БЕЛАРУСЬ
ВЕНГРИЯ
ИЗРАИЛЬ
ИРЛАНДИЯ
КАЗАХСТАН
КАНАДА
КИТАЙ
КЫРГЫЗСТАН
ЛАТВИЯ
ЛИТВА
МОЛДОВА
НОРВЕГИЯ
ОАЭ
ПРИДНЕСТРОВЬЕ
РОССИЯ
СЛОВАКИЯ
США
УКРАИНА
ЭСТОНИЯ
Главная
Тех. поддержка сайта

Главная страница
 



ЧЖУН ЮАНЬ ЦИГУН
 
Все новости Начинающим Практикующим Материалы Поиск на сайте Контакты

<<Назад     Выход     

Избранные методики из «цигун Синьюя» (Часть II).

Ли Цзяньсинь

Движения тела

 

В процессе занятий цигун надо добиваться соединения в одно целое «мысли», ци и тела. Поэтому положения, принимаемые телом, являются важ­ной частью любой методики. Точность выполнения движений непосредственным образом влияет на степень расслабления, на глубину погружения в «состояние покоя», на свободу дыхания и психологическое состояние. Древ­ние говорили об этом так: «Если положение тела неправильное, ци не прохо­дит; если ци не проходит, дыхание не успокоится; если дыхание не успокоит­ся, ци будет рассеиваться».

Разные позы по-разному влияют на организм. От положения тела зави­сит степень напряжения мышц в различных частях тела и нагрузка на них, циркуляция крови и ее распределение, функциональная активность энерге­тических каналов внутренних органов и циркуляция ци в организме. Именно на таком понимании положений тела и базируется методика «пять первоэле­ментов покрывают ци», при разработке которой использованы принципы точных, естественных и эффективных «шести состояний», а именно: сочета­ния динамики и статики, внешнего и внутреннего, «мысли» и ци, «набира­ния», «укрепления» и «пестования», «верхнего», «среднего» и «нижнего», «то­чечного», «линейного» и «плоскостного», «пополнения» и «ослабления».

В методике есть статические упражнения («поза беспредельности», «святой смотрится в зеркало», «старая черепаха прислушивается к журчанию источника»), а также динамические упражнения («движение передается пле­чами», «лев качает головой», «золотая бабочка порхает над водой»). Благодаря ритмичной смене статических упражнений динамическими, представляющей собой единство противоположностей, возникает ситуация взаимной обуслов­ленности между поверхностью тела, внутренними органами брюшной полос­ти и ци, в результате чего формируется динамическое единство, включающее внутренние органы, конечности и весь скелет, верхнюю и нижнюю, левую и правую половины тела, его внешнюю поверхность и «внутренность».

Все движения тела можно разделить на три этапа: этап первый — от ис­ходной позы до пестования ци после упражнения «движение передается пле­чами», второй этап — от упражнения «отпустить журавля на волю» до упраж­нения «лев качает головой», третий этап - от упражнения «золотая бабочка порхает над водой» до завершающего упражнения. Каждый из этапов включа­ет «набирание», «укрепление» и «пестование», которые обеспечивают «обра­ботку», «возгонку» и «превращение» «набранной ци» в «правильную ци» чело­века. Сгибание пальцев рук и ног, сопряженное с дыханием, направление ци в даньтянь, «открытие» и «закрытие» тела, «подъем» и «опускание», «напря­жение» и «расслабление» есть формы параллельного выполнения «набира­ния», «укрепления» и «пестования». Это не только позволяет повысить эф­фективность занятий и ускорить получение результата, но и способствует предотвращению действий по шаблону и через силу, возникновению «откло­нений». Направление ци внутрь, «ведение» ци «мыслью» являются проявле­нием сочетания «мысли» и ци; сгибание пальцев, вращение корпуса с переда­чей движения плечами, «захватывание» ци, вращение ног, покачивание голо­вой являются примером синхронной работы «мысли» и ци, направленной на улучшение циркуляции ци, «открытие» точек и преодоление «застав».

