БЕЛАРУСЬ
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
ВЕНГРИЯ
ГЕРМАНИЯ
ИЗРАИЛЬ
ИРЛАНДИЯ
ИТАЛИЯ
КАЗАХСТАН
КАНАДА
КИТАЙ
КЫРГЫЗСТАН
ЛАТВИЯ
ЛИТВА
МОЛДОВА
НОРВЕГИЯ
ОАЭ
ПРИДНЕСТРОВЬЕ
РОССИЯ
СЛОВАКИЯ
США
УКРАИНА
ЧЕРНОГОРИЯ
ЧЕХИЯ
ЭСТОНИЯ
Главная
Тех. поддержка сайта

Главная страница
 



ЧЖУН ЮАНЬ ЦИГУН
 
Все новости Начинающим Практикующим Материалы Фотогалерея Ссылки Общение


Понятие о цигун и его особенностях.

МА Цзижень, М.М.Богачихин
Цигун — древняя китайская лечебная техника. С 50-х годов ХХ века ее начали применять в клиниках и добились определенных успехов, она получила достаточно широкое распространение. Однако сам термин «цигун» трактуется у разных авторов неоднозначно. Одни исходят из значений составляющих слово иероглифов, рассматривая «ци» как дыхание, а «гун» как постоянные упражнения в регулировании дыхания и положений тела. Другие видят смысл термина в работе (гунфу) над ци. Третьи полагают, что название не соответствует содержанию. В древности метод называли ян шэн фа — метод взращивания жизни. В одном докладе о цигун-терапии цигун назвали «методом закаливания во время отдыха», в другом — «методом психотерапии».
Надо сказать, что в древности словосочетание «цигун» встречается крайне редко — говорят, только в книге даоса Сюй Суня во время династии Цзинь (265—420 гг.), а также — значительно позже — в одной из книг в конце Цинской династии. Термин этот довольно широко распространен среди занимающихся ушу (боевыми искусствами). Так, в современной книге «Тайны шаолиньских гимнастик» («Шаолинь-цюань мицзюэ») говорится: «Цигун — два сказа: один — взращивать ци, второй — тренировать ци». Однако первое из этих понятий говорит о даосской саморегуляции (гунфу), второе — о тренировке ушу, к рассматриваемому здесь цигуну это отношения не имеет. Только существовавший до освобождения (1949) ицигун (работа над мыслью и ци) относится к рассматриваемой модели. В 1934 г. в Китае вышла книга о лечении чахотки методом цигуна, но внимания она не привлекла. В 1960 г. директор Таншаньской клиники цигун-терапии Ван Цзиньбо прибыл в Шанхайскую городскую клинику цигун-терапии, где специалисты обсуждали вопросы терминологии, ибо «если имя не дано, то как именовать?» И было решено не понимать иероглиф <ци» узко, опираться на практически вкладываемый в него смысл. Исходили из того, что цигун — метод и теория самостоятельной тренировки тела и духа, прошедшие в народе длительный путь развития. Тренируя позы, дыхание, расслабляя тело и сердце (душу), концентрируя и используя сознание, совершая ритмические движения и пр., можно регулировать и усиливать различные механизмы человеческого тела, инициировать и возбуждать скрытые в теле силы. Это оказывает оздоровительное и общеукрепляющее действие, способствует профилактике заболеваний, долголетию. Использование цигуна для последней цели и говорит о методах цигун-терапии.
В «Трактате Желтого императора о внутреннем» («Хуанди нэйцзин») в числе пяти методов лечения: воздействие камнем бянь, использование лекарств, прижигании, «девять игл», упоминается дао инь ань цяо — это и есть древний цигун. В перечислении восьми слов: выдыхать, вдыхать, выплевывать, набирать, медведем повисать, птицей вытягиваться — содержится описание метода ведения и привлечения – даоинь. Ныне это называют статическим и динамическим цигуном. Многие классические медицинские трактаты на протяжении веков рассматривают эту технику.
