БЕЛАРУСЬ
ВЕНГРИЯ
ИЗРАИЛЬ
КАЗАХСТАН
КАНАДА
КИТАЙ
КЫРГЫЗСТАН
ЛАТВИЯ
ЛИТВА
МОЛДОВА
НОРВЕГИЯ
ОАЭ
ПРИДНЕСТРОВЬЕ
РОССИЯ
СЛОВАКИЯ
США
УКРАИНА
ЭСТОНИЯ
Главная
Тех. поддержка сайта

Главная страница
 



ЧЖУН ЮАНЬ ЦИГУН
 
Все новости Начинающим Практикующим Материалы Поиск на сайте Контакты


При династиях Вэй и Цзинь, северных и южных династиях (с 200 по 589 гг.)

МА Цзижень, М.М.Богачихин
Цао Цао во время существования царств Цао и Вэй собрал немало людей, занимающихся врачеванием, среди них были и имеющие практический опыт занятия цигуном: Гань Ши, Ван Чжэнь, Хуан Пулун и др. В книге Цао Пэя «О классике» («Дянь лунь») говорится: «Радоваться разрушению, радоваться обновлению — тоже способствует ходам ци, старые приобретают, малые овладевают... Пришли следующие времена, из многих нет таких (кто не знал бы как) ушастая сова смотрит, волк приглядывается, выдыхать и вдыхать, выплевывать и набирать».
Что касается Ван Чжэня, то в «Книге Поздней Хань» («Хоу хань шу»), где приводится его биография, говорится: «Ван Чжэнь, ноша времени — сто лет, смотришь на него — лицо блестит, как у 50-летних, может осуществлять зародышевое дыхание — тем способом, как питается зародыш».
Зародышевое дыхание (тайси) — это метод очень слабого дыхания, главное в котором — закрыть ци. Пища зародыша — проглоченная слюна. Все это методы древнего цигуна. В жизнеописании Хуан Фулуна, приведенном в книге «Тысячи золотых важных рецептов для экстренных случаев», написанной Сунь Сымяо в Танское время (618–907 гг.), говорится, что он вместе с Цао Цао, (царедворцем) при Вэйском правителе, обсуждал вопросы, связанные с древним цигуном. В этой книге рассказывается следующее. «Вэйский У, обращаясь к Хуан Фулуну, сказал: «Слышал, что ваши годы вышли за сто, а сила тела не ослабела, уши и глаза разумны и светлы, лицо выглядит дружественным и радостным — это прекрасно. Можно ли узнать о потребляемой пище, проводимом даоинь? Если есть возможность переделать, думаю, можно точно указать и точно запечатлеть». Лун в ответ сказал: «Чиновник часто слышал, что даосу Куайцзину уже 178 лет, но совсем как гвоздь. Говорят, когда люди принимают в пищу ежедневно «яшмовый источник» (порошок яшмы — М. Б.) и полируют зубы, то они становятся как гвоздь, с хорошим цветом лица, изгоняют трех червей и укрепляют зубы. С яшмовым источником — во рту слюна. Утром на рассвете не вставая полоскают рот слюной, заполняя ею весь рот, и проглатывают ее; полируют зубы дважды семь раз. Занятие этим называют тренировать воспроизводящую энергию (цзин)». Цзи Кан, написавший «О взращивании жизни» и «Об ответах на трудности при взращивании жизни», в старости был хорош, последователь Чжуан-цзы, постоянно говорил о делах, связанных с взращиванием жизни (яншэн) и принятием пищи (фуши), он выдохи-вдохи и даоинь рассматривал в качестве средства продления лет и способствующего долголетию. Он говорил: «Выдохи-вдохи, выплевывание -набирание, принятие пищи и взращивание тела заставляет форму (син) и дух (шэнь) взаимно сближаться снаружи и внутри — везде приобретение». В стихотворении «Деяния Цю Ху» также говорится: «Выдох и вдох: великая гармония, плавится форма, изменяется цвет».
В «Сборнике основ взращивания жизни», написанном Чжан Чжанем из царства Цзинь, приводится 10 главных основ взращивания жизни. Первую называют запасение духовной энергии (шэнь), вторую называют любовь к ци, третью называют взращивание формы, четвертую называют ведение и привлечение (даоинь), пятую называют речь и слово, шестую называют питание пищей, седьмую называют дом и комната, восьмую называют обращение к простоте, девятую называют медицина и фармакология, десятую называют запреты и зароки. Среди них первые четыре пункта относят к древнему цигуну.
