Основные философские системы Китая возникли примерно за 5 веков
до н.э. Главные философские учения Азии со временем приобрели статус религий,
излагавших их в наиболее упрощенной форме. Эти религии, в отличие от западных,
не имели строгой церковной иерархии, предписывающей верующим, как им следует
мыслить и поступать.
Религия в Азии - дело сугубо личное, возможность установить связь со
своими божествами. Почти в каждой религии существует множество богов и
богоподобных существ, имеющих особую специализацию. Основателей религий
в Азии почитают как мудрецов, а отнюдь не богов. В отличие от христанства
или ислама, азиатские религии никогда не прибегали к миссионерству и не
насаждались огнем и мечом. Для религиозной жизни Восточной Азии характерна
атмосфера веротерпимости.
В последние 50 лет отношения между государством и общинами верующих
в Китае складывались совсем иначе. Тем не менее интерес к религиям и религиозной
жизни здесь, несомненно, сохранился. Сейчас в Китае насчитывается 28 млн.
мусульман, 3 млн. католиков и 1 млн. протестантов. Несколько тысяч православных
(не только русских по национальности) живут в Синьцзяне, Внутренней Монголии
и Хэйлунцзяне.
Китай - страна, где получили распространение не одна, а несколько
религий. Главными из них являются буддизм, даосизм, ислам,
католицизм и протестантство. Граждане Китайской Народной
Республики правомочны самостоятельно решать, какую религию исповедовать,
и заявлять о своей приверженности той или иной вере. По неполным данным
статистики, в Китае насчитывается более 100 млн. верующих, имеется
более 85 тыс. храмов и других мест для культовых отправлений, около 300
тыс. служащих культа, более 3 тыс. религиозных организаций, 74 духовных
учебных заведения, созданных религиозными организациями.
Конфуцианство
Формально конфуцианство не является религией, ибо в нем никогда не было
института церкви. Но по своей значимости, степени проникновения в душу
и воздействия на сознание и поведение народа оно успешно выполняло ее
роль. Есть и еще одно коренное отличие конфуцианства от мировых религий.
Идеи Конфуция - это слово не Всевышнего, а земного человека.
Строгая социальная иерархия и моральные правила - основные принципы
учения Конфуция, родившегося в 551 г. до н. э. в семье незнатного
ученого в княжестве Лу (современный Шаньдун). Согласно Конфуцию
в основе общества лежат "пять отношений": между правителем и министром,
отцом и сыном, мужем и женой, старшим и младшим братьями и, наконец, друзьями.
Равноправными могут быть лишь отношения между друзьями. Во всех остальных
случаях младший партнер обязан повиноваться старшему, ожидая его благосклонности.
Конфуцианская мораль проповедует "пять добродетелей": человечность, справедливость,
благородство, самоусовершенствование и верность. Никто не должен поступать
с другими так, как не хотел бы, чтобы поступали с ним. Это, в принципе,
относится и к правителю, который обязан заботиться о подданных, иначе
они вправе свергнуть его. Учение Конфуция получило дальнейшее развитие
у его учеников, прежде всего у Мэн-цзы. Значение конфуцианства резко возросло,
когда династия Хань, интерпретировав по-новому, сделало его официальной
идеологией. Подвергшись новому переосмыслению в эпоху Сун, оно приняло
ортодоксальную форму. Учение Конфуция было и остается одной из авторитетнейших
этических систем, определившей параметры формирования мышления и национального
характера китайцев.
Конфуцианству следует сейчас 200-300 млн. человек, называя его своим
образом жизни.
Буддизм
Буддизм. История буддизма в Китае насчитывает два
тысячелетия. В стране имеется около 13 тыс. буддийских храмов и монастырей,
200 тыс. постриженных монахов. В том числе тибетская буддийская
община (ламаистская) насчитывает 120 тыс. лам, 1,7 тыс. живых будд,
более 3 тыс. монастырей; палийская сетка буддизма насчитывает около
10 тыс. монахов и настоятелей и 1,6 тыс. монастырей. Буддизм, проникший
в Китай в 65 г. н. э., вскоре получил широкое распространение. Новое учение
соответствовало китайскому мышлению, и из индивидуальной религии превратилось
в семейную веру. Его основатель Сиддхартха Гаутама (563-483 гг.
