БЕЛАРУСЬ
ВЕНГРИЯ
ГЕРМАНИЯ
ИЗРАИЛЬ
КАЗАХСТАН
КАНАДА
КИПР
КИТАЙ
КЫРГЫЗСТАН
ЛАТВИЯ
ЛИТВА
МОЛДОВА
ОАЭ
ПРИДНЕСТРОВЬЕ
РОССИЯ
СЛОВАКИЯ
США
ТУРЦИЯ
УКРАИНА
ЭСТОНИЯ
Главная
Тех. поддержка сайта

Главная страница
 



ЧЖУН ЮАНЬ ЦИГУН
 
Все новости Начинающим Практикующим Материалы Фотогалерея Ссылки Общение


При династии Хань (206 г. до н. э. – 250 г. н. э.)

МА Цзижень, М.М.Богачихин
Древний цигун при династии Хань получил дальнейшее развитие. Среди предметов, обнаруженных в 1973 г. в Сунском могильнике Ма-вана в Чанша, была картина на шелке, названная «Схемы даоинь» и отрывок из сохранившейся возможно со времени «Борющихся царств» книги «Отвергай зерно, питайся (энергией) ци». Эти два материала дали богатые данные для изучения древнего цигуна.
«Схемы даоинь» содержат более 40 изображений, из них часть утрачена, часть невозможно различить, но после частичной реставрации на основании изображенных движений, поз, и сопроводительных подписей, а также наименований заболеваний пришли к выводу, что они относятся к раннему периоду династии Западная Хань. Хозяин могилы был погребен в 168 г. Длина «схем даоинь» примерно 1 м, один рисунок имеет размер 9–12 см. Там изображены мужчины и женщины, старые и малые, главным образом ученики, у некоторых — особые предметы. Отдельные движения имеют названия, например, «дракон поднимается», «взмывающий выдох», «храмовый волк», «письмо» и пр. На некоторых схемах кратко говорится о воздействии. В двух местах поясняется, как дышать. Например, поднимающий выдох, обезьяний выдох. Эти картинки содержат богатый материал.
В найденном отрывке из книги «Отвергай зерно, питайся ци» при извлечении из земли некоторые слова были утрачены, однако совершенно ясно, что книга посвящена главным образом методике тренировок, где показано как «питаться ци». «Питаться ци» еще называют «принимать ци»; это дыхательная гимнастика. В этой древней разрозненной книге указан следующий метод: «Когда питающиеся ци займутся дыханием, то сначала лежат, потом начинают процветать. Каждый раз дуя, выдыхая останавливаются и снова дуют. Кому лет 20 — утром 20 и на закате 20, на закатах двух дней — 200; кому лет 30 — утром 30 и на закате 30, на закате трех дней — 300, эти цифры выдерживать точно». И этот метод питания (энергией) ци обычно используют в следующих случаях: «Когда голова тяжелая, ноги легкие, тело в беспокойстве, то дуют; обнаружив улучшение — прекращают». Кроме того, в книге также указывается, как овладеть особенностями различных сезонов, как питаться ци при неблагоприятной погоде. В книге сказано: «Отвергающие злаки питаются каменным тростником». Каменный тростник относится к лекарствам китайской фармакологии. Согласно «Трактату Шэнь Нуна о корнях и травах», он имеет следующее назначение: «Главное применение: при вредоносной ци, вызванной утомлением, жарой, когда 5 выходов закупорены и не пропускают, хорош для мочевых протоков». В последующие времена его также использовали в качестве мочегонного средства. Можно ли заменить им зерно — это еще вопрос, ожидающий разрешения. Возможно, здесь питание (энергией) ци рассматривается в качестве перспективы. Ван Чун, живший во время Восточной Хань, в книге «Относительно равновесия» в главе о пустоте дао приводит выражение, распространенное в то время: «Те, кто питается ци, долголетни и не умирают, хотя не зерном насыщаются — все же наполнены ци».
Несколько позже Лю Ань в своей книге «Хуайнань-цзы», в главе «Учение о воспроизводящей и духовной энергиях» говорит о занятиях цигуном следующее: «Если вдыхать и выдыхать, выплевывать старое и набирать новое, как медведь провисать и как птицы вытягиваться, как дикая утка купаться, обезьяной скакать, ушастой совой смотреть, тигром наблюдать — это человек взращивает форму», что впоследствии назвали «танец шести животных». Но, к сожалению, не указаны конкретные формы движений. Кроме того, в «Хуайнань-цзы» в ряде мест есть материалы, касающиеся древнего цигуна.
