 |
Золотой эликсир, или поиски бессмертия. | | Е.А. Торчинов. | | | Информация с сайта: http://etor.h1.ru/ | Даосизм, одна из традиционных религий Китая (наряду с
конфуцианством и буддизмом), провозглашал своей целью
возможность обретения бессмертия, притом не только духовного, но
и физического. При этом считалось, что тело святого, обретшего
бессмертие, приобретает новые сверхъестественные качества. Оно
может становиться невидимым, способным к полету,
одновременному нахождению в нескольких местах, прохождению
сквозь стены и тому подобному. Так, про одного даосского святого,
жившего в 3 в. н. э. рассказывали, что он мог одновременно
пребывать в трех местах. Он мог одновременно встречать гостей,
занимать пришедших беседой и сидеть на берегу пруда и ловить
рыбу. При этом никто не мог определить, кто же из этих трех –
настоящий хозяин. Такой святой назывался сянь – «бессмертный» и
считалось, что даже его внешность становится чудесной,
волшебной: его тело могло обрасти шерстью или покрыться чешуей,
а его зрачки стать двойными. Бессмертный—сянь мог вознестись на
небеса и занять место в иерархии небесных бессмертных и
божеств, обитающих на Полярной звезде или звездах Большой
медведицы, но мог он и остаться на земле, поселившись в пещерах
особых «славных гор» или даже перейти в особые параллельные
миры, пройдя через тайные переходы, скрытые в недрах тех же
горных пиков. Бессмертных часто называли «пернатыми гостями»,
поскольку их образ был тесно связан в сознании древних китайцев с
идеей магического полета, в который они отправлялись верхом на
драконе и аисте, а то и сами обрастали перьями и возносились в
небесные выси.
Но какие же методы предлагали даосы для обретения
бессмертия и чудесных способностей святого—сяня?
Следует сказать, что они делились на вспомогательные и
основные. К вспомогательным методам относились приемы, не
приводившие к бессмертию, но позволявшие продлить жизнь на
многие сотни и даже тысячи лет. Основные давали бессмертие и
совершенство. Их следовало практиковать вместе, поскольку
вспомогательные методы давали для даосского адепта достаточно
времени, чтобы преуспеть в основных. Поэтому обратимся сначала
к вспомогательным формам практики.
Прежде всего, даос занимался особым видом специальной
гимнастики, которая называлась дао инь. Она предполагала
различные упорядоченные движения, часто имитирующие
поведение различных животных – тигра, аиста, оленя и других.
Еще большее значение придается дыхательным
упражнениям. Дыхательные упражнения применялись в самых
разных религиозных традициях (в индийской йоге, буддизме,
мусульманском мистицизме – суфизме, в православном исихазме и
т. д.) для развития способности сознания к сосредоточению и его
трансформации. Современные психологи трансперсональной
школы также смотрят на дыхательные упражнения, как на
мощнейшее средство изменения сознания. Даосы, кроме того,
считали, что благодаря дыхательным упражнениям человек
поглощает особую субстанцию – жизненную энергию ци, которая
накапливается в его теле и обеспечивает продление жизни. Надо
сказать, что и в индийской йоге существует представление об
аналогичной субстанции – пране, также поглощающейся при
занятиях дыхательными упражнениями – пранаямой.
Из даосских дыхательных упражнений наиболее известным
считается так называемое «зародышевое дыхание»,
заключающееся в следующем. Лежащий человек кладет на ноздри
лебяжий пух и делает глубокий вдох ртом, а затем очень медленно
начинает выдыхать его через нос; при этом лебяжий пух не должен
даже двигаться. Следовало растягивать выдох как можно дольше,
«до времени ста двадцати ударов сердца». Даосы верили, что
человек, овладевший этим и другими упражнениями, может
неограниченно долго пребывать под водой. Про одного даоса даже
рассказывали, что, когда ему становилось жарко, он нырял в речку и
до вечера отдыхал, лежа на ее дне в каком-нибудь омуте.
