БЕЛАРУСЬ
ВЕНГРИЯ
ИЗРАИЛЬ
КАЗАХСТАН
КАНАДА
КИТАЙ
КЫРГЫЗСТАН
ЛАТВИЯ
ЛИТВА
МОЛДОВА
НОРВЕГИЯ
ОАЭ
ПРИДНЕСТРОВЬЕ
РОССИЯ
СЛОВАКИЯ
США
УКРАИНА
ЭСТОНИЯ
Главная
Тех. поддержка сайта

Главная страница
 



ЧЖУН ЮАНЬ ЦИГУН
 
Все новости Начинающим Практикующим Материалы Поиск на сайте Контакты


При династиях Мин и Цин (1368–1840 гг.)

МА Цзижень, М.М.Богачихин
Особенность этого времени: древний цигун развивался так широко, что им овладели медицина и практика, поэтому в медицинских трудах стало о нем больше материалов.
В начале Минской династии Ван Фу племянник одного из четырех крупных медиков предыдущих династий (Цзинь и Юань) Чжу Даньси в книге «Сборник, поднимающийся по течению медицинских трактатов», разбирая выражение из «Трактата о внутреннем»: «Вредом от высокомерия позволяет управлять следование», писал: «Следует добавить касательно ци: жесткое также имеет высокомерие и само управляет собой, молодой бамбук высокомерен и не может управлять собой, поэтому в помощь используют, например, отвары, игольчатые камни, ведение и привлечение». То есть когда ци в избытке и превосходит пределы так, что наносит вред, нужно подвергнуть эту энергию ограничительному управлению, одним из способов при этом может быть ведение и привлечение (даоинь).
Вань Цюань в книге «Десять видов медицинских книг из тайного убежища Ваня», описывая третий вид, четыре основы взращивания жизни, высказывает суждение о тихом сидении. Он пишет: «Люди, изучающие взращивание жизни, говорят о выполнении сидения, говорят о регулировании дыхания, действительно же главное — работа над спокойствием (цзин). Однако когда достигают правильного выполнения сидения и отрегулируют дыхание, то сознание (сы) должно не позволять сердцу двигаться беспорядочно: при беспорядочном движении отлаженное сидение и отрегулированное дыхание — всего лишь разговор о том, как следует делать дело». Здесь подчеркивается, что необходимо успокоить мысли (так как сердце — центр мышления — М. Б.). Кроме того, сказано: «Отлаживающие сидение собирают свое сердце, не позволяя ему распускаться. Разве можно просто тупо сидеть?» Следовательно, тихое сидение не может быть только лишь формальным сидением, иначе оно превратится в тупое сидение. Автор также считал, что основные способы тренировки при тихом сидении — свесить свои занавески (опустить веки — М. Б.) и закупорить обмен: «Раньше тот, кто закупоривал свой обмен, учил людей не говорить». Кроме того, нужно не смотреть беспорядочно, не говорить суетно, сознание сосредоточить на выдохах и вдохах. В отношении дыхательных упражнений он считал главным отрабатывать зародышевое дыхание. Поэтому говорил: «Тайна взращивания жизни следующая: регулируя дыхание, нужно регулировать истинное дыхание, истинное дыхание — это зародышевое дыхание. У ребенка-зародыша нет ни выдохов, ни вдохов, ци сама циклически движется. Взращивающие жизнь выдыхают тихо-тихо, как ребенок, когда находится в зародыше, поэтому и называют зародышевым дыханием».
В середине династии Мин написал Сюй Чуньпу книгу в сто свитков под названием «Энциклопедия древней и современной медицины, в которой собрал важнейшее у специалистов разных школ, подвергнув исправлению и систематизации. В последних свитках этой книги много сказано об опыте взращивания жизни, включая методы древнего цигуна. Кроме статических упражнений, он уделяет большое внимание и динамическим. Например, дан комплекс самомассажа всего тела, подчеркивается важность постоянного его выполнения в обычное время: «Каждый человек, не спрашивая, есть дела, или нет, должен ежедневно выполнять его один раз от головы до стоп, но места системы суставов и связок массировать десятки раз каждую». Такие действия могут предотвратить простуду, так называемый «просочившийся ветер». Порядок действий следующий: «Сначала — точка «сто встреч» (байхуэй), затем 4 стороны головы, затем две брови, затем глазные орбиты, затем кончик носа, затем ушные впадины и за ушами — все это придавливают (ань); затем точки «пруд ветра» (фэнчи), затем шею слева и справа — все это потирают (ца); затем плечи и лопатки, затем стыки костей рук от плечей до локтей, затем руки от локтей до кистей, затем 10 пальцев рук — все это разминают (нянь); затем позвонки — их или придавливают, или поколачивают (чуй) и трясут, затем поясница и почечный зал (шэньтан) — все это растирают (цо); затем грудь, затем живот — все это мнут (жоу) не считая; затем кости бедра: поколачивают их; затем колени, затем голени, затем стопы и лодыжки, затем 10 пальцев ног, затем центр стопы — все это разминают двумя руками».
