Движения тела
В процессе занятий цигун надо добиваться соединения в одно целое «мысли», ци и тела. Поэтому положения, принимаемые телом, являются важной частью любой методики. Точность выполнения движений непосредственным образом влияет на степень расслабления, на глубину погружения в «состояние покоя», на свободу дыхания и психологическое состояние. Древние говорили об этом так: «Если положение тела неправильное, ци не проходит; если ци не проходит, дыхание не успокоится; если дыхание не успокоится, ци будет рассеиваться».
Разные позы по-разному влияют на организм. От положения тела зависит степень напряжения мышц в различных частях тела и нагрузка на них, циркуляция крови и ее распределение, функциональная активность энергетических каналов внутренних органов и циркуляция ци в организме. Именно на таком понимании положений тела и базируется методика «пять первоэлементов покрывают ци», при разработке которой использованы принципы точных, естественных и эффективных «шести состояний», а именно: сочетания динамики и статики, внешнего и внутреннего, «мысли» и ци, «набирания», «укрепления» и «пестования», «верхнего», «среднего» и «нижнего», «точечного», «линейного» и «плоскостного», «пополнения» и «ослабления».
В методике есть статические упражнения («поза беспредельности», «святой смотрится в зеркало», «старая черепаха прислушивается к журчанию источника»), а также динамические упражнения («движение передается плечами», «лев качает головой», «золотая бабочка порхает над водой»). Благодаря ритмичной смене статических упражнений динамическими, представляющей собой единство противоположностей, возникает ситуация взаимной обусловленности между поверхностью тела, внутренними органами брюшной полости и ци, в результате чего формируется динамическое единство, включающее внутренние органы, конечности и весь скелет, верхнюю и нижнюю, левую и правую половины тела, его внешнюю поверхность и «внутренность».
Все движения тела можно разделить на три этапа: этап первый — от исходной позы до пестования ци после упражнения «движение передается плечами», второй этап — от упражнения «отпустить журавля на волю» до упражнения «лев качает головой», третий этап - от упражнения «золотая бабочка порхает над водой» до завершающего упражнения. Каждый из этапов включает «набирание», «укрепление» и «пестование», которые обеспечивают «обработку», «возгонку» и «превращение» «набранной ци» в «правильную ци» человека. Сгибание пальцев рук и ног, сопряженное с дыханием, направление ци в даньтянь, «открытие» и «закрытие» тела, «подъем» и «опускание», «напряжение» и «расслабление» есть формы параллельного выполнения «набирания», «укрепления» и «пестования». Это не только позволяет повысить эффективность занятий и ускорить получение результата, но и способствует предотвращению действий по шаблону и через силу, возникновению «отклонений». Направление ци внутрь, «ведение» ци «мыслью» являются проявлением сочетания «мысли» и ци; сгибание пальцев, вращение корпуса с передачей движения плечами, «захватывание» ци, вращение ног, покачивание головой являются примером синхронной работы «мысли» и ци, направленной на улучшение циркуляции ци, «открытие» точек и преодоление «застав».
Передача движения плечами, вращение тазом, «захватывание» ци — это движения округлого типа; сгибание пальцев, поднимание и опускание ци по меридиану чжунмай и другие подобные манипуляции относятся к разряду линейных. Сосредоточение на даньтяне, минмэнь — это концентрация на точках. «Круглое» покрывает «плоское», «линейное» способствует «достижению», «точечное» благоприятно для «наполнения». Округлые движения соответствуют неспешности потока ци, вновь и вновь возобновляемому движению по замкнутому кругу, а потому содействуют и «укреплению», и «пестованию», способствуют погружению в цигун-состояние. Например, после «набирания» ци в процессе вращения плечами и сгибания пальцев, ци с помощью «мысли» по «трем ручным инь-меридианам» направляется в подмышки, где она концентрируется в подобие шара. Во время вращения плечами эти «шары» вращаются тоже, усиливая воздействие на точки дачжуй (область шеи) и шаыьчжун, заставляя ци поступать в точки минмэнь и даньтянь. Выполнение «десяти соединений» позволяет обеспечивать непрерывную подпитку «шарообразной ци» в подмышках. Таким образом формируется бесперебойный маршрут поступления ци, на котором подмышечная область выступает в качестве «перевалочной станции», на которой «внешняя ци» концентрируется, очищается, проходит обработку и замедляет скорость поступления в точку минмэнь или даньтянь. Благодаря этому увеличивается количество опускающейся ци, организм успевает подстроиться для ее принятия. После наполнения даньтяня или минмэнь ци, этот, еще больший по размерам «шар», может циркулировать по меридиану даймай самостоятельно. Тело начинает автоматически работать на прием поступающей в последующем ци.
