 |
При династиях Мин и Цин (1368–1840 гг.) | | МА Цзижень, М.М.Богачихин | | | | Особенность этого времени: древний цигун развивался так широко, что им овладели медицина и практика, поэтому в медицинских трудах стало о нем больше материалов.
В начале Минской династии Ван Фу племянник одного из четырех крупных медиков предыдущих династий (Цзинь и Юань) Чжу Даньси в книге «Сборник, поднимающийся по течению медицинских трактатов», разбирая выражение из «Трактата о внутреннем»: «Вредом от высокомерия позволяет управлять следование», писал: «Следует добавить касательно ци: жесткое также имеет высокомерие и само управляет собой, молодой бамбук высокомерен и не может управлять собой, поэтому в помощь используют, например, отвары, игольчатые камни, ведение и привлечение». То есть когда ци в избытке и превосходит пределы так, что наносит вред, нужно подвергнуть эту энергию ограничительному управлению, одним из способов при этом может быть ведение и привлечение (даоинь).
Вань Цюань в книге «Десять видов медицинских книг из тайного убежища Ваня», описывая третий вид, четыре основы взращивания жизни, высказывает суждение о тихом сидении. Он пишет: «Люди, изучающие взращивание жизни, говорят о выполнении сидения, говорят о регулировании дыхания, действительно же главное — работа над спокойствием (цзин). Однако когда достигают правильного выполнения сидения и отрегулируют дыхание, то сознание (сы) должно не позволять сердцу двигаться беспорядочно: при беспорядочном движении отлаженное сидение и отрегулированное дыхание — всего лишь разговор о том, как следует делать дело». Здесь подчеркивается, что необходимо успокоить мысли (так как сердце — центр мышления — М. Б.). Кроме того, сказано: «Отлаживающие сидение собирают свое сердце, не позволяя ему распускаться. Разве можно просто тупо сидеть?» Следовательно, тихое сидение не может быть только лишь формальным сидением, иначе оно превратится в тупое сидение.
Автор также считал, что основные способы тренировки при тихом сидении — свесить свои занавески (опустить веки — М. Б.) и закупорить обмен: «Раньше тот, кто закупоривал свой обмен, учил людей не говорить». Кроме того, нужно не смотреть беспорядочно, не говорить суетно, сознание сосредоточить на выдохах и вдохах. В отношении дыхательных упражнений он считал главным отрабатывать зародышевое дыхание. Поэтому говорил: «Тайна взращивания жизни следующая: регулируя дыхание, нужно регулировать истинное дыхание, истинное дыхание — это зародышевое дыхание. У ребенка-зародыша нет ни выдохов, ни вдохов, ци сама циклически движется. Взращивающие жизнь выдыхают тихо-тихо, как ребенок, когда находится в зародыше, поэтому и называют зародышевым дыханием».
В середине династии Мин написал Сюй Чуньпу книгу в сто свитков под названием «Энциклопедия древней и современной медицины, в которой собрал важнейшее у специалистов разных школ, подвергнув исправлению и систематизации. В последних свитках этой книги много сказано об опыте взращивания жизни, включая методы древнего цигуна. Кроме статических упражнений, он уделяет большое внимание и динамическим. Например, дан комплекс самомассажа всего тела, подчеркивается важность постоянного его выполнения в обычное время: «Каждый человек, не спрашивая, есть дела, или нет, должен ежедневно выполнять его один раз от головы до стоп, но места системы суставов и связок массировать десятки раз каждую». Такие действия могут предотвратить простуду, так называемый «просочившийся ветер». Порядок действий следующий: «Сначала — точка «сто встреч» (байхуэй), затем 4 стороны головы, затем две брови, затем глазные орбиты, затем кончик носа, затем ушные впадины и за ушами — все это придавливают (ань); затем точки «пруд ветра» (фэнчи), затем шею слева и справа — все это потирают (ца); затем плечи и лопатки, затем стыки костей рук от плечей до локтей, затем руки от локтей до кистей, затем 10 пальцев рук — все это разминают (нянь); затем позвонки — их или придавливают, или поколачивают (чуй) и трясут, затем поясница и почечный зал (шэньтан) — все это растирают (цо); затем грудь, затем живот — все это мнут (жоу) не считая; затем кости бедра: поколачивают их; затем колени, затем голени, затем стопы и лодыжки, затем 10 пальцев ног, затем центр стопы — все это разминают двумя руками».
