БЕЛАРУСЬ
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
ВЕНГРИЯ
ГЕРМАНИЯ
ИЗРАИЛЬ
ИРЛАНДИЯ
ИТАЛИЯ
КАЗАХСТАН
КАНАДА
КИТАЙ
КЫРГЫЗСТАН
ЛАТВИЯ
ЛИТВА
МОЛДОВА
НОРВЕГИЯ
ОАЭ
ПРИДНЕСТРОВЬЕ
РОССИЯ
СЛОВАКИЯ
США
УКРАИНА
ЧЕРНОГОРИЯ
ЧЕХИЯ
ЭСТОНИЯ
Главная
Тех. поддержка сайта

Главная страница
 



ЧЖУН ЮАНЬ ЦИГУН
 
Все новости Начинающим Практикующим Материалы Фотогалерея Ссылки Общение


Источники цигуна и его наименование

МА Цзижень, М.М.Богачихин
В древности цигун, возможно, стал известен людям следующим образом. Например, если при усталости тела потянуться, зевнуть, закрыв глаза, побыть в спокойствии, то возникнет ощущение душевного покоя и радости. Или если ноет поясница и ее помассировать самому, слегка поударять, то боль ослабевает и уходит. Или когда в груди ощущается теснение, то, если раскрыв рот, выдыхать воздух или рукой погладить грудь и живот, оно исчезает. Так возникали первые ростки цигун-тренировки. Путем непрерывной практики и поиска постепенно возник способ, пригодный к применению.
Есть также разновидности цигун-тренировки, возникшие из движений древних танцев. Согласно легендам, более четырех тысяч лет назад, начиная с эпохи Тан Яо, в районе центральной равнины Китая произошло наводнение, продолжавшееся очень долго. Потом только Юй, основатель династии Ся (как считает традиция, в 2205 г. до н. э.), углубив фарватер, справился с этим водным бедствием. А когда наводнение было в разгаре и процветала ци водяной влажности, у людей повсеместно стало плохо с кожей и суставами. И они на основе накопленного опыта выбрали определенные танцевальные движения, чтобы расправить мышцы и укрепить кости, улучшить кровообращение, укрепить здоровье тела. Об этой ситуации в трех указанных ниже книгах содержатся сходные записи. В книге «Весны и осени Люя» Люй Бувэя, написанной во времена династии Цинь (246–207 гг. до н. э.) в главе о древней музыке говорится: «В старину во времена Таотана было много инь в плотном состоянии, глубокого и концентрированного, пути вод перекрылись и закупорились, не было первоначального хода, ци в народе застоялась, затормозилась и сгустилась, суставы и кости во множестве сжались и не доходили до исходного, поэтому воспользовались танцами, чтобы расшевелить их».
В «Истории дорог» («Лу ши»), в девятом свитке введения говорится: «Во времена Инь Кана водные каналы были непроточные, реки не следовали по своим первoначальным путям, инь собиралась и легко сгущалась, у людей все застаивалось внутри, на коже возникали застойные явления, ноги опухали и, чтобы помочь суставам и связкам прийти в норму, было приказано заниматься танцами, учили людей, привлекали к танцам, чтобы помочь и руководствоваться этим, это называли «большими танцами». Мэн Фу в «Общих записках об императорах и князьях» приводит отрывок из «Записок из учебного квартала» («Цзяо фан цзи»), где говорится: «В древности при Инь Кане и Гэ Тяне изначальная ци (юаньци) начала дробиться, бедствия от застоя воды не прекращались, в народе многие страдали от опухания ног, пришла мысль помочь всем нормализовать суставы и связки, это положило начало приказу о танцах».
Нам известно, что древние сначала совершали подношения духам (шэнь) и предкам, а затем отправлялись на охоту, где добывали пищу, собирали плоды и урожай и пр., при этом они имели обычай устраивать танцевальное празднество, копируя прыжки животных и полет птиц. В движениях этих танцев с целью «расчистки фарватера» использовали изгибания, осматривания, прыжки, размахивания крыльями, характерные для животных и птиц. Это и есть первоначальный цигун. В книге «Танцы и оды» («У фу»), написанной во время Восточной Хань (в начале нашей эры), где разъясняются функции танцев: «Дух (шэнь) веселья изгоняет старость — таково искусство долгих лет жизни». В первом классическом китайском медицинском труде «Хуанди нэйцзин», впервые появившемся в период борющихся царств (403–221 гг. до н. э.), есть отрывок, который можно сопоставить с вышесказанным. В части «Простые вопросы» («Сувэнь»), в главе «Способы различны, рецепты подходящи» говорится: «Что касается центра, то земли здесь ровные и влажные... Поэтому частые здесь болезни: паралич, одышка, холод, жар, для излечения их необходим массаж даоинь и аньцяо, поэтому даоинь и аньцяо возникли в центре». Центральный район страны действительно из-за своей равнинности часто подвергается паводкам и наводнениям, и как следствие, ци влажности в сильном избытке, а массаж даоиньаньмо развился из танцев и некоторых других движений и стал медицинским термином. Другими словами, это древний цигун. Можно также видеть, что даоинь и аньцяо с самого начала использовались для профилактики и лечения заболеваний. Название «даоинь» помимо «Трактата о внутреннем» («Нэйцзин»), встречается в «Чжуан-цзы», где в главе «Глубокий смысл» («Кэ и») говорится: «Дуть, дышать (на что-то), выдыхать