I. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СВЯТЫХ-НЕБОЖИТЕЛЯХ И ИСКУССТВО ДОЛГОЛЕТИЯ
1. Источники представлений о святых-небожителях
Наиболее ранним письменным источником, в котором упоминается учение о святых-небожителях, является трактат «Чжуан-цзы», в котором рассказывается о существующем в прекрасных грезах мире высшей радости, совсем не похожем на мир, в котором мы влачим свое бренное существование: «На горе, по красоте сравнимой с прекрасной девой, живут святые. Их кожа подобна льду и снегу, они не едят злаков, а питаются, вдыхая ветер и пия росу. Они легко путешествуют за четыре моря на облаке, запряженном летающим драконом».
Святые-небожители в этих описаниях выглядят невесомыми воздушными существами, которые не употребляют земной пищи, вечно молоды, красивы и изящны. Стать святым может лишь тот, кто избавится от отягощающих человека «рождения, старения, болезней и смерти».
Представление о святых-небожителях возникло, скорее всего, как мечта о мире, диаметрально противоположном полной страданий и скорбей реальной жизни.
Теоретическим обоснованием возможности существования этого сказочного мира является исходное положение о том, что человек может избежать смерти. Но как может человек жить, не умирая?
В рамках представлений о святых-небожителях была создана целая теория бессмертия.
1) Святые способны путем использования специальных методов совершенствования «переплавить» свое тело в «чистую семенную ци». В таком теле полезные вещества не только «не утекают» вовне, но, наоборот, активно впитываются из внешнего мира, наполняя организм и позволяя ему существовать «вместе с небом и землей».
2) Святые обладают высокой нравственностью. В процессе совершенствования им удалось достичь такого высокого уровня развития, что все неблагоприятные для жизни факторы не могут причинить им никакого вреда. Поэтому они могут жить бесконечно долго.
3) Святые принимают «лекарство против старости», способное остановить процесс дряхления организма, обеспечить его необходимым для существования «питанием», обеспечить длительную жизнь без еды и питья.
4) Святые и алхимики умеют рассчитывать расположение и перемещение звезд, луны и солнца, отслеживать мельчайшие изменения взаимоотношений между субстанциями инь и ян, знают продолжительность века всего сущего в природе, приводят все свои действия в соответствие со свойственными временам года климатическими изменениями, избегают вредных факторов, способствующих дряхлению.
О бессмертных-небожителях рассказывается и в самом раннем медицинском трактате Китая «Хуанди нэйцзин». Согласно трактату, в «ранней древности» и жили «истинные люди», которые «владели луной и солнцем», дышали «семенной ци», думали только о сохранении своего духа-шэнь, поэтому их жизнь была «открыта» небу и земле, не имела конца. В «средней древности» жили «высшие люди», обладавшие «всей полнотой нравственности и дао». Они жили в гармонии с инь и ян, в соответствии со сменой времен года, накапливали «семя» и хранили дух-шэнь, видели и слышали все вокруг, странствовали между небом и землей. Благодаря этому их жизнь укреплялась, и они становились «истинными людьми». Были также совершенномудрые, которые жили в гармонии с землей, имели «негневливое» сердце, в делах своих не хотели отрываться от мира, но ни в чем не ориентировались на него. Они не уставали от «внешних» дел, не мучились от внутренних переживаний, постоянно пребывали в состоянии спокойной радости, «не рассеивали» свой дух и могли жить сотни лет. И, наконец, были добродетельные люди, которые подчинялись законам неба и земли, следовали инь и ян, «различали» времена года, жили в согласии с дао, и поэтому могли жить очень долго.
Достаточно проследить ход ранней истории человечества, и мы легко увидим, что между представлениями о святых и медициной не существует никакого противоречия. И первое, и второе являются продуктом непрерывной борьбы человека с природой за выживание. Представления о бессмертии и святых возникли в результате стремления людей избавиться от болезней и смерти, как источник мужества, необходимого для долгой жизни. Медицина отличается от представлений о святых тем, что она, хотя и не способна удовлетворить психологическую тягу человека к чудесному и укрепить его веру в себя, однако дает возможность более активно вести поиск реально осуществимых методов продления жизни.
2. Искусство долголетия святых
1) Достижение долголетия через «убийство трех демонов» Согласно представлениям о святых, в теле человека живут «три демона». «Верхний демон» зовется Пэнцзюй, он толкает человека к стяжательству; «средний демон» зовется Пэнчжи и влечет человека к наслаждению пищей; третий демон — «нижний» — называется Пэнцзяо, он склоняет человека к разврату. «Три демона» обычно коренятся во внутренних органах человека: «верхний демон» — в голове, «средний» — в точке минтан, «нижний» — в желудке и селезенке. Именно «демоны» являются источником, порождающим и питающим страсти, главным злом, вызывающим болезни и влекущим человека к смерти. Значит, чтобы продлить жизнь, надо «убить трех демонов». Достичь этой цели можно тремя способами. Первый — «воздержание от пищи», то есть прекращение потребления обычной пищи, питание с помощью ци. В результате погибают и питающиеся в организме человека ци пищи «три демона». Второй способ — «соблюдение дня гэншэнь». Именно в этот день «три демона» нашептывают человеку помыслы о совершении греха. Если всю ночь в этот день не спать, а сохранять бодрость сознания, считается, что «три демона» погибают. Третий способ — уничтожение «нижнего демона» с помощью лекарств. Среди трав, применяемых китайской медициной в качестве лекарств, есть немало таких, которые убивают «демонов» и излечивают «сто болезней».
2) «Пестование жизни» через «искусство спальни»
«Искусство спальни», или, как его еще называют, «искусство совокупления», имеет целью укрепление здоровья за счет правильно организованной половой жизни.
3) Продление жизни путем особых препаратов
Препарат, способный продлить жизнь, — это «чудесная пилюля». Древние считали, что такое средство способно изменить характер человека, его тело и довести до совершенного состояния. К таким средствам они относили: киноварь, золото, серебро, жемчуг, реальгар, кварц и т.д.
4) Продление жизни с помощью цигун
Метод «пестования жизни набиранием и выведением» заключается в выведении из организма «грязной ци» и набирании «чистой ци», которая должна укреплять находящуюся в организме «изначальную ци». Согласно представлениям о святых, жизнь человека поддерживается благодаря полноте «прежденебесной изначальной ци», и задача состоит в том, чтобы «вернуться к корню», «вернуть начало». Достигнуть этого можно, если смешать воедино «чистую ци» природы и «изначальную ци» человека, тем самым создав неиссякаемый источник синтеза «изначальной ци».
5) Метод заклинаний
Согласно представлениям о святых, все болезни происходят от «злых духов» и «демонов». Противопоставить этой нечистой силе человек может чтение заклинаний, заговоров. Благодаря заклинаниям можно укрепить сердце и дух-шэнь, побороть посторонние мысли и другие напасти, обеспечить здоровье.
|