Великий врач Ли Шичжэнь имел определенное представление о древнем цигуне. В книге «Исследование восьми каналов чудесного происхождения» («Ци цзин ба май као») он, базируясь на материалах даосизма о технике внутренней киновари, утверждал важность каналов действия (жэньмай), управления (думай) и пяточных (цяомай) считая, что «два канала: жэньмай и думай — «ребенок» и «полдень» в теле человека, у даосов они представляют собой путь поднятия положительного огня (янхо) и опускания отрицательного знака (иньфу); деревню, где совокупляются вода-кань и огонь-ли... Если человек сможет проторить эти два канала, то торными станут все сто каналов... Олень движет копчиком — может пропускать через канал управления, черепаха дышит, набирая носом — может пропускать через канал действия, потому они оба живут долго. Об этом много раз говорилось и алхимики искусно управляют водяным колесом». Он также говорил о связи между тренировками и каналами, отмечая, что «внутренний вид следует пути (дао), и только смотрящий вспять может высветить и обнаружить это». Таков знаменательный вывод.
Знаменитый специалист по иглоукалыванию и прижиганию Ян Сюйчжоу в своей книге «Великие достижения в иглоукалывании и прижигании» также говорил о круговых потоках в каналах управления и действия, считая, что если «безмолвно думать о жемчужине просяного зернышка» в каналах управления и действия, «по двум каналам поднимать и опускать, вращать как колесо, спереди опускать — сзади поднимать, непрерывно без остановки», то выполняй это долго — и «сто болезней станут бездейственными».
В книге Ван Кэнтана «Правила подхода к лечению болезней шести клиник» обобщен его личный опыт лечения; на эту книгу очень часто ссылались в последующие времена. В главе «Разные болезни» («Цза бин»), касаясь внутренних и внешних болезней глаз, он утверждал, рассматривая дальтонизм, что если «есть возможность сохранить истинное и оставить ложное, охватить первоначальное и собрать единое, то часто без лечения наступает выздоровление. Из этого видно, что цигун эффективен и при дальтонизме.
Позже появилась книга Фу Жэньюя «Драгоценный ящик исследований зрения», специально посвященная глазным болезням. За богатство содержания ее еще называют «Энциклопедией офтальмологии». В книге подчеркивается эффективная роль цигуна в лечении глазных болезней; даже один из свитков назван «Шестисловное заклинание о продлении жизни динамическими упражнениями».
В книге Гун Цзюйчжуна об очагах в легких при туберкулезе «Крапинки снега в красной печи» («Хун лу дянь сюэ») четыре главы посвящены древнему цигуну: «Тайны и секреты избавления от болезней», «Техника в 16 фазах об избавлении от болезней и продлении лет», «Шестисловное заклинание с динамическими упражнениями для продления долголетия» и «Работа в тихом сидении».
Цао Юаньбай в книге «Тайные основы сохранения жизни» привел способы движений ведения и привлечения для лечения около сорока заболеваний. К сожалению, первоначальная редакция этой книги утрачена. Однако соответствующие материалы во время династии Цин собрал Чэнь Цзиньао в книге «Надежный светильник по источникам и течению различных заболеваний». Чэнь считает, что «движения ведения и привлечения первоначально были важной тайной тех, кто занимался взращиванием жизни (яншэн) и саморегуляцией (сюлянь), однако желающие продлить жизнь сначала должны избавиться от болезней, проведение (дао) и циркулирование (юнь) — это все методы избавления от болезней, приведенные в конце книги; реально можно воспользоваться лекарственными средствами, но такого результата не достигнешь».
