«Цигун Синьюя» — это целая система, и то, что мы здесь предлагаем, — всего лишь ее небольшая часть, ориентированная, главным образом, на укрепление здоровья, избавление от болезней и открытие «особых способностей».
Для занятий «цигун Синьюя» идеально, конечно же, пройти курс обучения под руководством самого учителя, поскольку метод Лю Синьюя обладает очень сильным действием и имеет массу тонких моментов, которые при самостоятельном изучении освоить нелегко.
I. «ЗАКЛАДКА ФУНДАМЕНТА» ЗДОРОВОГО ТЕЛА
1) Динамическая методика «пять первоэлементов покрывают ци»
Методика «пять первоэлементов покрывают ци» является базовой комплексной методикой всей системы. Она относится к категории «мягких методик покоя». На начальном этапе очень важно строго следовать ее принципам и требованиям, соблюдать постепенность и поэтапность. Процесс выполнения методики выглядит следующим образом: открытие точек и расслабление тела, соединение «сердца» с «мыслью», получение ци извне, переход от движений к покою, от «жесткости» к «мягкости», удерживание «правильной ци» внутри тела и достижение на этой основе «устойчивости сердца и спокойствия духа-шэнь», состояния, при котором «в пустоте присутствует наполненность».
«Поза беспредельности»
Встаньте прямо, ноги расставьте на ширину плеч, ступни — параллельно друг другу. Руки свободно опустите вниз. Голову держите прямо, вберите грудь, подтяните нижнюю челюсть, «опустошите» подмышки. Прикройте глаза. Дышите естественно. Сосредоточьтесь на даньтяне (область ниже пупка) (рис. 1).
«Феникс расправляет крылья»
Скрестите руки перед грудью, наложив правую руку на левую, и наклонитесь вперед. Одновременно с наклоном вдохните через рот, округлив губы. Втяните живот. Руки поднимите вверх, пронесите над макушкой и, перевернув ладонями наружу, разведите в стороны. Затем сожмите кисти в кулаки ладонями вверх и поднесите их к подмышкам. Сделайте интенсивный выдох через нос. По завершении выдоха слегка согните ноги в коленях, подожмите промежность и анус, кончик языка поднимите к верхнему нёбу, создав «сорочий мост» (рис. 2—5).
«Мальчик считает пальцы»
Не меняя положения, разверните кулаки ладонями вверх и медленно вытяните руки вперед. Мысленно «ведите» ци из кончиков пальцев по внутренней стороне рук, «концентрируя» ее в подмышках, до появления в подмышках ощущения наличия «шарообразных сгустков ци». Затем медленно на вдохе сгибайте и на выдохе разгибайте каждый палец, начиная с указательного и кончая мизинцем. Выполняйте упражнение в течение пяти минут.
«Святой смотрится в зеркало»
Руки слегка согните в локтях, взгляд направьте на точки лаогун на ладонях. Расслабьте плечи и руки, подожмите промежность и анус, кончик языка поднимите к нёбу. Сосредоточьтесь на «сгустках ци» в подмышках. С силой надавите на пятки (при этом кончики пальцев ног должны немного оторваться от пола). Погрузитесь в естественное состояние «пустоты и покоя».
Примечание
Во время выполнения всех упражнений, за исключением упражнения «феникс расправляет крылья», сохраняйте естественное дыхание, которое должно быть мягким, тонким, медленным и ровным. Выполняя упражнение «феникс расправляет крылья», применяйте дыхание «сильного огня» со звучным выдохом или глубокое обратное абдоминальное дыхание (на вдохе нижняя часть живота втягивается, на выдохе живот возвращается в естественное состояние). Во время выполнения упражнения сосредоточьтесь на движениях, которые должны быть легкими, свободными, согласованными и естественными. Двигайтесь энергично и ритмично. Придерживайтесь принципа «сохранения покоя в движении».
Сгибая пальцы, сосредоточивайтесь на их кончиках, выполняйте движения в гармонии с дыханием. Избегайте приложения чрезмерных усилий при поджимании ануса и промежности, чтобы не нарушать дыхания и расслабления всего тела.
«Движение передается плечами»
Продолжая предыдущее упражнение, обе руки одновременно выдвигайте вперед. Затем по короткой дуге передвигайте их по часовой стрелке, свободно покачивая туловищем. Дышите естественно. Затем медленно направьте находящиеся в подмышках «сгустки ци» в точку дачжуй (во впадине первого позвонка при опущенной голове). Направьте ци по меридиану думай вниз до точки минмэнь (на спине, точно напротив пупка). Женщины направляют «сгустки ци» в точку шаньчжун (на вертикальной оси грудины, точно посередине между сосками), а затем вниз по меридиану жэньмай в нижний дань-тянь. Мысленно перемещайте «изначальную ци» вслед за движением туловища. Выполните 36 раз (рис. 6, 7).