Пик двигательного процесса, проходящий через все три этапа методики, приходится на упражнение «золотая бабочка порхает над водой». В этом упражнении движение связывает между собой верхние, средние и нижние части ног, рук и корпуса, которые без усилия следуют друг за другом. Человек, выполняющий это упражнение, напоминает плывущую рыбу, у него внешние движения стимулируют «внутреннее», то есть усиливают функциональную активность внутренних органов, разрабатывают суставы, помогают внутренним трансформациям ци.
Как и основные принципы терапии, принятые в традиционной китайской медицине, занятия цигун базируются на восприятии организма в его единстве и целостности. «Пополнение» и «ослабление» в цигун осуществляются с учетом сезона, времени года, изменений погодных условий, географической среды и индивидуальных особенностей человека.
Нам осталось поговорить только о роли дыхания в данной методике. Правильное дыхание занимающегося напрямую влияет на эффективность методики. Оно является важным способом взращивания и укрепления «истинной ци» в организме человека, погружения в «состояние покоя», установления динамического равновесия между инь и ян, лечения болезней. Кроме способов естественного и абдоминального дыхания в методике «пять первоэлементов покрывают ци» практикуется использование «умеренного огня» и «сильного огня».
«Умеренный огонь» используется для пестования ци, а «сильный огонь» —для выведения «грязного». Например, во время выполнения упражнения «движение передается плечами» ци собирается в точке дачжуй и опускается в минмэнь, пробивая «заставу» цзяцзы. В процессе выполнения упражнения «лев качает головой» ци входит через точки лаогун, проходит через точки цзяньцзин и поступает в точку дачжуй. Руками поддерживая затылок, человек встряхивает головой и выдыхает с «сильным огнем», чтобы пробить «заставу» юйчжэнь. Упражнение «золотая бабочка порхает над водой» сопровождается одновременным вращением ног, благодаря которому происходит «открытие» и «закрытие» точки вэйлюй. Ци поднимается вверх к точке минмэнь, поступает в даньтянь, в результате чего пробивается «застава» вэйлюй. Таким образом, открытие байхуэй, вэйлюй, цзяцзи и юйчжэнь — важных точек на меридианах думай и жэньмай — делает легким открытие «малого небесного круга». Полноценное же функционирование меридианов жэньмай и думай обеспечивает «проходимость» всей системы энергетических каналов, что является важным залогом успешного лечения заболеваний.
Абдоминальное дыхание, применяемое во время выполнения упражнения «лев качает головой», не только обеспечивает свободную циркуляцию ци и крови по всему телу, но и укрепляет функциональное состояние внутренних органов. Постоянное сокращение и расслабление брюшины и диафрагмы улучшают перистальтику, деятельность сердца, легких, печени, селезенки, почек и мочевого пузыря.
Процесс концентрации ци и накопления энергии в даньтяне играет важную роль для возбуждения «истинной ци» в организме человека, замедления обмена веществ и уменьшения потребления кислорода.

I. Методики «неба» и «земли» (цянь и кунь)
Методика кунь
Слегка расставьте ноги, немного согните колени, подтяните живот, расслабьте анус и промежность. Голову держите прямо, прикройте глаза. Пальцы ног чуть-чуть оторвите от пола, перенеся тяжесть тела на пятки. Расслабьтесь и успокойтесь, установите ровное дыхание. Сосредоточьтесь на точках юнцю-ань на подошвах ног.
Пальцы рук, кроме больших, переплетите и поместите их перед животом на уровне пупка. Медленно выполните 36 вращательных движений большими пальцами по часовой стрелке. Большие пальцы при этом должны «как бы касаться друг друга и как бы нет». Прекратите вращение, соедините большие пальцы, наберите ци ртом (высунув язык и свернув его и трубочку, сделайте вдох) и направьте ее в даньтянь.
Затем выполните 72 подергивающих движения животом изнутри кнаружи.
В заключение с шумом выдохните ци из даньтяня.
Методика цянь
Сядьте свободно, пятки оторвите от пола, «захватив» его пальцами. Подтяните анус и промежность.
Переплетите пальцы рук и наложите кисти на точку байхуэй на макушке, чтобы они находились на небольшом расстоянии от корней волос. Медленно выполните 36 вращательных движений большими пальцами против часовой стрелки. Большие пальцы при этом должны «как бы касаться друг друга и как бы нет». Затем трижды «протолкните» ци руками в точку байхуэй (медленно поднимите руки над макушкой и, расслабив, опустите).
Немного приподнимите руки над головой, сделайте длинный вдох через нос, расслабьте мышцы лица и головы, потрясите головой и шумно выдохните.
II. МЕТОДИКА «АТАКИ НА БОЛЕЗНЬ»
1.Методика "атаки на свою болезнь"
(Большая пальцевая форма жизни)
Вытяните правую руку на уровне точки шаньчжун, поверните кисть ладонью вверх. Большой и указательный пальцы левой руки поднесите к точке хэгу на правой кисти и придайте рукам «большую пальцевую форму жизни» (рис. 1, 2, 3). Большой палец напрягите, указательный расслабьте, остальным трем пальцам придайте форму «когти орла», изогните запястье. Обратите внимание, что мизинец правой руки не должен подниматься выше основания ладони левой руки, а указательный палец правой руки не должен выступать за основание мизинца левой.