Передача движения плечами, вращение тазом, «захватывание» ци — это движения округлого типа; сгибание пальцев, поднимание и опускание ци по меридиану чжунмай и другие подобные манипуляции относятся к разряду ли­нейных. Сосредоточение на даньтяне, минмэнь — это концентрация на точ­ках. «Круглое» покрывает «плоское», «линейное» способствует «достиже­нию», «точечное» благоприятно для «наполнения». Округлые движения соот­ветствуют неспешности потока ци, вновь и вновь возобновляемому движе­нию по замкнутому кругу, а потому содействуют и «укреплению», и «пестова­нию», способствуют погружению в цигун-состояние. Например, после «наби­рания» ци в процессе вращения плечами и сгибания пальцев, ци с помощью «мысли» по «трем ручным инь-меридианам» направляется в подмышки, где  она концентрируется в подобие шара. Во время вращения плечами эти «ша­ры» вращаются тоже, усиливая воздействие на точки дачжуй (область шеи) и шаыьчжун, заставляя ци поступать в точки минмэнь и даньтянь. Выполнение «десяти соединений» позволяет обеспечивать непрерывную подпитку «ша­рообразной ци» в подмышках. Таким образом формируется бесперебойный маршрут поступления ци, на котором подмышечная область выступает в ка­честве «перевалочной станции», на которой «внешняя ци» концентрируется, очищается, проходит обработку и замедляет скорость поступления в точку минмэнь или даньтянь. Благодаря этому увеличивается количество опускаю­щейся ци, организм успевает подстроиться для ее принятия. После наполне­ния даньтяня или минмэнь ци, этот, еще больший по размерам «шар», может циркулировать по меридиану даймай самостоятельно. Тело начинает автома­тически работать на прием поступающей в последующем ци.

 


Пик двигательного процесса, проходящий через все три этапа методи­ки, приходится на упражнение «золотая бабочка порхает над водой». В этом упражнении движение связывает между собой верхние, средние и нижние ча­сти ног, рук и корпуса, которые без усилия следуют друг за другом. Человек, выполняющий это упражнение, напоминает плывущую рыбу, у него внешние движения стимулируют «внутреннее», то есть усиливают функциональную активность внутренних органов, разрабатывают суставы, помогают внутрен­ним трансформациям ци.

Как и основные принципы терапии, принятые в традиционной китай­ской медицине, занятия цигун базируются на восприятии организма в его единстве и целостности. «Пополнение» и «ослабление» в цигун осуществля­ются с учетом сезона, времени года, изменений погодных условий, географи­ческой среды и индивидуальных особенностей человека.

Нам осталось поговорить только о роли дыхания в данной методике. Правильное дыхание занимающегося напрямую влияет на эффективность методики. Оно является важным способом взращивания и укрепления «ис­тинной ци» в организме человека, погружения в «состояние покоя», установ­ления динамического равновесия между инь и ян, лечения болезней. Кроме способов естественного и абдоминального дыхания в методике «пять перво­элементов покрывают ци» практикуется использование «умеренного огня» и «сильного огня».

«Умеренный огонь» используется для пестования ци, а «сильный огонь» —для выведения «грязного». Например, во время выполнения упраж­нения «движение передается плечами» ци собирается в точке дачжуй и опус­кается в минмэнь, пробивая «заставу» цзяцзы. В процессе выполнения упраж­нения «лев качает головой» ци входит через точки лаогун, проходит через точ­ки цзяньцзин и поступает в точку дачжуй. Руками поддерживая затылок, че­ловек встряхивает головой и выдыхает с «сильным огнем», чтобы пробить «за­ставу» юйчжэнь. Упражнение «золотая бабочка порхает над водой» сопровож­дается одновременным вращением ног, благодаря которому происходит «от­крытие» и «закрытие» точки вэйлюй. Ци поднимается вверх к точке минмэнь, поступает в даньтянь, в результате чего пробивается «застава» вэйлюй. Таким образом, открытие байхуэй, вэйлюй, цзяцзи и юйчжэнь — важных точек на меридианах думай и жэньмай — делает легким открытие «малого небесного круга». Полноценное же функционирование меридианов жэньмай и думай обеспечивает «проходимость» всей системы энергетических каналов, что яв­ляется важным залогом успешного лечения заболеваний.

