 |
При династиях Вэй и Цзинь, северных и южных династиях (с 200 по 589 гг.) | | МА Цзижень, М.М.Богачихин | | | | Цао Цао во время существования царств Цао и Вэй собрал немало людей, занимающихся врачеванием, среди них были и имеющие практический опыт занятия цигуном: Гань Ши, Ван Чжэнь, Хуан Пулун и др. В книге Цао Пэя «О классике» («Дянь лунь») говорится: «Радоваться разрушению, радоваться обновлению — тоже способствует ходам ци, старые приобретают, малые овладевают... Пришли следующие времена, из многих нет таких (кто не знал бы как) ушастая сова смотрит, волк приглядывается, выдыхать и вдыхать, выплевывать и набирать».
Что касается Ван Чжэня, то в «Книге Поздней Хань» («Хоу хань шу»), где приводится его биография, говорится: «Ван Чжэнь, ноша времени — сто лет, смотришь на него — лицо блестит, как у 50-летних, может осуществлять зародышевое дыхание — тем способом, как питается зародыш».
Зародышевое дыхание (тайси) — это метод очень слабого дыхания, главное в котором — закрыть ци. Пища зародыша — проглоченная слюна. Все это методы древнего цигуна. В жизнеописании Хуан Фулуна, приведенном в книге «Тысячи золотых важных рецептов для экстренных случаев», написанной Сунь Сымяо в Танское время (618–907 гг.), говорится, что он вместе с Цао Цао, (царедворцем) при Вэйском правителе, обсуждал вопросы, связанные с древним цигуном. В этой книге рассказывается следующее. «Вэйский У, обращаясь к Хуан Фулуну, сказал: «Слышал, что ваши годы вышли за сто, а сила тела не ослабела, уши и глаза разумны и светлы, лицо выглядит дружественным и радостным — это прекрасно. Можно ли узнать о потребляемой пище, проводимом даоинь? Если есть возможность переделать, думаю, можно точно указать и точно запечатлеть». Лун в ответ сказал: «Чиновник часто слышал, что даосу Куайцзину уже 178 лет, но совсем как гвоздь. Говорят, когда люди принимают в пищу ежедневно «яшмовый источник» (порошок яшмы — М. Б.) и полируют зубы, то они становятся как гвоздь, с хорошим цветом лица, изгоняют трех червей и укрепляют зубы. С яшмовым источником — во рту слюна. Утром на рассвете не вставая полоскают рот слюной, заполняя ею весь рот, и проглатывают ее; полируют зубы дважды семь раз. Занятие этим называют тренировать воспроизводящую энергию (цзин)».
Цзи Кан, написавший «О взращивании жизни» и «Об ответах на трудности при взращивании жизни», в старости был хорош, последователь Чжуан-цзы, постоянно говорил о делах, связанных с взращиванием жизни (яншэн) и принятием пищи (фуши), он выдохи-вдохи и даоинь рассматривал в качестве средства продления лет и способствующего долголетию. Он говорил: «Выдохи-вдохи, выплевывание -набирание, принятие пищи и взращивание тела заставляет форму (син) и дух (шэнь) взаимно сближаться снаружи и внутри — везде приобретение». В стихотворении «Деяния Цю Ху» также говорится: «Выдох и вдох: великая гармония, плавится форма, изменяется цвет».
В «Сборнике основ взращивания жизни», написанном Чжан Чжанем из царства Цзинь, приводится 10 главных основ взращивания жизни. Первую называют запасение духовной энергии (шэнь), вторую называют любовь к ци, третью называют взращивание формы, четвертую называют ведение и привлечение (даоинь), пятую называют речь и слово, шестую называют питание пищей, седьмую называют дом и комната, восьмую называют обращение к простоте, девятую называют медицина и фармакология, десятую называют запреты и зароки. Среди них первые четыре пункта относят к древнему цигуну.