«Ведите ци мыслью», выполните девять «малых небесных кругов». Начиная «вращать ци», подтяните анус. Когда доведете ци до точки байхуэй,


«наведите сорочий мост» (поднимите язык к нёбу). Когда ци пройдет точку байхуэй, ослабьте анус.
Затем соедините пальцы рук, чтобы большой и указательный пальцы правой руки надавливали на соответствующие пальцы левой руки, а остальные три пальца поместите на тыльную сторону ладони противоположной руки. Медленно опустите руки к нижнему даньтяню.
Расслабьтесь, погрузитесь в «состояние покоя», дышите естественно, набирайте «чистую ци», выводите «грязную». Для этого мысленно «введите» ци через точки шисюань, «ведите» ее по «трем ручным инь-меридианам» вверх до точки тяньту, а затем вниз через точку шаньчжун в даньтянь, еще ниже в промежность, в точку хуэйинь и далее по «трем ножным инь-меридианам» (по внутренней стороне ног) в точки юнцюань.
Упражнение рекомендуется выполнять от 3 до 9 раз. Это упражнение можно выполнять двояко: как только «набирание» ци и как «набирание» и «выведение».
2. Методика «атаки на чужую болезнь»
Больной должен расслабиться, погрузиться в «состояние покоя», а врач — сесть напротив больного. Наложите руки друг на друга так, чтобы пальцы были разведены, большой палец правой руки лежал на большом пальце левой, а остальные пальцы — на тыльной стороне левой кисти. Сосредоточьтесь на указательном пальце, который надо направить на очаг заболевания пациента. Представьте себе, что вы «втягиваете» болезнь в указательный палец, не забывая при этом «мыслью вести ци». «Втянув» болезнь, направьте ци «по трем ручным инь-меридианам» вверх к точке тяньту, а затем через точку шаньчжун вниз в даньтянь, далее в точку хуэйинь и по «трем ножным инь-меридианам» в точки юнцюань. Из точек юнцюань отправляйте ци «глубоко в землю».
Примечание: занятия по самостоятельному набиранию ци обязательно должны быть более продолжительными, чем сеансы терапии заболеваний у других людей.
III. ТЕЛЕПАТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА
Упражнение лучше выполнять в паре. Сядьте друг за другом. Первый человек садится, скрестив ноги и переплетая пальцы рук, чтобы большие пальцы касались друг друга, помещает руки над головой. Тот, что сзади, придает пальцам «форму жизни» и помещает руки перед грудью, становится на колени на расстоянии 30 см от партнера так, чтобы пятки упирались в свои точки хуаньтяо, а колени — в точки хуаньтяо партнера. Пальцы ног расслабленны. Он закрывает глаза, устанавливает ровное, тонкое и протяжное дыхание, погружается в «состояние покоя», замирает в позе «беспредельности».
Человек, находящийся впереди, направляет из своей точки иньтан в голову находящегося сзади человека мысленный «взгляд», который, проходя через «задний мозг», пронизывает ее. Человек, располагающийся сзади, направляет из своей точки иньтан в голову человека, находящегося спереди, мысленный «взгляд», который попадает в точку иньтаи партнера и проходит насквозь.
Вдох — через рот, выдох — через нос. На вдохе подтягивайте анус и промежность, па выдохе расслабляйте их.
Когда партнер впереди выполняет вдох, партнер сзади делает выдох; когда партнер впереди выполняет выдох, партнер сзади выполняет вдох. Дыхание партнеров должно быть синхронизировано.
Когда партнер впереди выполняет вдох через рот, он должен представлять, что ци из его точки байхуэй по меридиану жэньмай (переднесрединный) опускается в точку хуэйинь; в это время партнер сзади выполняет выдох через нос и мысленно представляет, как ци из его точки хуэйинь направляется по меридиану думай (заднесрединный) в «задний мозг».
Когда партнер впереди выполняет выдох через нос, он должен мысленно представлять, как ци из точки хуэйинь партнера по меридиану думай поднимается в его «задний мозг», а партнер сзади, выполняя в это время вдох через рот, мысленно представляет движение ци из точки байхуэй партнера по меридиану жэньмай в точку хуэйинь партнера.
Один дыхательный цикл партнеров составляет один «малый небесный круг».
На первых порах дыхание партнеров неизбежно будет шумным, но по мере занятий шумность будет уменьшаться и партнеры будут просто ощущать дыхание друг друга.
Продолжительность занятий определяется индивидуально и может составлять 36 или 72 дыхательных цикла.
Если партнеру спереди трудно поднимать руки, он может выполнить «пальцевую форму жизни» на уровне груди, но положение рук над головой эффективнее.
Во время занятий партнеры могут меняться местами. Упражнение также можно выполнять в одиночку напротив дерева. |