до н. э.), почитаемый в качестве Будды, был индийским принцем,
скитавшимся по свету в поисках истины. Однажды под деревом бодхи он достиг
просветления, познав, что человеческая жизнь - это бесконечное страдание,
вызываемое страстями и невежеством. Путем познания и отречения от страстей
человек может подняться на более высокую ступень и, вырвавшись из круговорота
все новых рождений, достичь нирваны. Согласно Хинаяне, первоначальному
варианту буддизма, каждый человек должен сам найти свой путь. Более
поздняя Махаяна, другой вариант буддизма, допускает, что
ему в этом могут помочь бодхисатвы - люди, достигшие нирваны
и отказавшиеся погрузиться в нее ради помощи другим. В принципе, ими
могут быть только мужчины, но в Китае бодхисатва Авалокитешвара обрел
женскую ипостась, став Гуаньинь, богиней сострадания. Ее изображают
либо с поднятым к небу указательным пальцем, либо с сосудом святой воды
в руках, либо сидящей в позе медитации, с девятью головами и тысячью рук,
символизирующими милосердие. Майтрейя, Будда будущего, который
должен прийти в мир через 4 или 5 тыс. лет после исторического Будды
Гаутамы, по китайским представлениям воплотился в X в., став монахом
Ци Цы. Его изображают в виде Милэфу, улыбающегося толстяка. Особым направлением
является чань-буддизм (в японском прочтении дзен-буддизм), где
отсутствует институт монастырей и достигать просветления можно не отрываясь
от повседневных дел. Всего в Китае насчитывают свыше 300 млн. человек,
так или иначе связывающих себя с буддизмом.
Даосизм
Даосизм зародился в Китае 1700 лет назад. В стране насчитывается
1,5 тыс. даосских монастырей, более 25 тыс. даосских монахов и монахинь.
Почти в одно время с Конфуцием жил мудрый отшельник, которого звали Лао-цзы
("старый ребенок"). Он считается основателем даосизма. В отличие от
конфуцианства, интересовавшегося сферой общественных отношений, даосизм
сконцентрирован на конкретном человеке. Он учит следовать дао (кит. -путь),
мудрым отношениям человека с другими людьми и Природой.
Ключевое понятие даосизма - у вэй (недеяние), означающее не бездействие,
а жизнь, не нарушающую гармонию окружающего мира. Около 20 млн. жителей
Китая считают себя приверженцами даосизма. Идеи даосизма повлияли прежде
всего на людей творчества. Традиционная живопись изображает изменчивую
природу, пейзажи, на которых человек едва заметен. Традиционная медицина
также основана на принципе гармонии человеческого тела. Тесно связано
с даосизмом и учение о противоположных началах - инь и ян.
Инъ означает женское начало, слабость, тьму, холод, пассивность, север,
четные числа и т. д.
Выражением ян считаются мужское начало, сила, свет, тепло, активность,
юг, нечетные числа и пр. Единство обоих начал создает совершенное целое.
Знаменитый символ инъ-ян показывает также, что каждый элемент несет в
себе зерно своей противоположности.
Ислам
Ислам проник в Китай в VII в. В Китае приверженцами ислама
в основном являются проживающие на территории Китая нацменьшинства: хуэйцы,
уйгуры и другие - всего 10 национальностей, численность населения
которых составляет 18 млн. человек. Имеется свыше 30 тыс. мечетей, более
40 тыс. служителей культа в ранге имам и муллы.
Католицизм
Католицизм первоначально проник в Китай в VII в., но масштабное
его распространение в стране относится к периоду, последовавшему за опиумными
войнами. В настоящее время католическая паства насчитывает около 4 млн.
прихожан, имеется 4 тыс. священников, 4,6 тыс. храмов и других богослужебных
мест.
Христианство
Христианство (протестантство) проникло в Китай в
начале ХIХ в., особенно много миссионеров стало прибывать после опиумных
войн. Сегодня протестантская община насчитывает примерно 10 млн. человек,
более 18 тыс. священников, 12 тыс. церквей и 25 тыс. приходов.
К общенациональным религиозным организациям относятся: Китайская ассоциация
буддистов, Китайская даосская ассоциация, Китайская исламская ассоциация,
Ассоциация католических епископов, Китайский комитет патриотического движения
христиан за "тройную независимость", Китайская христианская ассоциация
и другие. Все эти организации формируют свои руководящие органы в соответствии
со своим уставном.
