 |
Периоды Суй, Тан и пяти династий (581–979 гг.) | | МА Цзижень, М.М.Богачихин | | | | Когда древний цигун дожил до времени Суйской (589–619 гг.) и Танской (618–907 гг.) династий, то, развиваясь, он получил широкое распространение в медицине. Во всех трех классических медицинских книгах этого периода: «Об исходных состояниях различных болезней», «Тысяча золотых важнейших рецептов для экстренных случаев» и «Тайные основы внешней площадки» находим записи о древнем цигуне.
Книга «Об исходных состояниях различных болезней» написана Чао Юаньфаном и др. во время Суйского императора Янди. Она посвящена специально источникам болезней и состояниям больного. В ней приводится более 1700 симптомов, и, кроме древнего цигуна, не говорится ни о каких других лечебных процедурах; в этом ее особенность. После описания многих состояний автор наставляет: «Эти компрессы, натирания, иглы и камни не есть истинное средство, введите саморегуляцию посредством ведения и привлечения, сегодняшнее прибавляйте к завтрашнему». Указанная здесь дополнительная саморегуляция с помощью ведения и привлечения в книге названа «взращиванием жизни методами даоинь» или «методы взращивания жизни». Эти методы действий позволяют выстроить в ряд более 260 упражнений древнего цигуна. В конце Цинской династии Ляо Пинцзэн собрал эту часть в один сборник, не включив вторую половину, а в наше время Цао Бинчжан дал новую редакцию и назвал книгу «Методы господина Цао по расчищению русла». Методов «расчищения русла» много. Если говорить о позах, то это лежать навзничь, лежать на боку, сидеть прямо, стоять на коленях, сидеть на корточках, сидеть в присяде, сидеть вытянув ноги. Если говорить о дыхании, то это отработка выдоха, отработка вдоха, при этом иногда устанавливается число выдохов и вдохов. Если говорить о методах тренировки мысли (и), то это «обращение внутреннего взора на поле киновари», «сохранение взора на пяти плотных внутренних органах», «хранение мысли», «привлечение ци» и пр. Если говорить о движениях, то это вытягивание рук в стороны, сгибание и разгибание ног, наклоны и скручивания, движения головой и пр. Рассмотрим кратко некоторые методики.
«В состоянии, когда «продует ветром тело, ноги и руки не действуют соответственно» и требуется «лечение болей в четырех конечностях», когда тоска томит крайне не вовремя и в животе собирается ци, поступают следующим образом. Стелят на кровать циновку, которая должна быть ровной и плотной. Выпрямив тело, ложатся навзничь, одежда свободная, пояс распущен, подушка высотой три цуня (примерно 7 см. — М. Б.). Плотно сжимают кисти (4 пальца охватывают большие пальцы), руки откинуты от тела на расстояние 5 цуней, стопы вертикальны, друг от друга на 5 цуней. Успокоить сердце, стабилизировать ум, сделать спокойным дыхание, не думать о посторонних делах, специализировать ум на думах о ци. Осторожно «полоскают в источнике с хорошей водой»: языком мягко лижут губы, рот и зубы, затем проглатывают (слюну). Осторожно ртом выплевывают ци, носом втягивают ци, вводя в горло. Следует действовать очень осторожно и мягко, нельзя поступать по-солдатски резко и интенсивно. Подождав, пока отрегулируется успокоение, втягивают ци, не позволяя собственному слуху выпускать и впускать звуки. Каждый раз, втягивая ци, сопровождают ее думами сердца, дают ци выходить из концов пальцев ног. Втягивание ци — 5–6 дыханий. Один вдох и один выдох образует одно дыхание. Число дыханий доводят до десяти, увеличивая постепенно. Дойдешь до 100 или 200 дыханий — болезнь уйдет».
При «состоянии пустоты и изнурения»: «Когда кричит петух, стучат зубами до 36 прохождений (ударов сердца), лижут губы, полоскают рот, подпирая языком поверхность верхних зубов, и проглатывают за три раза. Убивает глистов, пополняет при пустоте и изнурении, делает человека крепким и сильным».