Великий врач Ли Шичжэнь имел определенное представление о древнем цигуне. В книге «Исследование восьми каналов чудесного происхождения» («Ци цзин ба май као») он, базируясь на материалах даосизма о технике внутренней киновари, утверждал важность каналов действия (жэньмай), управления (думай) и пяточных (цяомай) считая, что «два канала: жэньмай и думай — «ребенок» и «полдень» в теле человека, у даосов они представляют собой путь поднятия положительного огня (янхо) и опускания отрицательного знака (иньфу); деревню, где совокупляются вода-кань и огонь-ли... Если человек сможет проторить эти два канала, то торными станут все сто каналов... Олень движет копчиком — может пропускать через канал управления, черепаха дышит, набирая носом — может пропускать через канал действия, потому они оба живут долго. Об этом много раз говорилось и алхимики искусно управляют водяным колесом». Он также говорил о связи между тренировками и каналами, отмечая, что «внутренний вид следует пути (дао), и только смотрящий вспять может высветить и обнаружить это». Таков знаменательный вывод.
Знаменитый специалист по иглоукалыванию и прижиганию Ян Сюйчжоу в своей книге «Великие достижения в иглоукалывании и прижигании» также говорил о круговых потоках в каналах управления и действия, считая, что если «безмолвно думать о жемчужине просяного зернышка» в каналах управления и действия, «по двум каналам поднимать и опускать, вращать как колесо, спереди опускать — сзади поднимать, непрерывно без остановки», то выполняй это долго — и «сто болезней станут бездейственными».
В книге Ван Кэнтана «Правила подхода к лечению болезней шести клиник» обобщен его личный опыт лечения; на эту книгу очень часто ссылались в последующие времена. В главе «Разные болезни» («Цза бин»), касаясь внутренних и внешних болезней глаз, он утверждал, рассматривая дальтонизм, что если «есть возможность сохранить истинное и оставить ложное, охватить первоначальное и собрать единое, то часто без лечения наступает выздоровление. Из этого видно, что цигун эффективен и при дальтонизме.
Позже появилась книга Фу Жэньюя «Драгоценный ящик исследований зрения», специально посвященная глазным болезням. За богатство содержания ее еще называют «Энциклопедией офтальмологии». В книге подчеркивается эффективная роль цигуна в лечении глазных болезней; даже один из свитков назван «Шестисловное заклинание о продлении жизни динамическими упражнениями».
В книге Гун Цзюйчжуна об очагах в легких при туберкулезе «Крапинки снега в красной печи» («Хун лу дянь сюэ») четыре главы посвящены древнему цигуну: «Тайны и секреты избавления от болезней», «Техника в 16 фазах об избавлении от болезней и продлении лет», «Шестисловное заклинание с динамическими упражнениями для продления долголетия» и «Работа в тихом сидении».
