БЕЛАРУСЬ
ВЕНГРИЯ
ИЗРАИЛЬ
КАЗАХСТАН
КАНАДА
КИТАЙ
КЫРГЫЗСТАН
ЛАТВИЯ
ЛИТВА
МОЛДОВА
ОАЭ
ПРИДНЕСТРОВЬЕ
РОССИЯ
СЛОВАКИЯ
США
УКРАИНА
ЭСТОНИЯ
Главная
Тех. поддержка сайта

Главная страница
 



ЧЖУН ЮАНЬ ЦИГУН
 
Все новости Начинающим Практикующим Материалы Фотогалерея Ссылки Общение


Обучение цигун.

МА Цзижень, М.М.Богачихин
Здесь рассматривается, как научить и как тренировать занимающихся, чтобы они сумели получше, поуспешнее овладеть цигуном и, следовательно, провести какую-то клиническую работу, при которой достигли бы предусмотренного результата. Это тонкая работа, требующая, чтобы исходили из реальности занимающегося, фактических потребностей, последовательности освоения. При обучении нужно представлять себе тренирующихся, степень освоения ими методик тренировки и ситуации на практических занятиях. Все это требует, с одной стороны, наблюдения за точностью и правильностью овладевания методиками тренировочной работы, а с другой — требует учета реального состояния, изменений клинической картины, условий занятий, психологических и прочих особенностей с целью принятия решений о конкретных руководящих мероприятиях. Таково центральное звено в руководстве цигуном. Это требует, чтобы человек, ведущий занятия, всем сердцем и всеми мыслями настроился на служение больным, всегда исходил из их потребностей, всеми способами помогал им заниматься, вдохновляя на победу над болезнью. Он должен постоянно заботиться о психологическом состоянии занимающихся и практическими действиями помогать им постепенно восстанавливать здоровье путем закалки, чтобы они могли активно участвовать в осуществлении четырех модернизаций (программе развития Китая — М. Б.).

1. ОБУЧЕНИЕ РАБОТЕ
Обучение работе (цзяогун) имеет задачу преподать методику, необходимую занимающемуся. Это начальный этап преподавательской деятельности.
Перед обучением работе над собой необходимо всесторонне изучить состояние болезни занимающегося и его индивидуальные особенности;
выяснить, не занимался ли он цигуном раньше, а если занимался, то какой работой, как ее проводил, каковы были ощущения, что освоил и воспринял, возникали ли проблемы, как они разрешались и т. п.— все это нужно учесть и соответственно использовать;
выявить взгляды занимающегося на цигун и его потребности.

Методы обучения работе
Их два: коллективный и индивидуальный. Методически это могут быть уроки или беседы, занятия на площадке и объяснение поз и движений по схемам. Для ранее не занимавшихся можно воспользоваться коллективным методом, подчеркивая следующее:
— действие цигуна и важные моменты при выполнении упражнений;
— основные принципы цигун-тренировки;
— основные средства цигун-терапии;
— классические примеры результатов, полученных в итоге цигун-закалки;
— конкретные методы операций и моменты, требующие внимания.

Для занимающихся цигуном, в зависимости от степени освоения тренировками и наличия сложных проблем, даются следующие указания:
— еще раз объясняют основные задачи тренировочной работы;
— отвечают на имеющиеся вопросы, исправляют поверхностное представление о цигуне;
— в зависимости от ситуации дают конкретные указания : как принимать позу,
хранить мысль, дышать, расслабляться и успокаиваться, двигаться с целью закалки и овладения.

Моменты, требующие внимания при обучении работе
Начинающим заниматься требуется усиленное руководство и контроль за выполнением. При обучении работе необходимо больше давать практических примеров, сочетать теорию с комментариями, в зависимости от уровня подготовленности давать более подробные или упрощенные пояснения, углубленные или поверхностные, добиваясь полного освоения методики. Постоянно прислушиваться к реакции и мнению занимающихся, следить, поняли ли они пояснительные схемы, действуют ли согласно указанным методикам, какие проблемы возникают на занятиях и прочее; при этом вести подробные записи, чтобы были основания для последующих углубленных указаний.
Общее требование к обучению работе: используемые термины необходимо объяснять, рассказ о методике не должен быть пустословием, рассказ о действии цигуна должен иметь основание, рассказ о принципах должен быть точным, об эксперименте — достоверным.