При «состоянии глотания слизи»: «Лечь на левый или правый бок, не дышать 12 прохождений. Лечить глотание слизи ни к чему. Справа есть болезнь глотания — ложись на правый бок, слева есть болезнь глотания — ложись на левый бок».
При «состоянии, когда ветер продует 4 конечности и прострел не позволяет их согнуть и разогнуть»: «Тело стоит, выпрямленное внизу и вверху, одной рукой — толчок вверх, ладонь отогнута, как будто с силой толкают что-то, другая рука опущена вниз, как будто прижимает что-то с большой силой. Вверх-вниз, туда-сюда, меняют местами четырежды семь. Изгоняет из плечей проникший ветер, из плечевых колодцев холодную кровь, подмышками суставы и жилы связываются крепко».
При «состоянии, когда ветром продует, онемевшие руки-ноги не слушаются»: «Левую и правую — складывают руки и оба локтя, не дышат 9 пропусканий. Излечивает боли в локтях и стопах, измождение и изнурение, онемение от ветра с непослушанием».
Книгу «Тысяча золотых важнейших рецептов для экстренных случаев» написал Сунь Сымяо во времена Танской династии. Книга богата по содержанию, включает различные клинические разделы. Среди них свиток «Взращивание природы» (янсин) знакомит со многими методами тренировок.
Сунь Сымяо также написал книгу «Метод искусного взращивания центра затылка», где в двух главах: «Вождение и привлечение» и «Вождение ци» тоже много говорил о древнем цигуне. У Суня сказано так: «Дышишь ци — получаешь ли, и сто болезней не родятся; если же пренебрегать дыханием и избегать регулирования, то все болезни захотят возникнуть. Искусно овладевшие взращиванием должны знать методы регулирования ци: методы регулирования ци избавят от тьмы болезней и больших страданий». Этим он подчеркивал важность дыхательных упражнений. Касаясь конкретной методики упражнений, он писал: «При всех методах регулирования ци (занимаются) после полуночи до середины дня, (ибо) при ци жизни следует регулироваться; после середины дня и до середины ночи — ци смерти, не следует регулироваться. Во время регулирования ци лежат навзничь на кровати, подстелив толстое и мягкое, подушка по высоте такая, чтобы все тело было ровное. Отбросив руки, раздвинув ноги, кистями сжимают суставы больших пальцев, от тела расстояние 4–5 цуней, ноги раздвинуты на расстояние 4–5 цуней. Считая, стучат зубами, выплевывают яшмовую пасту (слюну — М. Б.), втягивают ци через нос и вводят в живот, ноги замирают неподвижно, есть сила ли — забирай, долго томи ци, (потом) потихоньку выплевывай через рот до конца и снова через нос потихоньку вводи внутрь. Выпускают ци точно так, как до того. Закрыв рот, по сердцу ведут счет. Счет позволяет ушам не слышать. Страх приводит к ошибкам и путанице».
Здесь говорится о способе тренировки вдоха. Рассматривая «шестисловное заклинание», относящееся к выдоху, автор говорит: «В случае болезни холода используют большой выдох 30 раз и тонкий выдох 10 раз. Метод выдоха: втягивают ци внутрь через нос, ртом выплевывают ци наружу, когда звуки друг за другом выдыхают слова, выплевывают их. В случае болезни жары используют большое дутье 50 раз и тонкое дутье 10 раз. Дуют так, как дуют на вещь, чтобы ци как бы звучала словами. Если больны легкие, используют большой медленный выдох (сюй) 30 раз, тонкий медленный выдох 10 раз. При болезни печени используют большое согревающее дыхание (кэ) 30 раз, тонкое согревающие дыхание 10 раз. Если больна селезенка, используют большое хихикающее дыхание (си) 30 раз, тонкое — 10 раз. При больных почках используют большое вздыхающее дыхание (сы) 50 раз, тонкое — 30 раз. Это 12 способов регулирования ци. Если есть болезнь, то полагаются на этот метод, а еще благоговейно используют сердце (душу), и нет того, что бы не поддалось». Метод, основанный на шестисловном заклинании, по сравнению с приведенным в «Записках о взращивании природы и продлении жизни» получил дальнейшее развитие.
