БЕЛАРУСЬ
ВЕНГРИЯ
ИЗРАИЛЬ
КАЗАХСТАН
КАНАДА
КИТАЙ
КЫРГЫЗСТАН
ЛАТВИЯ
ЛИТВА
МОЛДОВА
НОРВЕГИЯ
ОАЭ
ПРИДНЕСТРОВЬЕ
РОССИЯ
СЛОВАКИЯ
США
УКРАИНА
ЭСТОНИЯ
Главная
Тех. поддержка сайта

Главная страница
 



ЧЖУН ЮАНЬ ЦИГУН
 
Все новости Начинающим Практикующим Материалы Поиск на сайте Контакты


«Цзин», «ци», «шэнь». Каковы связи между ними.

Линь Хоушен, Ло Пэйюй

Из книги: "300 вопросов о цигун. Секреты китайской медицины."

Цзин, ци, шэнь являются необходимым материалом для жизненных процессов в человеческом организме. В древности люди говорили: "У неба три драгоценности - солнце, луна, звезды. У человека три драгоценности - цзин, ци, шэнь".

Цзин (эссенция, семя) есть тончайшая субстанция человеческого тела. В широком смысле - это все цзин человеческого тела, включая цзин пяти плотных органов. В узком смысле - это цзин органов размножения. Цзин также делится на два вида: предыдущего неба (пренатальное) и последующего неба (постнатальное)*. Пренатальное цзин - то, что зародыш получает от родителей. В разделе "Духовная точка опоры" в главе "О каналах" ("Цзин май лунь") говорится: "Когда человек рождается, прежде уже образовалось цзин". Цзин последующего неба преобразуется из питья и еды. В "Простых вопросах" в главе "О различении каналов" ("Цзин май бе лунь") сказано: "Пища поступает в желудок..., цзин вливается в каналы... питье поступает в желудок, затем переливается в цзин и ци". Это - указание на постнатальное цзин. Пренатальное и постнатальное цзин поддерживают друг друга и взаимопревращаются.

Цзин выполняет важную функцию в человеческом теле. В древности люди говорили: "Человек, имеющий ци, порождает; когда исчерпывается цзин, он умирает".

Ци (пневма) создает основной материал для процессов жизнедеятельности организма. Важность ци отмечена, например, в "Собрании сочинений [Чжан] Цзинюэ", где говорится: "Все жизненные проявления человека полностью опираются на ци".

Шэнь (дух) - это еще одна материальная субстанция жизнедеятельности, которую совместно вырабатывают цзин и ци. В "Каноне о духовной опоре" ("Лин шу цзин") сказано: "Взаимная схватка (сцепление) двух цзин называется шэнь". В главе "Пища простых людей" ("Пин жэнь цзюэ гу пянь") раздела "Духовная точка опоры" (из "Канона о внутреннем") говорится: "Источник шэнь - тонкое ци "воды и зерна"". В энциклопедии "Канон большого мира" ("Да пин цзин") сказано: "Человек обладает ци, следовательно, обладает шэнь; если ци прерывается, то прекращается и шэнь". Обычно люди считают, что шэнь - это категория мыслительно-познавательной деятельности. Однако в китайской медицине оно полагается одной из главных сущностей человеческого организма. Именно об этом сказано в разделе "Духовная точка опоры" в главе "Перемещение цзин и изменение ци" ("И цзин бянь ци пянь"): "Получившие шэнь благоденствуют, утратившие шэнь погибают". Важное значение цигунорегуляции состоит в том, чтобы упражнять шэнь, проникаться шэнь, сохранять шэнь.

Так каковы же связи между цзин, ци и шэнь?* В разделе "Простые вопросы" сказано: "Из среды цзин рождается ци, из среды ци рождается шэнь". В "Каноне о категориях" утверждается: "Полнота цзин есть полнота ци, полнота ци есть полнота шэнь". На основе этой теории мастера цигуна старых времен сформулировали следующие методики: "цзин тренировкой превращать в ци, ци тренировкой превращать в шэнь, тренировкой шэнь возвращаться к пустоте (пустота в смысле ясности духа)", а также "накапливая шэнь, порождать ци, накапливая ци, порождать цзин". Во всех этих процессах цигун играет важную роль*.

