"Медленный кулак великого предела" (тайцзи маньцюань) является типичной
разновидностью кулачного боя уданской "внутренней школы", методикой
"расслабления и внутреннего пестования", основанной на циркуляции
"внутренней ци". Если сравнить эту методику с цигун, то, несмотря на
серьезные различия в способах, цели у них одинаковые. "Медленный кулак"
укрепляет мышцы, сухожилия и кости снаружи, внутренние органы и ци внутри,
а поэтому обеспечивает тот же результат, что и цигун, только другим путем.
Так называемая "преждене-бесная (врожденная) ци", поступающая в организм
еще в утробе матери, может быть использована практически только после
соответствующей работы с ней. Отталкиваясь от этого положения, "медленный
кулак", прежде всего, предполагает укрепление ци в нижней части тела
(пояснице и ногах) с тем, чтобы добиться естественного расслабления,
научиться разграничивать "недостаточность" и "напол-ненность", упорядочить
последовательность "раскрытий" и "закрытий", освоить соответствующие
закономерности и, следуя им, достичь баланса между "внутренним" и
"внешним", свободной циркуляции ци и крови, психологической
устойчивости.
Движения "медленного кулака" выполняются в четырех основных
направлениях: восток, юг, запад и север, соответствующих триграммам чжэнь,
ли, дуй и кань; а также в четырех промежуточных направлениях:
юго-восточном, северо-восточном, юго-западном и северо-западном,
соответствующих триграммам сюнь, гэнь, кунь и цянь. Шаг вперед
соответствует стихии "металл", шаг назад - стихии "дерево", "оглядка
влево" - стихии "вода", "взгляд вправо" - стихии "огонь", "центральная
устойчивость" - стихии "земля", инь-жесты соотносятся с луной, ян-жесты -
с солнцем. Эти "пять стихий" вместе с луной и солнцем составляют "семь
светил" (ци яо), соотносящихся с соответствующими "семи сияющими"
движениями. Все они выполняются в пределах окружности. Основу "медленного
кулака великого предела" составляет "покой", его целью является движение
ци, условием - расслабление, связующим звеном - поясница и ноги. Для
"медленного кулака" характерна смена "пустотности" и "наполненности",
"ведение" ци в виде сосредоточения и рассеивания за счет принятия
"раскрытых" и "закрытых" стоек.
Ниже будут рассмотрены основные различия между искусством кулачного боя
и цигун.
1. Ведение и стимулирование
В цигун "мысль" ведет ци, направляет ее движение. Ведение и направление
"внутренней ци" с помощью достаточно интенсивной мыслительной деятельности
характерно для занятий цигун. В "медленном кулаке" "мысль" стимулирует
движение ци, увлекает ее за собой. Малейшее мыслительное усилие вызывает
движение "внутренней ци".
2. Сосредоточение и оседание
В цигун практикуется "сосредоточение мысли" на верхнем
даньтяне (точка иньтан), среднем даньтяне (между точкой цичжун на животе и
точкой яоян-гуань на спине), нижнем даньтяне (точка гуаньюань), переднем
даньтяне (точка цичжун), заднем даньтяне (точка минмэн). Эти точки
рассматриваются в качестве начальных и конечных участков замкнутых
маршрутов циркуляции "внутренней ци". "Сосредоточение мысли" также может
осуществляться на точках байхуэй, хуэйинь, юнцюань. В "медленном кулаке"
ци опускается в даньтянь, который расположен в точке пересечения
воображаемых линий, идущих вертикально вниз от точки байхуэй меридиана
думай, вертикально вверх от точки хуэйинь меридиана жэньмай и в
горизонтальной плоскости от точки шэньцюэ меридиана жэньмай и точки минмэн
меридиана думай. В данном случае даньтянь выступает в качестве
"транзитного" пункта "внутренней ци", в котором она собирается для
последующего рассеивания.
3. Меридианы и коллатерали
В цигун ци перемещается по меридианам и коллатералям, по "малому",
"большому небесному кругу" или по "трем линиям", то есть по разным
маршрутам. В "медленном кулаке" ци движется только по одному единственному
пути: по меридианам и коллатералям до "шести крайних точек": рук и ног,
точки байхуэй и точки хуэйинь.
4. Быстрота и медленность
В цигун ци мчится, как метеор. Высокая скорость движения обусловлена
"одноколейностью" маршрута. В "медленном кулаке" ци перемещается медленно,
поскольку направляется сразу ко всем точкам тела.
5. Внутри и вовне
В цигун ци непрерывно циркулирует по определенному маршруту внутри
тела. В "медленном кулаке" ци не только циркулирует внутри тела, но и
выходит вовне за его пределы.
6. Рот и нос
В цигун "внешняя ци" вдыхается через нос, выдыхается через рот, во
время вдоха может смешиваться со слюной и проглатываться. Иногда и вдох, и
выдох осуществляются через нос. Одно из главных требований глубина и
продолжительность дыхательного цикла. В "медленном кулаке" "внешняя ци"
естественным образом проникает в тело и выходит из него через нос. Дыхание
постепенно углубляется само собой.
7. Покой и движение
В цигун живот неподвижен, его наполнение и расслабление контролируются
сознанием. В "медленном кулаке" живот постоянно наполняется и сокращается
под влиянием обратного абдоминального дыхания.
8. Динамика и статика
В цигун присутствует "стремление к движению в покое", поэтому тело, как
правило, статично, а динамика проявляется в движении ци, ведомой
сознанием. "Медленный кулак", наоборот, "стремится к покою в движении",
стремится "защитить движение покоем". Тело движется под воздействием
циркулирующей "внутренней ци", спонтанно принимая те или иные
позы.
9. Закономерность и упорядоченность
В динамическом цигун "мысль ведет ци", а "ци направляет движения". Это
приводит к возникновению неупорядоченных,спонтанных телодвижений и жестов.
В "медленном кулаке" "мысль стимулирует ци", которая приводит в движение
поясницу, руки и ноги. В результате спонтанно возникают хотя и
непроизвольные, но закономерные и упорядоченные движения.
Журнал "Цигун и жизнь". Год 1998. №3. |