В Ханьскую династию было много и других занимающихся и описывающих цигун. Так, согласно «Историческим запискам», в начале Ханьской династии Чжан Лян плыл от Чи Сунцзы, у которого «Учился отвергать злаки, учился ведению и привлечению (даоинь), облегчению тела». В «Собрании различных записей по искусству» Хань Тань в «Оде бессмертным» рассказывает о Ван Цзыцяо и Чи Сунцзы — двух лицах, считающихся знаменитыми даосскими бессмертными. Про их вдохи, выдохи, даоинь сказано следующее: «Выдох — выдыхают старое, втягивание — набирают новое, согбенный распрямляется, а основа вытягивается, собирают ци, связывая с изначальным, цзин и шэнь циклически промываются, засорившийся кувшин становится пропускающим». Ван Чун в книге «Относительно равновесия» в главе о пустоте дао хотя и высказывается против даосских бессмертных, но все же считает, что «существуют люди, обладающие долголетием, мир видел долгоживущих людей, изучающие дао отшельники проходят сотню (лет) и не умирают, общее название им бессмертные». Сказанное здесь подразумевает, что долгоживущие становятся бессмертными. В главе «Собственные записи» автор описывает, как в возрасте 70 лет сам добивался долголетия, тоже «взращивал ци, блюдя себя». Он тоже из тех, кто занимался цигуном.
Далее, в «Книге поздней Хань» в главе «Биографии отшельников» говорится: выпрямление и внимательность — «техника, когда восхищаются и благоговеют, расслабляются и возвышаются, ведут и привлекают». Цуй Ши в книге «Учение о правлении» соединил принципы «медведем повисать, птицей вытягиваться» и «выдыхать и вдыхать, выплевывать и набирать» с принципами управления государством, подчеркивая важность заботы о здоровье в обычное время. Сюнь Юэ в своем произведении «Шэнь цзянь» указывая, в частности, что ведение - привлечение (даоинь) может излечивать болезни, и, подчеркивая важность концентрации внимания под пупком, говорит: «Если муж занимается ведением и привлечением и собиранием ци, проходя накопление и внутреннее видение, то можно излечивать болезни»; и также: «Находится в двух цунях от пупка и называется застава (гуань), застава перекрывает путь ци, набираемой выдохами и вдохами, способна передавать ее четырем конечностям. Поэтому даосы направляют ци на заставу, имеют это своей целью». Можно видеть, что древний цигун уже в Ханьское время довольно обычно использовал внимание, пользуясь им для лечения болезней, и уже начали ставить вопрос об «опускании ци в поле киновари (даньтянь)».
В конце Ханьской династии два ученых-медика — Чжан Чунцзин и Хуа То упоминали о древнем цигуне. Так, Чжан Чунцзин в своем произведении «Основные выдержки из золотого шкафа» указывал: «Если человек сможет взрастить внимательность и не позволит вредоносному ветру проникнуть в продольные и поперечные каналы (цзин и ло), то быстро проникшее в эти каналы не сможет пройти и передаться плотным и полым внутренним органам, поэтому они излечиваются, только четыре конечности ощущают тяжелый застой, т. е. ведение и привлечение, выплевывание и набирание, иглоукалывание, прижигание и натирание не дадут девяти отверстиям закупорится». Другими словами, даоинь, выплевывание и набирание также обладают такими действиями: способствуют обращению ци и крови, проходимости девяти отверстий, профилактике заболеваний. В одно время с Чжан Чунцзином жил специалист по хирургии Хуа То. В соответствии с теорией, приведенной Ли Чунем в «Веснах и осенях Люя» («Текущая вода не загнивает, петля двери не ржавеет — таково движение; ци формы такая же») и движениями шести животных, описанных в «Хуайнань-цзы», Хуа То создал комплекс «танец пяти животных». В «Книге поздней Хань» в биографиях различных медиков, магов и пр. приведен отрывок, посвященный рассказу Хуа То своему племяннику У Пу о танце пяти животных, и сформулированы практические результаты, достигнутые У Пу. В первоначальном тексте сказано следующее: «То, обращаясь к Пу, сказал: тело человека стремится получить работу и движение, однако не следует доводить (его) до предела. Движения и колебания приводят к тому, что ци зерна усваивается, в кровеносных жилах потоки проходят, болезни не могут возникнуть, это напоминает петлю двери, которая никогда не ржавеет. Для этого