То, что для продления жизни необходимо избавиться от болезней — точка зрения весьма правильная. Чэнь базируется на материалах из книги «Тайные основы сохранения жизни» и для 46-ти заболеваний приводит практические способы ведения и привлечения и движений (юньдун). Болезни следующие: кашель, бронхиальная астма, спленопатия, рвота от поражения пищей, горловая спазма (подавиться), пучение и застой в груди и животе, опухание, кардиопатия, кардиалгия, газы в мочевом пузыре, задержка мочи, пустота и изнурение, истечение, гоноррея, болезнь печени, судорожные боли, поражение ветром (простуда), паралич, бесчувственность, камни в печени или засорение кишечника, малярия, ангина, наваждение, болезни лица, глазные болезни, болезни ушей, тугоухость, болезни носа, поток из носа, носовое кровотечение, сухость во рту, зубная боль, головная боль, тяжесть в голове и искры в глазах, головокружение, ветер в голове, боли в спине, поясничные боли, бери-бери. Для избавления от этого есть два способа: движение (юньдун) и ведение и привлечение (даоинь), и указано их содержание: «астма — руками тереть много раз низ груди, затем тереть спину, тереть плечи, стабилизировать сердце (успокоить сознание — М. Б.), проглотить слюну, опустить ци, чтобы облегчить у него дыхание». Запор: «кончик языка поднять к верхнему нёбу, удерживая в подвешенном состоянии и препятствовать проходу, успокоить мысли — и жидкость сама родится; пусть заполнит рот, красный дракон (язык — М. Б.) движется взбалтывая, быстро пополоскать и быстро проглотить (слюну); услышишь, как опустится, достигнув нижнего поля киновари; снова сохраняешь спокойствие; глотаешь несколько раз, толстая кишка самосмазывается; после действия работа эффективна».
Чжан Цзинъюэ, исследуя «Трактат о внутреннем» («Нэйцзин»), систематизировал этот труд и создал «Трактат о сходном» («Лэйцзин»), «Схемы и крылья» и «Дополнительные крылья», сделав этим большой вклад в изучение «Трактата о внутреннем». В его трудах тоже приведено немало данных о древнем цигуне. Он подчеркивал особую важность ворот жизни (минмэнь), ссылаясь на книгу «Трактат о желтом дворе» и выражение из него: «Наверху есть желтый двор (хуантин), внизу первоначало заставы (гуаньюань), сзади есть темная полость (юцюэ), спереди ворота жизни». Он говорит: «В начальной жизни человека жизнь находится в пуповине, пупок соединен с полем киновари, это море ци (цихай), то есть ворота жизни. Ворота жизни — то (место), где прежнее небо рождает меня, отсюда получают; последующее небо рождается мною, отсюда закладываются основы. Это ворота жизни и двери смерти, поэтому расцвет и увядание, спокойствие и опасность находятся здесь, это источник энергии жизни (шэнци). И когда ци сильная — силен, ци ослаблена — заболеваешь». Кроме того, сказано: «Следовательно, ворота жизни — полый внутренний орган (фу) воды и огня, дом инь и ян, море тонкой ци, отверстие для смерти и жизни». Эта теория, показывающая важность изучения хранения мыслей в воротах жизни и поле киновари, имеет свою информационную значимость.
Ли Чжунцзы в конце династии Мин написал много произведений, вводящих в курс медицины. Их потом любили использовать для ее изучения. Это «Основы знаний по «Трактату о внутреннем», «Необходимые чтения о медицинских школах» и другие. Среди них взращиванию жизни, ведению и привлечению посвящена книга «Некоторые рассуждения о подкармливании жизни». В книге цзин, ци и шэнь (воспроизводящая, жизненная и духовная энергии) названы «три чуда человека» и тоже рассказывается о некоторых методах саморегуляции.
В начале династии Цин (началась в 1644 г.) Лун Шэнчжоу продолжил работу своего учителя Ли Чжунцзы и добавил к его книге «Три книги с материалами ученого», а также «Брошюру о долголетней молодости», где в первом свитке «Без лекарств — необходимые знания» он также собрал методы тренировок, как «метод ведения и привлечения для избавления от болезней», «динамическая работа 12-ти ступеней», «метод вращения ци» («юнь ци фа»).
Во время Цинской династии Чэнь Мэнлэй и другие составили крупнейший в Китае сборник трудов по медицине под названием «Собрание древних и современных книг и схем» («Гу цзинь ту шу цзи чэн»), где также есть записи, относящиеся к методам ведения и привлечения. Если взять в качестве примера только книги о внутренних органах, то методы ведения и привлечения, приведенные в таких книгах, как «Тысяча золотых важнейших рецептов для экстренных случаев», «Книга о взращивании природы», «Тайные основы сохранения жизни» отнесены к одним из основных лечебных мероприятий.