Религиозные организации в Китае пользуются самостоятельностью
в проведении культовых отправлений, правом создавать духовные учебные
заведения, издавать священные книги, впускать периодические издания, заниматься
общественной полезной деятельностью. Как и большинство стран мира, Китай
придерживается принципа отделения школы от религии, в системе народного
образования не фигурирует предмет богословия. Преподавательская и исследовательская
работа в области религии ведется в отдельных высших учебных заведениях
и исследовательских институтах. В духовных школах, созданных религиозными
общинами, учреждены религиозные специальности в соответствии с требованиями
практики. Китайскими законами охраняются нормальная религиозная деятельность
священнослужителей разных церквей и нормальные культовые отправления,
организуемые религиозными общинами и совершаемые в церкви либо в частном
жилище верующих: ритуалы поклонения Будде, чтение священных книг,
воскресные мессы, моленья, проповеди, крещение, ритуал пострига, наложение
поста, собрание по поводу религиозных праздников, помазание, медитации
и пр., на котором никому не дозволено посягать.
В годы т.н. "культурной революции" (1966-1976 гг.) религиозным
общинам Китая так же, как и другим аспектам социальной жизни страны,
был причинен большой ущерб. В последующие годы центральное и местные правительства
проделали большую работу по исправлению ошибок, имевших место в "культурной
революции", по восстановлению политики свободы вероисповедания. Были
реабилитированы и восстановлены в должности духовные деятели, пострадавшие
по сфабрикованным обвинениям, возобновлена деятельность церквей и пр.
Начиная с 80-х гг. ежегодно по стране открывалось (в том числе возобновляло
деятельность) примерно 600 христианских храмов; на конец 1996 г. совокупный
тираж "Библии" составил 18 млн. экземпляров, причем ее издание
было полностью освобождено от налогообложения.
Считая с 1983 г. Китайской христианской ассоциацией было выпущено
более 8 млн. экземпляров "Аллилуйя". В 1958-1995 гг. католическая
община Китая самостоятельно назначила 126 епископов, в последнее десятилетие
было подготовлено более 900 приходских священников. На еженедельных службах,
проходящих в христианском кафедральном соборе вблизи Чунвэньмэня
(г.Пекин) присутствует не менее 3 тыс. человек, а на мессах, устраиваемых
4 раза в день по воскресеньям в католическом соборе "Наньтан" г.
Пекина, присутствует более 2 тыс. человек, причем одна из месс
организуется специально для иностранцев, проживающих в Пекине и
проповедь читается на английском языке.
Существующие в Китае различные религиозные культы уже стали составной
частью китайской цивилизации, их приверженцам присущи патриотизм и преданность
вере. Китайское правительство поддерживает и поощряет деятельность религиозных
общин по сплочению паствы во имя участия в строительстве Родины.
Все религиозные общины проповедуют важность служения обществу, благодеяний
на благо людям. Например, буддисты придерживаются девиза "Поступай
во славу государству и при этом имей собственные интересы и радость",
христиане и католики - заповеди "Славь господа Бога и осчастливь людей
добрыми делами", даоссы проповедуют "любовь, согласие и сподвижничество
на благо миру", ислам учит: "Молитесь Аллаху за воздаяние в этом
грядущем мире".
В Китае все религиозные общины равноправны и мирно сосуществуют
друг с другом, так что не было конфликтов на религиозной почве. Между
верующими и неверующими поддерживаются отношения взаимного уважения, сплочения
и мирного сосуществования. Все это стало возможным, с одной стороны, благодаря
существующей в Китае с древних времен традиции терпимости к чужим
цивилизациям, а с другой стороны, благодаря тому, что после образования
Китайской Народной Республики центральное правительство провозгласило
и претворило в жизнь политику свободы совести, тем самым наладив взаимоотношения
между государством и религией в соответствии с китайскими реалиями.
Традиционная китайская медицина базируется на мудрости самой природы.
Любое вмешательство в организм воспринимается как стресс, и поэтому лучше
просто быть здоровым, чем принимать лекарства. Достигается это правильным
образом жизни: человек должен регулярно питаться, долго спать, делать
упражнения и сохранять спокойствие духа. Китайская медицина использует
естественные растительные препараты, делая упор на лечение всего тела,
а не какой-либо его заболевшей части. Китайская медицина берет свое начало
в древнейшие времена, когда врачами были философы и натуралисты. Сегодня
традиционные лекарства преобладают на прилавках аптек Китая.
Положительная черта таких препаратов - практически полное отсутствие
побочных эффектов. Но помните, что китайские лекарства все же не конфеты
и нельзя принимать их просто так, для профилактики. Если вы решили попробовать
на себе чудеса китайской медицины, то посоветуйтесь сначала со специалистом-медиком.
Будьте осторожны: в Китае продается много сомнительных препаратов, якобы
обладающих чудесными свойствами. Прием одних способствует рождению мальчика,
других - повышает ваши умственные способности или потенцию. Помните, что
научные исследования прошли далеко не все из них. По мнению некоторых
людей, китайская медицина может излечить практически любое заболевание.
Это миф.
|