Что касается динамических тренировок, то в книге «Тысяча золотых важнейших рецептов...» сохранились два цельных комплекса: «Метод массажа (аньмо) брахманов небесной Индии», насчитывающий 18 поз, и «массаж по Лао-цзы», насчитывающий 49 движений.
Автор произведения «Тайные основы внешней площадки» Ван Тао, живший позже Суня. Поскольку в книге «Об исходных состояниях различных заболеваний» много рассуждений, но отсутствуют рецепты, Ван Тао собрал много медицинских рецептов и прочих материалов для ее пополнения. Вся книга разделена на 1104 параграфа, автор сохранил описания состояний болезней, методов «взращивания жизни» и методик ведения и привлечения. Кроме того, он добавил несколько способов тренировок. Например, известный ныне метод «обеими руками тянуть ноги» можно обнаружить в 18-м свитке этой книги.
Буддийскую секту «Небесная площадка» создал в Суйскую династию (589–619 гг.) знаменитый монах Чжи И, который, как говорили, обладал «методом остановки взгляда», включающим управление телом, дыханием, сердцем (душой). То есть методы тренировок он подразделял на отработку поз, дыхания и внимания; всем этим потомки пользовались для саморегуляции. Он восстановил «шесть искусных способов»: счет, следование, остановка, созерцание, возвращение, чистота, которые полезны и для избавления от беспорядочного мышления.
В «Книге (династии) Суй», в части, описывающей медицинские книги, приводятся следующие труды: «Сборник основ взращивания жизни» Чжан Чжаня, «Трактат Пэн Цзу о взращивании природы», «Разъяснение взращивания жизни», «Техника взращивания жизни» Ди Пина, «Метод взращивания природы будды драконового дерева», «Схемы ведения ци», «Схемы ведения и привлечения», «Основная техника взращивания жизни», «Традиции взращивания жизни» и пр. Все они содержат материалы по древнему цигуну но к сожалению, все они утрачены Важнейшие материалы после найденных в ханьской могиле Ма-вана содержатся в двух сборниках схем: «Схемы ведения и привлечения». Они состояли из трех свитков, в исходном примечании даны их названия: «Стоять — едино», «Сидеть — едино», «Лежать — едино».
Среди тех, кто занимался лечением в Танское время (618–907 гг.), многие обращались к таким методам саморегуляции, как прием ци и тихое сидение. Например, Лю Цзунъюань, изучив методы приема ци, в «Книге об обсуждении приема ци с Ли Мучжоу» указывает, что во многих книгах того времени «масса красивых слов», что это «книги, которые не следует передавать», нельзя что-то делать по этим книгам, необходимо иметь просветленного учителя для руководства, иначе будет вред вместо пользы. Поэтому, когда Ли Мучжоу пишет: «Стал принимать ци — внешне постарел, а на сердце мало радости и веселья» — это «использование такой техники, которая отнюдь не путь, которым можно воспользоваться». Это очень верная оценка.
Кроме того, очень интересно, что великий поэт Бо Цзюйи в последние годы часто практиковал тихое сидение. В его «Стихотворении о тихом сидении» сказано:
«Грея спину на солнце, смежив очи, сижу,
Ци спокойная мышцы и кожу рождает.
Пил сначала подобно вину,
После в спячку я впал и размяк.
Внешне плавилось все, в сто костей проникая,
Внутрь заглянешь — и крошки сознаниянет.
Сущее все опустело, забылось,
Сердце и мнимое — все пустота».
Помимо этого, в стихотворении «В доме и вне дома» есть такие строки:
«Всю ночь, войдя в покой, сижу я в позе лотоса,
Окликнет женщина, жена взовет — все без ответа».
Эти проникновения очень глубоки.
|
|