Два знаменитых специалиста по «теплым болезням», жившие во время Цинской династии, Е Тяньши и У Цзюйгун, были практиками и теоретиками древнего цигуна. Е Тяньши в возрасте около 80 лет обладал активным умом, не знал одряхления. Он часто говорил: «(В часы) ребенка и полдня заниматься статической работой, побуждать воду и огонь обмениваться, инь и ян спариваться — это работа, которая вне приема лекарств. Все это помогает ци взращивать жизнь»; «используй метод первоначальной работы с придавливанием (ань) руками в течение года, чтобы инь и ян обменивались, тогда жизнь сама себя потрясет и в попытках обратиться к врачу и лекарству, боюсь, не будет необходимости».
Будучи крупным клиницистом, он обладал глубокими знаниями о древнем цигуне, подчерпнутыми из практики. Несколько позже У Цзюньтун, объясняя методы регулирования чудесных каналов, указывал: «Восемь каналов опираются на печень и почки подобно деревьям, имеющим корень. Инь и ян совокупляются, все рождения и изменения, возникающие перед зачатием и после рождения, опираются на это. Говоря древними словами, путь врача — это путь бессмертного, таковы его большие врата». Указанный здесь «путь бессмертного» — фактически подразумевает древний цигун.
В Цинское время Чэнь Цзяшу в книге «Банальные речи о взращивании болезней» подчеркивал: «Занятия ведением и привлечением в сто раз (эффективнее) медицины и лекарств, нельзя не знать (эту систему), нельзя не стараться овладеть». Он дал очень простую и удобную методику «взаимной опоры сердца и дыхания»: «В ведении и привлечении необходимо овладеть счетом дыханий, мерой, в которой служит взаимная опора сердца и дыхания. Если при начальном овладении сердце, возможно, возбуждено, то не следует считать дыхания, нужно наблюдать дыхание. Вначале наблюдение за дыханием обязательно будет грубым, по мере наблюдения оно будет утоньчаться и станет достаточным для того, чтобы сердце и дыхание опирались друг на друга».
Цинский медик Чжан Лу десятками лет переделывал рукопись своей книги «Общая медицина Чжана». В ней специально описывается одно из отклонений цигуна древности: «Ходячий огонь, входить в наваждение». Он указывал, что в медицинских трудах пишут об этом потому, что «неразумные люди, занимающиеся саморегуляцией, видят природу неправильно и часто входят во владения наваждений», «совесть исходит из чрезмерности исполнительного сердца, шэнь (дух) и сердце живут в пустоте, мокрота и огонь в трепетании доходят». Состояние больного следующее: «великой огонь взлетает скакуном, голова и лицо красные и горячие, отделяется и закупоривается сердце в тревоге, болтовня неблагоприятна, испарина и пот — так образуется период верхнего сбрасывания; так бывает, когда иньская ци исчезает, хотя ян не правит, основа, т. е. (воспроизводящая энергия) цзин не прочна, оба выделения вызывает напряженность — так образуется период нижнего сбрасывания». Его предложения пригодны для применения. Астрагал строит центр бульона, небесный князь пополняет пилюлю сердца. Эти описания имеют практическую ценность.
В Минскую династию было несколько книг, специально посвященных тренировкам по взращиванию жизни, например, «Важные указания по управлению возрастом» Лэн Циня, «Важные секреты различных саморегуляций» Ху Вэньхуаня и «Восемь писем о следовании жизни» («Цзунь шэн ба цзянь») Гао Ляня и другие, из них в последней собраны наиболее ценные данные. Например, в «Письме о продлении лет и изгнании болезней» обобщены многие методы тренировок прошлых времен. В предыдущей книге также есть полезная часть. В начале Цинской династии в приложении к книге «Пояснения к сборнику медицинских рецептов», названном «Без лекарств, подбирай основы», Ван Жэньань подобрал материалы из этих книг, относящиеся к регулированию дыхания и пр. В книге Юань Ляофана «Основные секреты тихого сидения» дано относительно систематическое описание тихого сидения с позиций буддийской чань-медитации. Его другая книга «Три основы управления жизнью» — выдержки из одного его произведения, сделанные после него. Здесь рассматривается три вопроса: собирание воспроизводящей энергии цзин, взращивание жизненной энергии ци и сохранение духовной энергии шэнь. Дана теория, указана методика.