Придавали даосы большое внимание и так называемой
сексуальной практике (фан чжун чжи шу – «искусство внутренних
покоев»). Согласно традиционным китайским представлениям о
мире, все в мире образовано двумя энергиями, или силами (инь –
женственное, покоящееся, холодное и ян – мужское, движущееся,
горячее). Бессмертный нуждается в активизации этих энергий и в
восполнении своего мужского начала ян женским началом инь. Для
этого в даосизме были разработаны особые методы сексуальной
техники для достижения максимально сильного оргазма без
семяизвержения, поскольку сперма считалась воплощением
жизненной силы и ее утрата постепенно приближала смерть. Даосы
верили, что во время такого соития «запертая» сперма поднимается
по позвоночному столбу в мозг и питает его. Это называлось
«повернуть сперму вспять, чтобы пестовать мозг» или «заставить
реку Хуанхэ течь к своим истокам». Таковы вспомогательные
методы обретения бессмертия в даосизме. Обратимся теперь к
методу основному, которым считалась алхимия.
Вера в то, что можно достичь бессмертия благодаря
употреблению особых магических трав, восходит к глубокой
древности. В 3 в. до н. э. император Цинь Шихуан-ди даже посылал
морскую экспедицию в восточный океан на поиски волшебных
островов Фанчжан и Пэнлай, на которых, как считалось. Растут
бессмертные травы. Несколько сот непорочных юношей и дев под
началом даосского мага Сюй Фу отплыли в неизвестность и никогда
более не вернулись. Впоследствии даже возникла легенда, что они
приплыли в Японию и стали прародителями японского народа.
Во 2 в. до н. э. появилось представление о том, что эликсир
бессмертия можно сделать искусственно, так сказать,
лабораторным методом. Даосские алхимики как бы создавали в
своих ретортах модель космоса, а затем посредством нагревания
направляли процессы этого микрокосма в нужном их направлении
для создания Великого Снадобья или Киноварного эликсира.
Подобно европейским алхимикам, даосы верили в
возможность изготовления искусственного золота путем
трансмутации (превращения) металлов. Однако это алхимическое
золото мыслилось как универсальная панацея: ведь золото не
подвержено коррозии и неразрушимо, а значит, искусственное,
волшебное золото, может сделать таким же нерушимым и
человеческое тело. Другим важнейшим веществом считалась
киноварь (соединение серы и ртути HgS). Древних китайцев
завораживало то обстоятельство, что белая ртуть превращается в
красный порошок, который при нагревании вновь становится ртутью
и серой, вновь становящихся киноварью при продолжении
нагревания. К тому же, киноварь казалась им мистическим
андрогином, веществом муже-женской природы как соединение
белой спермы (ртуть) и менструальной крови матери (сама
киноварь), порождающих бессмертие и совершенство. Кроме этих
веществ использовались и другие металлы, минералы и вещества,
в том числе, такие, как свинец и мышьяк. Понятно, что и ртуть, и
свинец, и мышьяк – субстанции весьма ядовитые, но об их
воздействии мы поговорим ниже. Пока же приведем два
алхимических рецепта из знаменитого даосского трактата «Баопу-
цзы» («Мудрец, объемлющий первозданную простоту») философа и
алхимика 4 в. н. э. Гэ Хуна.
«Есть также метод приготовления эликсира Кан Фэй-цзы.
Нужно взять яйца ворона, яйца аиста, кровь воробья и смешать с
соком «небесного петуха из малого покоя». Эту смесь следует
соединить с киноварью, налить в скорлупу яйца лебедя и покрыть
ее лаком. Затем яйцо нужно положить в «воду облачной матери» –
раствор слюды. Через сто дней этот раствор превратится в красную
воду. Единожды принятый, он продлевает жизнь на сто лет, а один
литр его приносит тысячу лет.
Есть также метод приготовления эликсира Цуй Вэй-цзы.
Нужно взять киноварь, ввести ее в желудок утки, затем утку
отварить на пару. Если принять этот эликсир однажды, то жизнь
продлится, а при долгом приеме человек станет бессмертным».
