БЕЛАРУСЬ
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
ВЕНГРИЯ
ГЕРМАНИЯ
ИЗРАИЛЬ
ИРЛАНДИЯ
ИТАЛИЯ
КАЗАХСТАН
КАНАДА
КИТАЙ
КЫРГЫЗСТАН
ЛАТВИЯ
ЛИТВА
МОЛДОВА
НОРВЕГИЯ
ОАЭ
ПРИДНЕСТРОВЬЕ
РОССИЯ
СЛОВАКИЯ
США
УКРАИНА
ЧЕРНОГОРИЯ
ЧЕХИЯ
ЭСТОНИЯ
Главная
Тех. поддержка сайта

Главная страница
 



ЧЖУН ЮАНЬ ЦИГУН
 
Все новости Начинающим Практикующим Материалы Фотогалерея Ссылки Общение


Психологические феномены практики цигун.

Лобусов Е.В.

УНЦ Правительственного Медицинского Центра при Управлении делами Президента Российской Федерации,
кафедра неврологии
Москва

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к различным системам восточных психофизиологических практик, в том числе и к их китайской разновидности - Цигун. Открывается многочисленные школы и секции, прилавки завалены огромным количеством литературы, как правило, популярного содержания.

Подобное распространение релаксационных практик среди населения, безусловно, благоприятно, но имеет и негативные последствия, связанные большей частью с низкой квалификацией преподавателей, начинающих свою «учительскую» деятельность, не имея необходимых опыта и знаний. Зачастую излишне мистифицируя как саму практику, так и связанные с ней изменения в сознании и организме практикующих, они создают устойчивые «иллюзии», которые в традиционных (китайских) источниках считаются препятствием на пути совершенствования.

Попробуем разобрать некоторые феномены (проявления), непосредственно связанные с практикой Цигун, с точки зрения психофизиологии, не принимая в расчет традиционные аспекты, но не в силу их некорректности, а в силу большой специфичности языка их описания.

Разберем сейчас некоторые феномены на примере упражнения «ян ци» (вскармливание ци) для конкретной иллюстрации. Не вдаваясь в традиционную концепцию самого упражнения, кратко опишем его выполнение. Занимающийся садится в любую позу (на стуле, по- турецки или в позу лотоса) с прямой спиной, руки кладет ладонями на область пупка, накрывая одну руку другой; при этом практикующий представляет себе в глубине живота под ладонями теплый красный жар, размером примерно с апельсин. Глаза должны быть закрыты.

Во время выполнения этого упражнения, искусственно создаются условия контролируемой (произвольно прерываемой) сенсорной депривации: закрытые глаза обуславливают прекращение получения стимулов визуальной модальности, тихое место для практики или тихая привычная музыка - аудиальной модальности, привычная и неподвижная поза - тактильной. Особое значение имеют именно привычные или обычные стимулы, так как неизменный стимул, во-первых, вызывает привыкание и перестает восприниматься как тревожащий, а во-вторых, создает внешние условия, ассоциируемые с занятиями, и способствующие более быстрому достижению требуемого состояния сознания.

Далее, при выполнении «ян ци», практикующий представляет себе конкретный образ, гештальт или паттерн, красного теплого шара. Красный цвет и тепло обычно ассоциируются у человека вместе, поэтому образ именно такой бимодальности легче всего представить. Поскольку в поле создания имеется определенный образ, то в коре головного мозга должен возникать очаг или несколько возбуждения (доминанта), что подтверждается ЭЭГ исследованиями практикующих Цигун. Причем стабильность этой доминанты должна увеличиваться вместе с опытом (тренированностью) практикующего.

Итак, мы имеем два фактора: условия сенсорной депривации и одну или несколько стабильных доминант в коре головного мозга. Показано, что в условиях депривации будет происходить растормаживание коры, которое обычно может проявляется в виде галлюцинаций (не соответствующих действительности, но воспринимаемых сознанием), причем в любом виде: тактильные ощущения (ползанье мурашек, теплые потоки и т.п.), зрительные (световые вспышки, лица, люди и т.п.), звуковые (шумы, музыка, голоса) и проч. Однако «созерцание» определенного образа, обеспечиваемое соответствующими ему доминантами в коре головного мозга могут вызывать латеральное торможение коры. Таким образом имеются две противоположно направленные тенденции - к растормаживанию коры и к затормажнванию.

Если практикующий будет «увлекаться» различного рода образами и галлюцинациями (а такие «увлечения», к сожалению, даже поощряются некомпетентными, инструкторами, которые интерпретируют их как разного рода особые проявления, «открытие каналов» и проч.), то он будет, с одной стороны, отвлекаться от основного образа, а ведь именно четкое его удержание в поле сознания является традиционным критерием правильности выполнения данного упражнения.

С другой стороны, при условии сильного контроля образа возможен процесс общей генерализации коры, когда в процесс «созерцания» вовлекаются все большие участки коры, что будет приводить вместо расслабления к перевозбуждению.

Таким образом, при выполнении такого рода упражнений необходимо избегать крайностей как слишком сильной концентрации, так и увлечения различного рода феноменами, что в восточной традиции выражается в концепции соблюдения баланса полярных сил инь- ян.

Как видно из вышеизложенного, традиционные требования к строгости выполнения упражнений находят подтверждение и в свете современных взглядов на психофизиологию особых (медитативных) состояний сознания.




цигун, искусство цигун, Чжун Юань цигун, ЧЮ цигун, занятия цигун, метод оздоровления в цигун, цигун для начинающих, медитация в цигун, школа цигун для здоровья, практика цигун
Copyright C 1993-2009. Qigong.
Все права защищены.
Разработка: "Интел-Сфера". Компьютеры: дизайн, программирование, сборка, обслуживание.
Копирование всех частей сайта в какой-либо форме без разрешения владельца авторских прав запрещено.