2. РУКОВОДСТВО РАБОТОЙ
Вести тренировочную работу означает помогать тренирующемуся как можно быстрей овладеть методикой, сконцентрировать сознание, уменьшить беспорядочность мышления, спокойно заниматься, для чего принимать эффективные меры. Иногда требуется собирать сведения о клинической картине, смягчение которой укрепляет веру в результативность.
Объект руководства работой
— Начинающие, не сведущие в методах операций тренировочной работы.
— Хотя уже прозанимавшиеся какое-то время, однако методом ощущений овладевшие плохо или имеющие много беспорядочных мыслей на занятиях, нелегко концентрирующие мысли, нелегко успокаивающиеся.
— Лица, у которых на занятиях возникает особая реакция в ощущениях, имеющие напряженный настрой.
— Лица с некоторыми болезненными состояниями, на которых занятия оказывают плохое влияние (например, боли в зоне желудка, головные боли и астма, повышенное кровяное давление).
— Прочие, требующие руководства работой.

Методы руководства работой
В зависимости от обстоятельств различают коллективное и индивидуальное руководство.
Коллективное руководство работой. В основном используется с начинающими.
Можно собрать сколько-то людей, обучая их по единой методике. Человек, обучающий работе, непосредственно руководит в устной форме, но можно для обучения использовать магнитофонные и прочие записи.
Индивидуальное руководство работой. Поскольку появляется возможность в зависимости от болезненного состояния и организма подбирать позы, дыхание, зоны внимания под непосредственным руководством обучающего работе, то эффективность повышается.

Моменты, требующие внимания при руководстве работой
Руководящий работой должен провести психологическую подготовку, чтобы добросовестно и ответственно вести занятия; подготовить место для занятий, необходимые предметы, чтобы успешно руководить работой.
При обнаружении у занимающегося неправильностей в позе, дыхании, выражении чувств, движениях и пр. их исправляют тут же или после завершения упражнения, давая необходимые наставления.

3. КОНТРОЛЬ РАБОТЫ
Это важное звено руководства цигуном. Контролируя работу, можно сразу же показать, как выполнять правильно, и отсюда сделать вывод о конкретном положении на занятиях, чтобы в подходящее время, иногда выпуская стрелу, вести руководство цигуном. К тому же это эффективное мероприятие для повышения уровня преподавания и набирания опыта тренировочной работы для ведущего занятия.

Виды контроля работы
Общий контроль работы, то есть в процессе тренировочной работы два-три раза просматривают состояние этой работы.
Контроль ключевых моментов, то есть динамическое состояние тренировочной работы занимающегося в процессе ее выполнения; контролируют возникающие в работе состояния, записывая их в журнал контроля.

Методы контроля и фиксирования
Контроль может быть четырехсторонний: зрительный, слуховой, тактильный и опросный.
Зрительный. Смотрят, правильная и расслабленная ли поза у занимающегося: начинают с головы, последовательно идут через грудь, живот, поясницу и спину к четырем конечностям. Проверяют: если сидят — прямо ли держат голову или поднял ли голову, запрокинув лицо, или, опустив голову, согнул шею.
Запрокидывание головы легко приводит к спертости дыхания, а наклон головы вперед — к сонливости и засыпанию. Смотрят, вздернуты ли плечи или свешены.
Вздернутые плечи легко вызывают напряженность. Грудь выпячена или вобрана.
Выпяченная грудь легко вызывает неудобства при дыхании. Поясница изогнута или выпрямлена. Изогнутая поясница может вызвать ноющие боли местами в пояснице и спине. Следить, поставлены ли ноги ровно, иначе они могут занеметь. Если лежат, то в позе навзничь должно быть удобно и естественно, в позе на боку нужно голову подогнуть, туловище согнуть, поясницу изогнуть.
Контролируют выражение лица: расслабленное и естественное ли оно, не использована ли сила-ли для складок у бровей и пр. Если обнаруживают напряженное состояние, то можно руками легонько похлопывать по плечам, приводя к расслабленности. Можно проследить за степенью успокоенности. Когда не спокоен, то нередко веки и ресницы подрагивают, глазное яблоко ходит кругами; а возможно, в области точки «великий ян» (тайян, что также означает солнце — М. Б.) кровеносные сосуды выступают четко; или сглатывают слюну, двигают конечностями. Следят за глубиной дыхания: ровное ли изменение его вида или то внезапно ускоряется, то замедляется, используется ли сила и ци, не со слишком резкой ли силой выполняется динамическая работа, соответственна ли величина подвижности, нет ли небрежности.
Слуховой. Слушают звук дыхания: легкий ли он, тихий, равномерный или грубый, грязный, неравномерный.
Тактильный. В основном прощупывают состояние дыхания животом, что позволяет проследить за описанной выше зоной дыхательной гимнастики.
Опросный. Когда занимающийся работой закончит выполнение, спрашивают, как проходила тренировочная работа, было ли спокойно сознание, какова степень спокойствия или степень беспорядочного мышления, возникали ли ощущения и т. д. При опросе нужно следить за формой и методом, на начальном этапе ведения занятий больше говорят о конкретных тренировочных ситуациях.
После проведения контроля работы необходимо записать результаты обследования, особенно важнейшие моменты, записать обстоятельства контроля работы так, как есть. Содержание таблицы контроля и способ ее заполнения в основном могут быть следующие.