Цао Юаньбай в книге «Тайные основы сохранения жизни» привел способы движений ведения и привлечения для лечения около сорока заболеваний. К сожалению, первоначальная редакция этой книги утрачена. Однако соответствующие материалы во время династии Цин собрал Чэнь Цзиньао в книге «Надежный светильник по источникам и течению различных заболеваний». Чэнь считает, что «движения ведения и привлечения первоначально были важной тайной тех, кто занимался взращиванием жизни (яншэн) и саморегуляцией (сюлянь), однако желающие продлить жизнь сначала должны избавиться от болезней, проведение (дао) и циркулирование (юнь) — это все методы избавления от болезней, приведенные в конце книги; реально можно воспользоваться лекарственными средствами, но такого результата не достигнешь». То, что для продления жизни необходимо избавиться от болезней — точка зрения весьма правильная. Чэнь базируется на материалах из книги «Тайные основы сохранения жизни» и для 46-ти заболеваний приводит практические способы ведения и привлечения и движений (юньдун). Болезни следующие: кашель, бронхиальная астма, спленопатия, рвота от поражения пищей, горловая спазма (подавиться), пучение и застой в груди и животе, опухание, кардиопатия, кардиалгия, газы в мочевом пузыре, задержка мочи, пустота и изнурение, истечение, гоноррея, болезнь печени, судорожные боли, поражение ветром (простуда), паралич, бесчувственность, камни в печени или засорение кишечника, малярия, ангина, наваждение, болезни лица, глазные болезни, болезни ушей, тугоухость, болезни носа, поток из носа, носовое кровотечение, сухость во рту, зубная боль, головная боль, тяжесть в голове и искры в глазах, головокружение, ветер в голове, боли в спине, поясничные боли, бери-бери. Для избавления от этого есть два способа: движение (юньдун) и ведение и привлечение (даоинь), и указано их содержание: «астма — руками тереть много раз низ груди, затем тереть спину, тереть плечи, стабилизировать сердце (успокоить сознание — М. Б.), проглотить слюну, опустить ци, чтобы облегчить у него дыхание». Запор: «кончик языка поднять к верхнему нёбу, удерживая в подвешенном состоянии и препятствовать проходу, успокоить мысли — и жидкость сама родится; пусть заполнит рот, красный дракон (язык — М. Б.) движется взбалтывая, быстро пополоскать и быстро проглотить (слюну); услышишь, как опустится, достигнув нижнего поля киновари; снова сохраняешь спокойствие; глотаешь несколько раз, толстая кишка самосмазывается; после действия работа эффективна».
Чжан Цзинъюэ, исследуя «Трактат о внутреннем» («Нэйцзин»), систематизировал этот труд и создал «Трактат о сходном» («Лэйцзин»), «Схемы и крылья» и «Дополнительные крылья», сделав этим большой вклад в изучение «Трактата о внутреннем». В его трудах тоже приведено немало данных о древнем цигуне. Он подчеркивал особую важность ворот жизни (минмэнь), ссылаясь на книгу «Трактат о желтом дворе» и выражение из него: «Наверху есть желтый двор (хуантин), внизу первоначало заставы (гуаньюань), сзади есть темная полость (юцюэ), спереди ворота жизни». Он говорит: «В начальной жизни человека жизнь находится в пуповине, пупок соединен с полем киновари, это море ци (цихай), то есть ворота жизни. Ворота жизни — то (место), где прежнее небо рождает меня, отсюда получают; последующее небо рождается мною, отсюда закладываются основы. Это ворота жизни и двери смерти, поэтому расцвет и увядание, спокойствие и опасность находятся здесь, это источник энергии жизни (шэнци). И когда ци сильная — силен, ци ослаблена — заболеваешь». Кроме того, сказано: «Следовательно, ворота жизни — полый внутренний орган (фу) воды и огня, дом инь и ян, море тонкой ци, отверстие для смерти и жизни». Эта теория, показывающая важность изучения хранения мыслей в воротах жизни и поле киновари, имеет свою информационную значимость.
Ли Чжунцзы в конце династии Мин написал много произведений, вводящих в курс медицины. Их потом любили использовать для ее изучения. Это «Основы знаний по «Трактату о внутреннем», «Необходимые чтения о медицинских школах» и другие. Среди них взращиванию жизни, ведению и привлечению посвящена книга «Некоторые рассуждения о подкармливании жизни». В книге цзин, ци и шэнь (воспроизводящая, жизненная и духовная энергии) названы «три чуда человека» и тоже рассказывается о некоторых методах саморегуляции.
В начале династии Цин (началась в 1644 г.) Лун Шэнчжоу продолжил работу своего учителя Ли Чжунцзы и добавил к его книге «Три книги с материалами ученого», а также «Брошюру о долголетней молодости», где в первом свитке «Без лекарств — необходимые знания» он также собрал методы тренировок, как «метод ведения и привлечения для избавления от болезней», «динамическая работа 12-ти ступеней», «метод вращения ци» («юнь ци фа»).
Во время Цинской династии Чэнь Мэнлэй и другие составили крупнейший в Китае сборник трудов по медицине под названием «Собрание древних и современных книг и схем» («Гу цзинь ту шу цзи чэн»), где также есть записи, относящиеся к методам ведения и привлечения. Если взять в качестве примера только книги о внутренних органах, то методы ведения и привлечения, приведенные в таких книгах, как «Тысяча золотых важнейших рецептов для экстренных случаев», «Книга о взращивании природы», «Тайные основы сохранения жизни» отнесены к одним из основных лечебных мероприятий.