и вдыхать, выплевывать старое и набирать новое, медведем повисать, птицей вытягиваться — все это служит долголетию. Мужи, которых привлекает этот путь,— люди, выращивающие форму (син), исследователи долголетия Пэн Цзу отметили это как хорошее». В «Собрании комментариев к «Чжуан-цзы» Ван Сяньцяня приводится несколько комментариев древних к этому отрывку, позволяющих более четко понять смысл массажа даоинь. В комментариях Чэн Юаньина говорится: «Дуют холодным выдохом и выплевывают старое, втягивают теплым вдохом и набирают новое, как медведь залезает на дерево и может свободно висеть или как птицы, летая в воздухе, вытягивают свои лапки. Это шэнь (дух) и ци (энергия) даоинь, служащие для выращивания формы и души-хунь, путь к продлению жизни, техника остановки в форме». В комментарии Сыма Цяня говорится: «Медведь повисает: подобно тому, как медведь залезает на дерево и втягивает ци, птицы вытягиваются: подобно тому, как птицы кричат». Ли И, комментируя даоинь, говорит: «Ведут (дао) ци, создавая гармонию, растягивают (инь) тело, создавая мягкость».
В книгах по китайской медицине так пишут о гимнастике даоинь, упоминаемой в «Трактате о внутреннем». У Ван Бина, жившего во время Танской династии (618–907 гг.) говорится: «Даоинь — это раскачивание мышц и костей, приведение в движение суставов». Цинский (1644–1911) автор Чжан Чжицун комментирует: «Даоинь — это вздымание рук, втягивание и зевота». Здесь втягивание (инь) — вдыхание ци, а «зевота» — выдыхание ци с открытым ртом; вздымание рук — поднятие вверх обеих рук. В «Ли юэ пянь вэнь» указывается: «Восемь слов: выдох, вдох, выплевывание, набирание, медведем провисают, птицей вытягиваются — это метод даоинь».
Кроме того, Ши Хуэйлинь, живший во время династии Тан, в книге «Смысл звучания всех трактатов» указывал: «Всякое потирание себя, разминание себя, вытягивание и поджимание рук и ног, исключив работу и отбросив волнения, называют даоинь». Что касается выплевывания (ту) и набирания (на), то в старых комментариях находим: выплевывание ртом грязной ци называется выплевыванием старого (туту), а набирание носом чистой ци называется набиранием нового (насинь). То, что это дыхательная гимнастика — вполне понятно.
Из приведенных выше разъяснений, касающихся даоинь, следует, что все динамические и статические упражнения — движения конечностей и корпуса, дыхательные упражнения, самомассаж и пр. — можно отнести к даоинь. В связи с этим Го Можо в своей книге «Эпоха рабовладельческой системы» указывал: «То, что древние называли даоинь (ход дао — пути), современные люди называют цигуном». Кроме того, говорится: «Достоверно, что в период борющихся царств (403–221 гг. до н. э.) действительно была школа «взращивающих жизнь» (ян шэн цзя), занимающихся цигуном». Выражение «аньцяо», как отмечалось выше, впервые встречается в «Простых вопросах», относящихся к «Трактату о внутреннем». Некоторые медики, комментируя «Простые вопросы», отмечают: «Ань означает изгибать и придавливать кожу и мышцы, цяо означает быстрое поднятие рук и ног; даоинь и аньцяо китайцы используют на истинном пути (чжэндао), выращивая дух (шэнь) и регулируя ци». «Аньцяо — поднимание ног для массажа». Можно заметить, что аньцяо главным образом относится к самомассажу. Это вызвано тем, что в древности в основном занимались самомассажем: некоторые не желали заниматься массированнием других. Так, в «Мэн-цзы» говорится: «Чтобы сделать Чжану «сломанные ветви», обратился к человеку — я не могу. Не стал делать, не потому что не умел».
С другой стороны, древние предпочитали самомассаж, поскольку он позволяет сделать более подвижным все тело. В связи с этим Чжэнь Вэньчжо во времена Цинской династии (1644–1911 гг.) в книге «Медицинские следствия» («И гу») отмечал: «Древний массаж (аньмо) — это самостоятельные движения, потрясывания, скручивания, похлопывания и подергивания, прижатия, изломы. Пройдя это, сто суставов становятся подвижными. Выполнив это, четыре конечности оживают; для труда появляется много здоровья, не страшен становится физический труд». Такой самомассаж — тоже составная часть цигуна. Что касается массажа, выполняемого другим, то позже он развился в туйна. Как сказано в книге «Смысл звучания всех трактатов»: «Если обращаются к другому, чтобы сжимать и растирать тело, поглаживать и мять, то это называют аньмо». Современное наименование «цигун» распространилось только после освобождения (т. е. после 1949 г.).



цигун, искусство цигун, Чжун Юань цигун, ЧЮ цигун, занятия цигун, метод оздоровления в цигун, цигун для начинающих, медитация в цигун, школа цигун для здоровья, практика цигун
Copyright C 1993-2009. Qigong.
Все права защищены.
Разработка: "Интел-Сфера". Компьютеры: дизайн, программирование, сборка, обслуживание.
Копирование всех частей сайта в какой-либо форме без разрешения владельца авторских прав запрещено.