Пояснения к заполнению таблицы, запись контроля работы
1. Подготовка перед работой включает: продолжительность подготовки, посещался ли туалет по большой и малой нужде, ослаблена ли одежда и пояс, какие упражнения выполнялись в динамической работе.
2. Позы: указывается, какие принимаются позы, меняются ли они в работе, соответствуют ли требованиям.
3. Выражение лица: напряженное ли, естественное, зрачки и губы двигаются ли, изменяется ли выражение.
4. Внешняя среда: спокойная ли обстановка, каков характер внешних шумов, помешали ли они тренировочной работе.
5. Дыхание: количество дыханий в минуту, тип дыхания (грудное, с задержками, брюшное), равномерное ли, его глубина, длительность.
6. Прочее: включая проглатывание слюны, звуки в кишечнике и прочее.
7. По тени руки выявляют засыпание: проводят рукой перед глазами, и если глаза раскрывают или двигают ими, это свидетельствует о бодрствовании, если реакция отсутствует — о сне.
8. Динамическая работа: когда помимо установленных движений выполняют еще какие-то, то отмечают их точность и естественность, проверяют, набирают ли усилие-цзинь (нацзинь), т. е. напрягаются или используют силу-ли, или же движения беспорядочные.
9. Оценка вхождения в покой: основываются главным образом на успокоенности, определяя ее по четырем уровням.
Первый: в течение всей работы вхождение в покой относительно хорошее или свыше 2/3 времени остаются в этом состоянии, или есть немного беспорядочных мыслей, но они легко устраняются, или не воспринимаются внешние раздражители.
Второй: вхождение в покой несколько хуже, однако все же в состоянии покоя остаются половину времени, или беспорядочных мыслей побольше, и они несколько мешают, или при воздействии внешней среды все же удается нормально вести тренировочную работу.
Третий: вхождение в покой очень плохое, удается лишь на несколько мгновений, или от беспорядочных мыслей нелегко избавиться, воздействие внешней среды сильно мешает тренировочной работе.
Четвертый: не могут успокоиться, невозможно вести статическую работу и закалку.

Моменты, требующие внимания при контроле работы
Контролирующий работу должен качественно провести предварительную подготовку. Перед началом тренировочной работы измерить температуру, пульс, кровяное давление и пр.
В процессе контроля работы необходимо собраться с мыслями, быть максимально внимательным, внести четкие записи важнейших моментов в таблицу контроля.
При контроле работы движения должны быть легкими, ни в коем случае не нарушающими покой. Не следует пользоваться обувью на кожаной подошве.