Абдоминальное дыхание, применяемое во время выполнения упражне­ния «лев качает головой», не только обеспечивает свободную циркуляцию ци и крови по всему телу, но и укрепляет функциональное состояние внутренних органов. Постоянное сокращение и расслабление брюшины и диафрагмы улучшают перистальтику, деятельность сердца, легких, печени, селезенки, почек и мочевого пузыря.

Процесс концентрации ци и накопления энергии в даньтяне играет важную роль для возбуждения «истинной ци» в организме человека, замедле­ния обмена веществ и уменьшения потребления кислорода.


 

I.  Методики «неба» и «земли» (цянь и кунь)

Методика кунь

Слегка расставьте ноги, немного согните колени, подтяните живот, рас­слабьте анус и промежность. Голову держите прямо, прикройте глаза. Пальцы ног чуть-чуть оторвите от пола, перенеся тяжесть тела на пятки. Расслабьтесь и успокойтесь, установите ровное дыхание. Сосредоточьтесь на точках юнцю-ань на подошвах ног.

Пальцы рук, кроме больших, переплетите и поместите их перед живо­том на уровне пупка. Медленно выполните 36 вращательных движений боль­шими пальцами по часовой стрелке. Большие пальцы при этом должны «как бы касаться друг друга и как бы нет». Прекратите вращение, соедините боль­шие пальцы, наберите ци ртом (высунув язык и свернув его и трубочку, сде­лайте вдох) и направьте ее в даньтянь.

Затем выполните 72 подергивающих движения животом изнутри кнару­жи.

В заключение с шумом выдохните ци из даньтяня.

Методика цянь

Сядьте свободно, пятки оторвите от пола, «захватив» его пальцами. Подтяните анус и промежность.

Переплетите пальцы рук и наложите кисти на точку байхуэй на макуш­ке, чтобы они находились на небольшом расстоянии от корней волос. Мед­ленно выполните 36 вращательных движений большими пальцами против ча­совой стрелки. Большие пальцы при этом должны «как бы касаться друг дру­га и как бы нет». Затем трижды «протолкните» ци руками в точку байхуэй (медленно поднимите руки над макушкой и, расслабив, опустите).

Немного приподнимите руки над головой, сделайте длинный вдох через нос, расслабьте мышцы лица и головы, потрясите головой и шумно выдох­ните.

 

II.  МЕТОДИКА «АТАКИ НА БОЛЕЗНЬ»

 
1.Методика "атаки на свою болезнь"
(Большая пальцевая форма жизни)

Вытяните правую руку на уровне точки шаньчжун, поверните кисть ла­донью вверх. Большой и указательный пальцы левой руки поднесите к точке хэгу на правой кисти и придайте рукам «большую пальцевую форму жизни» (рис. 1, 2, 3). Большой палец напрягите, указательный расслабьте, остальным трем пальцам придайте форму «когти орла», изогните запястье. Обратите вни­мание, что мизинец правой руки не должен подниматься выше основания ла­дони левой руки, а указательный палец правой руки не должен выступать за основание мизинца левой.

«Ведите ци мыслью», выполните девять «малых небесных кругов». На­чиная «вращать ци», подтяните анус. Когда доведете ци до точки байхуэй, 

 

 

«наведите сорочий мост» (подни­мите язык к нёбу). Когда ци пройдет точку байхуэй, ослабьте анус.

Затем соедините пальцы рук, чтобы большой и указатель­ный пальцы правой руки надав­ливали на соответствующие паль­цы левой руки, а остальные три пальца поместите на тыльную сторону ладони противополож­ной руки. Медленно опустите ру­ки к нижнему даньтяню.

Расслабьтесь, погрузитесь в «состояние покоя», дышите есте­ственно, набирайте «чистую ци», выводите «грязную». Для этого мысленно «введите» ци через точки шисюань, «ведите» ее по «трем ручным инь-меридианам» вверх до точки тяньту, а затем вниз через точку шаньчжун в даньтянь, еще ниже в промеж­ность, в точку хуэйинь и далее по «трем ножным инь-меридианам» (по внутренней стороне ног) в точки юнцюань.
Упражнение рекомендует­
ся выполнять от 3 до 9 раз. Это упражнение можно выполнять двояко: как только «набирание» ци и как «набирание» и «выведе­ние».