Гэ Хун из царства Цзинь, которого называли святым бессмертным (шэньсянь), также занимался ведением и привлечением. В «Книге Цзинь» в биографии Гэ Хуна сказано: «Гэ Хун, по прозвищу Молодой Поток (Чжичуань)... святой бессмертный, знаток методов даоинь, написал книгу из ста свитков «Рецепты лекарства из золотого шкафа», книгу из четырех свитков «Подручные рецепты для экстренных случаев». В своей книге «Бао Пуцзы» он описал различные методики продления жизни, в особенности технику выплавления киновари (технику выплавления золота, более конкретно, чем Вэй Боян, живший во времена Восточной Хань, в книге «Триединство циклических перемен» («Цань тун ци»), но книга полна мистицизма. Однако, что касается цигуна и даоинь, то наоборот, есть несколько мест, имеющих практическую ценность. Например, следующее.
«Даоинь не в том, чтобы создать имя, уподобиться вещи, белить и рисовать, проявляя тени, наносить рисунок, но быть безымянным. Вытягиваешься и сгибаешься ли, наклоняешься вперед или отклоняешься назад, идешь или сидишь, прислоняешься или стоишь прямо, стоишь на месте или топчешься, или медленно идешь, декламируешь или отдыхаешь — все это даоинь. Нет необходимости каждое утро заниматься им, но почувствовав в теле беспокойство, займись им. То есть когда закрывается (ход) ци, то сустав, где (ход) ци закрыт, промывают этой ци, чтобы пропускал. И не ожидайте установленного числа дыханий — ожидайте, чтобы ци стала предельной, тогда немного втяните носом внутрь, затем выплюните ртом наружу. Из-за того, что ци закрыта, и надолго, промывается горло. Если не втягивать еще и выплюнуть через рот, то ци будет не единой, грубой и поранит легкие. Однако болезненность уже прошла. Нельзя.чтобы тело потело: будет пот — продует ветром, это вызовется колебанием и движением. У каждого человека, ведущего (дао) движения, кости и суставы обладают движением. При большом втягивании (инь) звук большой, при малом — маленький, это суставы замедляют прохождение ци. При всех заболеваниях, когда лечением с помощью ведения (дао) и привлечения (инь) избавляют от болезней, проходила негармоничная ци. При движении ци проникает в сто застав, при закупоривании кровь густеет в трех дворцах. Таков великий закон истинного взращивания жизни, тайная техника изгнания болезней». И далее.
«Добившийся зародышевого дыхания может дышать не через нос и рот, а как зародыш в чреве, тогда образуется дао-путь. Начиная изучать как водить ци, втягивают в нос ци и не запирают ее, хранят, считая удары сердца, когда дойдут до 120, то медленно выплевывают ее через рот. При ее выплевывании и втягивании нежелательно, чтобы уши слышали звуки выхода и входа ци. Постоянно дают войти много, а выйти мало: лебединое перо помещают на нос и рот, выдыхают ци — и лебединое перо не должно шелохнуться. Постепенно приучаются к увеличению числа ударов сердца, через долгое время доходят до тысячи. Достигнешь тысячи — и старость отступает: один день возвращает день. Водить ци следует в часы ци жизни, но не в часы смерти. Поэтому говорится, что бессмертный человек (сяньжэнь) принимает 6 ци, это его питание. Один день и одна ночь составляют 12 «часов» (двухчасий) и 6 «часов» с полуночи до середины дня представляют собой ци жизни (шэнци), а 6 «часов» с середины дня до полуночи представляют собой ци смерти (сыци). В «часы» ци смерти водить ци не следует».
В приведенных выше высказываниях поднимается вопрос о позах, о действии ведения и привлечения, о методах зародышевого дыхания и закрывания ци. Кроме того, при динамической тренировке предлагается «путь укрепления зубов»: «у тех, кто рано утром более 300 раз смыкает зубы, они никогда не будут шататься»; и «путь укрепления слуха», где встречается масса терминов, относящихся к даоинь: драконово проведение, тигровое втягивание, глотание черепахи, полет ласточки, изгибание змеи, вытягивание птицы, вмешательство неба, преклонение земли, хватание (человекообразной) обезьяны, шараханье зайца. Учение о трех полях киновари (даньтянях) также берет начало с «Бао Пуцзы».