Обсуждение работы
Обучая цигуну, также необходимо своевременно отвечать на вопросы, возникающие у занимающихся относительно теории цигун-закалки и практических методов. У очень многих больных, начинающих получать цигун-закалку, из-за недостаточного понимания цигуна может возникнуть цепочка вопросов в процессе тренировочной работы. Конечно, начинающие не могут мгновенно освоить цигун, однако руководящий цигуном должен методом беседы разрешить возникающие у них проблемы, помогать им, давая относительно правильно представление о цигуне. Например, некоторые считают, что цигун позволяет излечить сто болезней: какая бы болезнь у тебя ни была, стоит лишь позаниматься цигуном — и «отбросится зародыш, заменятся кости», «отступит старость, вернется молодость». Поэтому в тренировочной работе у них все стремление — к лечебному эффекту, торопятся добиться результатов, надеются на каждой тренировке увидеть терапевтический эффект. В этом случае, естественно, могут возникнуть разочарования из-за постоянной неудовлетворенности. Также возможны побочные явления, вызванные подобной устремленностью.
Другие больные полагают, что чем метод сложней, чем «выше, глубже», тем лучше, и выискивают странные и удивительные методики для занятий, затрачивая массу психических сил на поиск методик, подбор способов, «выискивание сокровенного»; в результате ни один способ толком не знают, устают от хлопот и не добиваются никакого эффекта. Кроме того, есть больные, считающие, что болезнь у них застарелая, и не верящие, что цигун может помочь, поэтому к занятиям они относятся небрежно, не вкладывая душу, вместо этого стремятся принимать лекарства да ставить иглы и, конечно, не добиваются результатов.
Все это требует, чтобы руководящий цигуном подружился с больными, вел с ними душевные разговоры. Хорошо уметь постоянно быть устремленным к их психическим состояниям, вести разъяснительную работу с той целью, чтобы они через практику тренировочной работы постепенно осознали, как развивать дух революционного оптимизма, решительно вести борьбу с болезнями. Что касается вопросов, связанных с методиками, то тем более необходимо своевременно на них отвечать, чтобы больные занимались смелее, лучше, правильнее осваивали методики, активней накапливали опыт тренировочной работы, рассматривая цигун-закалку в качестве оружия в борьбе с болезнями для обеспечения здоровья тела, решительно и неустанно вели закалку, добиваясь непрерывного получения практических результатов.
Руководящий цигуном должен не только постоянно вести беседы с больными, но и больные должны организовывать собственные беседы о тренировочной работе, собираясь на семинары обмена опытом. Это одна из эффективных форм, способствующих освоению цигуна. Семинары могут быть масштабные и небольшие. На большой семинар привлекают относительно много людей для обмена опытом тренировочной работы. Можно выбрать лиц, которым достаточно доверяют, глубже проникших в суть, лучше овладевших методиками, полных боевого духа для преодоления болезней. Пусть с основным сообщением выступит больной, добившийся определенного терапевтического эффекта, чтобы стимулировать других товарищей заниматься еще лучше. Руководящий цигуном тоже может разъяснить некоторые общие вопросы.
Малые семинары организуют по болезням, по этапам занятий, можно также собраться для обмена мнениями по возникающим у многих вопросам. Участников не должно быть слишком много. Здесь обмениваются эмоциональными находками и полученными сведениями. Руководящий цигуном тоже может отвечать на вопросы, а может привлекать всех к общему обсуждению каких-либо специфических проблем.
Чтобы повысить качество семинара, нужно к нему подготовиться и заранее решить ряд проблем для достижения поставленной цели.

Обобщение тренировочной работы
Истинное знание исходит из практики, то есть каждый больной, занимающийся тренировочной работой, путем практических занятий может иметь разной степени душевный опыт. И у некоторых длительно занимающихся людей знания о цигуне, способность разрешать проблемы могут превосходить оные у руководителя, они — как живая книга про цигун, живое пособие для преподавания. В этом случае руководящий цигуном должен ухватиться за это звено, тщательно просуммировать. Обычно для этого пригодны следующие два способа.
Дневник тренировочной работы. Обязать больных постоянно вести дневник тренировочной работы, реально отражая в нем обстановку на занятиях. Например, какими методиками овладеть легко, какими трудно, какие методики, по ощущениям, подходят для собственных обстоятельств, что усвоено на занятии или что почувствовал, какие возникли вопросы и т. д. Можно также высказать собственное мнение о своей болезни и цигуне, включить описание своей мыслительной деятельности. Описывать можно каждую работу или работу за день, или вносить записи раз в несколько дней, есть слова — длинней, нет слов — короче, но нужно фиксировать конкретно. Такой дневник тренировочной работы, с одной стороны, позволяет стимулировать точность тренировочной работы и дает материал для подведения некоторых итогов, а с другой стороны, помогает руководителю разобраться в истинной ситуации, избежать прагматизма и начетничества в руководстве. Следовательно, руководитель должен внимательно просматривать дневники, анализировать их содержание и давать целенаправленные указания.
Малые итоги тренировочной работы. По прошествии определенного этапа тренировочной работы или лечения можно организовать больных на системный обзор всего процесса тренировочной работы, по возможности все записать, чтобы было удобнее, и вместе с руководителем цигуна обсудить следующий этап занятий. Содержание при подведении малого итога в общем следующее:
— каковы результаты в области состояния болезни с начала занятий, какие болезненные проявления прошли, быстро или постепенно, какие еще сохранились;
— какие методики использовались последовательно, как они осваивались, какие встретились трудности или проблемы, как разрешились, что понято в области методики работы;

— взгляд в прошлом и сейчас на болезнь со стороны психики, каковы возникающие мысли и отношение к цигуну;
— мнения, предложения и прочее, что больной считает необходимым высказать.
Этот малый итог может включать от нескольких сот до нескольких тысяч слов, содержание его живое и активное, напоминает малый учебный материал. В бывшей Шанхайской городской клинике цигуна было собрано большое число подобных материалов. К сожалению, после десяти лет беспорядков (культурной революции) ныне можно обнаружить лишь два случая, содержание которых приводится ниже для сведения.
Случай первый. Яо, мужчина, кадровый работник. Страдает неврастенией, попал в клинику в мае 1963 года. Малый итог тренировочной работы у него следующий.

