БЕЛАРУСЬ
ВЕНГРИЯ
ИЗРАИЛЬ
КАЗАХСТАН
КАНАДА
КИТАЙ
КЫРГЫЗСТАН
ЛАТВИЯ
ЛИТВА
МОЛДОВА
НОРВЕГИЯ
ОАЭ
ПРИДНЕСТРОВЬЕ
РОССИЯ
СЛОВАКИЯ
США
УКРАИНА
ЭСТОНИЯ
Главная
Тех. поддержка сайта

Главная страница
 



ЧЖУН ЮАНЬ ЦИГУН
 
Все новости Начинающим Практикующим Материалы Поиск на сайте Контакты


При династии Цинь и раньше (до 206 г. до н.э.)

МА Цзижень, М.М.Богачихин
В годы «весен и осеней» и «борющихся царств» (722–221 гг. до н. э.) выросли производительные силы, в общественной экономике произошли значительные изменения, области культуры тоже были сильно затронуты, возник подъем науки, когда «соперничали сто школ». Цигун в то время тоже получил определенное развитие и привлек всестороннее внимание.
Говоря о медицине, следует отметить, что искусство исцеления в это время получило значительное развитие, появилось первое классическое произведение — «Хуанди нэйцзин» («Трактат Желтого императора о внутреннем»). Среди пяти видов лечения, перечисленных в «Простых вопросах», есть «даоинь аньцяо», это и есть древний цигун. Кроме того, в «Линшу» в главе о передаче болезни приводится ряд методов тогдашней терапии: «Даоинь — вождение ци — уравновешивающее растирание (цяомо), прижигание, растирание (вэй), ука-лывание, прогревание, принятие лекарств», где даоинь — вождение ци и уравновешивающее растирание названы первыми.
Кроме того, в «Простых вопросах» в главе «Истинная теория древнего неба» также говорится о древнем цигуне, главным образом о профилактике заболеваний: «Спокойствие и невозмутимость — ложные или нет — истинная ци определяет это, цзин и ци внутри сохраняй — болезни успокоение отсюда придет» и «Выдыхай и вдыхай цзин и ци, свободно стой и сохраняй дух (шэнь) — мышцы и плоть станут едины». В области излечения болезней в «Простых вопросах», в «Теории странных болезней» говорится об излечении болезней сочетанием с дыханием: следует «сочетать даоинь с принятием лекарств, только лекарствами излечить нельзя». Здесь говорится о сочетании лекарств китайской медицины с занятиями по системе даоинь. А в дополнительных главах к книге «Простые вопросы» (ранее утерянных), собранных Лю Вэньшу во время Северосунской династии (960–1127 гг.), в главе о методах укалывания говорится более конкретно о лечении с помощью даоинь: «Те, у кого болезнь почек длительна, могут в час инь (с 3 до 5 утра) направив лицо к югу, успокоив шэнь (дух) и, путаясь в мыслях, остановить ци и не дышать 7 раз, чтобы вытянуть горло и втягивать ци вдоль него, подобно проглатыванию очень жесткой пищи; после повторения этого 7 раз пищу языком вниз проводят бесчисленное число раз».
В «Исторических записках» («Ши цзи»), в главе «Биографии Бянь Цяо, жившем в конце периода «весен и осеней», который во время спасения якобы умершего наследника престола Го провел ряд лечебных мероприятий глубокой древности: припарки, винные компрессы, колющие камни, выпрямление и вытягивание (цзяоинь), стол и табурет (аньу), втирание при отравлении. Среди них выпрямление и вытягивание — это то же, что аньцяо-даоинь. В слове аньу первый слог написан другим иероглифом, это то же, что «ань» в слове «аньмо»; второй иероглиф имеет также значение «колебать, двигать». Во время Танской династии (618–907 гг.) Сыма Чжэнь в «Пояснениях к «Историческим запискам», говоря об аньу, указывал, что это аньмо: шевелят тело для его регулирования, т. е. опять же аньмо. Здесь показана древняя история цигуна, выраженная через даоинь-аньцяо. Что касается даосов, то в произведениях таких их представителей, как Лао-цзы и Чжуан-цзы, приводятся слова, относящиеся к древнему цигуну. Так, в книге «Лао-цзы» выражения «пустое сердце, наполненный живот», «существуют как бы непрерывно, используя это не напрягаясь», «достигают предела пустоты, сохраняют спокойствие постоянного», «сосредотачивая ци, достигая податливости, можно уподобиться младенцу» и пр. не только отражают определенные философские представления Лао-цзы, но также говорят о тренировках, что впоследствии многие использовали. Что касается отрывка из «Чжуан-цзы»: «Дуть, дышать, выдыхать и вдыхать, выплевывать старое и набирать новое, медведем повисать, птицей вытягиваться...», то здесь специально говорится о древнем цигуне. Упоминавшийся Пэн Цзу (Пэн-Родоначальник), как рассказывают легенды, жил во времена Инь-Шан (1766–1122 гг. до н. э.), наслаждался жизнью 800 лет. В древности часто ссылались на него как на представителя долгожителей. Кроме того, в «Чжуан-цзы», в главе «Великие основоположники, сказано: «Истинные люди в древности дышали глубоко-глубоко» — тоже специально говорится о древней дыхательной гимнастике.