Во времена династии Цзинь (265–420 гг.) появился «Трактат о желтом дворе» («Хуан тин цзин») — книга, частично посвященная аутотренингу. Впоследствии даосы отнесли ее к важнейшим руководствам по аутотренингу. Как считают, книгу написал Вэй Фужэнь (Хуа Цунь). В ней говорится в основном о полях киновари, а также о некоторых видах тренировок. Самый знаменитый в истории Китая цзиньский каллиграф Ван Сичжи уставным почерком кайшу написал «Главу о внешнем» из «Трактата о желтом дворе». В 669-м свитке книги «Обозрение проявления великого покоя» сказано: «Ван Сичжи передал это во внешний мир через Сюй Мая. Сюйчжи также восхвалял взращивание жизни. Каждый раз направляясь в даль (Сюй Май называет: в дальнее плавание), днями забывал о возвращении. Постоянно писал стихи. Много рассуждал о приеме пищи».
Кроме того, в «Книге Цзинь», в 80-м свитке, сказано: «Ван Сичжи вместе с даосом Сюй Маем практиковал прием пищи, собирал лекарственные камни в радиусе 1000 ли». Можно сделать вывод, что Ван Сичжи тоже говорил о саморегуляции, а также об употреблении лекарственных веществ. Танец гусиных лап, которым он занимался, специально тренирует силу рук, поэтому, как передают, Ван Сичжи, когда писал иероглифы, мог «войдя в дерево, трижды разделить» (жу му сань фэнь), что, возможно, было связано с гунфу, которым он занимался. При соединении способа письма с саморегуляцией мысль (и) идет впереди кисти, мысль приходит — и ци приходит, так проявляется огромная сила кисти.
Живший во время Северных и Южных династий (265–583 гг.) Тао Хунцзин был даосом и врачевателем. В предисловии к своей книге «Разные записки о знаменитых медиках» он писал: «В инь пребывающий учитель проживает на горе Маошань, выплевыванию и набиранию (туна) он посвящает досуг, бродячим мыслям и магической технике, изучению корней и трав и свойств лекарств, чтобы исчерпать до конца сердце мудреца, потому сочиняет и обсуждает все это». Тао Хунцзин называл себя «Хуа Ян, находящийся в инь» (что можно перевести: Цветущее Солнце, находящееся в тени; в инь — также означает в отставке, не у дел. — М. Б.). Он стал даосом на горе Маошань (Тростниковой). Изучая корни и травы (фармакологию), написал также книгу «Записки о взращивании природы и продлении жизни». В этой книге описано немало методик и теорий, относящихся к древнему цигуну, этому посвящены составляющие половину книги две ее части: «Прием ци и лечение болезней» и «Даоинь и аньмо», где многое очень напоминает статический и динамический цигун наших дней.
В части «Прием ци и лечение болезней» не только описаны методы запирания ци и набирания дыхания, но, кроме того, указано: «Все, двигающие ци (синци), набирают ци носом, ртом выплевывают ци, тонкое — втягиваешь его, это называется длинным дыханием. Набирание ци одно, выплевываний ци шесть. Единственное набирание ци именуют вдохом. Шесть выплевываний ци следующие: дуть, выдыхать, хихикать, согревать дыханием, медленно выдыхать и вздыхать. Все это вывод ци. Дыхание обычного человека состоит из выдохов и вдохов. Изначала существовал такой счет, когда хотят выплевывать ци, используя длинное дыхание: для охлаждения можно дуть, для согревания можно выдыхать. Дыхание специализируют при лечении болезней: дуют, чтобы изгнать жар, выдыхают, чтобы изгнать ветер, хихикают, чтобы изгнать волнения, согревают дыханием, чтобы понизить ци, медленно выдыхают, чтобы рассеять застойное скопление, вздыхают, чтобы освободить предел».
