БЕЛАРУСЬ
ВЕНГРИЯ
ИЗРАИЛЬ
КАЗАХСТАН
КАНАДА
КИТАЙ
КЫРГЫЗСТАН
ЛАТВИЯ
ЛИТВА
МОЛДОВА
НОРВЕГИЯ
ОАЭ
ПРИДНЕСТРОВЬЕ
РОССИЯ
СЛОВАКИЯ
США
УКРАИНА
ЭСТОНИЯ
Главная
Тех. поддержка сайта

Главная страница
 



ЧЖУН ЮАНЬ ЦИГУН
 
Все новости Начинающим Практикующим Материалы Поиск на сайте Контакты


Дао

Cловарные статьи
Большой энциклопедический словарь

ДАО (китайское - букв. - путь), одна из основных категорий китайской философии. В конфуцианстве - путь совершенного правителя, нравственного совершенствования, совокупность морально-этических норм. В даосизме - закономерность сущего, его порождающее и организующее начало. Мир - "воплощение" дао. Мудрец, следуя дао, отказывается от целеполагающей активности (у вэй, "недеяние"), достигает единства с природой и совершенства. В традиции "Книги перемен" ("Ицзин") дао - закономерность чередования сил инь-ян.

[Китайская философия, 1994]

Одно из самых сложно определимых понятий китайской традиции, но вместе с тем – одно из самых важнейших. Дословный перевод иероглифа «дао» - путь, дорога, подход, метод, функция, учение, абсолют. Философ Хань Юй (8-9 вв. н.э.) называл это слово «пустой позицией», не имеющей точно фиксированного смысла. В разных школах и философских направлениях под «Дао» понимались различные категории, часто противоположного характера, поэтому более уместно говорить о «Дао» только в рамках определенного учения. В конфуцианстве делается акцент на человеческие ипостаси Дао, как выражении моральных правил («сыновняя почтительность», «братская любовь», «верность», «гуманность»). В раннем даосизме, и в основном литературном памятнике - «Дао Дэ Цзине» Дао представлено в двух основных ипостасях: 1) одинокое, отделенное от всего, постоянное, бездеятельное, прибывающее в покое, порождающее «отсутствие/небытие», дающее начало Небу и Земле, 2) всеохватное, всепроникающее, подобно воде: изменяющееся вместе с миром, действующее, порождающее «наличие/бытие», являющее предком «тьмы вещей». Вот некоторые пассажи из «Дао Дэ Цзина» (классический перевод Ян Хиншуна, с дополнениями): «Дао, которое может быть выражено словами, не есть постоянное [вечное – Е.Л.] дао.» (чжан 1. О трудновыразимости Дао), «…тот, кто свободен от страстей, видит чудесную тайну [дао], а кто имеет страсти, видит его только в конечной форме.» (Чжан 1. О методе достижения Дао), «Дао туманно и неопределенно.» (Чжан 21. Об образе Дао), «…Ее можно считать матерью Поднебесной. Я не знаю ее имени. Обозначая иероглифом, назову ее Дао; произвольно давая ей имя, назову ее великое… » (Чжан 25. О произвольности обозначения Дао языковыми символами). Именно в постижении и достижении этого Дао и виделась основная цель раннего даосизма. Этимологически иероглиф, обозначающий «Дао» восходит к изображению головы (символ управления или главенства) и идеи движения, что может указывать на понятие о «правильном пути».





цигун, искусство цигун, Чжун Юань цигун, ЧЮ цигун, занятия цигун, метод оздоровления в цигун, цигун для начинающих, медитация в цигун, школа цигун для здоровья, практика цигун
Copyright C 1993-2020. Qigong.
Все права защищены.

Копирование всех частей сайта в какой-либо форме без разрешения владельца авторских прав запрещено.