Значение цветов в общественной жизни любой из культур Земли на
всем протяжении истории было более чем заметным. В их честь устраивали
праздники и карнавалы, им покланялись во время богослужений и обрядов,
они сопровождали людей в дни радости и печали...
В европейской традиции термином лотос называют совершенно разные с
ботанической точки зрения растения. В Древнем Египте был известен
египетский (нильский) лотос (род Nymphaea), принадлежащий к семейству
кувшинковых.
Настоящий же лотос (Nelumbo) произрастает в Индии и в Непале.
Лотос орехоносный (Nelumbo nucifera) встречался и в Индии и в Египте,
возможно это и послужило дополнительной причиной возникновения
путаницы с названиями.
Настоящий лотос известен на Западе, в первую очередь, как атрибут
и символ буддистского вероучения. С лотосом в буддистской традиции
связаны предания о рождении Будды. В минуту, когда мать Будды
разрешилась от бремени, земля потряслась и с неба упал обильный дождь
из нимфей (кувшинок) и лотосов. Слуги бросились к новорожденному, но
он пошел самостоятельно и сделал семь шагов. Там где ступала нога
младенца, вырастал громадный лотос.
Известно молитвенное обращение к бодхисатве Авалокитешваре: Ом
мани падме хум (О, сокровище в лотосе!)
Лотос символизирует духовное перерождение человека под влиянием
учения Будды.
Зарождается это растение в грязи и иле, упорно тянется к свету
сквозь толщу вод и наконец распускается на поверхности невероятной
красоты цветком. Однако еще до зарождения буддизма древние египтяне
обратили внимание, что водяной цветок нимфеи (Nymphaea lotys)
поднимается на поверхность и раскрывается при восходе солнца и снова
смыкает свои лепестки, погружаясь, при его заходе. Отсюда появилось
предположение таинственной связи лотоса со сменой дня и ночи и
движением небесных светил вообще. Такое наблюдение побудило их
посвятить нимфею богу возрождения природы Озирису. В египетской
иконографии Озирис изображался с короной в виде цветка лотоса на
голове.
Точно так же и египетские фараоны, почитавшиеся как живые боги,
увенчивали свои головы подобными коронами из кувшинок красных, и даже
их царские скипетры изготавливались в виде этого цветка со стеблем.
Изображение кувшинки голубой (Nymphaea corulea) можно встретить в
качестве эмблемы государства на монете Древнего Египта как символ
красоты, процветания, рождения новой жизни, воскрешения после смерти.
Nymphaea lotus был посвящен также и египетской богине плодородия -
Изиде. На священном острове Филе, в самом почитаемом храме богини,
величественные колонны выполнены в виде огромных лотосов. Плодородие
египетских пашен определялось издревле величиной и своевременностью
разливов Нила, а цветок лотоса считался невестой великой реки. Чем
шире разливался Нил, тем больше цветов появлялось на поверхности воды,
их количество находилось в прямом соответствии с урожайностью полей в
текущем сезоне. В египетской архитектуре на капителях храмовых колонн
очень часто изображались бутоны и цветы лотосов, а сами колонны
выполнялись в виде стеблей.
Наряду со столь трепетным восприятием лотоса в религиозном
контексте, древние египтяне относились к этому растению и вполне
утилитарным образом. Лотос служил им не только предметом поклонения,
но и пищей. Корневища употреблялись в отварном виде, как современный
картофель. Мучнистые семена размалывались в муку и пеклись как хлеб.
Лотосовый хлеб считался особенным деликатесом. Из больших листьев
лотоса, покрытым восковым налетом, изготавливали изысканные, хотя и не
слишком долговечные сосуды для напитков.
Как и в Египте, в Японии и Китае лотос издавна разводится как
овощ. Корневища его содержат много крахмала и очень питательны. На
рынках этих стран лотосовые корневища настолько же обычное зрелище,
насколько у нас репа, редька и другие корнеплоды. Орешки лотоса едят
засахаренными, как привычные нам восточные лакомства - халву или
чак-чак. Кроме того, китайцы употребляют в пищу тычинки лотоса.
