1. Выбор времени для занятий цигун
Занимающиеся цигун обязательно должны учитывать
необходимость соотнесения занятий с тем или иным периодом времени. В
древности, когда не было часов, время измерялось в шичэнях. Один шичэнь
составлял два часа. Следовательно, одни сутки подразделялись на 12
шичэней: цзыши (23:00 - 01:00), чоуши (01:00 - 03:00), иньши (03:00 -
05.00), маоши (05:00 - 07:00), чэньши (07:00 -09:00), сыши (09:00 -
11:00), уши (11:00 - 13:00), вэйши (13:00 - 15:00), шэньши (15:00 -
17:00), юши (17:00 - 19:00), сюйши (19:00 - 21:00) и хайши (21:00 -
23:00). Периоды цзыши, чоуши, иньши, маоши, чэньши и сыши соответствуют
мужскому началу ян. В эти отрезки времени "поднимается" ян-ци. Остальные
шесть шичэней, то есть уши, вэйши, шэньши, юши, сюйши и хайши, соотносятся
с женским началом инь. В эти отрезки времени ян убывает, а инь
нарастает.
Какой же период времени наиболее благоприятен для занятий
цигун? На этот счет существуют разные точки зрения. Одни считают, что
целесообразно заниматься после цзыши до уши, другие считают - между цзыши
и иньши, третьи - только в периоды цзыши и маоши. Есть также мнение, что
занятия надо проводить только в период, когда в силе пребывает ян или,
наоборот, когда на подъеме инь. Кроме того, можно встретить рекомендации
заниматься цигун в периоды цзыши, уши, маоши и юши. Последнюю точку зрения
разделяет и автор. В качестве обоснования автор выдвигает некоторые
положения учения об инь, ян и "восьми триграммах" (ба гуа) из трактата
"Чжоу и"("Чжоу и" - то же, что и "Ицзин".), а также из теории
превращений ци, на которую опирается традиционная китайская медицина.
Двенадцать из 64 гексаграмм, о которых сообщается в "Чжоу
и", представляют собой своеобразную формулу состояний инь и ян в каждый из
12 месяцев года. Первые 6 гексаграмм (фу, линь, тай, да, гуай, цянь)
соответствуют одиннадцатому, двенадцатому, первому, второму, третьему и
четвертому месяцам лунного календаря. В это время происходят зарождение и
укрепление ян, которое вступает в полную силу в четвертом месяце.
Остальные шесть гексаграмм (хоу, дунь, фоу, гуань, бо, кунь) охватывают
период с пятого по десятый месяц, когда происходит постепенное нарастание
инь и ослабление ян. Максимальной силы инь достигнет в десятом месяце.
В период цзыши (с 23:00 до 01:00) происходит концентрация
"изначальных" инь и ян и их наиболее благоприятное взаимодействие. Инь и
ян постепенно накапливаются в "почечной жидкости". Прежде это называлось
"прежденебесной ци", составляющей основу жизнедеятельности организма.
Фраза "период цзыши - первый период активности ян", встречающаяся в учении
об инь и ян, применительно к цигун означает зарождение как раз такой ци.
Чжан Цзинюэ писал: "Чтобы восполнять ян, надо искать его в инь. Процесс
получения ян из инь (зарождения и превращения) бесконечен".
Следовательно, занятия цигун в период цзыши позволяют
уловить момент появления в организме "истинной ци". Кроме того, время
цзыши - первый из шести периодов активности ян. В этот период инь
находится в состоянии максимальной активности и ян зарождается, то есть
зарождается ян-ци. "Истинная ци" как раз в это время направляется в
меридиан желчного пузыря, отчего последний слегка разогревается. Это
первый признак появления ян. В "Нэй цзин" говорится: "Все одиннадцать
внутренних органов находятся в зависимости от желчного пузыря". Выполнение
упражнений в период цзыши значительно увеличивает эффективность занятий
цигун.
