После прочтения этой книги кто-то может спросить: почему в ней так
много описаний феноменальных, сверхъестественных способностей,
удивительных случаев и чудес? Не противоречат ли они буддистскому
принципу, который предполагает отказ от поиска и демонстрации
сверхъестественного.
Мой ответ: нет; это не противоречит буддистскому принципу. В
буддизме существует два типа природных сил как таковых, которые мастер
в состоянии без труда использовать. В общеупотребительном значении,
природные силы – это способности и возможности живого мира (Лока), где
пространство и время ограничены. Не только Будды и Бодхисаттвы
обладают такими способностями, ими обладают и бесы, и демоны. Такие
возможности обнаруживают не только практикующие буддизм. Некоторые
люди, не исповедующие его, рождаются с определенными природными
способностями. Не только нормальные, но и некоторые душевнобольные
люди могут быть наделены этими способностями. И люди, и животные могут
обладать такими силами. С тех пор, как этими природными способностями
овладели Будды и дьяволы, люди и животные, невозможно определить
наверняка: кто из них Будды, а кто дьяволы, кто шены
(сверхъестественные существа, такие как божества, бессмертные), а кто
призраки. Трудно сказать, что есть добро, а что зло. Это одна причина.
Вторая причина заключается в том, что путь успеха в учении Будды
как освободиться, чтобы стать Буддой, зависит не от природных
способностей, а от умения положиться на великодушие и милость (Маитри
и Каруна) и иметь Бо руо мудрость (Прахна – несравненная мудрость,
достигнутая просветленным). Без милости и Бо руо мудрости (Прахна –
несравненная мудрость), даже обладая большими сверхъестественными
способностями, человек ничем не отличается от дьявола и не может
избежать кармы/Сансары (цикл перерождения).
В-третьих, бывает, что человек, практикующий буддизм, отказывается
от его настоящей сущности и принимает ветви за корень, презирает
мораль и считает самым важным наличие сверхъестественных сил, считает
дьявола Буддой и верит в жулика как в мастера высшего уровня, или
поклоняется мастеру, обладающего злой силой. В этом случае этот
человек попадет в глубокую бездну, где такие, как он, будут осуждены и
обречены, и никогда не возродятся.
Из-за перечисленных причин буддизм не поощряет стремление к
развитию сверхъестественных способностей и запрещает их использовать.
Эти принципы и правила включают также запрет на применение своих
сверхъестественных способностей для тех, кто открыл их в себе, за
исключением некоторых особых случаев. Эти «особые случаи» относятся к
Упайа (фэнг биян) – методам и способам, переданным от Будды, которые
применяются только в нужном месте и в нужное время, и только теми
великими мастерами, которые руководствуются не тщеславием и корыстью,
а только благородной целью обучать и помогать людям. Феномен сущности
всех великих буддистских монахов и тех, кто многого достиг, состоит в
том, что использование ими своих природных возможностей не
противоречит принципам учения Будды и принципам помощи людям.
|