Считается что такая еда возвращает старикам красоту и молодость. Из
корневищ нередко варят суп или готовят их в качестве гарнира, подобно
картофелю. Среди кондитерских изделий Китая и в наше время славятся
засахаренные нарезанные ломтиками корневища лотоса, напоминающие по
вкусу мармелад.
Чай из сочленений лотоса.
Сочленения лотоса в китайской медицине считаются очень ценным
лечебным средством. Чай, заваренный из сочленений лотоса, обладает
жаропонижающим и противовоспалительным действием, применяется как
отрезвляющее средство при опьянении, обладает кровоостанавливающим и
другими эффектами. Берут 30 граммов сочленений лотоса, варят и пьют
как чай, такой чай помогает при откашливании с кровью, кровотечении из
носа, кровотечении из десен, маточном кровотечении.
Каша из лотосового листа.
Взять один свежий лист лотоса, промыть его и порезать на мелкие
части. Завернуть их в марлю завязать и положить варить. Приготовить
150 мл. густого отвара. Добавить 100 гр. промытого первосортного риса
и немного сахарного леденца. Налить 500 мл.воды и сварить кашу до
готовности. Принимать в теплом виде утром и вечером. Лотосовый лист на
вкус горьковатый, по свойству прохладный, на запах ароматный.
Укрепляет сердце, печень и селезенку. Обладает жаропонижающим
действием, снимет тошноту, устраняет жажду, снижает высокое кровяное
давление, способствует снижению веса. Употребление каши показано для
людей среднего и пожилого возраста для предупреждения высокого
содержания жира в крови, гипертонии и ожирения. Лотосовый лист быстро
теряет свой аромат, поэтому для сохранения аромата и лечебных свойств
его не следует варить долго.
Краткая ботаническая справка.
Семейство лотосовые представлено всего одним родом лотос
(Nelumbo), состоящим из двух видов: лотоса орехоносного( N.nucifera) и
лотоса желтого (N.lutea). Виды лотоса резко различаются окраской
цветов и географическим расположением. У лотоса орехоносного цветки
розовые, а у желтого, о чем говорит уже его название, желтые. Первый
вид известен только в Старом Свете, где он произрастает в
Северно-восточной Австралии, на островах Малайского архипелага,
Филиппинских островах, в Южной Японии, на острове Шри-Ланка, на
полуостровах Индостан и Индокитай, в Китае, на Дальнем востоке и в
Хабаровсом и Приморском краях, а также по берегам Каспийского моря в
устье реки Куры и в дельте Волги. Второй вид - лотос желтый
распространен в южных районах Северной Америки, в Центральной Америке,
заходит также на Гавайские, Б.малые Антильские острова и остров
Ямайка.
Сегодняшнее достаточно широкое распространение лотоса как в Старом
, так и Новом Свете в значительной мере создано благодаря
деятельности человека в результате разведения этого растения в
культуре на протяжении нескольких тысячелетий.
Использование в Тибетской медицине.
Nelumbo nucifera оказывает общеукрепляющее действие; при gnyan
(запущенных болезнях) и огненном лишае. Используется также при
заболеваниях лимфатической системы.
Цветки лотоса исключительно красивы. Они очень крупные (диаметром
до 30 см), одиночные, пазушные, обоеполые, спироциклические. Имеется
культурная форма с белыми цветками, которая разводится в оранжереях и
ботанических садах. Цветки обладают слабым, но очень приятным коричным
запахом. Лотос издавна привлекал к себе внимание человека. Об этом
свидетельствуют многочисленные памятники искусства и литературы.
Интерес к лотосу был связан с использованием в качестве пищевого,
лекарственного, а также культового растения.
С большинством божеств пантеона Индии соотносится лотос - как трон
или опора, на которой изображается божество, либо как один из
атрибутов в руках или на теле божества. Сам Вишну держит в одной из
четырех рук этот цветок, а из его тела произрастает тысячелепестковый
лотос, на котором восседает "лотосорожденный" творец - Брахма. Один из
сыновей Шивы - Ганеша часто изображается танцующим или сидящим со
своими женами Сиддхи и Риддхи всегда в окружении цветов лотоса.
Лотос относится к числу тех растений, роль которых в жизни
человека очень велика, начиная от применения его в народной медицине и
кончая поэзией, воспевающей его красоту и загадочность.
|