Проблемы, возникающие в процессе тренировочной работы, и их решение.
Проблема расслабленного спокойствия (сунцзин) и избавления от беспорядочного мышления — первые проблемы, с которыми я встретился в тренировочной работе. Я последовательно воспользовался следующими методами. В обычной деятельности необходимо соответствующее управление, нельзя слишком возбуждаться и волноваться.
Перед началом занятий нужно какое-то время (примерно 10 минут), чтобы выработать настрой для тренировочной работы, отбросив всякую деятельность. Это значит, что нужно не только оставить всякую деятельность, но и мысленно тоже все отбросить. Только успокоившись мысленно, можно расслабиться. Лишь после расслабления можно добиваться лучшего вхождения в покой.
Когда возникают беспорядочные мысли, не следует мысленно напрягаться, нужно лишь естественно обратить силу внимания к трем линиям расслабления, и беспорядочные мысли естественно уйдут. Иногда беспорядочные мысли настойчивы, нелегко удаляются, тогда можно, открыв глаза, взглянуть на парковый пейзаж или спокойный предмет и подождать, пока сознание сконцентрируется, затем продолжить тренировочную работу.
Занимаясь, не следует следить за продолжительностью. Если проделал два цикла и время еще осталось, можно немного позаниматься взращиванием, что не даст рассеяться силе внимания во время тренировочной работы.
Дыхание на занятиях должно быть естественным, не следует насильно растягивать выдохи и вдохи, также не нужно насильственно дышать животом. В противном случае можно во всем теле почувствовать напряженность, расслабиться не удастся. Я на практике обнаружил: длительность выдохов и вдохов, равномерность дыхания и дыхание животом возникают постепенно по мере развития тренировочной работы.
Проблема вхождения в покой и впадения в сон во время занятий. Как я понял во время тренировочной работы, самое лучшее время в упражнении — когда все тело расслаблено, а кроме того, в высокой степени входишь в покой, будто существуешь и не существуешь, будто есть мысли и нет мыслей — полусонное состояние. В такое время внешние обычные движения и звуки не вызывают реакции, только проявляешь интерес к точкам, сохранению мысли и дыханию, при этом в сон не впадаешь. Подобное состояние иногда за время одного упражнения возникает несколько раз, а иногда впадаешь в сон.
Проблемой вхождения в покой и впадения в сон я овладел следующим образом. Когда проявляется болезнь (вечером плохо сплю) и большая физическая слабость, то выполняю работу по расслаблению в лежачей позе, и если с расслаблением засыпаю, рассматриваю это как естественное, потому что так помогаю восстановить физические силы и воздействовать на болезнь. Однако в ситуации, когда физические силы не очень слабы, нужно на занятиях во что бы то ни стало не засыпать, сохранять состояние вхождения в покой, чтобы повысить эффективность тренировочной работы. Чтобы сохранить вхождение в покой и предотвратить впадение в сон, я использовал следующие методы.
Не пользовался позой лежа, а сидел обычно.
Входя в покой, хранил сознание в точке, указанной врачом (я большей частью хранил в «бьющем роднике» (юнцюань), пупочном центре и «идущем промежутке» (синцзянь), следил за током крови или следил за входом и выходом дыхания (можно также соответственно сочетать с методом счета дыханий — считать выдохи, не считая вдохи).
С наступлением завершающего этапа тренировочной работы можно посменно провести общее расслабление тела по трем линиям, хранение мысли, статическое взращивание и расслабление по трем линиям большими кусками.
В подобных обстоятельствах общее расслабление тела, хранение мысли и статическое взращивание можно удерживать долго, что я и делал. Но должна быть естественность, недопустимо субъективно использовать мысли. Если немного добавляется использование мысли, то состояние вхождения в покой может исчезнуть. Только к тому времени, когда хотелось заснуть, временно переходил на расслабление по трем линиям большими зонами, чтобы соответственно усилить очаги возбуждения и воспрепятствовать впадению в сон.
Проблема совмещения тренировки и взращивания. Когда работа по расслаблению доводится до определенного этапа, в тренировочной работе может естественно возникнуть потребность во взращивании. Явление, сопровождающее начальное возникновение в подобной потребности, следующее.
