 |
Последующие сто лет (1840–1949 гг.) | | МА Цзижень, М.М.Богачихин | | | | В это время из-за загнивания феодальной власти Цинской (маньчжурской) династии, империалистического вмешательства, и особенно в конце, когда под тираническим управлением реакционной группировки гоминьдана реакционные классы распространяли продажную идеологию подчинения иностранщине, китайское национальное культурное наследие стали полностью отвергать, к китайской медицине стали относиться с полным отрицанием, вплоть до подавления.
В конце Цинской династии Пань Вэйжу в книге «Основное искусство гигиены» указывал: «У человека плотные и полые внутренние органы (цзан и фу), продольные и поперечные каналы (цзин и ло), кровь и ци, мышцы и мускулы, если не остеречься, подвергаются воздействию внешней вредоносности (вайсе) и заболевают. В древности люди взяли за основу иглы и прижигания, затем появились острые камни, ведение и привлечение, массаж, винные компрессы и другие методы, что полезно заставам и суставам, крови и ци, способствует темпу и изгнанию вредоносности, вредоносность уходит — правильность сама возвращается, правильность вернулась — болезнь сама уходит. Повседневно, тем более при осложнениях, храни мысли (сян) в поле киновари. Если стремишься, чтобы вода и огонь, находящиеся в собственном теле, поддерживали друг друга, то дух (шэнь) будет в наполнении, ци в полноте, вредоносность не решится напасть. Вместо того чтобы ожидать, пока болезни и болести поразят тело, стонать и домогаться лечения, предпочтительней постоянно понемногу заниматься, тем самым предупреждать возможные страдания». Данная книга составлена руководствуясь этой главной идеей — профилактикой. Позже Ван Цзуюань сделал дополнение в виде атласа, назвав его «Пояснения в рисунках к внутренней работе», куда включил «Все тайны на 12-ти кусках парчи», «Пояснения к рисункам», «Секрет разделения ходов во внешней работе», «Трактат преобразования связок» и «Методы избавления от болезней и продления жизни». В этой книге основное внимание уделяется тренировкам динамического цигуна, ее особенность — наличие поясняющих рисунков.
В работе Си Сифаня, посвященной древней внешней и внутренней работе, также даются многочисленные подробные схемы ведения и привлечения и излечивания болезней, включая «Танцы пяти животных», «Восемь кусков парчи», «Трактат о преобразовании связок». Общее название работы: «Избранные рисунки и пояснения к внутренней и внешней работе»; в ней 28 глав, 24 рисунка.
После синьхайской революции (1911 г.) в кругах интеллигенции появились люди, обучающие тихому сидению. Так, Ян Чанцзи в Первом педагогическом училище провинции Хунань постоянно обучал студентов основным тайнам и действию тихого сидения. В Шанхае Цзян Вэйцяо написал книгу «Метод тихого сидения Инь Шицзы» («Инь Шицзы цзинцзо фа»). Эта книга в то время оказала большое влияние и предоставила определенную помощь в изучении тихого сидения, вызвала также некоторое активизирующее воздействие. Однако книгу пропитывает пессимистический мистический дух», к тому же у нее есть большой недостаток — рассматривается только статическое сидение, не говорится о динамической работе. Поэтому Мао Цзэдун 1 апреля 1917 года в журнале «Новая молодежь» в статье, подписанной 28-ю лицами, «Спортивные исследования», указывал: «Метод тихого сидения почитается всеми учениками из киноварной земли. Ныне появился Инь Шицзы, говорящий о методике тихого сидения, думающий помочь собственному телу. Служит ли это путем, стоит ли подражать этому? По нашему невежественному мнению ведь и Небо и Земля — только движутся».
Среди книг о тихом сидении наиболее знаменита все же книга Дин Фубао «Тонкий смысл метода тихого сидения». Кратко и по основной сути написана книга Чэнь Ганмина «Статический метод саморегуляции и взрашивания». Если же говорить о полноте данных, то это «Указание пути, истинное толкование».
В то время в Китае еще переводили и издавали японские книги о тихом сидении.
В Японии в последний период мэйдзи возник огромный интерес к тихому сидению. Было в основном два лидера течения: Фудзита Рёсай и Окада Торадзиро, у них обоих было очень много последователей по занятию тихим сидением. Особенности этих течений следующие: первый выступал за естественное дыхание животом, за использование одной мысли вместо беспорядочного мышления; второй выступал за обращенное дыхание животом и требовал, чтобы в сознании никаких мыслей не было. Их книги имели определенное влияние в Китае.
Однако перед освобождением реакционные правящие классы были совершенно неспособны думать о здоровье народа, поэтому цигун так же не мог получить хорошего развития и, конечно, не могло быть и речи о повсеместном его распространении. В старом обществе, с одной стороны, правящие классы стремились методы цигуна захватить для себя, попусту мечтая самим «жить долго, не старея»; с другой стороны, были такие люди, использовавшие занятие цигуном как орудие для пропаганды мистики, давая ему окраску священной тайны. В условиях, когда китайская медицина подвергалась дискриминации и подавлению, цигун также был почти уничтожен.
|
|