Однако методы, используемые в цигуне, словами передать очень трудно. Кроме того, и в древности, и сейчас людей, овладевших им, не очень много. В Цинское время (1644—1911 гг.) Чжоу Сюэхай писал: «О методах ведения-привлечения — литература таинственная, смысл скрытный, многое не прочитаешь, стыдно, но не усвоить эти методы». Поэтому часто цигун считают священной тайной, смысл которой понять невозможно. Поэтому в прошлом специалистов по цигуну было очень мало.
Цигун — часть традиционной китайской медицины, но некоторые относят его (а точнее, «метод взращивания жизни» яншэн фа) к даосской саморегуляции (гунфу) и возводят к Лао-цзы. Позже он стал методом самосовершенствования (сю фа) в тайных даосских сектах. Когда во время Восточно-ханьской династии (в начале нашей эры) в Китай проник буддизм, имевший собственный метод «взращивания жизни», методика цигуна получила дальнейшее развитие. Считается, что ответвлений цигуна очень много, в даосизме они разделяются на две группы — северные и южные, поскольку даосизм раскололся на северный и южный. Существование цигуна уходит в глубь веков, вплоть до периода Тан Яо (один из мифический правителей). В годы «вёсен и осеней» и «борющихся царств» (VIII—III вв. до н.э.) он уже получил развитие, и в течение веков на него оказали влияние и даосы, и конфуцианцы, и различные методы укрепления здоровья, бытовавшие в народе. О некоторых методах цигуна пишется в даосских трактатах «Лао-цзы», «Чжуан-цзы». Например, у Лао-цзы читаем: «Опустоши свое сердце, наполни свой живот». Это говорит о том, что уже в то время эти методы были известны: при Цинь (246—207 гг. до н.э.) и в начале Хань (с 206 г.) числилось, например, с десяток философских школ, и даосизм принадлежал лишь к одной из них. В числе внеших большой вклад в теорию и практику следует отметить Гэ Хуна и его «Быопу-цзы».
В самом даосизме тоже было много направлений и не в каждом использовали цигун. После династий Сун и Юань (Х—ХIV вв.) существовало два основных направления. Первое называлось сектой правильного единого (чжэн и пай) или сектой амулетов и талисманов, заговоров и заклинаний, служащих для «изгнания бесов и снятия порчи. Второе называлось сектой киновари и котла (дань дин пай) или сектой плавления и взращивания (лянь ян пай), на севере именуемой сектой полной истины (цюань чжэнь пай), она имела задачей «плавить киноварь и добиваться долгой жизни», поэтому говорили о даосском учении золотой киновари (цзинь дань дао цзяо). Метод тренировки называли «техникой внутренней киновари» (нэй дань ту). Распространилась она со времени династий Сун и Юань (Сун: 960—1279 гг.). Основателем южной школы называют Чжан Бодуаня, а Ван Чжэ считают основателем северной школы. При династиях Мин и Цин появились, кроме того, так называемые западная и восточная школы.
Следует иметь в виду, что медицинский цигун и даосская техника внутренней киновари имеют каждая свои особенности. Однако относиться пренебрежительно к даосским и конфуцианским гимнастикам, тем более отвергать их не следует, так как ими накоплен опыт, который можно выборочно использовать. Автор наблюдал немало хронических больных, начавших заниматься цигуном, после чего состояние у них стабилизировалось, некоторые выздоровели и вернулись к труду. Это говорит о терапевтическом действии цигуна. У тех, кто после выздоровления продолжал заниматься цигуном, здоровье укрепилось еще более. Некоторые ослабленные или дряхлые после занятий цигуном укрепили тело, восстановили жизненные силы, стали более жизнерадостными, что говорит о профилактическом действии цигуна. Китайская медицина объясняет все это тем, что цигун активизирует ци и кровь, гармонизирует «плотные» (цзан) и «полые» (фу) внутренние органы, усиливает истинную ци (чжэнци), успокаивает сердце (центр ума и чувств – М. Б.) и дух шэнь, продольные и поперечные каналы (цзинло) прочищаются, здоровье укрепляется, кости становятся более прочными. Китайская медицина считает, что эмоционально-волевая деятельность человека сопровождается семью чувствами: радость, гнев, печаль (тоска), размышление, скорбь, страх, испуг. Обычно они находятся в рамках биологических процессов и не ведут к заболеванию. Однако при длительном психическом возбуждении или при внезапной резкой психической травме, выходящей за рамки возможностей регулирования психической деятельности, возникает потеря способности управления работой инь и ян, ци и крови, плотных и полых внутренних органов, и развивается болезнь. Данные биопсихологии также говорят о том, что настроение отражается на вегетативной нервной системе, системе внутренних секреций, тесно с ними связано и отражается на их работе.