_____

Цзин предыдущего и последующего неба. - Деление цзин на два вида восходит к основным бинарным оппозициям даосской науки. Как сформулировал В. Малявин, "Предшествующее Небо" означало расстояние "до форм", сокровенное "семя" всего сущего, тогда как "Последующее Небо" - это зримый и мыслимый "мир форм".. Первое символизирует инволюцию, движение внутри, второе - эволюцию, развертывание вовне (см.: Малявин В. Сунь Лутан: Наука школы "Кулак восьми триграмм" // ПДВ. - 1990. - № 5. - С. 159).

Связи между цзин, ци и шэнь. - О прочных и глубоких связях между тремя указанными субстанциями и о необходимости работы с ними для достижения здоровья и долголетия говорится в "Тай пин цзин": "Пневма (ци. - С.К.), находящаяся в человеке, также движется в теле по кругу, то поднимаясь, то опускаясь, а дух (шэнь - С.К.) и сперматическая эссенция (цзин - С.К.), оседлав его, то входят, то выходят. Дух и сперматическая эссенция также соотносятся с пневмой, как рыба с водой. Если пневма покидает (тело), то дух и сперматическая эссенция рассеиваются, подобно тому как рыба гибнет, оказавшись без воды". И далее: "Пневма - это корень Неба, Земли и Человека. Что касается духа, то его получают от Неба, что касается сперматической эссенции, то ее получают от Земли, что касается пневмы, то ее получают от Срединной гармонии: взаимно соединяясь, [они] вместе становятся единым Дао-путем. По этой причине дух движется, оседлав пневму, а сперматическая эссенция также пребывает в нем. Что касается [этих] трех, то вместе они помогают друг другу достичь упорядочивания. По этой причине, если человек хочет достичь долголетия, то он должен беречь пневму, почитать дух, высоко ценить сперматическую эссенцию" (см.: Тай пин цзин / Вступ. и коммент. Е.А. Торчинова, пер. с кит. Е.А. Торчинова и С.Ф. Лейкина // НАА. - 1989. - № 5. - С. 99, 100).

Цигун играет важную роль в этих процессах. - Упомянутые процессы представляют собой содержание даосской "внутренней алхимии". Постоянная трансмутация цзин, ци и шэнь имеет результатом выплавление "внутренней пилюли", которая может сделать человека бессмертным. Об этом сказано в "Баоцзюане о Пу-мине": Достигший совершенства воздух наполняет все четыре формы. В выплавленном изначальном теле собраны три цветка (т.е. цзин, ци и шэнь - С.К.). (Э.С. Стулова. Бао-цзюань о Пу-мине // Памятники письменности Востока. - М.: Наука, 1979. - Т. 56. - С. 279).

Многие системы цигуна опирались в своем развитии именно на эту основу, что проявляется даже в их терминологии. Из современных методик наибольшей известностью пользуется тяньчжуская система Лю Шаобиня (см.: Лю Шаобинь. Динамические упражнения тяньчжуской системы цигун // ЦиС. - 1991. - № 2; Он же. "Искусство внутренней пилюли" и тяньчжуская система цигун // ЦиС. - 1991. - № 3; Он же. Тяньчжуская система цигун: "перемещение пилюли для возвращения молодости" // Там же; Он же. Статические упражнения тяньчжуской системы цигун // ЦиС. - 1991. - № 4).

 

Из книги: "300 вопросов о цигун. Секреты китайской медицины."




цигун, искусство цигун, Чжун Юань цигун, ЧЮ цигун, занятия цигун, метод оздоровления в цигун, цигун для начинающих, медитация в цигун, школа цигун для здоровья, практика цигун
Copyright C 1993-2020. Qigong.
Все права защищены.

Копирование всех частей сайта в какой-либо форме без разрешения владельца авторских прав запрещено.