«Отпустить журавля на волю»
В результате выполнения предыдущего упражнения ци соберется в точке минмэнь (или в даньтяне).
Кисти рук установите перед животом. Ноги немного согните. Поднимите правую ногу и поставьте ее за левой так, чтобы она пересекала левую ногу в области сгиба (у колена). Вдохните через нос и задержите дыхание. Медленно сгибая левую ногу, присядьте и поочередно, начиная с мизинца, пошевелите пальцами левой ноги (стараясь поднять их). Мысленно направьте ци от точки юнцюань на подошве левой ноги по ее внутренней стороне через точку хуэй-инь (область промежности) в нижний даньтянь.
Правую ногу верните в исходное положение. Одновременно разведите руки и «обхватите ци». Выполняя длинный вдох через нос, поднимите левую ногу и занесите ее за сгиб правой ноги. Выполните упражнение, как указано выше, сменив ноги (рис. 8, 9).
Примечание
Выполняя два предыдущих упражнения, все движения сопровождайте «мыслью». Не старайтесь через силу продлить задержку дыхания. Вращение плечами, движение ци должны осуществляться естественно и свободно. Про- должительность выполнения упражнений определите самостоятельно в зависимости от вашей спортивной формы: старайтесь добиться ощущения сильного тепла и комфорта.
«Лев качает головой»
Встаньте прямо. Кисти рук ладонями вверх поместите в области даньтя-ня. Выполните продолжительный вдох через рот. Во время вдоха надуйте живот, подожмите промежность, как бы «подвешивая» тело. Пятки ног оторвите от пола, поднимите руки к точке шаньчжун. Подождите, пока живот наполнится ци. После этого опустите руки вниз, пятки — на пол и сделайте медленный выдох. Выполните упражнение трижды.
Не меняя предыдущей позы, кисть правой руки ладонью вверх поднесите к левой руке. Выдохните через нос и вслед за рукой выполните поворот всего тела вправо, правую руку поместите за головой. Одновременно с этим присядьте и снова встаньте. Затем с силой разверните корпус влево. Выполните этот поворот с шумным выдохом через нос. Повторите упражнение трижды в каждую сторону. Верните кисти к даньтяню (рис. 10—14).
«Золотая бабочка порхает над водой»
Успокойте дыхание, расслабьтесь, разведите руки в стороны. Корпусом совершайте движения вперед и назад в стиле баттерфляй, а коленями — вращения против часовой стрелки. «Загребайте» ци и «вливайте» ее в точку шаньчжун (рис. 15, 16).
Примечание
В начале упражнения «лев качает головой» применяется абдоминальное дыхание. У начинающих во время такого дыхания может появиться теснение в груди, ощущение нехватки воздуха и другие проявления дискомфорта. В таких случаях рекомендуется еще больше расслабиться и физически, и психологически и строго придерживаться принципов последовательности и постепенности. Шумный выдох в конце упражнения должен быть коротким и свободным.
Во время выполнения упражнения «золотая бабочка порхает над водой» старайтесь, чтобы ноги, корпус, поясница, руки и голова представляли собой одно целое. Двигайтесь не менее трех минут.
«Старая черепаха прислушивается к журчанию источника»
Завершив предыдущее упражнение, поместите наложенные друг на друга кисти перед даньтянем и затем опустите вдоль тела. Скопившуюся во рту «нефритовую жидкость из чистого источника» проглотите, руки согните в локтях, указательные пальцы поднесите к ушам. Примите «позу всадника». Затем медленно выпрямитесь, одновременно вводя пальцы в уши. Дышите естественно. Мысленное сосредоточение и «внутренний взгляд» направьте в область точки юйчжэнь на затылке (рис.17).
Завершающее упражнение
Подождите, пока в ушах не раздастся гул, а пальцы, вставленные в уши, не запульсируют. Придайте ладоням нормальное развернутое положение и выньте их из ушей. Опустите руки надавливающим движением вниз вдоль тела до ягодиц. Присядьте, приняв глубокую «позу всадника». Выполните продолжительный вдох через рот. Ноги легким прыжком сведите вместе. «Проглотите ци», направив ее в нижний даньтянь. Вернитесь в «позу беспредельности» (рис. 18—21).
2) Теоретическое обоснование методики "пять первоэлементов покрывают ци"
Суть методики
Так называемые «пять первоэлементов» — это пять разных субстанций: «дерево», «огонь», «земля», «металл», «вода». В древности учение о «пяти первоэлементах» являлось методологической основой для классификации всех предметов и явлений, использовалось как теоретический инструмент, позволяющий делать заключения о взаимосвязях между явлениями и предметами и их эволюции.