Как уже говорилось, многие эликсиры даосов были весьма
ядовитыми. Надо сказать, что даосские алхимики (а среди них были
такие выдающиеся и даже гениальные медики Древнего Китая, как
Гэ Хун, Тао Хунцзин и Сунь Сымяо) прекрасно знали это и
рекомендовали принимать эликсиры буквально гомеопатическими
дозами, что задерживало мучительные симптомы отравления
тяжелыми металлами. Легкие же симптомы (ощущение легкости
тела, озноб, чувство бегающих по телу насекомых) описаны в
даосских текстах как показатели того, что эликсир изготовлен
правильно и начал действовать. Интересно, что труп Сунь Сымяо,
прожившего, кстати, около ста лет, не начинал разлагаться в
течение двух недель с момента смерти этого алхимика, что,
возможно, было следствием консервирующего воздействия
накопившейся в организме ртути и других веществ.
Тем не менее, алхимические опыты, особенно, если их
проводили не подлинные даосские алхимики и медики, а
шарлатаны от алхимии, каковых было немало, порой кончались
трагически. Так, в 9 в. жертвами отравлений эликсирами стало
несколько правивших друг за другом императоров, увлекавшихся
даосизмом. Шарлатаны-алхимики буквально кормили их киноварью,
что приводило их к безвременной и мучительной кончине. Новый
император казнил алхимиков своего предшественника, но сразу
набирал точно таких же новых, после чего все повторялось. Это не
могло не сказаться на престиже алхимии, постепенно начавшейся
склоняться к упадку и окончательно исчезнувшей в Китае к 13 в.
Однако поиски бессмертия на этом не закончились и на смену
старой лабораторной алхимии («внешней алхимии») пришла
алхимия внутренняя.
Внутренняя алхимия (нэй дань) представляла собой
алхимию только по названию и терминологии. На самом деле речь
шла о создании эликсира бессмертия, а потом и нового
бессмертного тела даосского адепта из энергий и соков его
собственного тела. Даосы считали, что тело человека является
микрокосмом – маленькой вселенной, в которой есть все, что есть в
космосе, большой вселенной. Они устанавливали параллели между
тонкими энергиями тела, его соками и металлами и веществами
внешнего мира. После этого они приступали к сложным
психофизическим упражнениям, включавшим в себя медитацию,
визуализацию тонких центров человеческого тела («киноварных
полей» – дань тянь) и каналов, по которым жизненная энергия—ци
движется по телу, а также очень сложные дыхательные упражнения.
Эта практика настолько напоминала ряд приемов индийских
отшельников, что в Европе ее даже стали называть «даосской
йогой». Предполагалось, что благодаря этой практике тонкие
энергии тела («свинец» и «ртуть») произведут в теле адепта
мистическое соитие, породив так называемый «бессмертный
зародыш», который постепенно превратится в новое бессмертное
тело даосского святого, наделенное многими сверхъестественными
качествами и свойствами.
Никому не известно, каких таинственных результатов
достигали адепты внутренней алхимии, но многое из ее упражнений
и приемов живо в Китае и в наши дни. Прежде всего, это
знаменитая гимнастика ци гун («работа с энергией-ци»),
применяющаяся не только в оздоровительных, но и чисто
медицинских, лечебных целях (в Китае существуют даже клиники,
специализирующиеся по цигунотерапии). Определенные элементы
практики внутренней алхимии просматриваются и в приемах
знаменитых китайских «воинских искусств» (у шу), столь популярных
ныне на Западе и в нашей стране. Интересно, что «у шу» имеют не
только боевое прикладное значение, но используются и для
оздоровления организма.
Но и внешняя алхимия не исчезла без следа. Многие ее
рецепты обогатили традиционную китайскую медицину; она
способствовала развитию химических технологий и, наконец,
следствием алхимических экспериментов стало открытие пороха
(11-12 вв.). Таким образом, даосские поиски бессмертия внесли
немалый вклад в богатейшую сокровищницу великой культуры
Китая.
|
|