АБХАЗИЯ
БЕЛАРУСЬ
ВЕНГРИЯ
ИЗРАИЛЬ
КАЗАХСТАН
КАНАДА
КИТАЙ
КЫРГЫЗСТАН
ЛАТВИЯ
ЛИТВА
МОЛДОВА
ОАЭ
ПРИДНЕСТРОВЬЕ
РОССИЯ
СЛОВАКИЯ
США
ТУРЦИЯ
УКРАИНА
ЭСТОНИЯ
Главная
Тех. поддержка сайта

Главная страница
 



ЧЖУН ЮАНЬ ЦИГУН
 
Все новости Начинающим Практикующим Материалы Фотогалерея Ссылки Общение


Цигун в периоды МИН И ЦИН.

Линь Хоушен, Ло Пэйюй

Из книги: "300 вопросов о цигун. Секреты китайской медицины."

В середине правления династии Мин Сюй Чуньфу составил "Энциклопедию древних методов медицины" ("Гу фа и тун да цюань"), в которой обобщил определенный опыт врачей прежних времен по практике цигуна. Он также доказал, что начиная с эпохи Сун-Юань методика "взращивания жизни" стала изучаться в качестве одной из 13 признанных научных дисциплин.

Ли Шичжэнь* в сочинении "Исследование восьми чудесных каналов" ("Цицзин ба май као") писал: "Только тот, кто [неоднократно] возвращается к наблюдениям, может ясно отразить скрытые пути во внутренней обстановке". Он указал на тесную связь практики цигуна с теорией каналов и коллатералей.

Цао Юаньбо в книге "Тайны сохранения жизни" ("Ян шэн би яо") представил 46 видов движений лечебного даоинь. Он уделил особое внимание одновременному выполнению движения и пребыванию в состоянии покоя, конкретизировал методы цигуна, приведенные в книге господина Чао о происхождении болезней.

Чэнь Цзижу в сочинении "Поверхностный разговор о взращивании жизни" ("Яншэн фу юй") утверждал, что цзин, ци и шэнь являются главной продукцией и главным лекарством для организма. Основные рецепты долголетия - это "сохранять цзин", "обогащать ци", "взращивать шэнь". Он высказал точку зрения о том, что в практике цигуна различаются пустое и заполненное, холодное и жаркое. В соответствии с опытом лечения он заключил: "Корень лечения болезней в способе движения. Болезни пустоты требуют специального связывания, укрепления воли; концентрируемое внутри воздействие используется для наполнения. Болезни заполненности требуют массажа и даоинь, вдыхать надо сильно и фиксирование; направленное наружу воздействие используется для рассеивания. Все болезни с жаром требуют выдыхать старое и вдыхать новое, чтобы входило через рот, а выходило через нос, что способствует охлаждению; болезни холода требуют сохранения ци и задержки дыхания, чтобы сознанием породить огонь, что способствует согреванию. С помощью этих четырех способов можно кратчайшим путем достигнуть излечения, оставив далеко позади лечение лекарствами, получаемыми из трав, деревьев, металлов и минералов".

Чжэн Цзинюэ* в трактате "Канон категорий" ("Лэй цзин") писал: "Некто, стремящийся овладеть жизнью, должен для этого ясно регулировать ци...", тем самым однозначно провозгласив связь "взращивания жизни" и регулирования ци.

Сочинение Фу Жэньюя "Драгоценное письмо о пристальных наблюдениях" ("Шэнь ши яо хань") является самой ранней записью о лечении катаракты методами цигуна с использованием "шестисловного заклинания"; оно сохранило свое научное значение вплоть до наших дней.

Ван Кэнтан* в сочинении "Точно определенные симптомы и лечение" ("Чжунь шэн чжэн тай") в разделе "О болезнях слепоты" ("Лунь цин ман чжэн") говорил: "Если некто сохраняет истинное ци, следуя Пустоте, удерживает изначальное ци, строго придерживаясь Единого, то обычно, хоть и не лечился, но болезнь проходит". Он также указывал на то, что упражнениями можно врачевать болезни потери зрения.

Определенным мастерством в практике статических, сидячих форм цигуна обладал Ван Янмин*, автор книги "Записки, посвященные обучению" ("Чуань си лу"), который преподавал эту практику своим ученикам.

В начале династии Цин Ван Жэньань приложил к своему труду "Сборник медицинских рецептов с пояснениями" ("И фан цзи цзе") главу "Лечение без лекарств" ("У яо юань цюань"), в которой свел вместе некоторые виды упражнений, разработанных учителями-предшественниками. В числе прочего там содержится такая запись: "Методика регуляции дыхания не ограничивается во времени; следует сесть свободно, выровнять тело так, чтобы не облокачиваться и не сгибаться, расстегнуть одежду и ослабить пояс; в действиях достигать слаженности, несколько раз повращать языком во рту; понемногу выдохнуть грязные ци; также мало-помалу вдохнуть носом, повторить либо три-пять раз, либо один-два раза; имеющуюся слюну проглотить; несколько раз ударить зубами друг о друга; оба глаза прикрыты, как бы подернуты дымкой. Постепенно дыхание регулируется, не являясь ни частым, ни резким; так несколько раз выдохнуть и несколько раз вдохнуть, с одного до 10, с 10 до 100, сознательно контролировать счет и не допускать сбоя".