Гэ Хун из царства Цзинь, которого называли святым бессмертным (шэньсянь), также занимался ведением и привлечением. В «Книге Цзинь» в биографии Гэ Хуна сказано: «Гэ Хун, по прозвищу Молодой Поток (Чжичуань)... святой бессмертный, знаток методов даоинь, написал книгу из ста свитков «Рецепты лекарства из золотого шкафа», книгу из четырех свитков «Подручные рецепты для экстренных случаев». В своей книге «Бао Пуцзы» он описал различные методики продления жизни, в особенности технику выплавления киновари (технику выплавления золота, более конкретно, чем Вэй Боян, живший во времена Восточной Хань, в книге «Триединство циклических перемен» («Цань тун ци»), но книга полна мистицизма. Однако, что касается цигуна и даоинь, то наоборот, есть несколько мест, имеющих практическую ценность. Например, следующее.
«Даоинь не в том, чтобы создать имя, уподобиться вещи, белить и рисовать, проявляя тени, наносить рисунок, но быть безымянным. Вытягиваешься и сгибаешься ли, наклоняешься вперед или отклоняешься назад, идешь или сидишь, прислоняешься или стоишь прямо, стоишь на месте или топчешься, или медленно идешь, декламируешь или отдыхаешь — все это даоинь. Нет необходимости каждое утро заниматься им, но почувствовав в теле беспокойство, займись им. То есть когда закрывается (ход) ци, то сустав, где (ход) ци закрыт, промывают этой ци, чтобы пропускал. И не ожидайте установленного числа дыханий — ожидайте, чтобы ци стала предельной, тогда немного втяните носом внутрь, затем выплюните ртом наружу. Из-за того, что ци закрыта, и надолго, промывается горло. Если не втягивать еще и выплюнуть через рот, то ци будет не единой, грубой и поранит легкие. Однако болезненность уже прошла. Нельзя.чтобы тело потело: будет пот — продует ветром, это вызовется колебанием и движением. У каждого человека, ведущего (дао) движения, кости и суставы обладают движением. При большом втягивании (инь) звук большой, при малом — маленький, это суставы замедляют прохождение ци. При всех заболеваниях, когда лечением с помощью ведения (дао) и привлечения (инь) избавляют от болезней, проходила негармоничная ци. При движении ци проникает в сто застав, при закупоривании кровь густеет в трех дворцах. Таков великий закон истинного взращивания жизни, тайная техника изгнания болезней». И далее.
«Добившийся зародышевого дыхания может дышать не через нос и рот, а как зародыш в чреве, тогда образуется дао-путь. Начиная изучать как водить ци, втягивают в нос ци и не запирают ее, хранят, считая удары сердца, когда дойдут до 120, то медленно выплевывают ее через рот. При ее выплевывании и втягивании нежелательно, чтобы уши слышали звуки выхода и входа ци. Постоянно дают войти много, а выйти мало: лебединое перо помещают на нос и рот, выдыхают ци — и лебединое перо не должно шелохнуться. Постепенно приучаются к увеличению числа ударов сердца, через долгое время доходят до тысячи. Достигнешь тысячи — и старость отступает: один день возвращает день. Водить ци следует в часы ци жизни, но не в часы смерти. Поэтому говорится, что бессмертный человек (сяньжэнь) принимает 6 ци, это его питание. Один день и одна ночь составляют 12 «часов» (двухчасий) и 6 «часов» с полуночи до середины дня представляют собой ци жизни (шэнци), а 6 «часов» с середины дня до полуночи представляют собой ци смерти (сыци). В «часы» ци смерти водить ци не следует».
В приведенных выше высказываниях поднимается вопрос о позах, о действии ведения и привлечения, о методах зародышевого дыхания и закрывания ци. Кроме того, при динамической тренировке предлагается «путь укрепления зубов»: «у тех, кто рано утром более 300 раз смыкает зубы, они никогда не будут шататься»; и «путь укрепления слуха», где встречается масса терминов, относящихся к даоинь: драконово проведение, тигровое втягивание, глотание черепахи, полет ласточки, изгибание змеи, вытягивание птицы, вмешательство неба, преклонение земли, хватание (человекообразной) обезьяны, шараханье зайца. Учение о трех полях киновари (даньтянях) также берет начало с «Бао Пуцзы».