Два знаменитых специалиста по «теплым болезням», жившие во время Цинской династии, Е Тяньши и У Цзюйгун, были практиками и теоретиками древнего цигуна. Е Тяньши в возрасте около 80 лет обладал активным умом, не знал одряхления. Он часто говорил: «(В часы) ребенка и полдня заниматься статической работой, побуждать воду и огонь обмениваться, инь и ян спариваться — это работа, которая вне приема лекарств. Все это помогает ци взращивать жизнь»; «используй метод первоначальной работы с придавливанием (ань) руками в течение года, чтобы инь и ян обменивались, тогда жизнь сама себя потрясет и в попытках обратиться к врачу и лекарству, боюсь, не будет необходимости».
Будучи крупным клиницистом, он обладал глубокими знаниями о древнем цигуне, подчерпнутыми из практики. Несколько позже У Цзюньтун, объясняя методы регулирования чудесных каналов, указывал: «Восемь каналов опираются на печень и почки подобно деревьям, имеющим корень. Инь и ян совокупляются, все рождения и изменения, возникающие перед зачатием и после рождения, опираются на это. Говоря древними словами, путь врача — это путь бессмертного, таковы его большие врата». Указанный здесь «путь бессмертного» — фактически подразумевает древний цигун.
В Цинское время Чэнь Цзяшу в книге «Банальные речи о взращивании болезней» подчеркивал: «Занятия ведением и привлечением в сто раз (эффективнее) медицины и лекарств, нельзя не знать (эту систему), нельзя не стараться овладеть». Он дал очень простую и удобную методику «взаимной опоры сердца и дыхания»: «В ведении и привлечении необходимо овладеть счетом дыханий, мерой, в которой служит взаимная опора сердца и дыхания. Если при начальном овладении сердце, возможно, возбуждено, то не следует считать дыхания, нужно наблюдать дыхание. Вначале наблюдение за дыханием обязательно будет грубым, по мере наблюдения оно будет утоньчаться и станет достаточным для того, чтобы сердце и дыхание опирались друг на друга».
Цинский медик Чжан Лу десятками лет переделывал рукопись своей книги «Общая медицина Чжана». В ней специально описывается одно из отклонений цигуна древности: «Ходячий огонь, входить в наваждение». Он указывал, что в медицинских трудах пишут об этом потому, что «неразумные люди, занимающиеся саморегуляцией, видят природу неправильно и часто входят во владения наваждений», «совесть исходит из чрезмерности исполнительного сердца, шэнь (дух) и сердце живут в пустоте, мокрота и огонь в трепетании доходят». Состояние больного следующее: «великой огонь взлетает скакуном, голова и лицо красные и горячие, отделяется и закупоривается сердце в тревоге, болтовня неблагоприятна, испарина и пот — так образуется период верхнего сбрасывания; так бывает, когда иньская ци исчезает, хотя ян не правит, основа, т. е. (воспроизводящая энергия) цзин не прочна, оба выделения вызывает напряженность — так образуется период нижнего сбрасывания». Его предложения пригодны для применения. Астрагал строит центр бульона, небесный князь пополняет пилюлю сердца. Эти описания имеют практическую ценность.
В Минскую династию было несколько книг, специально посвященных тренировкам по взращиванию жизни, например, «Важные указания по управлению возрастом» Лэн Циня, «Важные секреты различных саморегуляций» Ху Вэньхуаня и «Восемь писем о следовании жизни» («Цзунь шэн ба цзянь») Гао Ляня и другие, из них в последней собраны наиболее ценные данные. Например, в «Письме о продлении лет и изгнании болезней» обобщены многие методы тренировок прошлых времен. В предыдущей книге также есть полезная часть. В начале Цинской династии в приложении к книге «Пояснения к сборнику медицинских рецептов», названном «Без лекарств, подбирай основы», Ван Жэньань подобрал материалы из этих книг, относящиеся к регулированию дыхания и пр. В книге Юань Ляофана «Основные секреты тихого сидения» дано относительно систематическое описание тихого сидения с позиций буддийской чань-медитации. Его другая книга «Три основы управления жизнью» — выдержки из одного его произведения, сделанные после него. Здесь рассматривается три вопроса: собирание воспроизводящей энергии цзин, взращивание жизненной энергии ци и сохранение духовной энергии шэнь. Дана теория, указана методика.
