 |
При династии Цинь и раньше (до 206 г. до н.э.) | | МА Цзижень, М.М.Богачихин | | | | В годы «весен и осеней» и «борющихся царств» (722–221 гг. до н. э.) выросли производительные силы, в общественной экономике произошли значительные изменения, области культуры тоже были сильно затронуты, возник подъем науки, когда «соперничали сто школ». Цигун в то время тоже получил определенное развитие и привлек всестороннее внимание.
Говоря о медицине, следует отметить, что искусство исцеления в это время получило значительное развитие, появилось первое классическое произведение — «Хуанди нэйцзин» («Трактат Желтого императора о внутреннем»). Среди пяти видов лечения, перечисленных в «Простых вопросах», есть «даоинь аньцяо», это и есть древний цигун. Кроме того, в «Линшу» в главе о передаче болезни приводится ряд методов тогдашней терапии: «Даоинь — вождение ци — уравновешивающее растирание (цяомо), прижигание, растирание (вэй), ука-лывание, прогревание, принятие лекарств», где даоинь — вождение ци и уравновешивающее растирание названы первыми.
Кроме того, в «Простых вопросах» в главе «Истинная теория древнего неба» также говорится о древнем цигуне, главным образом о профилактике заболеваний: «Спокойствие и невозмутимость — ложные или нет — истинная ци определяет это, цзин и ци внутри сохраняй — болезни успокоение отсюда придет» и «Выдыхай и вдыхай цзин и ци, свободно стой и сохраняй дух (шэнь) — мышцы и плоть станут едины». В области излечения болезней в «Простых вопросах», в «Теории странных болезней» говорится об излечении болезней сочетанием с дыханием: следует «сочетать даоинь с принятием лекарств, только лекарствами излечить нельзя». Здесь говорится о сочетании лекарств китайской медицины с занятиями по системе даоинь. А в дополнительных главах к книге «Простые вопросы» (ранее утерянных), собранных Лю Вэньшу во время Северосунской династии (960–1127 гг.), в главе о методах укалывания говорится более конкретно о лечении с помощью даоинь: «Те, у кого болезнь почек длительна, могут в час инь (с 3 до 5 утра) направив лицо к югу, успокоив шэнь (дух) и, путаясь в мыслях, остановить ци и не дышать 7 раз, чтобы вытянуть горло и втягивать ци вдоль него, подобно проглатыванию очень жесткой пищи; после повторения этого 7 раз пищу языком вниз проводят бесчисленное число раз».
В «Исторических записках» («Ши цзи»), в главе «Биографии Бянь Цяо, жившем в конце периода «весен и осеней», который во время спасения якобы умершего наследника престола Го провел ряд лечебных мероприятий глубокой древности: припарки, винные компрессы, колющие камни, выпрямление и вытягивание (цзяоинь), стол и табурет (аньу), втирание при отравлении. Среди них выпрямление и вытягивание — это то же, что аньцяо-даоинь. В слове аньу первый слог
написан другим иероглифом, это то же, что «ань» в слове «аньмо»; второй иероглиф имеет также значение «колебать, двигать». Во время Танской династии (618–907 гг.) Сыма Чжэнь в «Пояснениях к «Историческим запискам», говоря об аньу, указывал, что это аньмо: шевелят тело для его регулирования, т. е. опять же аньмо. Здесь показана древняя история цигуна, выраженная через даоинь-аньцяо.
Что касается даосов, то в произведениях таких их представителей, как Лао-цзы и Чжуан-цзы, приводятся слова, относящиеся к древнему цигуну. Так, в книге «Лао-цзы» выражения «пустое сердце, наполненный живот», «существуют как бы непрерывно, используя это не напрягаясь», «достигают предела пустоты, сохраняют спокойствие постоянного», «сосредотачивая ци, достигая податливости, можно уподобиться младенцу» и пр. не только отражают определенные философские представления Лао-цзы, но также говорят о тренировках, что впоследствии многие использовали. Что касается отрывка из «Чжуан-цзы»: «Дуть, дышать, выдыхать и вдыхать, выплевывать старое и набирать новое, медведем повисать, птицей вытягиваться...», то здесь специально говорится о древнем цигуне. Упоминавшийся Пэн Цзу (Пэн-Родоначальник), как рассказывают легенды, жил во времена Инь-Шан (1766–1122 гг. до н. э.), наслаждался жизнью 800 лет. В древности часто ссылались на него как на представителя долгожителей. Кроме того, в «Чжуан-цзы», в главе «Великие основоположники, сказано: «Истинные люди в древности дышали глубоко-глубоко» — тоже специально говорится о древней дыхательной гимнастике.