Во времена династии Цзинь (265–420 гг.) появился «Трактат о желтом дворе» («Хуан тин цзин») — книга, частично посвященная аутотренингу. Впоследствии даосы отнесли ее к важнейшим руководствам по аутотренингу. Как считают, книгу написал Вэй Фужэнь (Хуа Цунь). В ней говорится в основном о полях киновари, а также о некоторых видах тренировок. Самый знаменитый в истории Китая цзиньский каллиграф Ван Сичжи уставным почерком кайшу написал «Главу о внешнем» из «Трактата о желтом дворе». В 669-м свитке книги «Обозрение проявления великого покоя» сказано: «Ван Сичжи передал это во внешний мир через Сюй Мая. Сюйчжи также восхвалял взращивание жизни. Каждый раз направляясь в даль (Сюй Май называет: в дальнее плавание), днями забывал о возвращении. Постоянно писал стихи. Много рассуждал о приеме пищи».
Кроме того, в «Книге Цзинь», в 80-м свитке, сказано: «Ван Сичжи вместе с даосом Сюй Маем практиковал прием пищи, собирал лекарственные камни в радиусе 1000 ли». Можно сделать вывод, что Ван Сичжи тоже говорил о саморегуляции, а также об употреблении лекарственных веществ. Танец гусиных лап, которым он занимался, специально тренирует силу рук, поэтому, как передают, Ван Сичжи, когда писал иероглифы, мог «войдя в дерево, трижды разделить» (жу му сань фэнь), что, возможно, было связано с гунфу, которым он занимался. При соединении способа письма с саморегуляцией мысль (и) идет впереди кисти, мысль приходит — и ци приходит, так проявляется огромная сила кисти. Живший во время Северных и Южных династий (265–583 гг.) Тао Хунцзин был даосом и врачевателем. В предисловии к своей книге «Разные записки о знаменитых медиках» он писал: «В инь пребывающий учитель проживает на горе Маошань, выплевыванию и набиранию (туна) он посвящает досуг, бродячим мыслям и магической технике, изучению корней и трав и свойств лекарств, чтобы исчерпать до конца сердце мудреца, потому сочиняет и обсуждает все это». Тао Хунцзин называл себя «Хуа Ян, находящийся в инь» (что можно перевести: Цветущее Солнце, находящееся в тени; в инь — также означает в отставке, не у дел. — М. Б.). Он стал даосом на горе Маошань (Тростниковой). Изучая корни и травы (фармакологию), написал также книгу «Записки о взращивании природы и продлении жизни». В этой книге описано немало методик и теорий, относящихся к древнему цигуну, этому посвящены составляющие половину книги две ее части: «Прием ци и лечение болезней» и «Даоинь и аньмо», где многое очень напоминает статический и динамический цигун наших дней.
В части «Прием ци и лечение болезней» не только описаны методы запирания ци и набирания дыхания, но, кроме того, указано: «Все, двигающие ци (синци), набирают ци носом, ртом выплевывают ци, тонкое — втягиваешь его, это называется длинным дыханием. Набирание ци одно, выплевываний ци шесть. Единственное набирание ци именуют вдохом. Шесть выплевываний ци следующие: дуть, выдыхать, хихикать, согревать дыханием, медленно выдыхать и вздыхать. Все это вывод ци. Дыхание обычного человека состоит из выдохов и вдохов. Изначала существовал такой счет, когда хотят выплевывать ци, используя длинное дыхание: для охлаждения можно дуть, для согревания можно выдыхать. Дыхание специализируют при лечении болезней: дуют, чтобы изгнать жар, выдыхают, чтобы изгнать ветер, хихикают, чтобы изгнать волнения, согревают дыханием, чтобы понизить ци, медленно выдыхают, чтобы рассеять застойное скопление, вздыхают, чтобы освободить предел».