Во время расслабления по трем линиям прошел несколько точек внимания — и тут же автоматически останавливается движение вниз и впадаешь в очень спокойное состояние, когда деятельность мозга полностью прекращается. Пройдет сколько-то времени, подумаешь о тренировочной работе, но не вспомнишь, до какого места только что провел расслабление. И так бывает несколько раз, три линии тоже путаешь. У меня не было опыта в отношении возникновения такой ситуации, я не знал, хорошо это или плохо, и обратился к коллегам и врачу. У них было единогласное мнение: это хорошее явление, оно представляет собой вид потребности к взращиванию. Подобное состояние может побудить большой мозг и все тело выполнять лучше задачи саморегуляции, следует сохранять подобные состояния вхождения в покой, немного занимаясь взращиванием — так сочетают тренировку и взращивание в тренировочной работе. Если после возникновения потребности к взращиванию все же заниматься расслаблением по трем линиям большими зонами, то не только не добиться расслабленного покоя, но, наоборот, может сформироваться напряжение. Таким образом, я пришел к следующему выводу: расслабление по трем линям — эффективный способ для достижения расслабленного покоя на начальном этапе тренировочной работы. Однако когда в тренировочной работе возникает потребность во взращивании, то нельзя продолжать заниматься тем же, нужно вместо этого расслаблять все тело, и тогда можно сказать, что достигнут следующий этап в освоении тренировочной работы. Благодаря тому, что освоено сочетание тренировки и взращивания, глубина вхождения в покой также стала выше, чем до этого, продолжительность статического взращивания также постепенно увеличивается, возникновение качественных работ также становится более частым.
Понимание, возникающее в процессе занятий. По мере развития тренировочной работы, постепенного овладевания методами, понимание в работе также постепенно углубляется, качественной работы с высокой степенью вхождения в покой становится больше. В обычной работе часто ощущается, что руки и ноги нагреваются, кишки звенят, в зоне ревматоидных суставов возникают тепло, онемение, боль, кровь в теле течет, после работы — успокоенно-приятное состояние, как после массажа. Позанимался до настоящего времени и там, где всегда были ноющие боли — в пояснице, позвоночнике — тоже ощущается разогрев и приятность. Когда возникает хорошая работа, сидящий человек ощущает покачивания, и, кроме участка контакта ягодиц с табуретом, все остальное как будто не ощущается. Иногда как бы исчезают кисти, стопы, ноги. Особенно примечателен один случай в середине октября, когда я хранил мысль и вдруг заметил, что три-четыре раза ци-кровь прошла по телу, вверху и внизу, спереди и сзади (когда чуть усилил внимание, движение исчезло). Так что обычно после занятий ощущается, что голова чистая, душевное состояние спокойное, болезненные явления ослаблены. Это при хорошей работе и после освоения сочетания тренировки и взращивания понимаешь еще глубже.
Динамическая работа, с одной стороны, позволяет гармонизировать функции всего тела, а с другой — позволяет увеличить физическую силу, создавая хорошие условия для восстановления трудовых и творческих сил. Особенно, когда люди все время заняты напряженным умственным трудом, они не могут сразу же перевести ум в спокойное состояние. В таком случае невозможно провести хорошую работу по расслаблению. Однако если заняться динамической работой, то можно добиться статики в динамике (покоя в движении). Очаги возбуждения, вызванные динамической работой, подавляют очаги возбуждения, вызванные умственным трудом, в результате возбуждение коры головного мозга эффективно регулируется. Поэтому, по мере того как болезни проходят и телесные силы постепенно укрепляются, последовательно увеличивают динамическую работу, что хорошо для лечения неврозов, а особенно хорошо для увеличения продолжительности ночного сна. Кроме того, я также почувствовал, что, позанимавшись после динамической работы немного работой по расслаблению и статическим взращиванием, можно регулирующее воздействие на функции организма увеличить в полтора раза.
Поскольку занятия динамической работой уже стимулируют ускорение тока крови в теле, большой мозг также получает успокоение. Следовательно, после завершения динамической работы, занявшись ненадолго работой по расслаблению или статическим взращиванием, с одной стороны, легче войти в покой, с другой — в теле продолжает сохраняться и усиливаться действие, способствующее проходимости каналов и активному саморегулированию.
Случай второй. Чжан, мужчина, кадровый работник. Долго страдал гепатитом, имел опыт тренировочной работы, в 1961 г. пробыл в клинике шесть месяцев. Его малый итог следующий.
О естественности ощущений. Позанимавшись долго, после расслабления и успокоения всегда можно ожидать появления ощущений, которые можно разделить на большие и малые, а также по месту и характеру. Они зависят от человека, от состояния при вхождении в покой, от патологии. В то же время они могут постепенно исчезнуть.