Так вот, расслабление, вхождение в покой (жуцзин), управление дыханием, отрабатываемые в цигуне, как раз оказывают непосредственное влияние на центральную и вегетативную нервную систему, позволяя воздействовать на настроение в сторону его улучшения. А непрерывное улучшение настроения, в свою очередь, все более улучшает характеристики физиологической деятельности, образуя цикл улучшения. Так, расслабление мышц и скелета полезно для центральной нервной системы, особенно в отношении понижения напряженности симпатической нервной системы. И когда во время тренировок входят в покой и прерывается связь с внешним миром, то это оказывает на кору головного мозга тормозящее действие, позволяя восстановиться клеткам коры головного мозга, работа которых из-за избыточного возбуждения стала сумбурной. Кроме того, это может оказать защитное действие при возникновении вредного стресса от внешних впечатлений. Далее, с помощью управляемого дыхания можно массировать внутренние органы, способствуя кровообращению, усиливая работоспособность органов. К тому же при регулировке дыхания возбуждается дыхательный центр, что оказывает положительное влияние на общее состояние человека и, кроме того, гармонизирует симпатическую и парасимпатическую нервные системы, относящиеся к вегетативной нервной системе.
В результате такой тренировки и изменений, возникших в организме, головной мозг, безусловно, в значительной степени понизит свою чувствительность к травмирующим действиям семи чувств. А с другой стороны, торможение дыхания и вегетативной нервной системы, расслабление костей и мышц, возникающие при тренировках,— это форма единой реакции организма, входящего в покой. Это реакция, характеризующаяся низким метаболизмом и накоплением энергии, или процесс, способствующий подпитке, т.е. биологически это стабильность внутренней среды – самый благоприятный момент для процессов, протекающих в теле человека. Поэтому занятия цигуном могут не только способствовать сохранению здоровья и укреплению тела, но и оказать лечебное воздействие на многие болезни, именуемые в китайской медицине «внутренним поражением семи чувств», при которых нарушается и теряется равновесие вегетативной нервной системы. Кроме медицинского назначения, т.е. профилактики и лечения заболеваний, цигун может широко использоваться и для следующих целей.
Физкультура. Если тот, кто занимается физкультурой и спортом, овладеет методами тренировки по системе цигун, в особенности методами расслабления, позволяющими стабилизировать нервную систему, то это поможет сосредоточить в одной точке возбуждение коры головного мозга, особенно когда большая часть нервной системы будет находиться в расслабленном состоянии, что позволит исключить нервное напряжение перед выходом на спортплощадку, стабилизирует настрой, а после выхода на спортплощадку сделает движения гармоничными, использование сил рациональным, будет способствовать взрыву сил, достижению на состязаниях более высоких результатов.
В середине ХХ века Му Чэнкуань прибыл в Шанхай с инспекцией и посетил Шанхайскую цигун-клинику для обмена опытом. Он ознакомил спортсменов г. Тяньцзинь с цигуном, и они стали тренироваться, сочетая занятия спортом с цигуном. Позже в таких странах, как Западная Германия и Япония, также стали использовать методы психической тренировки, базирующиеся на цигуне, с целью преодоления предстартовой напряженности и достижения более высоких результатов.
