Окончание. Начало см. 1992, № 1, 4-6; 1993, № 1,
3.
Пустота приходит как первая из трех стадий созерцания. Все явления
рассматриваются как пустые. Затем появляется иллюзия. Хотя известно, что
эти явления пусты, они не разрушены, и вы занимаетесь своим делом в
середине пустоты. Однако хотя вы не разрушаете явления, вы не обращаете на
них внимания; это есть созерцание центра. В процессе созерцания пустоты вы
знаете также, что вы не в состоянии разрушить десять тысяч образов и вы
все же не замечаете их. Таким образом три созерцания сливаются вместе. Но
в конце концов сила в том, чтобы представлять пустоту. Следовательно, если
вы занимаетесь созерцанием пустоты, пустота определенно пуста, но иллюзия
тоже пуста и середина пуста. Нужны большие усилия, чтобы созерцать
иллюзию; тогда иллюзия - действительно иллюзия, но пустота - тоже иллюзия
и центр - иллюзия тоже. Приближаясь к центру, вы создаете также образы
пустоты; они не названы пустыми, но названы центральными. Вы также
занимаетесь созерцанием иллюзий, но не называете их иллюзорными, а
называете их центральными. Что касается того, что надо делать с центром,
то нет нужды что-то добавлять к сказанному. В этой части текста сначала
упоминается о магическом заклинании Ю Циня для Дальнего путешествия. Это
магическое заклинание гласит, что тайное чудо Пути в том, как из ничего
развивается нечто. Там, где соединяются дух и энергия в кристаллизованной
форме, появляется с течением времени в середине пустоты ничего точка
истинного огня. И по мере того, как более спокойным становится дух, ярче
становится огонь. Яркость огня сравнима с жаром солнца в шестом месяце
года. Так как пылающий огонь заставляет воду Бездны испаряться, пар
нагревается и, пройдя точку кипения, поднимается вверх, как летящий снег.
Все это означает, что можно увидеть в шестом месяце летящий снег. Но
поскольку вода от огня испаряется, пробуждается истинная энергия; когда
тьма пребывает в покое, свет начинает движение; это похоже на полночь. И
именно поэтому адепты называют это время временем живой полуночи. В это
время вы воздействуете на энергию, заставляя ее течь в обратную сторону и
подыматься, и течь вниз, и падать, подобно поднимающемуся вверх
вращающемуся солнечному колесу. Поэтому сказано: "Во время третьей стражи
солнечный диск посылает слепящие лучи". Метод вращения дает возможность
использовать дыхание для раздувания огня ворот жизни; таким образом
удается привести истинную энергию на ее первоначальное место. Поэтому
сказано, что ветер дует в воде. Из единой энергии ранних небес развиваются
вдохи и выдохи более поздних небес и их воспламеняющая энергия. Путь ведет
из крестца вверх по обратнотекущему пути к вершине Созидающего и дальше
через обитель Созидающего; потом он опускается через два яруса прямо вниз
в солнечное сплетение и согревает его. Поэтому сказано: "Блуждая в
небесах, вы поглощаете дух-энергию Воспринимающего". Так как истинная
энергия возвращается в пустое пространство, энергия и форма становятся в
определенное время обильными и полными, тело и сердце наполняются радостью
и весельем. Если, занимаясь поворачиванием колеса учения, вы не в
состоянии этого достигнуть, как же иначе можно начать это дальнее
путешествие? Вот что оно означает:
кристаллизованный дух излучается обратно на дух-огонь и с помощью
величайшего спокойствия раздувает "огонь в середине воды", находящейся в
середине пустой пещеры. Поэтому сказано: "И еще более глубокая тайна тайн:
страна, которая нигде, и есть настоящий дом".