Эти ощущения большей частью концентрируется в зонах болезненных изменений, а также в относящихся к ним каналам, их много также на участках, которые обычно устают, и в относящихся к ним каналам. Они также связаны с избыточным возбуждением и напряжением настроя в тренировочной работе, с психическим состоянием. Например, раньше, когда у меня было плохо с желудком и кишечником, часто появлялись ци черного и желтого цвета, а на сей раз, при гепатите, возникает ци лилового, красного и белого цвета. К тому же, поскольку у меня теперь болезнь печени, в области печени на занятиях в первую очередь ощущается боль, затем холод, онемение, потом зуд, а состояние печени улучшается. Эти ощущения на занятиях при гепатите во множестве концентрируются на меридианах печени, желчного пузыря, селезенки. Когда настрой напряженный и возбужденный, ци концентрируется в области головы, желудка, печени. Обычно ци также часто собирается в области груди. Однако при спокойно-устойчивом настрое ци опускается и после саморегулирования и улучшения болезненного состояния ци также опускается.
После возникновения ощущений я стремился к естественности, на малые ощущения внимания не обращал, при больших — обращался к учителю. При этом нужно избегать удивления и страха не домогаться их, так как все это мешает входить в покой и может привести к побочным явлениям. Поскольку домогание, страх и испуг могут привести к возбуждению головного мозга, созданию напряжения, то в спокойное состояние войти долго не удается. Некоторые ощущения, возникавшие на тренировочной работе, для удобства описания можно в общем разбить на следующие виды.
Движения по меридианам. Проявляется на коже, каналах и точках, возможны ощущения тепла, холода, зуда, ломоты, тяжести, онемения, набухания, как будто ползают мурашки, проходит электрический ток, наблюдаются искры, упругое движение, вибрация, от точечных к линейным и по площадям. Движение ци-крови. Проявляется в теле и по поверхности. Может быть как пластинка или как комок, как обычная ци, ползет или протекает, может быть грубым и тонким, состояние — от стремительного до возбужденного, от беспорядочного до линейного, от собранного до рассеянного, всё в изменениях. В конце концов приводит к успокоению всего тела.
Цветовые ощущения. Возникали черный, желтый, красный, белый, металлический, зеленый, синий цвета, по интенсивности глубокие и бледные. Галлюцинации.
Природные явления: красное солнце, голубое небо, белые облака, чистая вода и пр. Ложные формы людей: видел лица посторонних людей, их движения и пр. Собственный образ, иногда разделенный на два, иногда соединяющийся воедино, или же наблюдал свое тело гладким как яшма, или живот, окрашенный кровью.
Обычная ситуация: движение в меридиональном канале сопровождается движением ци-крови, а иногда ци меридионального канала движется, или только ци-кровь. Движение ци-крови сопровождается появлением цветовых видений, а могут быть только цветовые видения.
Рассматривая процесс тренировочной работы, видно, что подобные ощущения идут от отсутствия к наличию, а затем от наличия к отсутствию. В течение одного упражнения происходит то же самое. Эти изменения, т. е. наличие—отсутствие, можно разделить на три этапа: начальное движение — прохождение — успокоение.
То есть: ци-кровь — меридиан, от точки к линии и площади, от грубых и беспорядочных к тонким, с устойчивым порядком, рассеивающимся, от ползущего движения к упругому, вибрирующему, к успокоению. Эти три этапа тесно связаны с изменениями мысли. Начинается движение после достижения мыслью начального покоя, и когда ощущение движения ци выравнивается, мысль также продвигается вперед, достигая этапа глубокого покоя. Рассмотрим конкретно.
Начиная тренировочную работу, проходят работу по расслаблению и регулировке дыхания, при этом ощущается, что внешнее беспорядочное мышление уменьшается, ци уже опускается, все тело в относительном равновесии, и нет таких явлений, когда кажется, что голова тяжелая, а ноги легкие, слюны много. Это позволяет сказать, что этап начального успокоения наступил.
Когда приходит первый этап, начинают хранить мысль в пупке или в области печени. В это время внешние мысли отсутствуют, тело в равновесии, ощущается тепло, онемение и пр. Ци погружается в поле пилюли (даньтянь). Уже начинаются явления движения ци, малые — можно не обращать внимания, большие — используют метод регулировки ци, добиваясь равновесия. В это время легче всего возникает ненужная устремленность и ощущения удивления и страха. Когда равновесие достигается, голова становится чистой, все тело становится размягченным. В это время может показаться, что находишься в чистой, тихой, прекрасной естественной среде, или же будто голубой или розовый шатер покрывает все тело, что очень приятно. Возможно, это этап среднего успокоения. Занятия продолжаются, во всем теле возникают очень приятные состояния. Иногда внезапно обнаруживаешь, что твое тело исчезло, только пупочный центр чуть движется. Или сам смешиваешься с атмосферой, или все тело имеет только кожный слой, а внутри — пустота и отсутствие и т. п. Когда возникнет — самому не известно, когда знаешь — эта область уже пройдена. Все это позволяет говорить об этапе глубокого успокоения (покоя, цзин). После глубокого покоя еще могут возникнуть ощущения движения ци или мысли. Их особенность: приходят быстро, уходят тоже быстро, после ухода также достигается успокоение. Так непрерывно идет развитие вперед вплоть до завершения работы (упражнения).