Театр. Артисты театра отрабатывают «ци поля пилюли» (даньтянь ци) — один из методов цигуна, позволяющий продлевать выдох. Они стремятся использовать незначительное количество воздуха при выдохе, чтобы длительное время петь арию. Поскольку только при глубоком вдохе можно продлить выдох, то при отработке дыхания требуется, чтобы возникало ощущение, что вдыхают до низа живота, при этом живот поджат. Задерживают на короткое время воздух и выдыхают при пении или декламации, достигая желаемого эффекта. Кроме того, у драматического артиста или певца часто неустойчивое настроение приводит к тому, что отвечающие за выражение чувств мышцы не подчиняются приказам, игра становится неестественной, сценический эффект падает. Отработка расслабления с помощью цигуна в большой степени способствует восстановлению возможности произвольного управления мышцами, отвечающими за мимику.
Каллиграфическая живопись. В истории Китая было немало каллиграфов и художников-долгожителей, имевших отношение к занятиям цигуном. Чтобы создавать каллиграфическую надпись или картину, древние пользовались двумя видами опыта: «Кристальный дух, спокойные думы, исправить себя, поправить манеры, овладеть кистью, думать о жизни, около пруда стремиться к покою» и «Собирать увиденное, отражать услышанное, сердце прямое, ци гармонична — это гарантия прекрасного; если же сердце и дух неверны — знаки рисуются вкривь и вкось, воля и ци не гармоничны — знаки, конечно, все потрясенные». Другими словами, необходимо сконцентрировать сознание, отбросить побочные мысли, выправить сердце (душу) и сгармонизировать ци, затем объединить мысль и силу кисти – и заниматься творчеством. Иногда, прежде чем опустить кисть, опускают ци в нижнее поле пилюли (т.е. делают вдох до низа живота), двигают пальцами и руками, опускают кисть на бумагу, движения кисти исходят как бы из поля пилюли, то вбирая, то выпуская, поднимая тяжелое как легкое. Поэтому процесс каллиграфии и рисования — это тоже процесс тренировочной работы. При этом, безусловно, повышается техника и снижается старческая дряхлость. Такой же подход характерен при других видах творчества.
Образование. Когда учащиеся занимаются цигуном, это помогает ликвидировать нежелательные факторы окружающей обстановки (такие, как напряженность при обучении), приводящие к снижению психических возможностей. Серьезные занятия цигуном позволяют успокоить нервную систему, снять усталость с клеток мозга, затормозить и ослабить беспокойство и возбуждение, способствуют возможности полного сосредоточения внимания. Все это повышает эффективность учебы, и таким образом у человека пробуждаются скрытые возможности умственной деятельности. Поэтому в некоторых странах цигун иногда называют «тихое сидение — творческое раздумье».
Цигун — способ самозакаливания тела и души. Способы закаливания многочисленны и многообразны, например: ушу, физкультура, и цигун —лишь один из этих комплексов, отнюдь не обобщение различных методов закаливания. Нет основания называть цигун всеобъемлющим методом «взращивания жизни» (т.е. заботы о здоровье) или методом избавления от всех болезней и продления лет жизни. Поскольку в понятие «взращивание жизни» входит очень многое, резюмируем сказанное выводом, сформулированным в книге «Простые вопросы» («Сувэнь»), в «Истинной теории древнего неба»: «Те же, кто знает Путь, образцом берут инь-ян, гармонию у всех искусств, пить и есть — имей грань, встать, сесть — имей порядок, не безрассудно трудись и работай — сможешь тогда сочетать дух и форму, а иссякнут и небесные годы, окажется: счет шел на века». Другими словами, Путь взращивания жизни (ян шэн), метод взращивания жизни, способ изгнания болезней и продления лет жизни включает следующее: необходимо выбирать способ тренировки в зависимости от сезона и изменений погоды, есть и пить — в определенное время, определенное количество, работа и отдых должны разумно чередоваться, физический и умственный труд — иметь определенные пределы. И цигун — лишь составная часть многих искусств (или способов взращивания воспроизводящей, жизненной и духовной энергий — цзин, ци, шэнь). Цигун — это метод тренировки, имеющий целью непосредственно предупреждать и лечить заболевания и укреплять организм, при этом берут собственное тело в качестве объекта и путем сознательной саморегуляции психической и физиологической деятельности (души и тела) предупреждают и лечат психические и физиологические нарушения.