В начальной главе труда Чэнь Цзиньао "Книга господина Чэня о почитании жизни" ("Чэнь ши цзунь шэн шу") описаны общие методы движения, причем особое внимание уделено упражнению ци. Всего выделено 12 движений. Например, "если у кого-либо в теле нет даже и малой капли быстроты, то ему надо двигаться стремительно; если долго избегать [быстроты], то застой, накапливаясь, превращается в большую болезнь"; "во время передвижения надо [отрешиться] от окружающих людей и от себя самого, применять спокойное дыхание". Автор также указал способы избавления от посторонних мыслей: "все чувства собрать воедино, сконцентрировать их в одном месте, допускать только правильные мысли". Этот способ аналогичен методу концентрации внимания на одном месте, например на даньтяне.

В поздний период династии Цин Ван Цзуюань составил книгу "Схемы с разъяснениями по внутренним упражнениям" ("Нэй гун ту шо")*, в которой представлены общая формула комплекса "12 кусков парчи" ("ши эр ду дуань цзинь"), схема этого комплекса с пояснением, схема с пояснением комплекса "основы преобразования мышц" ("и цзинь цзи"), а также содержатся разделы, посвященные массажу и даоинь. Он обращает особое внимание на то, что статика и динамика должны сочетаться между собой.

Отредактированные и нарисованные Си Сифанем пояснительные схемы к древним комплексам внешних и внутренних упражнений детально познакомили с применением даоинь для лечения многочисленных болезней, в частности с комплексами "восемь кусков парчи", "основа преобразования мышц" и другими, а также с массажем и регуляцией дыхания. Всего выделено 28 комплексов на 124 схемах, объединенных под общим названием "Избранные схемы с разъяснениями по внутренним и внешним упражнениям" ("Нэй вай гун ту цзе цзи яо"). Кроме того, Чжэнь Гуаньин написал книгу "Основное содержание здравоохранения в Китае и за рубежом" ("Чжун вай вэйшэн яо чжи"), в которой кратко изложил способ отбрасывания посторонних мыслей для "вхождения в покой".

Также до освобождения* Цзян Вэйцяо составил книгу "Основанные на общепризнанных взглядах методики статических сидячих упражнений" ("Инь ши цзы цзин цзо фа"), которая представляет собой упрощенное изложение таких методов "взращивания жизни", как дыхательные упражнения и концентрация мысли. Определенное значение для исследования цигуна имеют также книги, отредактированные Дин Фубао и посвященные методикам статических сидячих упражнений.

_____

Ли Шичжэнь (1518-1593). - Составил крупнейшую фармакопею "Бэнь цао гань му" в 52 томах, в которой содержалось описание 1892 наименований лекарств и свыше десяти тысяч рецептов. Написал также несколько сочинений по иглоукалыванию и пульсовой диагностике (см.: Алексеенко И.П. Очерки о китайской народной медицине. - Киев, 1959. - С. 59-62; Ибрагимов И.И" Ибрагимова B.C. Китайская национальная медицина. - Ташкент: Медгиз УзССР. - С. 43-46; Вогралик В.Г. Вязьменский Э.С. Очерки китайской медицины. - С. 52). Pulse Diagnosis by Li Shi Zhen: Transl. by Hoe Ku Huynh. - Brookline: Paradigm Publ., 1985.

Чжан Цзинюэ (1561-1639). - В своей практике и в сочинениях уделял большое внимание профилактике. Собрание его медицинских трудов составило 64 тома (см.: Алексеенко И.П, Очерки о китайской народной медицине. - Киев, 1959. - С. 65-66).

Ван Кэтан (1552-1639). - Занимал высокие посты; собрал обширную медицинскую библиотеку. Составил несколько справочников по фармакологии, также описал методы оказания первой помощи в ургентных случаях и правила личной гигиены (см.: Алексеенко И.А. Очерки о китайской народной медицине. - Киев, 1959. - С. 62-64).

Ван Янмин. - Ван Шоужэнь (псевдоним Янмин) родился 31 октября 1472 г. Сдав экзамены на степень цзиньши, сделал чиновничью карьеру, отличившись как по военному, так и по гражданскому ведомству. Однако главная его заслуга в разработке на основе неоконфуцианства, но с привлечением даосских и буддистских идей, собственного учения (янминизма), оказавшего огромное влияние на развитие общественной мысли всего восточно-азиатского региона. Благодаря своему увлечению даосизмом изучал также даосскую "внутреннюю алхимию". Умер 9 янв. 1529 г. (см.: Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. - М.: Наука. 1983. - С. 47-65).

"Нэй гун ту шо". - Один из комплексов упражнений, собранных в этом сочинении (см.: Дронов А" Потапов И. Оздоровительный комплекс упражнений // ПДВ. - 1990. - № 1. - С. 163-167).

 

Из книги: "300 вопросов о цигун. Секреты китайской медицины."




цигун, искусство цигун, Чжун Юань цигун, ЧЮ цигун, занятия цигун, метод оздоровления в цигун, цигун для начинающих, медитация в цигун, школа цигун для здоровья, практика цигун
Copyright C 1993-2009. Qigong.
Все права защищены.
Разработка: "Интел-Сфера". Компьютеры: дизайн, программирование, сборка, обслуживание.
Копирование всех частей сайта в какой-либо форме без разрешения владельца авторских прав запрещено.