2. Методика «атаки на чужую болезнь»

Больной должен рассла­биться, погрузиться в «состояние покоя», а врач — сесть напротив больного. Наложите руки друг на друга так, чтобы пальцы были разведены, большой палец правой руки лежал на большом пальце левой, а остальные пальцы — на тыльной стороне левой кис­ти. Сосредоточьтесь на указательном пальце, который надо направить на очаг заболевания пациента. Представьте себе, что вы «втягиваете» болезнь в указа­тельный палец, не забывая при этом «мыслью вести ци». «Втянув» болезнь, направьте ци «по трем ручным инь-меридианам» вверх к точке тяньту, а затем через точку шаньчжун вниз в даньтянь, далее в точку хуэйинь и по «трем нож­ным инь-меридианам» в точки юнцюань. Из точек юнцюань отправляйте ци «глубоко в землю».

Примечание: занятия по самостоятельному набиранию ци обязательно должны быть более продолжительными, чем сеансы терапии заболеваний у других людей.

III. ТЕЛЕПАТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА

Упражнение лучше выполнять в паре. Сядьте друг за другом. Первый человек садится, скрестив ноги и переплетая пальцы рук, чтобы большие пальцы касались друг друга, помещает руки над головой. Тот, что сзади, при­дает пальцам «форму жизни» и помещает руки перед грудью, становится на колени на расстоянии 30 см от партнера так, чтобы пятки упирались в свои точки хуаньтяо, а колени — в точки хуаньтяо партнера. Пальцы ног расслаб­ленны. Он закрывает глаза, устанавливает ровное, тонкое и протяжное дыха­ние, погружается в «состояние покоя», замирает в позе «беспредельности».

Человек, находящийся впереди, направляет из своей точки иньтан в го­лову находящегося сзади человека мысленный «взгляд», который, проходя че­рез «задний мозг», пронизывает ее. Человек, располагающийся сзади, направ­ляет из своей точки иньтан в голову человека, находящегося спереди, мыслен­ный «взгляд», который попадает в точку иньтаи партнера и проходит насквозь.

Вдох — через рот, выдох — через нос. На вдохе подтягивайте анус и про­межность, па выдохе расслабляйте их.

Когда партнер впереди выполняет вдох, партнер сзади делает выдох; когда партнер впереди выполняет выдох, партнер сзади выполняет вдох. Ды­хание партнеров должно быть синхронизировано.

Когда партнер впереди выполняет вдох через рот, он должен представ­лять, что ци из его точки байхуэй по меридиану жэньмай (переднесрединный) опускается в точку хуэйинь; в это время партнер сзади выполняет выдох через нос и мысленно представляет, как ци из его точки хуэйинь направляется по меридиану думай (заднесрединный) в «задний мозг».

Когда партнер впереди выполняет выдох через нос, он должен мыслен­но представлять, как ци из точки хуэйинь партнера по меридиану думай под­нимается в его «задний мозг», а партнер сзади, выполняя в это время вдох че­рез рот, мысленно представляет движение ци из точки байхуэй партнера по меридиану жэньмай в точку хуэйинь партнера.

Один дыхательный цикл партнеров составляет один «малый небесный круг».

На первых порах дыхание партнеров неизбежно будет шумным, но по мере занятий шумность будет уменьшаться и партнеры будут просто ощущать дыхание друг друга.

Продолжительность занятий определяется индивидуально и может составлять 36 или 72 дыхательных цикла.

Если партнеру спереди трудно поднимать руки, он может выполнить «пальцевую форму жизни» на уровне груди, но положение рук над головой эффективнее.

Во время занятий партнеры могут меняться местами. Упражнение так­же можно выполнять в одиночку напротив дерева.


<<Назад     Выход     


цигун, искусство цигун, Чжун Юань цигун, ЧЮ цигун, занятия цигун, метод оздоровления в цигун, цигун для начинающих, медитация в цигун, школа цигун для здоровья, практика цигун
Copyright C 1993-2020. Qigong.
Все права защищены.

Копирование всех частей сайта в какой-либо форме без разрешения владельца авторских прав запрещено.