В трактате «Чжоушу» говорится: «Вода указывает на то, что стекает; огонь указывает на то, что повышает температуру; дерево указывает на то, что гнется и выпрямляется; металл указывает на то, что подвержено изменениям; земля указывает на то, что относится к хлебопашеству». Так представлялась сущность «пяти первоэлементов» в древности. Принцип классификации с их помощью предметов и явлений заключается в использовании специфических характеристик того или иного первоэлемента для отнесения соответствующего явления природы или органа человека к тому или иному классу (см. табл. 1).
Согласно теории китайской традиционной медицины, все материальные объекты в мире образуются в результате динамических изменений этих пяти видов материальных сущностей. «Металл» характеризуется чистотой, твердостью и прочностью; «дерево» — рождением, «огонь» — сильным теплом ян; «вода» — холодностью и текучестью; «земля»— изменчивостью, ростом и плодородием.
Соотнесенность «пяти первоэлементов» с внутренними органами человека выразилась в теории «пяти первоэлементов» и инь-ян-теории, которые позволяют отслеживать физиологические процессы в организме человека и патологии, диагностировать и лечить болезни. Эта же теория лежит в основе деятельности по наблюдению за жизненными процессами в организме человека, их коррекции и изучению.
Между «пятью первоэлементами» существуют отношения «взаимного сдерживания» и «взаимного стимулирования», а также «взаимного порождения» и «взаимного ограничения». Применительно к функционированию организма человека теория «пяти первоэлементов» как раз задействует систему их взаимоотношений, с помощью которой описываются внутренние органы, их взаимодействие, а также обеспечивается достижение баланса между инь и ян.
Методика «пять первоэлементов покрывает ци», ее общая направленность, состоит в создании условий для полного слияния воедино неба, земли и человека, в использовании «правильной ци» неба, земли и космоса для пополнения и активизации «правильной ци» внутренних органов, что создает условия для нормальной циркуляции «истинной ци» человека («канальной ци»). Например, используемое в данной методике упражнение «мальчик считает пальцы» — имеет целью направить «правильную ци» природы по энергетическим каналам в организм человека, в даньтянь, где она скапливается, хранится, откуда она разносится по всему телу, тем самым обеспечивает баланс между инь и ян, излечивает болезни и укрепляет внутренние органы. Пальцы рук и ног непосредственным образом связаны с двенадцатью основными энергетическими каналами и могут способствовать улучшению циркуляции ци и крови, укреплению внутренних органов, мышц и скелета, кожных покровов и волос. Циркулирующая по энергетическим каналам «истинная ци»
играет исключительно важную роль в обеспечении жизнедеятельности организма человека. Движение определенных пальцев устанавливает связь с соответствующими каналами, позволяет им «набирать» ци, обеспечивает ее беспрепятственную циркуляцию и не позволяет ей рассеиваться.
К примеру, сгибание большого пальца «закрывает» канал легких, тем самым обеспечивая циркуляцию «набранной» ци в организме и не позволяя ей вытекать вовне. Вот что означает слово «покрывать» в названии методики.
Закономерности циркуляции ци
Так называемая «ци» — это основная материальная субстанция, которая образует наш мир, движущая сила жизнедеятельности всех организмов. Древние китайские врачи и мастера цигун обычно связывали понятия «семя» и ци воедино, называя эту субстанцию «семенной ци». Применяемые в методике «пять первоэлементов покрывают ци» маршруты движения ци проходят через даньтянь точки, шаньчжун и юнцюань, которые участвуют в «поднятии», «опускании», «открытии» и «закрытии»; через даньтянь, точки минмэнь и ху-эйинь, между которыми происходит «циркуляция ци». «Истинная ци», проходя через эти точки, участвует в процессах укрепления духа-шэнь, ци, «преж-денебесного семени» и его «превращения в ци». Благодаря этому «правильная ци» оказывает разогревающее, защитное, укрепляющее и стимулирующее воздействие. Из двенадцати основных меридианов ци поступает в «восемь чудесных меридианов», после циркуляции по которым она возвращается в даньтянь. Важнейшим элементом методики является «пестование в покое».
На первом этапе происходит «набирание» ци через точки шисюань (Точки шисюань находятся на кончике каждого пальца, примерно на 0,3 см от ногтя на подушечке пальца, всего 10 точек. — Прим. ред.), расположенные на «трех ручных инь-меридианах» и «трех ручных ян-меридианах», «опускание» ци в даньтянь и в точку минмэнь, ее циркуляция по меридиану даймай, т.е. «прочищение» «малого небесного круга». Точки шисюань — канальные точки «шести ручных меридианов». «Открытие» этих точек автоматически обеспечивает «проходимость» каналов, свободную циркуляцию ци по меридиану даймай (опоясывающий). «Открытие» этих точек не только улучшает «проходимость» каналов, но и способствует обеспечению баланса инь и ян в каналах. Меридиан даймай «управляет» деятельностью всех каналов, а поэтому может «связывать» каналы между собой, стимулировать «обмен» между ними, тем самым обеспечивая сбалансированное и согласованное функционирование всех внутренних органов, усиливая возможности организма по получению из внешней среды питательных веществ и их переработке, «пополняя» «посленебесный корень».