Ученик в своих занятиях уже проник в таинственную область; но если он
не знает метода плавления, есть опасения, что Эликсир Жизни вряд ли будет
произведен. Поэтому Учитель открывает секрет, так строго хранимый до того
святыми. Когда ученик закрепляет кристаллизованный дух внутри пещеры
энергии и в то же время остается во власти величайшего спокойствия, тогда
во мраке тьмы нечто развивается из ничего, то есть появляется Золотой
Цветок великого Единого. В это время сознательный свет отличается от света
человеческой природы (син). Поэтому сказано: "Движение под воздействием
внешнего приводит к движению прямо вовне и сотворению человека. Это есть
сознательный свет". Если к этому времени истинная энергия достаточно
сконцентрирована, ученик не дает ей истекать прямо вовне, но заставляет ее
течь назад, это есть свет жизни; должен быть применен способ поворота
водяного колеса. Если вы продолжаете поворачивать, истинная энергия
возвращается к истокам, капля за каплей. Затем водяное колесо
останавливается, тело - чисто и энергия - свежа. Один-единственный поворот
означает один небесный цикл. Учитель Цю назвал его малым небесным циклом.
Если вы начнете использовать энергию прежде, чем ее накопится достаточно,
то она будет слишком нежной и слабой и Эликсир не получится. Если энергия
накоплена и не используется, она становится слишком старой и неподатливой
и Эликсир Жизни и в этом случае вряд ли сможет получиться. Когда энергия
не слишком стара и не слишком нежна, это как раз тот момент, когда надо
истратить ее с пользой. Это то, что имел в виду Будда, когда говорил:
"Феномен истекает в пустоту". Это преобразование семени в энергию. Если
ученик не понял этот принцип и позволит энергии просто истечь, тогда
энергия превращается в семя; вот что имелось в виду, когда было сказано:
"Пустота в конце концов втекает в феномен". Но каждый мужчина, который
физически соединяется с женщиной, сначала испытывает наслаждение, а потом
горечь; когда семя истекает, тело устает и дух утомляется. Это совершенно
отличается от того, когда адепт позволяет духу и энергии соединиться, что
приносит сначала чистоту, а затем свежесть; после того, как семя
трансформировалось, тело становится здоровым и свободным. Есть предание о
том, как старый Учитель Пэн достиг возраста восьмисот лет потому, что
пользовался услугами служанок, питавших его жизнь. Но это заблуждение. В
действительности он использовал сублимации духа и энергии. В Эликсире
Жизни обычно используются символы, и среди них огонь Сцепляющего (Ли)
часто сравнивают с мостом, а воду Бездны - с мальчиком (puer
aeternus) 1
. Отсюда возникло заблуждение о том, что Учитель Пэн
восстановил свою силу с помощью женщин. Эти ошибочные представления с
течением времени утвердились. Но посвященные могут пользоваться средствами
низвержения Бездонного (Кань) и Сцепляющего (Ли), только когда они имеют
искренние намерения в своих занятиях, иначе невозможно получить чистую
смесь. Истинная цель подчинена земле; цвет земли - желтый, поэтому в
книгах об Эликсире Жизни она символизируется желтым эмбрионом. Когда
Бездонное и Сцепляющее объединяются, появляется Золотой Цветок; золотой
цвет - белый, поэтому белый снег используется как символ. Но мирские люди,
которые не понимали тайных слов Книги Эликсира Жизни, неверно поняли и
значение желтого и белого цветов, посчитав, что речь идет о способе
получения золота из камней. Не глупо ли это? Один адепт древности сказал:
"Некогда каждая школа знала это сокровище, только дураки не знали этого в
совершенстве". Если мы поразмышляем над этим, то увидим, что древние
действительно достигали весьма продолжительной жизни благодаря
семени-энергии, находящемуся в их собственных телах, а вовсе не за счет
употребления того или иного эликсира. Но мирские люди оторвались от корней
и цеплялись за верхушки деревьев. В Книге Эликсира говорится также: "Когда
человек, стоящий на верном пути (белый маг), использует неверные средства,
неверные средства действуют правильно". Под этим подразумевалась
трансформация семени в энергию. "Но если человек, стоящий на неверном
пути, использует верные средства, верные средства действуют неправильно".
Под этим подразумевалось телесное соединение мужчины и женщины, от
которого появляются сыновья и дочери. Глупец теряет самое ценное сокровище
своего тела в неконтролируемой страсти и не знает, как сохранить свое
семя-энергию. Когда оно кончается, тело погибает. У святых и мудрецов нет
иного способа пестовать свои жизни, кроме подавления страстей и сохранения
семени. Накопленное семя трансформируется в энергию, а энергия, когда ее
достаточно, делает тело сильным, готовым к творчеству. Различия между
обычными людьми зависят только от того, как они используют нисходящий или
обратнотекущий поток. Общее значение этой части текста направлено на
разъяснение ученику метода заливки масла для жизненной необходимости.