В дыхательных упражнениях, существовавших до Тао Хунцзина, главным было тренировать вдох, а Тао разработал 6 видов выдоха, считая это главным. Впоследствии это назвали шестисловным заклинанием (лю цзы цзюэ). К методу непрерывно появлялись дополнения. Он и сейчас еще используется в клинической практике. Это шестисловное заклинание можно также использовать, основываясь на болезнях пяти плотных внутренних органов, поэтому в его книге указывается: «При болезнях сердца в теле есть холод и жар, с помощью двух ци, дуя и выдыхая, изгоняют их. При болезнях легких диафрагма вздута и заполнена, медленно выдыхая на нее ци, изгоняют это. При болезнях селезенки по телу ходит ветер туда-сюда, тело зудит, болит и томится. Хихикая, на него воздействуют посредством ци и тем самым изгоняют. При болезнях печени глаза болят и безрадостность (на душе), согревают дыханием, и ци изгоняет это». В части, называющейся «Даоинь и аньмо», содержание еще более богато, и многие из ныне используемых методов динамической тренировки взяты отсюда. Автор, базируясь на «Трактате о ведении и привлечении» («Даоинь цзин»), объясняет многие комплексы динамических упражнений, в том числе такие, как «клюв», «промывка слюной», «волк сидит», «ушастая сова вертит головой влево и вправо», «топать пяткой», «искусственная рука», вытягивание ног, поглаживание глаз, массаж глаз, потягивание за уши, выпуск вверх, потирание лица, сухое умывание, подпирать голову и отгибать руки, сгибать лук, подпирать небо, толчок руками вперед и другие. Известные ныне самые ранние записанные сведения — например, «танцы пяти животных» Хуа То — также находим в этой части.
Далее, в книге «Записки о чтении книг во многих кабинетах», принадлежащей Чао Гунъу, рассказывается, что Тао Хунцзин также составил свиток «Схемы даоинь и взращивания жизни»: «На рисунках показано 36 поз, такие как «славный журавль бродит», «селезень и утица сложили крылышки» — одно изображение лучше другого». К сожалению, эта книга утеряна.
Среди методов взращивания жизни, приведенных в книге «Домашние комментарии Яня», — автора, жившего во время династии Северная Ци (549–579 гг.), есть следующие шесть основных моментов: «С любовью взращивать духовное просветление (шэнь мин), регулировать и усиливать дыхание (энергией) ци, быть внимательным к суставам и ложась, всегда учитывать холод и тепло, никогда не забывать о еде и питье, принимать в пищу лекарственные вещества». Здесь выражение «регулировать и усиливать дыхание (энергией) ци» подразумевает дыхательные упражнения. Янь также практиковал укрепление зубов по «Бао Пуцзы» и достиг хороших результатов.
Во времена Северных и Южных династий (265–583 гг.) в Китай прибыл буддийский монах высокого ранга Пути Дамо (Бодхидхарма) и в монастыре Шаолинь-сы на горах Суншань в провинции Хэнань стал учить буддийским сутрам, создав секту чань (медитативную). Он предложил новый метод медитации, при котором в безмолвии сидят лицом к стене до конца дня, позже метод этот был назван «стеносмотрением». Согласно книге Дао Сюаня «Биографии высоких буддистов Танской династии», жившего в Танское время (618–907 гг.), «смотрение стены» делает сердце устойчивым, как стена, не склоняющимся и не отклоняющимся. Во втором свитке книги «Введение к комментариям и собранию источников чань» сказано: «Дамо путем смотрения стены обучал людей успокаивать сердце (душу). Снаружи останавливаются (т. е. прекращают действовать — М. Б.) все причины, внутри сердце бездыханное, сердце как стена — дао может войти». Так что стеносмотрение — тоже концептуальный метод тренировки в статическом цигуне.



цигун, искусство цигун, Чжун Юань цигун, ЧЮ цигун, занятия цигун, метод оздоровления в цигун, цигун для начинающих, медитация в цигун, школа цигун для здоровья, практика цигун
Copyright C 1993-2020. Qigong.
Все права защищены.

Копирование всех частей сайта в какой-либо форме без разрешения владельца авторских прав запрещено.