На втором этапе, когда ци «набирается» через точки «трех ножных инь-меридианов» и «трех ножных ян-меридианов» и поступает в меридиан чжунмай (срединный), она шесть раз «поднимается» и «опускается», благодаря чему обеспечивается «соединение» сердца и почек, «взаимная поддержка огня и воды».
Сердце соотносится с «огнем», относится к классу ян и отвечает за «хранение духа-шэнь» (весь организм от головы до внутренних органов, от органов чувств до энергетических каналов, ци, кровь, «семя» и слюна, а также работа частей тела не могут обходиться без поддержки со стороны духа-шэнь). Почки соотносятся с «водой», относятся к классу инь и отвечают за «хранение семени» («семени прежденебесного», «семени посленебесного», «семени внутренних органов» и «деторождающего семени»). Когда устанавливается связь между ци сердца и почек, «огонь» и «вода» начинают «поддерживать» друг друга, что обеспечивает баланс между инь и ян.
x«Огонь» сердца порождает «землю» селезенки, которая является «после-небесным корнем». Связь между сердцем и почками автоматически порождает взаимосвязь почек с селезенкой, которая, в свою очередь, позволяет «послене-бесному» вернуться в состояние «прежденебесного». «Вода» почек порождает «дерево» печени, которое порождает «огонь» сердца. Если «дерево» печени в норме, сердце и дух-шэнь автоматически обретают спокойствие, в результате чего организм приходит в особое состояние «защитного торможения», состояние легкости, расслабленности, комфорта, покоя, тишины и радости — в цигун-состояние. В этом состоянии прекращается восприятие мозгом любых раздражений как внутреннего, так и внешнего характера, клетки мозга получают отдых, а его функциональный статус нормализуется. Обмен веществ, составляющий материальную основу функционирования организма, замедляется, уменьшается потребление кислорода, зато интенсифицируется накопление энергии, под непосредственным влиянием которой укрепляется функциональное состояние всех систем организма. Все это играет очень важную роль в процессе приведения в движение, накопления и укрепления «истинной ци» в организме человека, в раскрытии его внутренних «особых способностей».
На третьем этапе «набирание» ци происходит через точки юнцюань и шаньчжун. Она направляется в «срединный очаг» (нижний и средний дань-тяни), поднимается в район «северного очага». После поступления ци через точки юнцюань она по спирали поднимается вверх, проходя по «трем ножным инь-меридианам» и «трем ножным ян-меридианам», затем проходит через точки хуэйинь, вэйлюй (область копчика) и минмэнь и поступает в нижний даньтянь. По верхнему пути ци, после ее «захватывания» руками, попадает в точку шаньчжун, входит в средний даньтянь. Таким образом, «срединный очаг» оказывается заполненным ци. С учетом предыдущего двукраткого «набирания» ци ею оказываются полны все органы, все тело. Человек как бы «купается» в «правильной ци».
В точке шаньчжун проходит меридиан «тройного обогревателя». В процессе третьего «набирания» ци она и при движении по верхнему пути, и при движении по нижнему пути неизменно попадает в точку минмэнь. Минмэнь управляет двумя почками. Ци впереди проходит к пупку, слева и справа — к почкам, вверху идет через сердце и легкие к мозгу. Точка минмэнь — источник жизни, «резиденция» «семенной ци». Почки соотносятся с «водой», «огонь» главенствует над «водой», «вода» является источником «огня». «Вода» и «огонь» вынуждены «поддерживать» друг друга, не могут обойтись друг без друга. Эти «вода» и «огонь» в организме и в жизни человека суть «изначальное инь» и «изначальное ян», или «истинное инь» и «истинное ян», то есть «преж-денебесная семенная ци». Достижение баланса между инь и ян является условием и гарантией общего баланса в организме человека.
На третьем этапе «пестование в покое» доходит до «северного очага». Поскольку здесь «набирание» ци происходит комплексно через двенадцать основных меридианов и «восемь чудесных меридианов» и не обходит стороной точку минмэнь, этот этап позволяет инициировать деятельность «изначального ян». В этот момент, благодаря упражнению «старая черепаха прислушивается к журчанию источника», «изначальное ян» направляется в «северный очаг» для «пестования в покое». В результате достигается эффект «возвращения семени для пополнения мозга», чем завершается решение задачи «укрепления семени» и его «превращения в ци».
|