"Игры пяти зверей" Хуа То называются также "изображениями "пяти зверей"" Хуа То. По преданию, в конце династии Хань Хуа То овладел искусством дыхательной гимнастики даоса Цзюнь Цяня, и, копируя движения животных, создал комплекс физических упражнений с потягиваниями и движениями всех суставов. Хуа То передал это искусство своим ученикам У Пу и Фань А. У Пу сделал это искусство особенно изощренным. Он тренировался до девяноста лет, сохраняя остроту слуха и зрения, все зубы у него были в сохранности, аппетит- как у молодого человека, что свидетельствует о большом значении этого вида цигуна для сохранения здоровья.
Система физических упражнений Хуа То, "игры пяти зверей", включает в себя движения тигра - "тигриный образ" Сяньмэня; движения оленя - "олений образ" Шэ Чэнци; движения медведя - "медвежий образ" Гэн Сана;
движения обезьяны - "обезьяний образ" Фэй Чанфана;
движения птицы (журавля) - "птичий (журавлиный) образ" Кан Цанцзы.
_____
"Игры пяти зверей". - Комплекс имеет значительное распространение в современном Китае как один из базовых оздоровительных комплексов. Практическую его разработку см. в кн.: Боевые искусства Шаолиня. / Под ред. В.А. Рыжова. - М., 1990. - Вып. 1. Игры пяти зверей. - 80 С. На наш взгляд, истоки подражательных стилей, которые применяли и в процессе боевой подготовки, восходят к незапамятным временам. Одно из первых упоминаний о них можно обнаружить в описании событий, бывших за тысячу с лишним лет до Хуа То. Я имею в виду фрагмент из известной речи У-вана. Обращаясь к своим воинам перед битвой при Муе, У-ван призывал: "Держитесь мужественно, как тигры, как медведи, как барсы, как драконы" (см.: Сыма Цянь. Исторические записки. - М.: Наука, 1972. - Т. 1. - С. 186). Эти слова вызвали различные толкования. Некоторые переводчики и исследователи считали, что здесь имеются в виду элементы внешнего устрашения; либо использование дрессированных боевых животных; либо построение армии по тотемическим группам; либо просто метафора. Мы считаем, что упоминание четырех "зверей" в контексте военных действий позволяет говорить о существовавшей боевой подготовке на основе подражательных стилей. Неотъемлемой частью воинских искусств является цигун, который мог иметь и самостоятельное значение. Возможно, тот же смысл имеет упоминание Сыма Цяня о том, что легендарный ЖУЙ владыка (Хуан-ди) "обучил воинов, как черных и бурых медведей, леопардов, ягуаров и тигров..." (см.: Сыма Цянь. Исторические записи. - М., 1972. - Т. 1. - С. 133).
Сямэнь. - фамилия (буквальное значение: склеп и врата), которую носил знаменитый отшельник, живший в III в. до н.э., впоследствии обожествленный.
Из книги: "300 вопросов о цигун. Секреты китайской медицины."
|