В дыхательных упражнениях, существовавших до Тао Хунцзина, главным было тренировать вдох, а Тао разработал 6 видов выдоха, считая это главным. Впоследствии это назвали шестисловным заклинанием (лю цзы цзюэ). К методу непрерывно появлялись дополнения. Он и сейчас еще используется в клинической практике. Это шестисловное заклинание можно также использовать, основываясь на болезнях пяти плотных внутренних органов, поэтому в его книге указывается: «При болезнях сердца в теле есть холод и жар, с помощью двух ци, дуя и выдыхая, изгоняют их. При болезнях легких диафрагма вздута и заполнена, медленно выдыхая на нее ци, изгоняют это. При болезнях селезенки по телу ходит ветер туда-сюда, тело зудит, болит и томится. Хихикая, на него воздействуют посредством ци и тем самым изгоняют. При болезнях печени глаза болят и безрадостность (на душе), согревают дыханием, и ци изгоняет это».
В части, называющейся «Даоинь и аньмо», содержание еще более богато, и многие из ныне используемых методов динамической тренировки взяты отсюда. Автор, базируясь на «Трактате о ведении и привлечении» («Даоинь цзин»), объясняет многие комплексы динамических упражнений, в том числе такие, как «клюв», «промывка слюной», «волк сидит», «ушастая сова вертит головой влево и вправо», «топать пяткой», «искусственная рука», вытягивание ног, поглаживание глаз, массаж глаз, потягивание за уши, выпуск вверх, потирание лица, сухое умывание, подпирать голову и отгибать руки, сгибать лук, подпирать небо, толчок руками вперед и другие. Известные ныне самые ранние записанные сведения — например, «танцы пяти животных» Хуа То — также находим в этой части.
Далее, в книге «Записки о чтении книг во многих кабинетах», принадлежащей Чао Гунъу, рассказывается, что Тао Хунцзин также составил свиток «Схемы даоинь и взращивания жизни»: «На рисунках показано 36 поз, такие как «славный журавль бродит», «селезень и утица сложили крылышки» — одно изображение лучше другого». К сожалению, эта книга утеряна.
Среди методов взращивания жизни, приведенных в книге «Домашние комментарии Яня», — автора, жившего во время династии Северная Ци (549–579 гг.), есть следующие шесть основных моментов: «С любовью взращивать духовное просветление (шэнь мин), регулировать и усиливать дыхание (энергией) ци, быть внимательным к суставам и ложась, всегда учитывать холод и тепло, никогда не забывать о еде и питье, принимать в пищу лекарственные вещества». Здесь выражение «регулировать и усиливать дыхание (энергией) ци» подразумевает дыхательные упражнения. Янь также практиковал укрепление зубов по «Бао Пуцзы» и достиг хороших результатов.
Во времена Северных и Южных династий (265–583 гг.) в Китай прибыл буддийский монах высокого ранга Пути Дамо (Бодхидхарма) и в монастыре Шаолинь-сы на горах Суншань в провинции Хэнань стал учить буддийским сутрам, создав секту чань (медитативную). Он предложил новый метод медитации, при котором в безмолвии сидят лицом к стене до конца дня, позже метод этот был назван «стеносмотрением». Согласно книге Дао Сюаня «Биографии высоких буддистов Танской династии», жившего в Танское время (618–907 гг.), «смотрение стены» делает сердце устойчивым, как стена, не склоняющимся и не отклоняющимся. Во втором свитке книги «Введение к комментариям и собранию источников чань» сказано: «Дамо путем смотрения стены обучал людей успокаивать сердце (душу). Снаружи останавливаются (т. е. прекращают действовать — М. Б.) все причины, внутри сердце бездыханное, сердце как стена — дао может войти». Так что стеносмотрение — тоже концептуальный метод тренировки в статическом цигуне.
|
|