Как и в большинстве других культур, древнейшее искусство
Китая возникло во взаимосвязи с религиозными церемониями и ритуалами
в совершенно особую эпоху развития человечества.
Предметы искусства, известные на Западе, не были распространены
во всем древнекитайском обществе. Дошедшие до нас памятники найдены по
большей части в захоронениях аристократов: искусство являлось привилегией
богачей и знати. Заказчиками были правящие династии, а исполнителями ученые
и... чиновники, часто бывшие не столько администраторами, сколько художниками.
Древнейшие фигурки в захоронениях выполнены из глины.
Они обжигались при низкой температуре и не покрывались глазурью. Мастера
стремились к реалистичному изображению людей и животных, а в эпоху Хань
- и моделей зданий. Кроме тысяч терракотовых воинов, охранявших гробницу
первого императора, в других усыпальницах найдены целые армии крошечных
воинов и всадников. Наивысшего расцвета искусство создания керамических
статуй достигло в эпоху Тан.
Раньше обожженные фигурки раскрашивались, теперь же
их стали покрывать глазурью, поначалу одноцветной, а затем - знаменитой
трехцветной (санъцай): зеленой, желтой и коричневой. Тематика была весьма
разнообразной: тут и дамы, и музыканты, и заморские купцы, и кони, и даже
верблюды. Династия Тан после долгой полосы смут подарила Китаю три века
относительной стабильности, что привело к пышному расцвету культуры и
искусства.
Некоторым из бронзовых культовых сосудов - более 3 тыс.
лет. Особенно замечательны предметы для жертвоприношений животных и сосуды
для даров, ритуальные кувшины на трех ножках, огромные котлы и всевозможные
емкости для вина. Все они украшались гравированными или чеканными изображениями.
Наиболее популярные мотивы - стилизованные мифические существа, цветочные
гирлянды и геометрические орнаменты. Громадные статуи стражей и животных
на священной тропе перед гробницей императоров - свидетельство высокого
уровня искусства резьбы по камню. Древнейшие из сохранившихся скульптур
- грубо выполненные изображения животных - украшали усыпальницу полководца
эпохи Хань Хо Цюйбина (ум. в 117 г. до н. э.) в Сиа-ни (с. 78).
Позднее появились и изображения людей. Статуи эпохи
Тан поражают своей реалистичностью и мастерством исполнения. Династия
Мин после нескольких веков засилья монголов стремилась воскресить давние
традиции, создав громадные фигуры, украшающие императорские гробницы к
северу от Пекина.
Совершенно иная ветвь религиозной культуры - буддийское
искусство. Оно пришло из Индии, и китайские мастера лишь варьировали
его основные образы. Изображения Будды обычно стилизованны, что
символизирует отстраненность его от всего земного; позы и жесты, а также
складки одежд весьма условны и всегда имеют определенное символическое
значение. Изображения бодхисатв занимают как бы промежуточное положение.
Для них характерно широкое разнообразие образных и композиционных средств.
А вот лоханей (арха-тов), учеников Будды, принято изображать вполне реалистично.
Китайская живопись и каллиграфия отличаются особым
своеобразием. Оно определяется даосизмом, последователями которого были
многие художники, используемыми материалами и китайской иероглификой.
Каллиграфия здесь не просто умение красиво писать, но
и искуство, позволяющее
мастеру в рамках традиции наиболее полно проявлять свою индивидуальность.
При письме используются "четыре сокровища мастерской": бумага, кисть,
тушь и пемза. Тушь в виде палочек растирается пемзой в чашечке и разводится
водой. Густоту задает нужная интенсивность тона - от светло-серого до
густо-черного, главного цвета каллиграфии. Бумага легко впитывает тушь,
передавая малейшие оттенки цвета, характер.
Каждое прикосновение кисти к бумаге создает рисунок,
который, в отличие от европейской живописи, уже невозможно изменить и
исправить. Это относится и к иероглифи-ке, и к живописи. Замысел должен
полностью созреть в голове художника, прежде чем он возьмется за кисть.
Каллиграфия и живопись в Китае тесно связаны друг с другом. Обе
основаны на одних и тех же принципах и часто дополняют одна другую. Иероглифы
очень напоминают рисунок, а на картинах чаще всего присутствуют стихи
и другие надписи.
Форма традиционной живописи - свиток, нередко длиной
несколько метров, который при просмотре разворачивают, а затем вновь скатывают
в трубочку.
Свитки впервые появились в эпоху Тан. Они были очень
длинными, и повесить на стену их было попросту невозможно. Впрочем, мастера
рисовали и на отдельных листах, и на сосудах.
Главное место в китайской живописи занимает пейзаж.
Заоблачные горы создают вертикаль, река или озеро -горизонталь. Иногда
встречаются крошечные фигурки людей. Изображение плоскостно, лишено центральной
перспективы и глубины. Обучение живописи сводилось к копированию работ
старых мастеров. Достигшие в этом совершенства могли создавать свою собственную
манеру, минимально отклоняющуюся от канона. И сегодня взгляды на проблему
оригинала и копии в Китае и на Западе диаметрально противоположны. Китайские
художники часто изображают зверей, особенно лошадей, во всевозможных видах,
а также птиц и животных, имеющих символическое значение, например черепах,
цапель и цикад. В цветочных композициях на первом плане выделяются "четыре
благородных": орхидея, цветок сливы мэй, хризантема и бамбук, символизирующие
времена года. Изображения людей - это чаще все- го портреты знатных осоо,
а также типажи, например отшельник или монах. Китайские мастера часто
творили просто для себя, если речь идет о чиновниках, и искусство было
для них усладой взора и души, или, будучи ремесленниками, они стремились
создать нечто новое и прекрасное.