В целом цигун можно разделить на два больших класса: статический и динамический. Статический цигун [цзингун, что можно перевести как «статическая работа» — М. Б.] пользуется сидячими, лежачими и стоячими позами, внешне статичными. При этом применяются такие методы, как расслабление, успокоение, концентрация, правильное дыхание, делается упор на внутреннем закаливании тела, отсюда другое название метода — «внутренняя работа» (нэйгун). Однако, будучи методом тренировки, он, безусловно, не обходится без движений. Как сказано в книге жившего в начале Цинской династии Ван Фучжи «Записки о вопросах мышления» («Сы вэнь люй»), в главах о внутреннем и внешнем: «Неподвижное неподвижно и подвижно, отнюдь не бездвижно», «покой обязательно включает движение, движение не отбрасывает покой». Поэтому статическая работа — это еще метод «движения в покое».
Динамический цигун [дунгун, или динамическая работа — М. Б.] использует методы движения конечностей в сочетании с сознанием и ци, а также самомассаж, похлопывание и другие приемы — с целью закалки внутренних органов, костей, мышц и кожи. Поскольку он предполагает движения, проявляющиеся вовне, его также называют «внешней работой» (вайгун). Поскольку он проводится в условиях концентрации внимания и спокойного сознания, это метод «движения в покое». Таким образом, содержание цигун-тренировки многосторонне, это не только метод дыхания, не только метод психотерапии, а особый процесс деятельности, направленный на закаливание внутренних частей организма. Из выше перечисленных методов цигун-тренировок можно видеть, что они не совпадают с тем, что имеет место в физкультуре и ушу (воинских искусствах), каждый метод имеет свои особенности.
Если говорить о спортивной тренировке, то ее различные направления имеют соревновательные требования. Так, в гимнастике прыжки в высоту требуют поиска путей, как прыгать выше, прыжки в длину — как прыгать дальше, различные виды бега в гимнастике требуют бегать быстрей, а при поднятии тяжестей требуется поднять более тяжелый груз. При соревнованиях с мячом ищут, как вырвать победу у противника. У цигуна нет подобных требований. Конечно, некоторые виды спорта, если исключить соревнования, тоже хороши для закаливания, если, например, бег наперегонки заменить медленным бегом.
Если теперь рассмотреть воинские искусства, то они тренируют бойцовские качества, отрабатывают технику рукопашного боя, чтобы добиться победы путем ударов, поддержать тело и защитить себя, упражняются в имитации нападения и защиты. Все движения в воинских искусствах выражают их бойцовский характер и закон силы. Цигун же не предполагает подобных требований. Тайцзи-цюань — одна из гимнасток — метод борьбы, в котором используют податливое, встречая жесткое усилие. Как сказано в книге Чжан Вэньюаня «Вопросы и ответы, касающиеся общих сведений по тайцзи-цюаню»: «Тайцзи-цюань — не цигун, это техника борьбы». Однако движения в тайцзи-цюане мягкие и естественные, требуется все выполнять очень спокойно, объединять движение и сознание, присоединяя соответствующее дыхание, поэтому в ушу эту технику также называют «гимнастикой внутренней школы» (нэйцзя-цюань). Тайцзи-цюань можно сочетать с занятиями цигуном, некоторые его моменты можно включить в цигун-тренировки.