В конце Минской династии Чэнь Цзижу в книге «Мелкие слова о взращивании жизни» предложил во время тренировок различать пустое и полное, холодное и горячее, чтобы пользоваться этим. В этом изюминка книги. В книге говорится: «Техника изгнания болезней имеет следующие методы ведения работы: в случае болезни пустоты следует беречь мысли и быть сдержанным, твердо скрывать сердечные намерения, вести работу по внутреннему сосредоточению с целью пополнения; в случае болезни полноты следует заниматься массажем аньмо, ведением и привлечением, привлекать усилия и управлять, вонзая когти, вести работу (гунфу) по выпуску (болезни) наружу для рассеяния; при всех горячих болезнях следует выплевывать старое и набирать новое, ртом выводить, а носом набирать — для охлаждения; при холодных болезнях следует сохранять ци и запирать дыхание, использовать сознание, рождая огонь — для согревания». В Минское время Ван Янмин вел обучение и требовал,чтобы люди занимались тихим сидением. Он считал, что тихое сидение не совпадает с буддийской сидячей медитацией (цзочань) и вхождением в постоянство, а представляет собой «некую работу (гунфу) по собиранию и распусканию сердца». Его ученик Лю Цзюньлян намеривался отправиться в горы, чтобы заняться тихим сидением, и Ван Янмин заметил: «Если у тебя сердце пресытилось внешними вещами и отправляешься искать успокоения — это заносчивая и ленивая ци, противоречащая взращиванию и созиданию; если ты не пресытился внешними вещами, то возвращайся к спокойному месту и погружайся во взращивание, что хорошо». Эти слова, взятые из «Записок о передаче упражнений», хорошо соответствуют практике упражнения. Племянник Вана, Ван Лунси, в книге «Способы регулирования дыхания» («Дяо си фа») отмечал: «Для желающих заниматься тихим сидением входные ворота — регулирование дыхания, оно делает сердце на время останавливающимся, при этом духовная и жизненная энергия (шэнь и ци) друг друга охраняют, что также способ управления. Регулирование дыхания и счет дыханий не одно и то же: счет имеет мысль, регулирование не имеет мысли — вводит сердце в пустоту и отсутствие, не в погружение и путаницу. Регулирование дыхания — это стабилизация сердца. Сердце стабильно — дыхание еще более стабилизируется, истинное дыхание уходит и приходит, механизм выдохов и вдохов сам может создать изменения, добиваясь Неба и Земли. Сердце и дыхание друг на друга опираются — значит, дыхание за дыханием возвращаются к корню, основе жизни». В этом отрывке очень хорошо показана взаимосвязь сердца и дыхания. Во время династии Мин в книге «Сказ о тихом сидении» («Цзин цзо шо») Гао Паньлун отмечал: «Способ тихого сидения не требует какой-либо методики — лишь покоя и постоянства, в молчании идут к успокоению. Два слова: покой и постоянство не допускают легкого отношения». Действительно, что касается покоя и постоянства в процессе тренировок, то секрет метода в том, чтобы выполнить упражнения как следует, а не пассивно и небрежно.
В начале династии Цин против сунских конфуцианцев Чжу Си и других, которые полдня занимались тихим сидением, а полдня читали книги, выступил Янь Юань. Он утверждал: «Для взращивания тела нет ничего лучше двигательных упражнений», «сколько двигаешь тело, столько даешь ему силы», «постоянно двигаешься — мышцы и кости вытягиваются в благоговении, каналы ци разглаживаются». Это очень хорошее мнение, здоровый человек должен главным образом заниматься движениями. Однако Янь в дополнении к движениям имел и «работу сидения выпрямившись» (дуань цзо гун). Конкретно метод следующий: «Поправить шапку, упорядочить одежду, выпрямить тело, выравнять локти, руки скрестить в середине, глазами смотреть на кончик носа, голову держать прямо, дух (шэнь) и сердце в трепетании. Если так, то это поможет небесному принципу основы и сердца. Если небесный принцип взят за основу, то всякие нелепости сами покинут слух». Это, по существу, тоже одни из видов тихого сидения.



цигун, искусство цигун, Чжун Юань цигун, ЧЮ цигун, занятия цигун, метод оздоровления в цигун, цигун для начинающих, медитация в цигун, школа цигун для здоровья, практика цигун
Copyright C 1993-2020. Qigong.
Все права защищены.

Копирование всех частей сайта в какой-либо форме без разрешения владельца авторских прав запрещено.