У Конфуция в книге «Беседы и суждения» («Луньюй») говорится: «Есть овощную пищу, пить воду, сгибая руки, преклонять голову», что, возможно, тоже пример какой-то тренировки. Что касается того, что Янь Хуэй был знатоком «тихого сидения», то об этом в книге «Чжуан-цзы» в главе «Великие основоположники» сказано: Янь Хуэй говорит: «Обратился к сидению в забытьи (цзован). Чун Ни заинтересованно спросил: что такое сидение в забытьи? Янь Хуэй сказал: опускают конечности, отключаются от слуха и зрения, избавляются от формы, прогоняют знание, объединяются с великим проходящим, это называют сидением в забытьи». Здесь говорится про сидение, когда достигают забытья всего и не знают, существует ли собственное тело. В связи с этим Го Можо в статье «Работа в тихом сидении» указывал: «Работе (гунфу) в тихом сидении во время династий Сун и Мин (960–1279 и 1368–1644 гг.) конфуцианцы уделяли очень большое внимание. Комментаторы часто считают, что произошла она из медитации (чань), однако я считаю, что ее истоки — у Янь Хуэя. В «Чжуан-цзы» есть рассказ про «сидение в забытьи» Янь Хуэя, «это, вероятно, начало тихого сидения в нашей стране». В «Мэн-цзы» говорится: «Это есть ци... для непосредственного выращивания и не несет вреда», что, возможно, тоже указывает на то, что для овладения дыханием нужно следовать за естеством. В «Шаншу» в главе «Планы великого Юя» есть конфуцианские шестнадцать слов о сердечной передаче: «Сердце (душа) человека, только хитрое, осторожное, опасное, сердце Пути, только скрытное, только тонкое, только единое позволяет удержать его середину», а в «Великом учении» («Да сюэ») есть выражение: «Узнаешь предел — потом можно остановиться, остановился — потом можно успокоиться, успокоился — потом можно умиротвориться, умиротворился — потом можно задуматься, задумался — потом можно получить». Здесь тоже включаются положения, касающиеся цигуна. Среди разных работ важнейшая — «Весны и осени Люя». В главе «Записки о становлении весны» говорится о важном значении динамических и статических упражнений. Там сказано: «Текущая вода не загнивает, петля двери не ржавеет, таково движение; ци формы такая же. Форма не движется — цзин не протекает, цзин не протекает — ци становится вредоносной». Далее рассказывается, какие могут возникнуть болезни, если вредоносная ци находится в голове, ушах, глазах, носу, животе, ногах. Там также сказано: «Цзин и шэнь спокойны в форме — жизнь становится долгой. Долгое, это не короткое, а продление ее, доведение до конца ее срока». Это по идее то же самое, что говорится в «Трактате о внутреннем» о возможностях, благоприятных для занимающихся взращиванием жизни: «Исчерпать до конца свои небесные годы, насчитав сто лет, идти дальше». На сегодняшний день наиболее раннее и полное известное описание дыхательной гимнастики — это короткий текст из «Эпитафии из яшмовых подвесок о движении ци», выгравированной на камне. Текст надписи выгравирован на небольшом 12-гранном яшмовом столбике, он содержит 45 иероглифов. Го Можо относит его примерно к 380 г. до н. э. Надпись, переписанная Го Можо современными иероглифами, гласит: «Шаги ци: вглубь — и накапливается, накапливается — и протягивается, протягивается — и опускается, опускается — и успокаивается, успокаивается — и укрепляется, укрепляется — и прорастает, прорастает — и удлиняется, удлиняется — и возвращается, возвращение — это небо, небесных несколько весен — наверху, земных несколько весен — внизу. Следование (этому) — жизнь, обратное движение — смерть». Го Можо в книге «Эпоха рабовладельческой системы» далее указывает: «Это цикл глубокого дыхания. Вдохнуть ци и провести глубоко означает набрать ее большое количество, заставить ее вытянуться вниз, вытянуться вниз означает стабилизироваться и укрепиться; затем выдыхают, происходит удлинение вверх, как у ростков трав и деревьев, движение идет в сторону, обратную первоначальному погружению вглубь, назад до абсолютного пика. То есть небесный механизм представляет собой движение вверх, земной механизм представляет собой, наоборот, движение вниз. Следующее этому живет, идущее в обратном этому направлении умирает». Из вышеприведенных данных видно, что в периоды «весен и осеней» и «борющихся царств» уже довольно широко были известны методы тренировок и использования древнего цигуна.



цигун, искусство цигун, Чжун Юань цигун, ЧЮ цигун, занятия цигун, метод оздоровления в цигун, цигун для начинающих, медитация в цигун, школа цигун для здоровья, практика цигун
Copyright C 1993-2020. Qigong.
Все права защищены.

Копирование всех частей сайта в какой-либо форме без разрешения владельца авторских прав запрещено.