Время маоши (с 05:00 до 07:00) совпадает с восходом
солнца и четвертой стадией активности ян, когда ян-ци уже властвует в
организме. В этот период "истинная ци" перемещается по меридиану толстого
кишечника, который находится напротив меридиана легких (Меридиан легких
проходит вдоль внутренней стороны руки, а меридиан толстого кишечника -
вдоль внешней.) и поэтому попадает под его влияние. Занятия цигун в
это время способствуют укреплению ян-ци. Не зря говорят: "Во время маоши
ци кипит".
В период уши (с 11:00 до 13:00) солнце находится в
зените, а "истинная ци" перемещается по меридиану сердца. Сердце - главный
"ян-орган", поэтому ян-ци находится в высшей стадии активности. Однако это
время совпадает и с первой стадией активности инь. Поэтому занятия в этот
период времени способствуют укреплению нарождающейся "изначальной инь-ци"
и начинающемуся процессу угасания активности ян-ци.
Период юши (с 17:00 до 19:00) совпадает с заходом солнца
и четвертой стадией активности инь, когда инь-ци "тяжелеет". Поскольку инь
и ян находятся в полной взаимозависимости, то занятия цигун в это время
способствуют укреплению "истинной инь-ци" и поддержанию скрытой фазы
существования ян.
Двенадцать месяцев распределены по четырем временам года,
наступающим в соответствии с законами небесной механики и круговоротом инь
и ян. Весна и лето соответствуют ян, осень и зима - инь. Все 12 месяцев
также можно расположить в порядке следования шичэней (цзы, чоу, инь, мао и
т. д.), а в соответствии с характерными для каждого периода суток
признаками погодных условий их также можно условно разделить на "весну"
(раннее утро), "лето" (полдень), "осень" (заход солнца) и "зиму"
(полночь). Такая смена "времен года" в течение суток тоже обусловлена
круговоротом инь и ян, попеременным усилением и ослаблением их активности.
Четыре "времени года" подразделяются на 12 шичэней, условно
соответствующих 12 месяцам. Степень интенсивности инь и ян в каждом шичэне
адекватна их активности в соответствующем месяце.
В трактате "Цань тунци" говорится, что в период уши инь
является как бы "хозяином", а ян - "гостем". Инь-ци постепенно нарастает
до периода хайши, когда инь обладает максимальной силой, а ян проявляется
наиболее слабо. В период цзыши инь и ян меняются местами: ян выступает в
роли "хозяина", а инь - "гостя". Происходит постепенное нарастание
активности ян-ци вплоть до времени сыши, когда ян максимально активно, а
инь находится в пассивном состоянии. Таким образом, сутки как бы
разбиваются на две половины: с цзыши до сыши - шесть часов активности ян,
с уши до хайши - шесть часов активности инь. Ян зарождается в период цзыши
и достигает максимума в период сыши. Инь зарождается в период уши и
обладает наибольшей силой в период хайши. Каждый шичэнь, кроме сыши и
хайши, характеризуется присутствием того или иного убывающего или
нарастающего количества инь и ян. Поэтому периоды иньши, маоши и чэньши
соотносятся с весной; сыши, уши, вэйши - с летом; шэньши, юши, сюйши - с
осенью, а хайши, цзыши и чоуши - с зимой. Периоды цзыши, уши, маоши и юши
приходятся на середину каждого условного "времени года", поэтому в
традиционной китайской медицине они называются "четыре центральных" (сы
чжэн), и каждый из них обозначает соответствующее время года. Кроме того,
цзыши, или "зима", соотносится с почками и водой, уши, или "лето", - с
сердцем и огнем, маоши, или "весна", - с печенью и деревом, юши, или
"осень", - с легкими и металлом. Селезенка соотносится с землей, но не
имеет соответствующего времени суток, поскольку земля "активна" в любое
время. Применительно к цигун все это означает, что выполнение упражнений в
периоды цзыши, уши, маоши и юши сопровождается получением извне всего
полезного, что присуще каждому времени года, и укреплением "истинной ци"
пяти внутренних органов.