Но верхом совершенства считались резьба по нефриту,
камню и слоновой кости и каллиграфические надписи на рисовых зернышках.
Культура под цензурой.
Для современного китайского искусства характерно множество
противоречий. После "великого похода" лидеры КПК, укрывшиеся в 1942 г.
в пещерах Яньани, решили поставить искусство на службу партии. Многие
ветераны по-прежнему верят в лозунги тех лет. После 1978 г. творцы получили
некоторую свободу. Китайские художники в большинстве своем уступали партийному
нажиму. Многие оставили традиционную технику и обратились к европейской
масляной живописи, изучая ее путем копирования.
Так появились тысячи работ, написанные
неумело и без тени вдохновения. Поп-арт в этом смысле интереснее, хотя
бы благодаря разнообразию сюжетов. Увы, с большинства картин смотрит улыбающийся
красный император Мао Цзэдун. Подлинные шедевры - большая редкость. Тем
не менее уже появились образцы нового китайского искусства. Постановщики
фильма "Пятое поколение", выпускники первого после "культурной революции"
выпуска Пекинской академии киноискусства, в том числе Чжан Имоу, получили
на Западе несколько премий за свои фильмы "Красный Гаолян" и "Красный
фонарь". Гун Ли, исполнившая в них главные роли, - звезда мирового экрана.
Вслед за Шанхаем, где киностудия открылась еще в 30-е гг., возникли студии
в Пекине и Сиани, выпускающие фильмы и в китайском, и предержащие не захотели
видеть правду с экрана. В 1994 г. Чжан и Гун были отлучены от кино на
5 лет...
Среди последних достижений китайской кинематографии
- фильм "Крадущийся тигр, невидимый дракон", снятый талантливым режиссером
Энгом Ли. В главной роли снялся Чоу Юн Фат, восходящая звезда Голливуда.
Фильм был номинирован на И премий "Оскар" и выиграл четыре. В 2000 г.
лауреатом Нобелевской премии по литературе стал китайский писатель Гао
Синцзянь, живущий ныне во Франции. Но отношение к его творчеству в самом
Китае, мягко говоря, прохладное. Опять знакомая проблема "художник
и политика"...
Со времен династии Мин основные принципы возведения
крупных ансамблей, будь то храмы, жилые комплексы или императорские дворцы,
остаются неизменными. Все элементы ансамбля тяготеют к центру - главной
Небесной оси Срединной империи. Кроме того, ансамбль должен быть защищен
с севера, откуда исходят тьма и холод (этот принцип особенно заметен в
планировке Пекина), и открыт на юг, к солнцу. Это автоматически влечет
за собой осевой принцип "север-юг"; по этой линии одно за другим
должны быть расположены все главные здания, а вход в ансамбль - находиться
на юге. Согласно традиционным представлениям Земля - квадратная глыба
и у нее имеется вторая ось, идущая под прямым углом к первой. Поэтому
все центральные здания по возможности квадратные, но непременно прямоугольные,
причем внутренние стены также образуют квадраты. Таким образом, фасад
имеют не только отдельные здания, но и весь ансамбль. Здания, как правило,
состоят из стандартных элементов.
Кто не испытывает страха перед огнедышащим драконом?
Все, кроме китайцев. Для них это чудище - добрый, приносящий удачу зверь,
На картинах и рельефах драконов часто изображают играющим
с жемчужиной, символом грома, и эта игра считается источником дождя, за
которым легко угадывается сексуальное возбуждение. Дракон -символ мужской
силы. Начиная с эпохи Хань пятипалый дракон олицетворял императора,
четырехпалый - принца, а трехпалый - высших чиновников. Драконы извивались
на императорских одеждах, обвивали колонны дворца, украшали потолки, мебель,
фарфор и все что угодно. Спутником императорского дракона считается Феникс,
мифическая птица, в древности связывавшаяся с мужским началом, а начиная
с эпохи Драконы считались стражами рек и озер Мин ставшая атрибутом
императрицы. Символическое значение других животных определяется их свойствами.
Взять хотя бы долгожительницу-черепаху. Выпуклый ее панцирь
воплощает Небо, плоское брюхо -Землю, а черепаха в целом - долголетие.
Могучий лев олицетворяет стражу, конь - силу воли, павлин -красоту, а
обезьяна - хитрость. Если же подходящего животного в природе нет, его
попросту создают. Так, присевшие на задние лапы цили-ни (мифологические
существа с головой оленя, хвостом быка, чешуйчатой кожей и мягкими рожками)
символизируют мудрых искусных правителей, так сказать идеальных чиновников.
Похож на них и другой гость из мифов и легенд
-сечжи, символ справедливости. У этого неподкупного
судьи массивное туловище, раздвоенные копыта
длинная грива и собачья голова. Мифические фигуры на крыше оберегают от
злых духов тем самым задавал и размеры всей постройки. Ибо основные пропорции
зданий, будь то храм или приемный зал, ворота или жилой дом, были всегда
одинаковы.
|