Китайское
сокращённое написание имени буддийского монаха Бодхидхармы, прибывшего
примерно в 520 г. в монастырь ШАОЛИНЬСЫ из Индии. Первый патриарх чань-буддизма.
Считается, что он создал или передал несколько гимнастик внешней школы
ВАЙЦЗЯ-ЦЮАНЬ, оставив два тайных трактата: один о внутренней работе
"Основы промывки костного мозга" "СИСУЙЦЗИН", где костный мозг - нечто
самое внутреннее сокровенное, другой - о внешней работе: "Основы преобразования
связок" "ИЦЗИЦЗИН". До наших дней дошёл лишь второй. Бодхидхарме посвящено
множество легенд. Полное его китайское имя - ПУТИДАМО.
Он
пришел из Южной Индии, предположительно из Мадраса. Легенды рассказывают, что
Дамо был сыном богатого индийского принца (предположительно, третьим сыном).
Как царевич он принадлежал к варне воинов-кшатриев и прошел основательную боевую
подготовку. Однако он оставил светские дела и посвятил себя буддийскому учению.
В 520 г. (называют разные даты этого события - 486, 526, 527 г., во время правления
династии Лян), в возрасте 28 лет, уже монахом, Дамо прибыл в Китай и там прошел
всю страну с юга на север, распространяя и совершенствуя своё учение. Существует
легенда о его беседе с императором У-ди из династии Лян. Этот правитель, построивший
много буддистских храмов и памятников, спросил Дамо о том, как будут оценены
его личные заслуги перед Буддой, явно напрашиваясь на похвалу. Однако суровый
наставник ответил, что все эти деяния - суть суета и прах. Надо самому пройти
путь самосовершенствования. Обидев таким образом императора, Пути-Дамо удалился
в буддийский монастырь Шаолинь-сы. (Тогда это была небольшая обитель, построенная
недалеко от Лояна в провинции Хэнань на горе Суншань в уезде Дэнфэн).
 (По
другим сведениям, Дамо был приглашен правителем государства Северная Вэй в Китай.
Однако добрые отношения между ним и императором не сложились. Буйный нрав и
правдивая, категоричная оценка монахом "праведности" жизни императора не позволили
ему долго оставаться при дворе).
Согласно легенде, прибыв в монастырь, Дамо увидел, что монахи там выглядят
слабыми и болезненными и не могут постоять за себя в опасных для жизни ситуациях.
Тогда, Дамо добровольно уединился в крохотной пещере на горе недалеко от монастыря,
чтобы решить эту проблему. Вновь объявившись после девяти лет добровольного
заточения, он создал два трактата: "Ицзинь-цзин" ("Трактат об изменении мышц
и сухожилий") и "Сисуй-цзин" ("Трактат о промывании костного мозга"), в которых
соединил некоторые буддийские и даоские представления о человеке.
  По
преданию, он также показал монахам несколько комплексов боевых упражнений, которые
легли в основу подготовки всех последующих поколений шаолиньских бойцов. В число
упражнений, ведущих своё начало от Дамо входит медитация в позе столба (дерева,
всадника). В отличии от медитации в позе лотоса она укрепляет мышцы ног и позволяет
заниматься медитацией на природе в холодное время года. Да Мо создал новое направление
в буддизме - чань (по-японски - дзен) и стал первым патриархом этого направления,
в котором широко использовались методы индийской йоги и китайского даосизма.
Дамо считается покровителем боевых искусств и медитативных техник. Многие стили
кунгфу возводят корни своей школы к Дамо.
Дамо также считается покровителем школы Чжун Юань Цигун.
Скончался патриарх в 536 году.
|