Эти ощущения не очень упорядочены и ритмичны и приходят не каждый раз в совершенном виде, но бессистемно: то есть, то нет. Обычная ситуация: при глубоком покое — мало, на последнем этапе среднего покоя — довольно много, иногда только доходят до уровня среднего покоя.
Требование к занятиям цигуном появляются в соответствии с его особенностями. Говоря в целом, необходимы: покой мыслей — т. е. отсутствие беспорядочных мыслей и умиротворенный покой, большой мозг ощущается чистым, тело расслаблено — то есть все тело ровно-устойчивое, при этом могут ощущаться некоторое тепло, а также онемение, погружение, размягчение; ци гармонична — т. е. дыхание мягкое, а ци погружается в поле пилюли, есть ощущение широты груди и полноты живота; движения ровные — то есть как во внутренней, так и во внешней работе требуется выравненность. Эти несколько пунктов взаимообусловлены. Так, расслабления тела и гармонии ци требуется достигать при условии покоя мысли, однако расслабление тела и гармония ци способствуют покою мысли. В то же время они развиваются поочередно: не ждут успокоения мышления, чтобы только потом начать расслаблять тело, а немного успокаиваются, немного порасслабляются, немного погармонизируются и снова немного поуспокаиваются. Однако успокоение — главное: если только мысль не спокойна, то нечего и говорить о расслаблении. К тому же в тренировочной работе, до какой бы степени ни расслабил тело и не сгармонизировал ци, как только дернется мысль, это состояние нарушится, что особенно четко проявляется в состоянии вхождения в покой. Рассмотрим конкретно.
1. Покой — главное. Мыслительный покой позволяет избавиться от семи эмоций, которые непосредственно вредят пяти плотво и ци-крови. К тому же это начальное решающее условие для расслабления тела и гармонизации ци. Выражения «сердце ровное, ци гармонична» и «дух спокоен, тело в покое» имеют именно этот смысл.
2. Окрепнуть с помощью движений. На базе покоя, расслабления и гармонизации нужно хранить мысль, вести и привлекать (даоинь), совершать дыхательные движения с целью укрепить деятельность внутренних органов. Одновременно это сочетают с внешними движениями, чтобы закалять конечности и корпус, так как покой позволяет взращивать, но когда его много — ослабевают, поэтому нужно совершать движения, и, хотя динамика позволяет окрепнуть, но когда ее много — истощаешься, поэтому необходимо сочетать динамику и статику.
3. Мысль ведет. В тренировочной работе необходимо использовать сознание, без чего не достичь ни покоя, ни расслабления. Однако нужно «использовать мысль, не использовать сердце (душу)». Использование мысли — пусть для хранения мысли, для расслабления или для регулирования дыхания — есть использование простых, легких мыслей, т. е. они как бы есть и как бы их нет, нельзя использовать сложные или тяжелые мысли, что легко приводит в движение сознание, доводя до напряжения и возбуждения.
4. Ци служит основой. Под ци понимаются здесь функции различных внутренних органов человека. В физиологии тела возникают изменения, которые имеют собственные законы. Мысль ведет, т. е. нужно воспользоваться этими законами для развития в направлении оздоровления. Ци берут за основу, т. е. наши мысли исходят из природы, а к изменениям мыслей приводит практика, и нужно опираться на естественное развитие, а не действовать безрассудно, также не следует чрезмерно домогаться успеха.

Два приведенных отзыва с различных позиций описывают тренировочную работу. Первый автор говорил в основном об овладении мастерством (гунфу), второй сделал акцент на проблемах ощущений на занятиях. Оба описания живые, имеют довольно высокую познавательную ценность.




цигун, искусство цигун, Чжун Юань цигун, ЧЮ цигун, занятия цигун, метод оздоровления в цигун, цигун для начинающих, медитация в цигун, школа цигун для здоровья, практика цигун
Copyright C 1993-2009. Qigong.
Все права защищены.
Разработка: "Интел-Сфера". Компьютеры: дизайн, программирование, сборка, обслуживание.
Копирование всех частей сайта в какой-либо форме без разрешения владельца авторских прав запрещено.