В конце Минской династии Чэнь Цзижу в книге «Мелкие слова о взращивании жизни» предложил во время тренировок различать пустое и полное, холодное и горячее, чтобы пользоваться этим. В этом изюминка книги. В книге говорится: «Техника изгнания болезней имеет следующие методы ведения работы: в случае болезни пустоты следует беречь мысли и быть сдержанным, твердо скрывать сердечные намерения, вести работу по внутреннему сосредоточению с целью пополнения; в случае болезни полноты следует заниматься массажем аньмо, ведением и привлечением, привлекать усилия и управлять, вонзая когти, вести работу (гунфу) по выпуску (болезни) наружу для рассеяния; при всех горячих болезнях следует выплевывать старое и набирать новое, ртом выводить, а носом набирать — для охлаждения; при холодных болезнях следует сохранять ци и запирать дыхание, использовать сознание, рождая огонь — для согревания».
В Минское время Ван Янмин вел обучение и требовал,чтобы люди занимались тихим сидением. Он считал, что тихое сидение не совпадает с буддийской сидячей медитацией (цзочань) и вхождением в постоянство, а представляет собой «некую работу (гунфу) по собиранию и распусканию сердца». Его ученик Лю Цзюньлян намеривался отправиться в горы, чтобы заняться тихим сидением, и Ван Янмин заметил: «Если у тебя сердце пресытилось внешними вещами и отправляешься искать успокоения — это заносчивая и ленивая ци, противоречащая взращиванию и созиданию; если ты не пресытился внешними вещами, то возвращайся к спокойному месту и погружайся во взращивание, что хорошо». Эти слова, взятые из «Записок о передаче упражнений», хорошо соответствуют практике упражнения. Племянник Вана, Ван Лунси, в книге «Способы регулирования дыхания» («Дяо си фа») отмечал: «Для желающих заниматься тихим сидением входные ворота — регулирование дыхания, оно делает сердце на время останавливающимся, при этом духовная и жизненная энергия (шэнь и ци) друг друга охраняют, что также способ управления. Регулирование дыхания и счет дыханий не одно и то же: счет имеет мысль, регулирование не имеет мысли — вводит сердце в пустоту и отсутствие, не в погружение и путаницу. Регулирование дыхания — это стабилизация сердца. Сердце стабильно — дыхание еще более стабилизируется, истинное дыхание уходит и приходит, механизм выдохов и вдохов сам может создать изменения, добиваясь Неба и Земли. Сердце и дыхание друг на друга опираются — значит, дыхание за дыханием возвращаются к корню, основе жизни». В этом отрывке очень хорошо показана взаимосвязь сердца и дыхания.
Во время династии Мин в книге «Сказ о тихом сидении» («Цзин цзо шо») Гао Паньлун отмечал: «Способ тихого сидения не требует какой-либо методики — лишь покоя и постоянства, в молчании идут к успокоению. Два слова: покой и постоянство не допускают легкого отношения». Действительно, что касается покоя и постоянства в процессе тренировок, то секрет метода в том, чтобы выполнить упражнения как следует, а не пассивно и небрежно.
В начале династии Цин против сунских конфуцианцев Чжу Си и других, которые полдня занимались тихим сидением, а полдня читали книги, выступил Янь Юань. Он утверждал: «Для взращивания тела нет ничего лучше двигательных упражнений», «сколько двигаешь тело, столько даешь ему силы», «постоянно двигаешься — мышцы и кости вытягиваются в благоговении, каналы ци разглаживаются». Это очень хорошее мнение, здоровый человек должен главным образом заниматься движениями. Однако Янь в дополнении к движениям имел и «работу сидения выпрямившись» (дуань цзо гун). Конкретно метод следующий: «Поправить шапку, упорядочить одежду, выпрямить тело, выравнять локти, руки скрестить в середине, глазами смотреть на кончик носа, голову держать прямо, дух (шэнь) и сердце в трепетании. Если так, то это поможет небесному принципу основы и сердца. Если небесный принцип взят за основу, то всякие нелепости сами покинут слух». Это, по существу, тоже одни из видов тихого сидения.
|
|