У Конфуция в книге «Беседы и суждения» («Луньюй») говорится: «Есть овощную пищу, пить воду, сгибая руки, преклонять голову», что, возможно, тоже пример какой-то тренировки. Что касается того, что Янь Хуэй был знатоком «тихого сидения», то об этом в книге «Чжуан-цзы» в главе «Великие основоположники» сказано: Янь Хуэй говорит: «Обратился к сидению в забытьи (цзован). Чун Ни заинтересованно спросил: что такое сидение в забытьи? Янь Хуэй сказал: опускают конечности, отключаются от слуха и зрения, избавляются от формы, прогоняют знание, объединяются с великим проходящим, это называют сидением в забытьи». Здесь говорится про сидение, когда достигают забытья всего и не знают, существует ли собственное тело. В связи с этим Го Можо в статье «Работа в тихом сидении» указывал: «Работе (гунфу) в тихом сидении во время династий Сун и Мин (960–1279 и 1368–1644 гг.) конфуцианцы уделяли очень большое внимание. Комментаторы часто считают, что произошла она из медитации (чань), однако я считаю, что ее истоки — у Янь Хуэя. В «Чжуан-цзы» есть рассказ про «сидение в забытьи» Янь Хуэя, «это, вероятно, начало тихого сидения в нашей стране».
В «Мэн-цзы» говорится: «Это есть ци... для непосредственного выращивания и не несет вреда», что, возможно, тоже указывает на то, что для овладения дыханием нужно следовать за естеством. В «Шаншу» в главе «Планы великого Юя» есть конфуцианские шестнадцать слов о сердечной передаче: «Сердце (душа) человека, только хитрое, осторожное, опасное, сердце Пути, только скрытное, только тонкое, только единое позволяет удержать его середину», а в «Великом учении» («Да сюэ») есть выражение: «Узнаешь предел — потом можно остановиться, остановился — потом можно успокоиться, успокоился — потом можно умиротвориться, умиротворился — потом можно задуматься, задумался — потом можно получить». Здесь тоже включаются положения, касающиеся цигуна.
Среди разных работ важнейшая — «Весны и осени Люя». В главе «Записки о становлении весны» говорится о важном значении динамических и статических упражнений. Там сказано: «Текущая вода не загнивает, петля двери не ржавеет, таково движение; ци формы такая же. Форма не движется — цзин не протекает, цзин не протекает — ци становится вредоносной». Далее рассказывается, какие могут возникнуть болезни, если вредоносная ци находится в голове, ушах, глазах, носу, животе, ногах. Там также сказано: «Цзин и шэнь спокойны в форме — жизнь становится долгой. Долгое, это не короткое, а продление ее, доведение до конца ее срока». Это по идее то же самое, что говорится в «Трактате о внутреннем» о возможностях, благоприятных для занимающихся взращиванием жизни: «Исчерпать до конца свои небесные годы, насчитав сто лет, идти дальше».
На сегодняшний день наиболее раннее и полное известное описание дыхательной гимнастики — это короткий текст из «Эпитафии из яшмовых подвесок о движении ци», выгравированной на камне. Текст надписи выгравирован на небольшом 12-гранном яшмовом столбике, он содержит 45 иероглифов. Го Можо относит его примерно к 380 г. до н. э. Надпись, переписанная Го Можо современными иероглифами, гласит: «Шаги ци: вглубь — и накапливается, накапливается — и протягивается, протягивается — и опускается, опускается — и успокаивается, успокаивается — и укрепляется, укрепляется — и прорастает, прорастает — и удлиняется, удлиняется — и возвращается, возвращение — это небо, небесных несколько весен — наверху, земных несколько весен — внизу. Следование (этому) — жизнь, обратное движение — смерть». Го Можо в книге «Эпоха рабовладельческой системы» далее указывает: «Это цикл глубокого дыхания. Вдохнуть ци и провести глубоко означает набрать ее большое количество, заставить ее вытянуться вниз, вытянуться вниз означает стабилизироваться и укрепиться; затем выдыхают, происходит удлинение вверх, как у ростков трав и деревьев, движение идет в сторону, обратную первоначальному погружению вглубь, назад до абсолютного пика. То есть небесный механизм представляет собой движение вверх, земной механизм представляет собой, наоборот, движение вниз. Следующее этому живет, идущее в обратном этому направлении умирает». Из вышеприведенных данных видно, что в периоды «весен и осеней» и «борющихся царств» уже довольно широко были известны методы тренировок и использования древнего цигуна.
|
|