Что касается «жесткого цигуна» (ин цигун), то это органическое соединение двух вещей: «внутри тренируют один вдох ци, снаружи тренируют мышцы, кости и кожу», то есть путем вдыхания ци, движения ци, соединения ци, наполнения ци и пр., добавляя внешние удары, добиваются того, чтобы мышцы стали более крепкими. Если при этом после усиленного вдыхания присоединяют ци и внутри мощно концентрируют силу с помощью сознания, то тогда эту силу взрывообразно выбрасывают наружу через одну из конечностей. В случае быстроты движения можно иметь огромную ударную силу, а в случае медленного движения можно воспринять тяжелый удар и мощное давление.
Таким образом, «жесткий цигун» и рассматриваемый здесь цигун имеют неодинаковые требования, разница между ними очевидна. Соответствующие организации проанализировали и изучили особенности техники «жесткого цигуна» (или жесткой работы — ингун) и сделали первичное заключение: «жесткий цигун» не относится к области спорта и не соответствует смыслу воинских искусств, поскольку он не пригоден для широкого внедрения в качестве метода укрепления организма и не имеет особенностей ударов в нападении и обороне. Однако нужно сохранить имеющую ценность особую технику жесткой работы, нельзя терять традиции. То, что связано с мистикой и ложным, надо отбросить. Это мнение очень ценное.
Цигун-тренировки имеют следующие особенности. а) Цигун — способ лечения всего тела, при котором укрепляются внутренние факторы.
Цигун — не терапевтический метод, направленный специфически на одну какую-то болезнь, а целостный лечебный метод, главным образом имеющий задачу улучшить рабочие возможности и внутренние факторы всего организма человека. Прежде всего, считает китайская медицина, только когда в теле человека истинная ци (чжэньци) в недостатке и слаба, недостаточна и не способна противостоять внешней вредоносности или когда соответственно изменяется настроение — только тогда теряется работоспособность плотных и полых внутренних органов, ци и крови, и возникает болезнь. Пустота и слабость истинной ци – не только основная причина возникновения болезни, но развитие болезни, ее изменения, последствия и рецидивы также определяются ими. Особенно важна поддержка со стороны истинной ци, когда «старая болезнь непременно сопровождается пустотой», и всё тело ослаблено.
Гимнастика цигун — это метод лечения, при котором добиваются поддержания истинной ци и улучшения состояния всего тела. Если говорить о четырех основных компонентах тренировки: расслаблении, успокоении, концентрации и дыхании, то расслабляют организм, успокаивают мышление, «хранят мысль в поле пилюли», регулируют дыхание. Всё это вместе и есть метод закалки всего тела. В результате занятий обычные результаты следующие: сон постепенно улучшается, аппетит постепенно повышается, экскреция нормализуется, состояние духа становится более полным. Это действительно отражает постепенное улучшение состояния истинной ци в теле. Немало ослабленных или больных путем постепенного наполнения внутренними силами укрепили тело, повысили уровень здоровья. Кроме того, болезни, излечиваемые цигун-терапией, главным образом связаны с «семью чувствами». Хотя эти болезни поражают многое и имеют отношение к плотным и полым внутренним органам (цзан и фу), однако в основном они влияют на их работоспособность: из-за снижения работоспособности внутренних органов и нарушения гармонии в их работе и возникают болезни.
Китайская медицина считает, что сердце — главный хозяин пяти плотных и шести полых внутренних органов, правильность действия хозяина обусловлена погружением в спокойствие. Поэтому при занятиях цигуном необходимо постоянно изгонять путаные мысли, утихомиривать сердце, успокаивать дух и таким образом входить в спокойное состояние, чтобы сердце могло регулировать работу негармонично функционирующих внутренних органов. Это совпадает с точкой зрения современной медицины, которая утверждает, что после самоторможения коры головного мозга регулируется и восстанавливается нормальное функционирование на линии «мозг — внутренние органы». Это подтверждает комплексный характер действия цигун-терапии. С другой стороны, еще одна отличительная особенность цигуна заключается в том, что этот метод главным образом тренирует внутренние органы.
Конечно, мы не можем пренебрегать важной ролью внешних вредоносных воздействий и других болезненных факторов, а также различными заболеваниями и недугами, проявляющимися в зависимости от состояния тела и духа, условий жизни и питания, поэтому необходимо также использовать узконаправленные методы занятий цигуном, только в сочетании обоих подходов можно добиться ожидаемых результатов.
