные и спиртовые настойки, в результате чего болезнь должна пройти через сто дней.

Если наблюдается совершенно мертвенный цвет лица, а само лицо становится изможденным, то такая болезнь неизлечима, в результате больной должен через сто дней умереть.

Если пульс короткий, а дыхание-ци прерывается временами, то значит больной должен умереть.

Если болезнь связана с повышением температуры, и при этом наблюдается крайнее опустошение, это значит, что больной должен умереть.

Цвет наблюдается в верхней и нижней частях лица, а также левой и правой половине и в каждом случае имеется свое конкретное значение.

Верхняя часть соответствует обратному направлению движения «ни»106, а нижняя часть указывает на правильное направление движение шунъ110. У женщины правая часть указывает на обратное движение, а левая часть свидетельствует о правильном направлении. У мужчин слева характеризуется обратное направление движения, а справа наблюдается правильное движение. Если происходит изменение, имеет место двойное действие субстанции ян, то это признак ухудшения состояния. Если имеет место двойное действие субстанции инь, то это указывает на дальнейшее ухудшение состояния. Если происходит радикальное изменение расположения субстанций инь и ян, так что они меняются местами, то значит следует добиваться установления равновесия, которое нарушается в результате борьбы между этими субстанциями. Все это описывается в книгах "Ци-хэн" и «Куй-ду».

Если на руке прощупывается ударяющий пульс-бо111,  то он свидетельствует о параличах и нарушении двигательной функции нижних конечностей. Кроме того это может быть признаком борьбы холода и жара в организме.

Если наблюдается обособленный пульс-гу, то это свидетельствует об истощении дыхания-ци.

Если прощупывается опустошенный и потерявший силу пульс, то это свидетельствует об ухудшении состояния крови. Обособленность-гу свидетельствует об обратном направлении движения (ни), а опустошение-сюй112 свидетельствует о нормальном направлении-цун. Началом и основой применения методов «Ци-хэн» является меридиан сверх-инь.

Если наблюдается отсутствие преодоления стихий, который обычно преодолевают друг друга, то это называется нарушением направления движения (ни), и такое состояние свидетельствует о дальнейшем ухудшении.

Если же наблюдается нормальное взаимное преодоление стихий, то это называется правильным движением, и такое состояние свидетельствует о дальнейшем выздоровлении больного.

Расцветы развития восьми ветров и четырех стадий заканчиваются и начинаются снова. И если нарушается следование их ритму, тогда невозможно посредством обычных методов восстановить нормальное состояние. Так что в общем таковы основные положения вышеназванных книг.

Раздел пятнадцатый
РАССУЖДЕНИЯ ОБ ОСНОВАХ ДИАГНОСТИКИ И ТОЧКАХ ОКОНЧАНИЯ МЕРИДИАНОВ-ЦЗИН

Хуан-Ди задает вопрос:

— Каковы же основные методы диагностики?

Ци-Бо отвечает:

— Во время первого лунного месяца, и второго месяца небесное дыхание-ци начинает свое движение по законам квадратной схемы, а в результате земного дыхания-ци начинает развиваться. В это время дыхание-ци в человеческом организме активизируется в печени. В течение третьего и четвертого лунного месяца небесное дыхание-ци становится здоровым и сильным, земное дыхание-ци стабилизирует свое развитие, а человеческое дыхание-ци активизирует действие в селезенке. В течение пятого и шестого лунных месяцев небесное дыхание-ци достигает своего расцвета, земное дыхание-ци достигает высокой степени развития, а дыхание-ци человеческого организма активизирует свою деятельность в области головы. В течение седьмого и восьмого лунного месяцев дыхание-ци субстанции инь начинает умирать, а дыхание-ци человеческого организма активизируется в легких. В течение девятого и десятого лунного месяца дыхание-ци субстанции инь начинает превращаться в лед, а земное дыхание-ци начинает закрываться. В это время в человеческом организме дыхание-ци действует активно в сердце. В течение одиннадцатого и двенадцатого лунного месяца все покрывается льдом, действие земного дыхания-ци выражается в полном закрытии, а дыхание-ци человеческого организма активно действует в почках.

Весной производят укалывание рассеянных точек сань-шу, расположенных в местах соединения мышц между собой. Укалывание прекращается после того, как появляется кровь. Если болезнь сильная, следует колоть до тех пор, пока дыхание-ци не начнет проходить беспрепятственно, а если болезнь нетяжелая, тогда следует подождать, пока дыхание-ци сделает круг циркуляции.

Летом следует производить неглубокое укалывание точек, расположенных на каналах-ло. Если появляется кровь, тогда следует прекращать укалывание. Следует подождать, пока рассеется патогенное дыхание-ци, а после этого отверстие от укола закрывается пальцем, и держится так пока меридианное дыхание-ци не сделает полного круга по организму. В результате такой процедуры боль прекратится, а болезнь немедленно пройдет.

Осенью производится укалывание кожи в тех местах, где мышцы не соприкасаются друг с другом. Укалывание производится одинаково и в верхней и нижней частях организма. Колоть следует до тех пор, пока не изменится состояние духа-шэнь больного. Зимой следует производить глубокое укалывание точек, которые расположены в местах соединения сухожилий и костей. Если болезнь тяжелая, тогда следует производить глубокое укалывание непосредственно в  точке. А если болезнь еще не слишком серьезная, тогда следует производить рассеивание патогенного дыхания-ци посредством иглы, а игла вводится плавно.

Так что весной, летом, осенью и зимой укалывание производится в определенных соответствующих местах, и в каждом случае имеются свои методики.




цигун, искусство цигун, Чжун Юань цигун, ЧЮ цигун, занятия цигун, метод оздоровления в цигун, цигун для начинающих, медитация в цигун, школа цигун для здоровья, практика цигун
Copyright C 1993-2009. Qigong.
Все права защищены.
Разработка: "Интел-Сфера". Компьютеры: дизайн, программирование, сборка, обслуживание.
Копирование всех частей сайта в какой-либо форме без разрешения владельца авторских прав запрещено.