Здесь глаза играют важнейшую роль. Два глаза - рычаг полярной звезды.
Подобно тому, как небеса вращаются вокруг Полярной звезды как центральной
точки, так и среди людей правильная цель должна выполнять роль учителя.
Поэтому завершение Эликсира Жизни зависит исключительно от приведения в
гармонию вечных целей. Затем, если сказано, что основа может быть заложена
за сто дней, степень прилежания в занятиях и крепость телосложения должны
быть приняты во внимание. Кто имеет более сильное желание и более крепкое
тело, тот быстрее преуспевает в поворачивании водяного колеса заднего
потока. Когда человек находит метод гармоничного сочетания мысли и
энергии, он может изготовить Эликсир в течение ста дней. Но слабый и
инертный не изготовит Эликсир даже после ста дней. Когда Эликсир готов,
дух и энергия становятся чистыми и ясными; сердце опустошено, человеческая
природа (син) проявлена и свет сознания трансформируется в свет
человеческой природы. Если продолжать твердо удерживать свет человеческой
природы. Бездонное и Сцепляющее (огонь, Ли) спонтанно соединяются. Когда
Бездонное и Сцепляющее смешиваются, рождается святой плод. Созревание
святого плода - результат большого небесного цикла. Дальнейшее разъяснение
заканчивается на методе небесного цикла.
Эта книга знакомит со средствами взращивания жизни и показывает в
первую очередь, каким образом это начать, глядя на переносицу; показан
метод поворачивания в обратную сторону; методы закрепления и отпускания -
в другой книге: Сю Минфан (способы продления жизни).
Краткое изложение китайской концепции, на которой основана идея
Золотого Цветка, или Бессмертного Духа-ТелаДао, неделимое, великое
Единое, дает начало двум противоположным принципам реальности: тьме и
свету, инь и ян, которые сначала воспринимаются лишь как силы природы вне
связи с человеком. Позже из них извлекаются разнополость и другие
противоположности. Из инь происходит Кунь, женское воспринимающее начало;
из ян происходит Цянь, мужское созидающее начало; из инь происходит мин,
жизнь; из ян - син, человеческая природа. Каждый индивидуум содержит
центральную монаду, которая в момент зачатия распадается на жизнь и
человеческую сущность, мин и син. Это два надиндивидуальных начала,
которые могут быть таким образом соотнесены с эросом и логосом. В каждой
телесной жизни индивидуума они представлены двумя другими полярностями:
душой по (анима) и душой хунь (ани-мус). В течение всей жизни индивидуума
эти два начала противоборствуют, стремясь к господству. После смерти они
разделяются и идут разными путями. Анима притягивается к земле и
существует как гуй, существо-при-. зрак. Анимус воспаряет и становится
шэнь, духом, или богом. Шэнь может со временем вернуться к Дао.
Если жизнь-энергия течет книзу, то есть без препятствий истекает во
внешний мир, тогда анима одерживает победу над анимусом; ни Дух-Тело, ни
Золотой Цветок не развиваются, и со смертью личность утрачивается. Если
жизнь-энергия направлена в русло текущего вспять потока, то есть сохранена
и принуждена "подниматься", то побеждает анимус и личность после смерти
сохраняется, становясь затем шэнь, духом, или богом. Человек, который
придерживается пути сохранения в течение всей жизни, может достигнуть
стадии Золотого Цветка, на которой его личность освобождается от конфликта
противоположностей и вновь становится частью Дао, неделимого, великого
Единого.
Из текста видно, что буддийское влияние представило Золотой Цветок как
возникающий, в конечном счете, только из духовной сферы. Этот факт показан
пунктирной линией, идущей от шэнь. Тем не менее, в полном китайском учении
создание Золотого Цветка зависит от равного взаимодействия как ян, так и
инь. - Прим. ред. англ. издания.
1 puer aeternus (лат.) - вечный
младенец. - Прим. перев. Псевдоним Хуэй Минцзина. - Прим. Х.Вильгельма.
Журнал "Цигун и жизнь". Год 1993. №5. |