б) Цигун — метод самолечения, делающий упор на закаливании. Цигун — метод закалки (тренировки), его непременные требования — самореализация, самозакаливание, только таким образом можно добиться результата — укрепления тела, профилактики и лечения болезни. Если подход не таков, то это не цигун. Например, самомассаж — цигун, а массирование других, это туйна.
Древнейшее название туйна — «сломанная ветвь» (чжэчжи). В комментарии Чжао Ци, жившего во время Ханьской династии (206 г. до н.э.— 220 г. н.э.), говорится: «Сломана ветвь: часть массажа (аньмо) с изгибанием рук, распусканием и остановкой ветвей. Некоторые стыдятся этой деятельности, поэтому не занимаются». В «Толковании смысла четырехкнижия» («Сы шу бань и») говорится: «Ветвь — то же, что конечность». В книге «Мэн-цзы: истинные принципы» («Мэн-цзы чжэн и») высказано мнение, что «сломанная ветвь» — это «изгибание и распрямление тела ветви», т.е. приведение в действие конечностей. «Остановка» (ба) имеет значение «усталость». «Распускание и остановка ветвей» — приведение в действие усталых конечностей с помощью других людей. Такой способ лечения движением — не то, что гимнастика цигун. Цигун требует самостоятельного проведения тренировок, поэтому психологические факторы состояния человека очень важны, особенно для страдающих вялотекущими заболеваниями. Из-за того, что болезнь длится относительно долго, люди не могут вести нормальную работу, учебу, жизнь, телесно и духовно страдают. Это легко вызывает пессимистические настроения, беспокойство и страх перед болезнью, вплоть до того, что больной может махнуть на себя рукой. Такое психическое состояние мешает излечению болезни служит большим препятствием для правильных занятий цигуном. Поэтому в процессе тренировок необходимо постоянно помнить и верить: болезнь может постепенно быть излечена, нужно цигун-тренировки и излечение болезни сделать важной цигуна, расширять результативность занятий, укреплять их терапевтический эффект, поскольку цигун — один из видов гунфу [работы над собой с целью повышения мастерства – М. Б. ]. Нужно изучать его, овладевать им, и хотя это не очень трудно, это своего рода процесс, и его нельзя брать наскоком. Мы не можем требовать мгновенного всестороннего овладения гунфу (мастерством), тем более нельзя ограничивать число дней для тренировок. Нужно время, чтобы тело окрепло, болезнь прошла. Тренирующимся не следует повсюду выискивать «высший гунфу», стремиться увидеть необычное, постоянно менять один тип гимнастики на другой, чтобы добиться быстрого успеха. Нужно выработать привычку, подождать, пока она закрепится, нельзя «три дня ловить рыбу, два дня сушить сеть», необходимо постоянство, настойчивость.
Все методы тренировок требуют непосредственного руководства со стороны специалиста. Тайцзи-цюань — не исключение. Нельзя, руководствуясь лишь книжными указаниями, овладеть позами и движениями. Поскольку письменная передача характера действия вызывает затруднения, в методиках часто говорится нечетко и не конкретно. Особенно если цигун служит оружием в борьбе с болезнями и необходимо выяснить, как правильно выполнять упражнения, очень важно исходить из состояния тела занимающегося, характера протекания болезни и с учетом этого давать указания, а книги и другие материалы пригодны лишь как вспомогательный средства.



цигун, искусство цигун, Чжун Юань цигун, ЧЮ цигун, занятия цигун, метод оздоровления в цигун, цигун для начинающих, медитация в цигун, школа цигун для здоровья, практика цигун
Copyright C 1993-2009. Qigong.
Все права защищены.
Разработка: "Интел-Сфера". Компьютеры: дизайн, программирование, сборка, обслуживание.
Копирование всех частей сайта в какой-либо форме без разрешения владельца авторских прав запрещено.