Резюмируя все сказанное выше, можно отметить, что занятия
цигун в периоды цзыши, уши, маоши и юши позволяют поддерживать
динамическое равновесие между инь и ян в организме человека, поскольку
обеспечивается полное соответствие между выполняемыми упражнениями и
скрытыми закономерностями естественного зарождения, укрепления,
превращения и успокоения ци. В соответствии с этим принципом можно выбрать
и другие периоды времени для занятий цигун, сообразуясь с циклами
активности инь и ян. Например, период между уши и хайши характеризуется
снижением активности ян и усилением инь, а для периода с цзыши до сыши
характерен обратный процесс. Поэтому те, кто страдает ян-недостаточностью,
должны выбрать для занятий период между цзыши и сыши. Те же, у кого
отмечается низкая активность инь, должны заниматься в промежутке между уши
и хайши.
Выбирая время для занятий, следует в первую очередь
учитывать принцип равновесия инь и ян, избегая возможного доминирования
одного из начал. Об этом надо помнить постоянно, даже если выбор пал на
такое благоприятное время, как цзыши.
Кроме того, следует иметь в виду особенности поведения
инь и ян в периоды сыши и хайши. В период сыши ян максимально активно,
тогда как инь практически отсутствует. Поэтому занятия цигун в это время
могут привести к "перевозбуждению" ян, вызывающему "перегрев", который
отрицательно влияет на "здоровую ци". Отрезок хайши характеризуется
максимальной активностью инь и ущербностью ян. Поэтому занятия в этот
период, сопровождаемые возбуждением ян, приводят к тому, что инь и ян
начинают "мешать" друг другу. Тем самым опять-таки наносится вред
"здоровой ци". Вот почему ни в древности, ни в настоящее время никто из
цигунистов не рекомендует заниматься в это время. Наиболее оптимальным
временем являются периоды цзыши, уши, маоши и юши.
2. Выбор направления для занятий цигун
С древнейших времен считается, что наиболее благоприятным
для занятий является направление "север - юг": "лицом на юг, спиной на
север" или "лицом на север, спиной на юг". Поскольку север соотносится с
"водой жэньгуй", а юг - с "огнем биндин", то положение "лицом на юг,
спиной на север" способствует установлению гармонии между "водой" и
"огнем".
Если подходить к этой проблеме с позиций современной
науки, то и в этом случае находится подтверждение такой точке зрения.
Человек находится под постоянным воздействием магнитного поля Земли.
Положение тела, сориентированного в направлении "север - юг", совпадает с
направлением силовых линий этого поля. В результате усиливается магнетизм
биологического поля человека, что положительно влияет на функционирование
организма и результаты занятий. Использование теоретического положения о
взаимном влиянии человека и природы в вопросе выбора направления для
занятий цигун находит все больше сторонников. Правильность такого подхода
получает все больше научно обоснованных подтверждений.
В цигун существуют разработанные методики расчетов для
выбора того или иного комплекса упражнений, определения времени и
направления занятий в зависимости от физиологических особенностей
индивидуума и характера заболевания. Эти расчеты достаточно сложны и
представляют тему для отдельного изложения.
Перевод С. Сергеева
Комментарий
Вода жэньгуй - термин внутренней алхимии, Имеет
два значения: 1) Почки. Почки, согласно внутренней алхимии, принадлежат к
воде, инь, соотносятся с севером. 2) Ци, образующаяся между почками, то
есть в области даньтянь. Жэнь и гуй - названия "небесных
стволов" - десятеричных циклических знаков в системе счисления времени в
Древнем Китае.
Огонь биндин - термин внутренней алхимии.
Бин и дин - десятеричные циклические знаки "небесных
стволов", принадлежат огню, соотносятся с югом, означают "изначальный
дух", "природу" (син). "Природа" и "дух" находятся в сердце, относятся к
ян. Журнал "Цигун и жизнь". Год 1993. №1. |