Cловарные статьи
Большой энциклопедический словарь
ДАО
(китайское - букв. - путь), одна из основных категорий китайской философии.
В конфуцианстве - путь совершенного правителя, нравственного совершенствования,
совокупность морально-этических норм. В даосизме - закономерность сущего,
его порождающее и организующее начало. Мир - "воплощение" дао. Мудрец,
следуя дао, отказывается от целеполагающей активности (у вэй, "недеяние"),
достигает единства с природой и совершенства. В традиции "Книги перемен"
("Ицзин") дао - закономерность чередования сил инь-ян.
[Китайская философия, 1994]
Одно из самых сложно определимых понятий китайской традиции, но вместе с тем – одно из самых важнейших. Дословный перевод иероглифа «дао» - путь, дорога, подход, метод, функция, учение, абсолют. Философ Хань Юй (8-9 вв. н.э.) называл это слово «пустой позицией», не имеющей точно фиксированного смысла. В разных школах и философских направлениях под «Дао» понимались различные категории, часто противоположного характера, поэтому более уместно говорить о «Дао» только в рамках определенного учения. В конфуцианстве делается акцент на человеческие ипостаси Дао, как выражении моральных правил («сыновняя почтительность», «братская любовь», «верность», «гуманность»). В раннем даосизме, и в основном литературном памятнике - «Дао Дэ Цзине» Дао представлено в двух основных ипостасях: 1) одинокое, отделенное от всего, постоянное, бездеятельное, прибывающее в покое, порождающее «отсутствие/небытие», дающее начало Небу и Земле, 2) всеохватное, всепроникающее, подобно воде: изменяющееся вместе с миром, действующее, порождающее «наличие/бытие», являющее предком «тьмы вещей». Вот некоторые пассажи из «Дао Дэ Цзина» (классический перевод Ян Хиншуна, с дополнениями): «Дао, которое может быть выражено словами, не есть постоянное [вечное – Е.Л.] дао.» (чжан 1. О трудновыразимости Дао), «…тот, кто свободен от страстей, видит чудесную тайну [дао], а кто имеет страсти, видит его только в конечной форме.» (Чжан 1. О методе достижения Дао), «Дао туманно и неопределенно.» (Чжан 21. Об образе Дао), «…Ее можно считать матерью Поднебесной. Я не знаю ее имени. Обозначая иероглифом, назову ее Дао; произвольно давая ей имя, назову ее великое… » (Чжан 25. О произвольности обозначения Дао языковыми символами). Именно в постижении и достижении этого Дао и виделась основная цель раннего даосизма. Этимологически иероглиф, обозначающий «Дао» восходит к изображению головы (символ управления или главенства) и идеи движения, что может указывать на понятие о «правильном пути».
|