древние бессмертные занимались ведением и привлечением (даоинь), как медведь повисали, как птицы вытягивались, вытягивали и закручивали поясницу и тело, двигали всеми суставами и связками, добиваясь, чтобы затруднялось старение. У меня есть одна техника, называется танец пяти животных, первое — тигр, второе — олень, третье — медведь, четвертое — (человекообразная) обезьяна, пятое — птица; тоже избавляет от болезней, к тому же полезна для стоп и ног, это тоже даоинь. Тело не в радости — начинай делать танец птицы, будет блаженство и выступит пот, так что можно нанести пудру, тело становится легким и удобным и хочется есть. Если постоянно заниматься этим, то и после 90 лет уши и глаза будут умными и светлыми, а зубы целы и прочны». Конкретные движения этого комплекса танцев пяти животных, к сожалению, до нас не дошли, существующие сейчас танцы пяти животных — заново придуманы потомками. Кроме того, в приписываемом Хуа То «Трактате о внутренних органах», возможно, составленном племянником Хуа То и другими, также говорится о действии даоинь и аньмо. В книге сказано: «Даоинь может прогнать гостящую вредоносную ци из суставов, связок, аньмо может изгнать плавающую грязь из мышц-мускулов»; «Если поможет даоинь, но не заниматься даоинь, то войдет вредоносность и проникнет в суставы и связки, скрепит их, сделает труднопроходимыми; если поможет аньмо,но не заниматься аньмо, то войдет грязь и проследует в мышцы и мускулы, будет застаиваться, надолго и не рассасываясь». Согласно «Ханьской книге», при династии Хань и раньше были распространены следующие книги, имеющие отношение к древнему цигуну: «Шаги детей Хуанди», «Массаж Хуанди и Си Бо» и другие. К сожалению, все они утрачены.
В начале нашей эры в Китай начал проникать буддизм, в конце Ханьской династии была распространена «Сутра о сохранении мыслей в понимании Аня», переведенная переводчиком буддийский текстов Ань Шигао, где приводится 4 вида и формы дыхания: «Дыханий есть 4 вида: первое — ветер, второе — ци, третье — дыхание, четвертое — частое дыхание (чуань). Есть звук — ветер, нет звука — ци, выходит и входит — дыхание, ци выходит и входит нескончаемо —частое дыхание». На такую систематику обычно ссылались впоследствии, обучая дыхательным упражнениям.
В середине Восточноханьской династии в самой ранней классической книге китайский даосов, изданной под чужим именем: «Трактат о великом спокойствии» также есть записи, касающиеся древнего цигуна. Среди прочего, обсуждая взаимосвязь между воспроизводящей, жизненной и духовной энергиями (цзин, ци, шэнь), говорится следующее: «Основа человека рождает жизненную энергию (ци) первозданного хаоса, ци рождает цзин, цзин рождает шэнь, шэнь рождает просветление (мин). Основа — в отрицательной (инь) и положительной (ян) ци, ци превращается в цзин, цзин превращается в шэнь, шэнь превращается в просветление. Желающие долголетия сохраняют ци и гармонизируют шэнь, цзин не направляют в свою форму, изучают это и объединяют три в одно, надолго отдаются идеалу (ли), не соединяются с мышечной силой, находятся в естестве и достигают великого спокойствия».
Есть еще отрывок, посвященный методам сохранения мыслей: «Пусть в пустой комнате никого рядом не будет, картина украшает ее в соответствии с ци четырех сезонов, подвешивают ее на свету от окна и любуются ею. Наверху находится декоративный вид, внизу располагаются 10 деревень, лежа изучают вблизи висящую картину, любуются ею безостановочно, духовная энергия (шэнь) пяти плотных внутренних органов может известить о 24-х временных ци. Шэнь (дух) пяти стихий к тому же принесет спасение и поддержку, тьма болезней сменится улучшением».



цигун, искусство цигун, Чжун Юань цигун, ЧЮ цигун, занятия цигун, метод оздоровления в цигун, цигун для начинающих, медитация в цигун, школа цигун для здоровья, практика цигун
Copyright C 1993-2009. Qigong.
Все права защищены.
Разработка: "Интел-Сфера". Компьютеры: дизайн, программирование, сборка, обслуживание.
Копирование всех частей сайта в какой-либо форме без разрешения владельца авторских прав запрещено.